Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.
Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87
Кейнсианская позиция в теории денег состоит в том, что деньги нужны не только для заключения сделок, но и для владения ими в качестве активов. Следовательно, спрос на деньги зависит от спекулятивного мотива, объем спроса в обратной зависимости от процентной ставки. Скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Если это так, то стабильная связь между денежной массой и чистым национальным продуктом отсутствует, так как скорость денежного обращения изменяется с изменением денег.
Выше было отмечено, что для борьбы с инфляцией необходимо ограничить денежную массу.
Кейнсианцы придерживаются здесь другого мнения. Они считают, что уменьшение денежного предложения может привести к уменьшению спроса, что приведет к спаду производства, что в свою очередь усилит инфляцию.
На самом деле все зависит от ситуации на рынке. Если при неэластичном предложении товаров повысить денежную массу, то это приведет только к росту цен - инфляции.
Если же на рынке предложение эластично (товаров много - денег не хватает), то с повышением объема денежной массы увеличится производство, следовательно, инфляция начнет утихать.
Кейнсианцы
считают, что главной проблемой
в государственном регулировани
Рекомендации Кейнса, а именно, большие государственные расходы и низкая процентная ставка, для благоприятного инвестиционного климата были действенным только во времена кризисов. И в 70-е годы приходит кризис кейнсианства.
Над идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого является Мильтон Фридман, известный американский экономист. В 1950 году он возглавил проект по изучению роли денег в деловом цикле. Интенсивные эмпирические исследования доказали, что в период Великой Депрессии деньги играли более существенную роль, чем считалось ранее. Он пришел к выводу, что неспособность ФРС предотвратить резкий спад количества денег, находящихся в обращении в 1929-1933 годах существенно усилил негативное стороны происходившего сжатия в экономике. В основу монетаризма легло уравнение обмена, но Фридмен считал, что скорость обращение денег переменная величина, зависящая от нормы процента. Следовательно, чтобы победить рост цен нужно ограничить предложение денег с учетом изменяющейся скорости обращения денег.
Монетаристы считают, что рыночная экономика является внутренне устойчивой системой. Все неблагоприятные моменты - следствие неразумного вмешательства государства, которое необходимо свести к минимуму. Фридмен полагал, что «деньги имеют значение», монетаризм делал упор на денежное предложение, через изменение предложение денег можно повлиять на номинальный внутри валовой продукт.
В заключение хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях, с учетом теории рациональных ожиданий.
Долгие годы дебатов между различными экономическими школами оснастили денежные власти различными методами, инструментами и типами денежно-кредитной политики.
На современном этане развития в стратегии монетарных властей существует два типа денежно-кредитной политики: политика «дорогих» денег (политика рестрикции) и политика «дешевых» денег (кредитная экспансия). Это своего рода ответная реакция центрального банка на экономическое состояние страны. Так, например, пусть экономика переживает спад, характеризующейся безработицей, снижением цен и вялой деловой активностью. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег для активизации бизнеса. Для достижения данной цели применяют политику «дешевых денег», которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, монетарные власти должны совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение процентной ставки (ставка рефинансирования, учетная ставка) и, в-третьих, нужно ослабить нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер у субъектов хозяйствования появится свободные деньги, понижение ставки рефинансирования сделает межбанковские кредиты дешевым, ослабление нормативов увеличат избыточные резервы системы коммерческих банков. Следствие этих мер будет увеличение денежного предложения. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов (доходов) и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, денежные власти должны попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии процентной ставки (ставка рефинансирования, учетная ставка) для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой «дорогих денег». В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию.
Цель политики заключается
в ограничении предложения
В конце 1990-х и в начале 2000-х годов Центральный банк Японии, занижая процентные ставки, довел ее до нулевого уровня. Однако, даже когда ссуды стали доступны без всякой платы за них, большинство потребителей и видов не занимали не тратили больше, чем прежде. Японская экономика продолжала оставаться в состоянии рецессии, такой эффект носит название «тянуть за веревочку или ее толкать». То есть опыт Японии наглядно показывает, что политика «дорогих денег» проводит легче, чем политику «дешевых денег».
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время спада. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, замеченный кейнсианцами, отмечаенный выше заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
Таким образом, денежно-кредитная политика это один из направлений государственной регулирования экономики, главной целью которого является стабильность цен. Объектом регулирования выступает денежное предложение, процентные ставки, валютный курс, объем кредитов в экономике. Субъектом регулирования – центральный банк.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом. В теории денег различают три основных экономических школ: классическая количественная теория денег, кейнсианская теория, современная теория денег (монетаризм).
Но в современном мире концепция монетарной политики вобрала в себя все течения экономической мысли, и в мире нет центрального банка, который находится в плену единственной экономической теории.
Современная тактика денежно-кредитной политики, проводимая центральным банком подразделяется на два вида политика «дорогих денег» (денежная рестрикция) и политика «дешевых денег» (денежная экспансия). Суть первой политики заключается в удорожание денег, ограничений денежного предложения для подавления инфляционных процессов в экономике. Смысл второй политики заключается в росте денежного предложения, снижения процентных ставок для повышения инвестиционной активности во время циклического спада.
Преимущества денежно-
1.2 Система показателей и методов денежно-кредитного регулирования
Монетарные власти в проведении своей политики опираются на определенные показатели экономики. Они играют роль лакмусовой бумажки. Данные показатели, как и монетарная теория, прошла свою эволюцию. Во времена золотого стандарта центральные банки поддерживали фиксированный валютный курс, а для этого не было необходимости в наборе показателей и инструментов. В эпоху преобладания идей Кейнса главной задачей правительства считалось достижение полной занятости через налогово-бюджетную политику. Следовательно, денежно-кредитной политике не придавали значительной роли. Главными показателями, на которые ориентировалась экономическая политика, являлись ВНП и уровень безработицы. Но с выходом из кризиса ряд промышленных стран и закономерное преобладание инфляционных процессов в 70-е годы выдвинуло монетаристские взгляды регулирования экономики на первое место. Это означало что, впредь регулятор будет ориентироваться в своей политике, отталкиваясь от денежной массы.
Денежная масса – совокупность наличных денег в обращении и денег на счетах клиентов финансовых организации.
Состав денежной массы определяется спецификой кредитно-денежной системы той или иной страны. Если обратится к нашей республике, то структура денежных средств в обращение выглядит следующим образом:
М0 - наличные деньги в обращении;
М1 - включает в себя М0, а также остатки средств на расчетных и других депозитных счетах хозяйствующих субъектах, на счетах юридических лиц по финансированию капиталовложений, на счетах фондов долгосрочного кредитования и финансирования, на чековых и аккредитивных счетах, на счетах общественных и других неправительственных организаций, вклады населения и юридических лиц до востребования;
М2 – включает в себя М1, а также срочные вклады физических и юридических лиц;
М3 – М2 плюс облигации государственного займа.
Таким образом, каждый последующий денежный агрегат включает в себя все элементы предыдущего, является носителем большой массы денег, но, менее ликвидным, чем предыдущий. Структура денежных агрегатов меняется с развитием инструментов денежного рынка и не является статичной.
Денежная база – совокупность всех наличных денег в обращении и наличных деньги на корреспондентских счетах коммерческих банках в Национальном банке.
Денежный мультипликатор – степень самовозрастания денежной массы.
Следует, заметить, что финансовые инноваций произошедшие в 80 – е, усилили колебания скорости обращения денег. Вследствие, чего монетарные власти перестали ориентироваться на денежные агрегаты, и в 1993 году ФРС США заявил, что денежные агрегаты не может быть надежным ориентиром при проведении монетарной политики. Вектор изменений в экономической мысли можно заметить в словах Нобелевского лауреата 1999 года Р.Манделла: «Объем информации содержащийся в денежных агрегатах, равен нулю»[16, c 222].
На смену денежных агрегатов в использовании как показателя для проведения денежно-кредитной политики приходит уровень инфляции, так как современная монетарная политика ориентируется на концепции инфляционного таргетирования, на которую частично перешел Казахстан в 2002 году.
Если посмотреть на «Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан», то мы увидим что, денежные власти нашей страны используют ряд показателей. Это уже перечисленные уровень инфляции, денежная масса, денежная база и новые показатели, международные резервы Национального банка Республики Казахстан, депозиты резидентов, кредиты банков экономике и уровень монетизации.
Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования