Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:04, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:
дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;
Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан
1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6
1.2 История возникновения потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12
1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24
2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»
2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32
2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53
3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63
Заключение...............................................................................................................75
Список использованной литературы..................................................................80
Приложения к работе....................................................
55 и более лет. Наиболее
устойчивая и стабильная
Приведенная сегментация характерна для стран с развитой экономикой и устойчивой политической ситуацией. В Казахстане основные активные клиенты банков, т.е. достаточно часто пользующиеся банковскими услугами, – люди в возрасте от 30 до 50 лет, у которых довольно высокий и стабильный уровень официальных доходов. Услуги: ведение счетов (в т.ч. с помощью пластиковых карт), потребительское кредитование, сберегательные схемы.
Так же одной из ключевых задач стратегии АО «Хоум Кредит Банк» является измерение спроса потребителей и знания потребителями брендов основных игроков рынка банковского розничного кредитования. Исследование проводится на периодической основе и включает в себя анализ рынка потребительского кредитования. Так недавно проведенный анализ показал, что в 2010 году рынок полностью сформировался, при этом позиции основных игроков, таких как АО «Каспи Банк» и АО «Хоум Кредит Банк» стабилизировались. Доля потенциальных потребителей, являющихся клиентами казахстанских банков, или готовых воспользоваться потребительским кредитом, составила около 49,9% от экономически активного населения Казахстана. По оценкам специалистов, на банковском рынке ожидается увеличение уровня конкуренции за счет увеличения сферы распространения АО «Каспи Банк» на сегменты потребительского кредитования и последующая борьба второстепенных игроков за укрепление своих позиций, таких как ТОО «МКО «Просто Кредит».
Согласно результатам исследования осведомленности потребителей о брендах рынка банковских услуг в сфере потребительского кредитования, АО «Хоум Кредит Банк» вошел в десятку лидеров по первому упоминанию и полной осведомленности, как о поставщике услуг потребительского кредитования. Результатом верного выбора направления деятельности банка является тот факт, что в сознании потребителей закрепилось позитивное представление о ХКБ, что подтвердилось в ходе проведенного исследования. При этом, по итогам опроса клиентов, пользующихся банковскими услугами, Хоум Кредит Банк характеризуется ими, как банк с понятными условиями, в котором работают компетентные сотрудники, а также как банк, который помогает улучшить повседневную жизнь казахстанских граждан [46].
SWOT-анализом и формированием
возможных направлений
Стратегические альтернативы и цели банка определяются после формулирования миссии, видения банка и SWOT-анализа.
Цели показывают, чего банк хочет достичь в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. В соответствии с этим и согласно SMART-принципу строится упорядоченное дерево целей.
SMART-принцип, использующийся в построении дерева целей, подразумевает, что цели должны быть:
• конкретными (Specific);
• измеряемыми (Measurable);
• согласованными (Agreeable, Accordant): с видением и миссией банка между собой и с теми, кому их предстоит выполнять;
• достижимыми (Realistic);
• определенными во времени (Timebounded)
Для целей более высокого уровня характерны большая широта и долгосрочный интервал достижения. Своего рода средствами для их достижения служат цели уровнем пониже. Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, конкретизируют и детализируют их, подчинены им. Краткосрочные же цели устанавливают вехи, контрольные точки на пути к долгосрочным. Иерархия целей устанавливает связность организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей высшего уровня.
Аббревиатура SWOT (Strengths - силы, Weaknesses - слабости, Opportunities - возможности, Threats - угрозы) придумана сторонниками школы дизайна - школы формирования стратегии как процесса осмысления. С этой точки зрения экономическую стратегию следует понимать как соответствие между характеристиками фирмы и возможностями, которые определяют ее позицию во внешней среде.
Изучив основные показатели банка и стратегию развития, в качестве итога самостоятельно проведем SWOT – анализ АО «Хоум Кредит Банк» (таблица 4).
Таблица 4
SWOT – анализ АО «Хоум Кредит Банк»
Strengths – сильные стороны |
Weaknesses – слабые стороны |
|
|
Opportunities – Возможности |
Threats – угрозы |
|
|
Источник: составлено автором
Таким образом, аппарат SWOT – анализа не только позволяет выполнить формирование стратегии развития банка, но и количественно обосновать выбор конкретного набора действий.
Построение дерева целей предполагает следующие фазы:
До сих пор высшей целью (отражаемой в уставе) собственников и менеджмента для большинства казахстанских банков остается прибыль, и только прибыль. Причем для руководства важна прибыль каждого текущего квартала и года, которая отражает финансовый результат деятельности банка.
Однако во всем мире давно различают текущие финансовые результаты и стратегический успех в будущем. Нагляднее всего характеризует «стратегический» подход к прибыли высказывание М. Портера: «Прибыль – суть побочный эффект от успешно реализованной миссии и стратегии».
Казахстанские банки могут сделать большой скачок в развитии банковского менеджмента, перейдя от расчетов и оценки своей деятельности по прибыли к использованию стоимостных подходов к оценке бизнеса, стратегических стоимостных критериев: максимизации стоимости бизнеса банка или максимизации стоимости акционерного капитала в интересах владельцев (акционеров, собственников).
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском
Продолжающийся бурный рост рынка потребительского кредитования неизбежно влечет за собой принятие дополнительных кредитных рисков, как на отдельное кредитное учреждение, так и на банковскую систему в целом. Это связано с двумя основными факторами:
1) вовлечением в процесс
розничного кредитования в
2) ростом среднего объема розничного кредита.
Экстенсивное развитие розничного
кредитования проходит в условиях жесткой
продуктовой и ценовой
Конкурентная борьба идет не просто за доли расширяющегося рынка (в отличие, например, от торговли), а за "высококачественные" доли рынка, то есть за кредитоспособных заемщиков. Здесь необходимо пояснить термин "кредитоспособность". Данное понятие означает не только возможность (исходя из уровня и оценки стабильности доходов), но и желание потенциального заемщика вовремя и должным образом погасить задолженность. По существу реальным конкурентным преимуществом розничных банков становится уровень их кредитного "зрения", понимаемого как способность осуществлять выбор кредитоспособных заемщиков с высокой надежностью и минимальными затратами времени и ресурсов.
Так как основную часть прибыли банк получает от кредитных операций, то становиться очевидным важность минимизации именно кредитного риска.
Анализ факторов, в наименьшей степени влияющих на рост потерь банков по ссудам, позволил западным банкирам сделать следующие выводы. По данным Всемирного банка внутренние для банка факторы являются причиной 67% потерь банков по ссудам, на долю внешних факторов приходиться, соответственно, 33% потерь (таблица 5).
Таблица 5
Факторы, вызывающие потери банка при кредитовании
Внутренние факторы |
67% |
Внешние факторы |
33% |
Нехватка обеспечения |
22% |
Банкротство компаний |
12% |
Неправильная оценка информации при изучении заявки на кредит |
21% |
Требования кредиторов о погашении задолженности |
11% |
Слабость операционного контроля, задержки в выявлении и реагировании на ранние предупредительные сигналы |
18% |
Безработица / семейные проблемы |
6% |
Плохое качество обеспечения |
5% |
Кража, мошенничество |
4% |
Невозможность получения оговоренного в контракте обеспечения |
1% |
Источник: составлено по данным Всемирного банка
Причем недаром на первом месте в списке основных причин потерь банков по ссудам стоит банкротство компаний. Индивидуальный заемщик банка в полной мере испытывает на себе влияние этого фактора. Поэтому, анализируя кредитоспособность заемщика (в том числе физического лица), банкир обязательно должен выяснить финансовое состояние компании, в которой он работает.
Методы покрытия кредитных рисков, связанные с созданием сложной для восприятия потенциального заемщика системы комиссий (за рассмотрение заявки, за открытие ссудного счета, за ведение и обслуживание ссудного счета и т.д.), себя практически исчерпали. Не случайно в последнее время и Национальный Банк и АФН уделяют пристальное внимание вопросам раскрытия коммерческими банками информации о реальных затратах потенциальных заемщиков по потребительским кредитам. Причем это относится не, только к экспресс-кредитам или овердрафтному кредитованию держателей банковских карт, но и к другим видам розничного кредитования, в частности предусматривающим использование залогов или поручительств в качестве обеспечения. Причина в том, что затраты и потери банков в связи с обращением взыскания на предмет залога достаточно велики. В значительной степени это может относиться и к поручительствам – например, к поручительствам физических лиц, когда заемщик и поручители проживают в средних и небольших городах и работают на одном из градообразующих предприятий. По сути, выдача кредита (даже при наличии обеспечения) целесообразна при высокой доле уверенности в кредитоспособности потенциального заемщика.
Именно задаче выбора кредитоспособных
заемщиков в основном служат скоринговые
системы. Хотя многие авторы связывают
возникновение скоринга с именем
Дэвида Дюрана, который, уходя в 1941 г.
в армию, оставил своим коллегам-
В современной практике работы
банков скоринговые системы
Скоринговая система – это алгоритм или методика, позволяющие на основе данных о потенциальном заемщике оценить его кредитоспособность. Иными словами, скоринг оценивает, насколько клиент creditworthy, т. е. насколько он «достоин» кредита. По существу система призвана дать категоризированную оценку степени кредитного риска по потенциальному заемщику. В простейшем и наиболее значимом для практики случае эта оценка бинарна: "выдать кредит" (или "заемщик кредитоспособен") либо "отказать в выдаче кредита" (или "заемщик некредитоспособен"). Величина кредитного лимита в скоринговых системах второстепенна. Как правило, основой расчета кредитного лимита служит оценка уровня доходов заемщика при условии его кредитоспособности. В качестве данных о потенциальном заемщике выступает доступная кредитору информация, как содержащаяся в представляемых заемщиком документах, так и получаемая "со слов" самого заемщика. Зачастую эти два вида данных имеют непустое пересечение: например, данные о доходах, указываемые заемщиком в анкете, подтверждаются соответствующими справками и документами об уровне этих доходов. Фрагмент примерного (возможного) перечня данных для скоринга может иметь следующий вид: