Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87

Работа содержит 1 файл

Диплом Дос.doc

— 715.00 Кб (Скачать)

 

 

         1.3 Зарубежный опыт денежно-кредитного регулирования

 

В свете изучения   инструментов денежно-кредитной политики во втором параграфе первой главы, следует  рассмотреть, как они применялись в международной практике. Для адекватного разбора международного опыта в применении инструментарий денежно-кредитной политики в данной работке был поделен опыт развитых (промышленных) и опыт развивающихся стран и переходных экономик.

Для начала сделаем обзор, в каких ситуациях денежными властями применялась политика резервирования. Слабость институциональных основ банковского дела, недостаточная глубина финансовых рынков, ограниченный круг финансовых продуктов препятствуют эффективному использованию других косвенных инструментов. Так, для операций на открытом рынке требуется эффективный вторичный рынок ценных бумаг, а для краткосрочного рефинансирования – развитый денежный рынок и платежные системы.   Резервные  требования стали одним из основных инструментов денежно-кредитной политики в развивающихся и переходных экономиках, в   связи с тем, что они не требует эффективного рынка ценных бумаг денежный рынок. Как отмечалось во втором  параграфе, первой главы развитые экономики значительно снизили норму резервов или отказались от политики резервирования.

Если промышленные страны, почти  полностью отказавшись от резервной  политики, и вследствие чего от его  функции налогообложения, то в развивающихся  и переходных экономиках резервы  выполняют эту функцию. Как можно увидеть из таблицы 1, в подавляющей части стран резервные отчисления являются источником доходов центральных банков. В Латинской Америке только Банк Мексики не получает сеньоража от резервных отчислений (по причине нулевых резервных требований), в Центральной и Восточной Европы его не взимают Банк Эстонии и Чешский национальный банк. В дальнейшем все страны Центральной и Восточной Европы должны отказаться от функций налога для того, чтобы присоединиться к еврозоне.

Чаще всего резервные требования в развивающихся и переходных экономиках используется для регулирования ликвидности банковского сектора и денежного предложения.  Подтверждения тому служат причины и частота изменений нормы резервирования. «В четырех странах – Бразилии, Колумбии, Индии и России – на протяжении 1990-х годах коэффициент резервирования корректировался крайне часто, в основном в целях управления широкими денежными агрегатами. Резервный банк Индии изменял резервные требования для сдерживания денежной экспансии, образовавшейся в результате монетизации дефицита государственного бюджета. Центральный банк Бразилии применил высокие резервные обязательства для сглаживания колебаний предложения кредитов в период проведения стабилизационной программы «Реал». В Колумбии, напротив резервные требования были сокращены в конце 1998 года и вредны выплаты по резервным отчислениям  в целях борьбы с денежным голодом»[16, с 328].

В Индонезии, Южной Корее  и Перу резервные обязательства  изменялись не часто. Если их и корректировали, то только для регулирования ликвидности банковской системы. Например, Банк Кореи в конце 1980-х годов увеличил норму резервирования для поглощения избыточной ликвидности, образовавшейся в результате положительного сальдо торгового баланса. Затем она была пересмотрена и сокращена для улучшения конкурентоспособности и финансового положения банков на фоне других небанковских учереждений. В Сингапуре резервные требования оставались без изменений на относительно высоком уровне с 1975 по 1998 год. Они помогали денежным властям стерилизовать приток капитала из-за рубежа.

Буферная функция  в развивающихся  и переходных экономиках работает менее  эффективно, чем в промышленных странах. По оценке специалистов Банк международных  расчетов, она эффективна только в  нескольких развивающихся странах – Индии, Южной Корее, Малайзии, Мексике и Южной Африке (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- Функции резервных  требований в развивающихся и  переходных

экономиках.*

№ п/п

Страна  

Буферная функция

Регулирование

ликвидности

Регулирование денежного предложения

Сеньораж

1

2

3

4

5

6

1

Юго-восточная Азия

2

Индонезия

 

*

*

*

3

Индия

 

*

*

*

4

Южная

Корея

*

*

 

*

5

Малайзия

*

*

 

*

6

Сингапур

 

*

 

*

7

Таиланд

   

*

*

8

Латинская Америка

9

Бразилия

   

*

*

10

Чили

     

*

11

Колумбия

 

*

 

*

12

Мексика

*

*

   

13

Перу

 

*

*

*

14

Центральная и Восточная  Европа

15

Болгария

*

*

*

*

16

Венгрия

   

*

*

17

Латвия

*

*

*

*

18

Литва

*

*

*

*

19

Польша

*

   

*

20

Россия

 

*

*

*

21

Словакия

 

*

*

*

22

Словения

 

*

 

 
*

23

Чехия

 

*

   

24

Эстония

*

*

*

 

25

Другие регионы

26

Израиль

     

*

27

Саудовская Аравия

 

*

*

*


*Источник: Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика.

               

Процентная политика центрального банка в западной монетарной теории получила название постоянный механизм денежно-кредитной политики. Структура постоянного механизма  различна от страны к стране. Постоянные механизмы действуют по отношению, как к активным, так и пассивным операциям центрального банка. В большинстве развитых стран денежные власти используют постоянные механизмы банковского кредитования. Они, как, правило, имеют форму кредитования банковской системы под залог финансовых активов. Процентная ставка по кредитам центрального банка соответствует доходности государственных ценных бумаг плюс маржа, которая препятствует безграничному получению дешевых денег кредитора последней инстанции. Примером постоянных механизмов банковского кредитования выступает механизм «позднего» кредитования в Великобритании, ломбардные кредиты в Германии, и дисконтное окно в Соединенных Штатах. Постоянные механизмы кредитования могут принимать форму не только кредитов, но и учета и переучета векселей (таблица 2). В Великобритании, например, ограниченное число клиринговых банков  имеет право прилагать Банку Англии казначейские векселя для переучета операции. Во Франции ряд кредитных учереждений может получать краткосрочные займы (от 5 до 10 дней) через операции репо.

Второй составляющей постоянных механизмов является постоянный механизм депонирования избыточных денежных средств банковской системы  на счетах центральных банков. Через  постоянные механизм депонирования  власти оказывают влияния на нижний предел краткосрочной процентной ставки денежного рынка. В отличие от постоянных механизмов кредитования механизмы депонирования не имеют в мире широкого распространения (таблица 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Постоянные механизмы  в промышленно развитых странах.*

№ п/п

Страна

Постоянный механизм кредитования

Постоянный механизм депонирования

Переучет векселей

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Австралия

Австрия

Бельгия

Канада

Франция

Германия

Италия

Япония

Нидерланды

Испания

Швеция

Швейцария Великобритания

Соединенные Штаты

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

Да

нет

Да

Да

Нет 
нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

Нет

Да


*Источник: Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика.

 

Выборка состоит из промышленно  развитых стран, потому что в развивающихся  и странах с переходной экономикой в структуре постоянного механизма  присутствует  кредитная и депозитная составная.

В развивающихся странах, где постоянные механизмы продолжают занимать главное место в инструментарии денежно-кредитной политики, они нередко нацелены на поддержание определенных секторов экономики. К примеру, резервный банк Индии с помощью кредитования осуществлял директивное распределение финансовых ресурсов между приоритетными отраслями. В апреле 1997 года центральный банк Индии ввел в действие общий механизм рефинансирования, чем отменил систему директивного распределения кредитных ресурсов. Однако Резервный банк Индии все же оставил специальное рефинансирование банков для кредитования экспортеров. Кроме того, сохраняется концессионное рефинансирование кооперативных кредитных учереждений и банков развития. В Южной Корее переучетная система аналогичным образом предназначена для финансирования малых и средних предприятий по льготным процентным ставкам (таблицы 3).

Другой отличительной особенностью постоянного механизма в развивающихся  странах является то, что они служат для поддержки слабых и неустойчивых банков. Кредитным учреждениям, которые  не могут получить доступ к рыночным ссудам из-за своих высоких рисков, ничего не остается, как обратиться к дисконтному окну денежных властей. В Бразилии, например, до 1996 года переучетный механизм пользовался наибольшей популярностью у банков, балансирующих на грани кредитоспособности.

В остальных развивающихся  странах постоянные механизмы выполняют  несколько функций (таблица 3). Во-первых, они сигнализирует о намерениях центрального банка. Посредством постоянных механизмов денежные власти устанавливают  ориентиры процентной ставки для  финансового рынка. Наиболее яркие примеры сигнальной функций постоянных механизмов демонстрируют Резервный банк Индии и Банк России. В обеих странах ставка рефинансирования служит скорее индикатором, нежели реальным финансовым инструментом (таблица 3).

Во-вторых, постоянные механизмы определяют коридор колебаний краткосрочной процентной ставки денежного рынка. К примеру, до сентября 1998 года валютное правление Гонконга через механизм регулирования ликвидности задавало верхний и нижний пределы для процентной ставки овернайт.

Итак, постоянный механизм в развитых странах выполняет  функции формирования процентной ставки и рефинансирование банков, а в  развивающихся странах в основном играет роль опоры финансового сектора  в период кризиса, помогает в селективном  кредитовании приоритетных отраслей экономики.

Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитной политики в развитых странах, и в настоящее время  становится все более важным для  развивающихся стран и переходных экономик.

 Большинство центральных  банков предпочитает вместо прямых  сделок (операция «аутрайт») использовать  репо и ломбардные кредиты.  В обоих случаях финансовые  институты отдают денежным властям  финансовые активы в залог  или временно передают на них  право собственности. Различие между операциями репо и ломбардными кредитами носят, преимущественно, правовой, нежели экономический характер. Например, в Европейской системе центральных банков операции на открытом рынке могут быть определены как репо или ломбардный кредит в зависимости от юридического статуса финансового института. Например, в Германии все операции на открытом рынке имеет форму залога ценных бумаг, в то время как во Франции те же операции идентифицируются как сделка репо.

Опыт развивающихся  стран и стран с переходной экономикой не берется в расчет, потому что там отсутствует должное развитие рынка ценных бумаг, необходимый для эффективного использования данного вида инструмента центрального банка.

Международный опыт использования  прямого инструмента в данной работе будет рассмотрена на примере Японии.

Обращаясь к опыту  японских экономистов в области денежно-кредитного регулирования,  необходимо отметить, производственные корпорации в  Японии  имели  слабые  финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла  огромную роль  в  формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.

Нужно отметить, что главной  особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение  почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты  Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условиях, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки,  так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать государственные  приоритеты.

Что касается  инструментариев  кредитно-денежной политики Центрального банка Японии, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных  бумаг  в  Японии  в  течение нескольких  послевоенных десятилетий имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию  кредита  в  условиях искусственно заниженного уровня процента.

Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования