Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87

Работа содержит 1 файл

Диплом Дос.doc

— 715.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….………3

Глава 1 Теоретические  основы  денежно – кредитного регулирования 

1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5

1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16

1.3 Зарубежный опыт  денежно – кредитного регулирования………26

Глава 2  Система денежно-кредитного регулирования  в Республики Казахстан

  2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36

2.2 Содержание денежно-кредитной политики  Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45

2.3 Оценка эффективности  денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56

Глава 3 Пути совершенствования системы  денежно-кредитного регулирования

3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62

3.2 Валютная политика в системе  инфляционного таргетирования.74

Заключение………………………………………………………………….82

Список  использованных источников……………………………87

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Денежно-кредитная политика  является одной из важнейших составляющих экономической политики государства. Денежно-кредитная политика  представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. В Республики Казахстан она осуществляется Национальным Банком путем воздействия на деятельность банков второго уровня при определении процентных ставок, валютного курса, минимальных резервных требований и других инструментов монетарной политики.

Причиной  выбора  в  качестве темы дипломной работы, заключается  в особой роли  денежно-кредитного регулирования в развитии экономики  страны. Результаты денежно-кредитной политики влияют на экономический рост, сдерживает инфляцию, обеспечивает занятость и выравнивает платежный баланс. Актуальность изучения  денежно-кредитной политики возрастает с повышением темпов роста инфляции, которая несет негативные экономические, социальные и политические последствия. Денежно-кредитная политика в Казахстане как инструмент борьбы с ростом цен требует своего изучения и развития как особой, необходимой областью экономических знаний.

 Целью работы является  анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.

В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:

1. Дать определения  денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной  политики.

2. Изучить инструменты  и показатели денежно-кредитного  регулирования экономики.

3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.

4. Отметить особенности  организации системы денежно-кредитного  регулирования в Казахстане.

5. Сделать  анализ  денежно-кредитная политика на  современном этапе.

Объектом изучения дипломной работы является система денежно-кредитной политики и деятельность Национального Банка по ее осуществлению. 

 В качестве теоретико-методологической  базы были использованы работы  Моисеева С.Р., Мишкина Ф., Ильясова  А.А., Долана Э.Д., Соколовой О.В., Бункина М.К., публичной информации Национального Банка Республики Казахстан – годовые отчеты, отчеты о финансовой стабильности, основные направления денежно-кредитной политики НБ РК.

Дипломная работа состоит  из введения, основная часть и заключение. Основная часть состоит из трех глав.

В первой главе автором  раскрываются современная концепция, сущность, цели и инструменты денежно-кредитного регулирования. Освещены зарубежный опыт монетарной политики.

Вторая глава начинается с особенности организации системы  денежно-кредитного регулирования Казахстана на современном этапе, дается краткий анализ эффективность монетарной политики Национального Банка.

В третьей главе приведена  информация о совершенствовании  системы денежно-кредитного регулирования, в частности, причины снятии валютных ограничений и причины перехода на инфляционное таргетирования.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

1.1 Современные концепции  денежно-кредитной политики

Совокупность государственных  мер и мероприятий в области денежного обращения и кредита называется денежно-кредитной политикой. Результаты денежно-кредитной политики влияют на экономический рост, сдерживает инфляцию, обеспечивает занятость и выравнивает платежный баланс.

Современные отечественные  и зарубежные авторы дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики:

«Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер, направленных на изменение количества денег в обращении, объема банковских кредитов, процентных ставок, на валютный курс, платежный баланс и, следовательно, на состояния экономики страны»[17, с 119].

«Денежно-кредитная политика – политические инструмент, находящиеся  в распоряжении центральных властей, влияющий на банковскую систему в целом, а также на инфляционные процессы, занятость и реальный объем производства»[10, с 352].

«Денежно-кредитная политика представляет собой одно из направлений  государственной политики регулирования  экономики. Объектами регулирования  выступают спрос и предложение  на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Проводником денежно-кредитной политики государства является центральный банк, или банк банков»[10, с 6].

Процитированные определения  показывают, что в разных источниках, отсутствует различие  трактовки данного термина разными авторами. Суть всех определений сводится к следующему денежно-кредитная политика метод воздействия на экономику, посредством специального института, имеющие компетенции, и через определенные инструменты.   

Проводником денежно-кредитной  политики государства является центральный  банк. Он наделен исключительным правом эмиссии денег, регулирования денежного  обращения, валютного курса и  объема кредита. Денежные власти существуют для решения определенной задачи – конечной (первичной, стратегической) цели денежно-кредитной политики.  

По утверждению профессора Колумбийского университета Ф.Мишкина  денежно-кредитная политика любого центрального банка, направлена на достижение шести стратегических (основополагающих) целей: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность процентных ставок, стабильность финансовых рынков, стабильность валютного курса. Иерархия целей неслучайна, так для США приоритетом является высокий уровень занятости. Учитывая опыт гиперинфляции 1920-х годов, Германия принадлежит к числу ярых сторонников стабильности цен как важнейшей стратегической цели монетарной политики. Другие европейские страны признают, что центральный банк должен, прежде всего, обеспечивать стабильность цен. Возросшая важность этой цели была отражена в так называемом Маастрихтском договоре Европейского Союза (декабрь 1991 года). Этот договор создал Европейскую систему центральных банков, которая функционирует как ФРС США. В ее устав записано, что стабильность цен – это первоочередная задача, а экономическая политика Европейского Союза заслуживает поддержки только в случае, если она не угрожает стабильность цен.

Перечень вышеизложенных стратегических целей монетарной политики государства совместимы, но ряд из них несут в себе противоречия, вследствие чего, денежные власти де-юре в основном выбирают одну конечную цель. Даная цель зависит от экономического развития,  зависимости экономики от крупного субъекта на международном, региональном рынке. Например, ФРС США конечной целью законодательно закрепил максимально устойчивый экономический рост и стабильность цен, Банк Англии, Европейский Центральный Банк – ценовую стабильность. Тогда как зависимая от экспорта КНР – стабильность валютного курса юаня.  Де-факто политика монетарных властей строится на двух и более стратегических целей. Так, например, в законе   «О Национальном банке Республики Казахстан»  прописано, что целью Национального банка Казахстана является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Значит, центральный банк придерживается инфляционного таргетирования, но обзор колебания курса  тенге за вторую половину 2007 года и первого квартала 2008 года говорит о сильной валютной интервенции денежных властей, следовательно, Национальный банк частично придерживается и валютного таргетирования.   

Итак, для сохранения ценовой стабильности денежные власти таргетируют  промежуточную цель. Под таргетированием следует  понимать применение инструментов экономической  политики для достижения количественных ориентиров целевой переменной, входящих в сферу ответственности органа регулирования. В связи с тем, что банк банков не может прямо влиять на конечную цель, он действует, опосредовано через таргетирование промежуточных целей. В международной практике наибольшее распространение получило несколько вариантов таргетирования: таргетирование инфляции, валютного курса, денежное и номинального дохода. Отталкиваясь от выбранной   денежно-кредитной политики,  выбирается операционная цель, по которой в свою очередь определяется применение конкретные инструменты.                   

Следовательно, стратегическая цель – это конечный показатель, по которому  строится вся денежно-кредитная  политика. Промежуточная цель –  регуляция значений ключевых экономических переменных на продолжительных интервалах. Тактическая (операционная) цель – задача денежно-кредитной политики, которая достигается путем проведения ряда последовательных операций. Цепочка связей отражена на рисунке 1.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1  Иерархия  переменных денежно-кредитной политики [19].

В основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег,  изучающая  воздействие денег на состояние  экономики в целом. В теории денег различают три основных экономических школ: классическая количественная теория денег, кейнсианская теория, современная теория денег (монетаризм).

У каждой школы  свой взгляд,  каким образом денежные власти должны регулировать сферу обращения  денег.

Рождение монетарной теории, которая в свою очередь является концепцией денежно-кредитного регулирования экономики в современности, началось с классической количественной теории денег. Классическая количественная теория денег опирается на «уравнение обмена» (формула1.1).                                    

, где                                  (1.1)

М – денежная масса,

V – скорость обращения денег,

P – уровень цен,

Q – количество товаров.

 

Следует отметить, что смысл данного уравнения  меняется от различных допущений. Так  в эпоху преобладания идей меркантилизма  допускали, что скорость обращения и уровень цен оставался относительно неизменным в долгосрочных временных интервалов. А, следовательно, напрашивался вывод, что при росте денежной массы (в то время роль денег исполняли драгоценные металлы) увеличивалось количество товаров, то есть рос благосостояние народа. Второй смыл данному уравнению,  придал Д. Юм, он считал скорость денег и количество товаров относительно неизменными. По его мнению, скорость денег зависит  от банковских технологии, а объем товаров от населения страны и промышленной революции. При данных допущении при увеличении денежной массы увеличивался и уровень цен, что и объясняет  такой феномен как «революцию цен» в Англии 18 веке.        

Данное уравнение так  же использовал в своих работах  И. Фишер и сделал следующие выводы:

- уровень цен прямо  пропорционален количеству денег  в обращении;

- уровень цен прямо  пропорционален скорости обращения  денег;

- уровень цен обратно  пропорционален количеству товаров. 

В начале 20 века количественная теория денег не выходила за рамки академических кругов. Полноценной макроэкономической теории, а тем более концепции денежно-кредитного регулирования не было. В  начале 20 века в мире существовала всего восемнадцать центральных банков  целью, которой было  поддержание   фиксированного  валютного  курса.

Главный вывод,  который  можно сделать из классической количественной теории денег  это – уровень  цен изменяется исключительно в  результате изменения количества денег, значит, чтобы побороть инфляцию надо уменьшить денежное предложение.

 Следующая теория  внесший определенный вклад в  концепцию денежно-кредитного регулирования  экономики, заслуга  Джона Мейнарда  Кейнса, который разработал основные  концепции  регулирования экономики  посредством государства. 

 Джон Мейнард Кейнс и его последователи  полагали,  что  рыночная структура экономики  обладает внутренними "пороками",  что она неспособна к саморегулированию.  Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для  предотвращения кризисов  и  обеспечения  стабильности,  должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный ВНП,  причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (изменяя процентную ставку, мы изменяем инвестиционную активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП). По мнению кейнсианцев, скорость обращения денег изменчива и непредсказуема, а значит, уравнение обмена не имеет смысла.

Основополагающим  кейнсианским уравнением является:

 

, где        (1.2)

 

С  -  потребительские  расходы  населения,  

I   - инвестиции,

G  -  государственные расходы на покупку товаров и услуг, 

NX - чистый экспорт.

 

Кейнсианцы  считали, что фискальная, или бюджетная, политика оказывается более действенной  в период экономического кризиса,  чем денежная политика.

Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования