Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87

Работа содержит 1 файл

Диплом Дос.doc

— 715.00 Кб (Скачать)

Следует заметить, что инструменты денежно-кредитной  политики с качественной стороны имеют некоторые недостатки.

 Чтобы дополнительная  валюта от выручки сырьевых  доходов и внешних заимствований  не оказывали давление на курс  тенге в сторону укрепления, Национальный  Банк проводит валютную интервенцию.  Так в 2006 году центральный банк Казахстана купил в общей сложности 10 млрд. долларов. Данные меры Национального Банка Казахстана дополнительно влили в экономику огромную ликвидность. В целях стерилизации денежные власти выпустили  краткосрочные ноты, тем не менее, данные операций способствовали росту ликвидности. Как показано на рис. 6  в результате этих операции на рынке появилось дополнительно 132,4 млрд. тенге.


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6 – Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке[20].

 

Можно констатировать, что в результате валютных интервенции денежных властей в экономике повысилось инфляционное давление. Так же большим недостатком является срочность интрументов.  Проводимые операции Национального Банка не имеет практически влияний (кроме минимальных резервных требований), так например, выпуск нот осуществляется всего на 28 дней, что означает по окончанию данного срока, изъятая ликвидность вливается в банковский сектор с дополнительной надбавкой в виде процента. Депозиты тоже имеют краткосрочный характер, и несет такой же эффект.

Также  методика определения  индекса потребительских  цен (ИПЦ) значительно занижают фактический  уровень инфляции. Так по данным журнала «Эксперт»,  инфляция в стране рассчитывается по потребительской корзине, существенно отличающейся от потребительской корзины других стран. Например, в индекс потребительских цен США с весом 30% входит арендная плата, которую неявным образом платит человек, покупая квартиру. В Норвегии недвижимость входит в ИПЦ с весом порядка 20 – 25%. В казахстанской потребительской корзине аналогичный пункт отсутствует, несмотря на то, что последние пять лет цены на жилую недвижимость в номинальном выражении росли в среднем на 38% в год. Это означает: если ввести соответствующие поправки в индекс, то в 2006 году инфляция в Казахстане составляла 17 – 20% в год. То в заданный коридор 6,5-8,5% за 2006 год Национальный Банк не уместился.

Таким образом, если оценивать  эффективность денежно-кредитной  политики, сравнивая прогнозные данные с фактическими, на протяжения ряда лет, действия Национального Банка можно считать удовлетворительными.

Но  в целом эффективность  денежно-кредитной политики, проводимой Национальным Банком Республики Казахстан  довольно низкая. Это объясняется  несколькими  причинами:

- проводимые операции  Национального Банка не имеет практически влияний (кроме минимальных резервных требований), так например, выпуск нот осуществляется всего на 28 дней, что означает по окончанию данного срока, изъятая ликвидность вливается в банковский сектор с дополнительной надбавкой в виде процента. Депозиты тоже имеют краткосрочный характер, и несет такой же эффект. Валютные интервенции денежных властей увеличивают денежную массу;

- отсутствие четкой  взаимосвязи с другими ведомствами;

- манипулирование расчетами  показателя инфляции искажает  реальное изменение цен, если брать дефлятор внутри валового продукта, то за 2006 год он составляет 16,0%  при ИПЦ 8,6%.

- оторванная концепция  денежно-кредитного регулирования  от реалии экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

3.1  Система  инфляционного таргетирования

Согласно отчету Национального Банка в целях  совершенствования системы денежно-кредитного регулирования денежными властями постепенно проводится валютная либерализация  и переход на режим инфляционного таргетирования.

С конца 1980-х  годов около десятка промышленных развитых стран решили перейти на инфляционное таргетирование. Первыми  стали Новая Зеландия  и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. С 1999 года инфляционное таргетирование использует Европейский Центральный Банк.

Причиной выбора центральных банков перечисленных  стран неудачный опыт таргетирование денежных агрегатов или поддержания  фиксированного валютного курса. В  Новой Зеландии и Канаде инфляционное таргетирование первоначально использовалось для сохранения темпов инфляции, которая в этих странах в 1980-х по меркам западных стран была достаточно высокой. Поскольку опыт борьбы с инфляцией оказался вполне успешным, остальные государства переняли инструментарий инфляционного таргетирования, несмотря на то, что темпы инфляции у них были сравнительно низкими. Что касается развивающихся стран, можно выделить три причины, почему власти решили сменить режим денежно-кредитной политики: валютный кризис, эволюция стабилизационной программы на базе фиксированного валютного курса и потеря эффективности денежного таргетирования.

К началу 2002 года на таргетирование инфляции перешло  девять промышленно развитых стран, зона евро, одиннадцать развивающихся стран и две страны с переходной экономикой (таблица 4).

 

Таблица 4 Хроника  перехода на инфляционное таргетирование.*

 

п/п

Года

Страны или  группа стран

1

2

3

1

1990

Новая Зеландия

2

1991

Канады 

3

1992

Великобритания 

4

1993

Финляндия, Швеция, Австралия

5

1994

Испания, Перу

6

1997

Израиль, Чехия 

7

1998

Южная Корея, Польша

8

1999

Еврозона, Чили, Бразилия, Индонезия 

9

2000

ЮАР, Таиланд, Швейцария

10

2001

Норвегия, Исландия, Колумбия, Мексика, Филиппины 

11

2002

Венгрия

12

2003

Румыния, Словения

13

2004

Казахстан

14

2005

Словакия 

В перспективе  Япония, Турция, Россия, Аргентина, Пакистан, Албания, Замбия.


*Источник: Моисеев  С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика[16, c 234].

 

И это не считая остальные четыре десятка стран, куда входит также США, которые использует смешенные режимы таргетирования, включая в себя целевые ориентиры инфляции. Ожидается, что в ближайшие годы на таргетирование инфляции переключится еще ряд западных стран.

Среди государств СНГ первым на таргетирование инфляции как уже отмечалось во второй главе, первым перешел Казахстан. В 2001 году глава Национального Банка Республики Казахстан объявил о планирующимся изменение режима денежно-кредитной политики. С 2002 года ориентиры денежно-кредитной политики определяется Национальным Банком на три года вперед с ежегодным уточнением. Согласно «Основным направлениям денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2002-2004 года», проходит подготовка и переход к инфляционному таргетированию, что предполагает постепенный отход от целевых показателей по денежной базе и иностранным резервам  к целевым показателям по инфляции.

В июле 2003 года в Закон Республики Казахстан  «О Национальном Банке Республики Казахстан» был внесен ряд принципиальных изменений и дополнений, касающихся проведения Национального Банка денежно-кредитной политики, которые вступают в силу с 1 января 2004 года. Так, если по действовавшему законодательству основной задачей Национального Банка являлся обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, то согласно последним изменениям основной целью Национального Банка стало обеспечение стабильности цен.

Основной причиной данных изменений является необходимость  более точной формулировки основной цели Национального Банка в рамках объявленного перехода к стандартам Евросоюза и к принципам инфляционного таргетирования, одним из условий которого является смещение акцентов в политике Национального Банка от ориентиров по обменному курсу к обеспечению стабильности цен. Соответственно, любые другие задачи и ориентиры, которые могут возникать в ходе осуществления денежно-кредитной политики, являются второстепенными.

Инфляционное  таргетирование означает применение операционного  инструментария центрального банка  в целях достижения количественного ориентира инфляции, за который орган денежно-кредитного регулирования несет ответственность.

Главной особенностью принципа инфляционного таргетирования является его «направленность в будущее», а именно, принятие параметров денежно-кредитной политики на ближайшие годы с учетом прогноза их влияния на инфляцию  в средне- и долгосрочном периоде.

Страны инфляционного  таргетирования демонстрируют очевидные  преимущества в макроэкономической сфере по сравнению со странами-приверженцами  денежного предложения:

- страны инфляционного таргетирования добились успешного снижения инфляции в короткие сроки. В среднем прирост индекса потребительских цен сократился с 8 до 2% в год;

          - инфляция в странах инфляционного таргетирования сравнялась с инфляция в странах денежного таргетирования;

- за счет внедрения целевых ориентиров денежно-кредитной политики по инфляции неопределенность будущего изменения цен в странах инфляционного таргетирования ниже, чем в странах денежного таргетирования, что позитивно сказывается на деловой активности в индексах уверенности потребителей;

- рост доверия к политике денежных властей привел к сдвигу кривой Филлипса, которая стала занимать более благоприятное для общества положение: снижение инфляции сопровождается нулевым либо незначительным изменением в занятости населения;

- среднее значение прироста номинального ВВП в странах инфляционного таргетирования превосходит аналогичный показатель государств — приверженцев денежного таргетирования: 5—6% против 2,5—4%.

Преимущества, которые несет с собой таргетирование инфляции, объясняются спецификой его трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. В таргетировании денежного предложения задействовано всего три канала трансмиссии: канал банковского кредитования, денежный канал и канал валютного курса.

Идея канала банковского кредитования впервые была выдвинута Р.Рузом в 1951 году, а затем подробно проанализировать Б.Бернэнком и А.Блиндером в 1988 году. Его суть заключается в том, что центральный банк, уменьшая объем резервов, находящихся в распоряжении коммерческих банков, тем самым вынуждает их сократить предложение кредитов. Фирмам и домохозяйствам, в значительной степени зависящим от банковских кредитов и не имеющий им альтернатив, ничего не остается, как урезать свой расходы.

Денежный канал был  предложен современным сторонником  монетаризма А. Мелтцером в 1995 году. Им описывается прямой эффект, оказываемый  денежным предложением на цены активов. Канал валютного курса является ключевым элементом моделей денежно-кредитной политики в открытой экономике. Поднимая внутреннюю процентную ставку по отношению к иностранной, центральный банк провоцирует рост форвардного валютного курса. Укрепление местной валюты неизбежно приводит к сокращению чистого экспорта и совокупного спроса.

Исходя из спецификации трансмиссии, работоспособность таргетирования денежного предложения снижается  при наличии следующих условий:

  - неразвитость банковской системы;

- наличие инвестиционных  альтернатив банковским депозитам;

- сильные финансовые рынки, особенно рынки краткосрочных капиталов;

- распространение новых  платежных средств, включая электронные  деньги;

- высокая мобильность  международных капиталов, включая  электронные деньги;

- высокая мобильность  международных капиталов, валютное замещение.

При инфляционном таргетировании задействованы иные каналы трансмиссии: прямой канал процентной ставки, канал  накопленных финансовых активов (канал  благосостояния), канал финансового  акселератора, канал валютного курса  и канал инфляционных ожиданий. С их помощью регулируется не резервы банковской системы, а процентные ставки. Исходная идея канала процентной ставки достаточно проста: при данном уровне жесткости цен увеличение процентной ставки ведет к росту издержек привлечения финансовых ресурсов. Удорожание ресурсов сокращает объем потребления и инвестиции. Согласно каналу благосостояния изменение процентной ставки оказывает влияние на ценность долгосрочных финансовых активов, в которых размещается сбережения (акции, и облигации, недвижимость, драгоценные металлы), ее рост ведет к снижению благосостояния и падению потребления. Канал финансового акселератора действует, если корректировка процентной ставки влияет на ценность обеспечения финансовых сделок. Рост процентной ставки ведет к обесценению обеспечения и увлечению издережек заимствования, а ее падение, наоборот, к снижению издержек заимствования. Наконец, канал инфляционных ожидании позволяет центральному банку через изменение инфляционных ориентиров денежно-кредитной политики влиять на ценовые ожидания экономических агентов. При таргетировании денежного предложения данный канал в трансмиссионном механизме отсутствует, поскольку информация о денежных агрегатах обладает низкой полезностью для агентов с точки зрения прогнозирования цен.

Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования