Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:04, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:
дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан
1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6
1.2 История возникновения потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12
1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24
2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»
2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32
2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53
3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63
Заключение...............................................................................................................75
Список использованной литературы..................................................................80
Приложения к работе....................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 610.49 Кб (Скачать)

55 и более лет. Наиболее  устойчивая и стабильная группа  клиентов банка. Характерно наличие крупных остатков на счетах. Необходимые услуги: кредитные программы для пенсионеров, а также пластиковые карты. Кроме того, в любой из групп необходимо выделять людей одиноких или разведенных. Это связано с тем, что после развода или смерти супруга люди в течение определенного времени (до шести месяцев) испытывают психологические трудности и ощущают свою неустроенность, что может сказаться на выполнении ими взятых на себя обязательств.

Приведенная сегментация  характерна для стран с развитой экономикой и устойчивой политической ситуацией. В Казахстане основные активные клиенты банков, т.е. достаточно часто пользующиеся банковскими услугами, – люди в возрасте от 30 до 50 лет, у которых довольно высокий и стабильный уровень официальных доходов. Услуги: ведение счетов (в т.ч. с помощью пластиковых карт), потребительское кредитование, сберегательные схемы.

Так же одной из ключевых задач стратегии АО «Хоум Кредит Банк» является измерение спроса потребителей и знания потребителями брендов основных игроков рынка банковского розничного кредитования. Исследование проводится на периодической основе и включает в себя анализ рынка потребительского кредитования. Так недавно проведенный анализ показал, что в 2010 году рынок полностью сформировался, при этом позиции основных игроков, таких как АО «Каспи Банк» и АО «Хоум Кредит Банк» стабилизировались. Доля потенциальных потребителей, являющихся клиентами казахстанских банков, или готовых воспользоваться потребительским кредитом, составила около 49,9% от экономически активного населения Казахстана. По оценкам специалистов, на банковском рынке ожидается увеличение уровня конкуренции за счет увеличения сферы распространения АО «Каспи Банк» на сегменты потребительского кредитования и последующая борьба второстепенных игроков за укрепление своих позиций, таких как ТОО «МКО «Просто Кредит».

Согласно результатам  исследования осведомленности потребителей о брендах рынка банковских услуг  в сфере потребительского кредитования, АО «Хоум Кредит Банк» вошел в десятку лидеров по первому упоминанию и полной осведомленности, как о поставщике услуг потребительского кредитования. Результатом верного выбора направления деятельности банка является тот факт, что в сознании потребителей закрепилось позитивное представление о ХКБ, что подтвердилось в ходе проведенного исследования. При этом, по итогам опроса клиентов, пользующихся банковскими услугами, Хоум Кредит Банк характеризуется ими, как банк с понятными условиями, в котором работают компетентные сотрудники, а также как банк, который помогает улучшить повседневную жизнь казахстанских граждан [46].

SWOT-анализом и формированием  возможных направлений деятельности  банка занимается или аналитическое  подразделение банка (если таковое  есть), или группа, назначенная для  разработки стратегии. Предложения  с их обоснованием по результатам  SWOT-анализа выносятся на обсуждение  владельцев и топ-менеджеров банка  для выбора основных направлений  деятельности банка и формирования  на их основе стратегических альтернатив развития банка.

Стратегические альтернативы и цели банка определяются после  формулирования миссии, видения банка и SWOT-анализа.

Цели показывают, чего банк хочет достичь в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. В соответствии с этим и согласно SMART-принципу строится упорядоченное дерево целей.

SMART-принцип, использующийся в построении дерева целей, подразумевает, что цели должны быть:

• конкретными (Specific);

• измеряемыми (Measurable);

• согласованными (Agreeable, Accordant): с видением и миссией  банка между собой и с теми, кому их предстоит выполнять;

• достижимыми (Realistic);

• определенными  во времени (Timebounded)

Для целей более высокого уровня характерны большая широта и  долгосрочный интервал достижения. Своего рода средствами для их достижения служат цели уровнем пониже. Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, конкретизируют и детализируют их, подчинены им. Краткосрочные  же цели устанавливают вехи, контрольные точки на пути к долгосрочным. Иерархия целей устанавливает связность организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей высшего уровня.

Аббревиатура SWOT (Strengths - силы, Weaknesses - слабости, Opportunities - возможности, Threats - угрозы) придумана сторонниками школы дизайна - школы формирования стратегии как процесса осмысления. С этой точки зрения экономическую стратегию следует понимать как соответствие между характеристиками фирмы и возможностями, которые определяют ее позицию во внешней среде.

Изучив основные показатели банка и стратегию развития, в качестве итога самостоятельно проведем SWOT – анализ АО «Хоум Кредит Банк» (таблица 4).

Таблица 4

SWOT – анализ АО «Хоум Кредит Банк»

Strengths – сильные  стороны

Weaknesses – слабые  стороны

  1. Повышение квалификации персонала посредством профессиональных бизнес - тренингов, высокое качество обслуживания.
  2. Концентрация на определенных продуктах и услугах, низкая стоимость услуг, гибкая тарифная ставка.
  3. Динамичное реагирование на рыночные изменения, надежность банка.
  4. Готовность и возможность внедрения новых банковских продуктов.
  5. Передовые информационные технологии.
  6. Известность торговой марки.
  7. Сильная финансовая и управленческая поддержка Home Credit Group и PPF.
  1. Низкая заинтересованность некоторых сотрудников в развитии банка.
  2. Несвоевременное выявление и прогнозирование рисков.
  3. Не постоянное отслеживание конкурентов на рынке.
  4. Недостаточность развития бренда банка.
  5. Редкое проведение маркетинговых исследований и изучение спроса потребителей.
  6. Сильная мобильность сотрудников кредитного отдела и кол-центра.
  7. Узкий ассортимент банковских продуктов.

Opportunities – Возможности

Threats – угрозы

  1. Ухудшение позиций конкурентов.
  2. Недостаточно освоенные виды обслуживания (интернет – банкинг).
  3. Распространение электронных платежей.
  4. Улучшение инвестиционного климата в стране.
  5. Снижение инфляции.
  6. Рост уровня доходов населения.
  7. Резкий рост спроса на отдельные виды банковских продуктов и услуг.
  1. Выход на рынок новых конкурентов.
  2. Сложность возврата просроченных кредитов.
  3. Ограниченная ресурсная база.
  4. Нехватка качественных заемщиков.
  5. Рост налогов.
  6. Недоверие населения банку.
  7. Недостаточно сформированный рынок потребительских займов.

Источник: составлено автором

 

Таким образом, аппарат SWOT – анализа не только позволяет выполнить формирование стратегии развития банка, но и количественно обосновать выбор конкретного набора действий.

Построение дерева целей предполагает следующие фазы:

  1. установление акционерами совместно с топ-менеджерами главной цели (целей) для банка в целом, исходя из миссии, видения и проведенного SWOT-анализа;
  2. разработка стратегических альтернатив достижения главной цели (целей) банка; оценка эффективности каждой сформулированной альтернативы по соотношению: достигаемый результат — затраты, время, риски; выбор одной из стратегических альтернатив;
  3. построение дерева целей для всех подразделений, достижение которых ведет к реализации выбранной стратегической альтернативы;
  4. разработка планов и программ подразделений банка по реализации выбранной стратегической альтернативы;
  5. установление индивидуальных целей: чтобы иерархия целей внутри банка стала реальным инструментом выполнения его главной цели (целей), она должна быть доведена до уровня ведущих специалистов.

До сих пор высшей целью (отражаемой в уставе) собственников  и менеджмента для большинства  казахстанских банков остается прибыль, и только прибыль. Причем для руководства важна прибыль каждого текущего квартала и года, которая отражает финансовый результат деятельности банка.

Однако во всем мире давно  различают текущие финансовые результаты и стратегический успех в будущем. Нагляднее всего характеризует  «стратегический» подход к прибыли  высказывание М. Портера: «Прибыль – суть побочный эффект от успешно реализованной миссии и стратегии».

Казахстанские банки могут сделать большой скачок в развитии банковского менеджмента, перейдя от расчетов и оценки своей деятельности по прибыли к использованию стоимостных подходов к оценке бизнеса, стратегических стоимостных критериев: максимизации стоимости бизнеса банка или максимизации стоимости акционерного капитала в интересах владельцев (акционеров, собственников).

 

 

2.3 Политика банка по управлению кредитным риском

 

Продолжающийся бурный рост рынка потребительского кредитования неизбежно влечет за собой принятие дополнительных кредитных рисков, как на отдельное кредитное учреждение, так и на банковскую систему в целом. Это связано с двумя основными факторами:

1) вовлечением в процесс  розничного кредитования в качестве  заемщиков нового контингента  физических лиц и как следствие  увеличением общего количества  действующих кредитных договоров;

2) ростом среднего объема  розничного кредита.

Экстенсивное развитие розничного кредитования проходит в условиях жесткой  продуктовой и ценовой конкуренции  основных участников рынка, что неизбежно  ведет к снижению доходности данного  направления банковского бизнеса. В этой ситуации качество управления кредитными рисками в розничном  кредитовании становится не просто важным вопросом, а одним из конкурентных преимуществ/недостатков для кредитных  учреждений, развивающих данный вид  кредитования.

Конкурентная борьба идет не просто за доли расширяющегося рынка (в отличие, например, от торговли), а  за "высококачественные" доли рынка, то есть за кредитоспособных заемщиков. Здесь необходимо пояснить термин "кредитоспособность". Данное понятие означает не только возможность (исходя из уровня и оценки стабильности доходов), но и желание потенциального заемщика вовремя и должным образом погасить задолженность. По существу реальным конкурентным преимуществом розничных банков становится уровень их кредитного "зрения", понимаемого как способность осуществлять выбор кредитоспособных заемщиков с высокой надежностью и минимальными затратами времени и ресурсов.

Так как основную часть  прибыли банк получает от кредитных  операций, то становиться очевидным  важность минимизации именно кредитного риска.

Анализ факторов, в наименьшей степени влияющих на рост потерь банков по ссудам, позволил западным банкирам сделать следующие выводы. По данным Всемирного банка внутренние для  банка факторы являются причиной 67% потерь банков по ссудам, на долю внешних  факторов приходиться, соответственно, 33% потерь (таблица 5).

 

Таблица 5

Факторы, вызывающие потери банка при кредитовании

Внутренние  факторы

67%

Внешние факторы

33%

Нехватка обеспечения

22%

Банкротство компаний

12%

Неправильная оценка информации при изучении заявки на кредит

21%

Требования кредиторов о  погашении задолженности

11%

Слабость операционного  контроля, задержки в выявлении и  реагировании на ранние предупредительные  сигналы

18%

Безработица / семейные проблемы

6%

Плохое качество обеспечения

5%

Кража, мошенничество

4%

Невозможность получения  оговоренного в контракте обеспечения

1%

   

Источник: составлено по данным Всемирного банка

 

Причем недаром на первом месте в списке основных причин потерь банков по ссудам стоит банкротство  компаний. Индивидуальный заемщик банка  в полной мере испытывает на себе влияние  этого фактора. Поэтому, анализируя кредитоспособность заемщика (в том  числе физического лица), банкир обязательно должен выяснить финансовое состояние компании, в которой  он работает.

Методы покрытия кредитных  рисков, связанные с созданием  сложной для восприятия потенциального заемщика системы комиссий (за рассмотрение заявки, за открытие ссудного счета, за ведение и обслуживание ссудного счета и т.д.), себя практически  исчерпали. Не случайно в последнее  время и Национальный Банк и АФН уделяют пристальное внимание вопросам раскрытия коммерческими банками информации о реальных затратах потенциальных заемщиков по потребительским кредитам. Причем это относится не, только к экспресс-кредитам или овердрафтному кредитованию держателей банковских карт, но и к другим видам розничного кредитования, в частности предусматривающим использование залогов или поручительств в качестве обеспечения. Причина в том, что затраты и потери банков в связи с обращением взыскания на предмет залога достаточно велики. В значительной степени это может относиться и к поручительствам – например, к поручительствам физических лиц, когда заемщик и поручители проживают в средних и небольших городах и работают на одном из градообразующих предприятий. По сути, выдача кредита (даже при наличии обеспечения) целесообразна при высокой доле уверенности в кредитоспособности потенциального заемщика.

Именно задаче выбора кредитоспособных заемщиков в основном служат скоринговые  системы. Хотя многие авторы связывают  возникновение скоринга с именем Дэвида Дюрана, который, уходя в 1941 г. в армию, оставил своим коллегам-банкирам краткие рекомендации по отбору кредитоспособных заемщиков; по-видимому, скоринг в  той или иной форме существовал  еще с тех времен, когда начали систематически предоставляться займы  в денежной или натуральной форме  неограниченному кругу лиц.

В современной практике работы банков скоринговые системы используются уже достаточно давно – начиная с середины 50-х годов, когда в Сан-Франциско начала свою деятельность одна из первых и лидирующих ныне компаний по разработке скоринговых систем Fair Isaac Corporation (1956 г.) . Fair Isaac Corporation обслуживает 7 из 10 крупнейших банков в мире, 97 из 100 крупнейших банков Америки и 50 крупнейших эмитентов кредитных карт [47].

Скоринговая система – это алгоритм или методика, позволяющие на основе данных о потенциальном заемщике оценить его кредитоспособность. Иными словами, скоринг оценивает, насколько клиент creditworthy, т. е. насколько он «достоин» кредита. По существу система призвана дать категоризированную оценку степени кредитного риска по потенциальному заемщику. В простейшем и наиболее значимом для практики случае эта оценка бинарна: "выдать кредит" (или "заемщик кредитоспособен") либо "отказать в выдаче кредита" (или "заемщик некредитоспособен"). Величина кредитного лимита в скоринговых системах второстепенна. Как правило, основой расчета кредитного лимита служит оценка уровня доходов заемщика при условии его кредитоспособности. В качестве данных о потенциальном заемщике выступает доступная кредитору информация, как содержащаяся в представляемых заемщиком документах, так и получаемая "со слов" самого заемщика. Зачастую эти два вида данных имеют непустое пересечение: например, данные о доходах, указываемые заемщиком в анкете, подтверждаются соответствующими справками и документами об уровне этих доходов. Фрагмент примерного (возможного) перечня данных для скоринга может иметь следующий вид:

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования