Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:04, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:
дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;
Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан
1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6
1.2 История возникновения потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12
1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24
2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»
2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32
2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53
3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63
Заключение...............................................................................................................75
Список использованной литературы..................................................................80
Приложения к работе....................................................
Французы за кредит на покупку автомобиля платят 7-8 процентов в год, на покупку бытовой техники - около 10 процентов.
Главными формами кредитов во Франции являются:
При этом средняя процентная ставка у банков составляет 12%, а у специализированных кредитных учреждений - 16%. Использование револьверного кредита, который возобновляется после каждого погашения и может использоваться по усмотрению заемщика, может оказывать отрицательное воздействие на финансовое положение последнего: в досье всех должников, внесенных в национальную картотеку неплательщиков, есть данные о получении ими револьверных кредитов [25].
В странах с рыночной экономикой потребительский кредит, как удобная и выгодная форма обслуживания населения, играет большую роль в экономике, тем самым стимулируя рост производства и поддерживая платежеспособность населения. Поэтому он подвергается активному регулированию со стороны государства. Регулирование осуществляется как на уровне выдачи кредита, так и на уровне его использования и выражается либо в поощрении кредитования конечного потребителя через процентную ставку, срок кредита, первоначальное участие собственными средствами в кредитуемой операции, либо в ужесточении режима кредитования. В любом случае, ради повышения уровня жизни потребительский кредит должен быть доступен в необходимом объеме.
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности
Являясь важным сегментивным сектором финансового рынка, кредитный рынок РК проявляет себя как совокупность экономических отношений, связанных с обращением кредитных инструментов и лежащего в его основе ссудного капитала, образуемого в плоскости данных отношений.
Кредитный рынок
- это экономическое
Современное развитие кредитного
рынка РК характеризуется очень
динамичными темпами
Наиболее развитым в Казахстане
можно назвать рынок
2000 год был отмечен небывалым
расширением потребительского
Одновременно увеличилось
Примечание: составлено автором по материалам Искакова У. М. Финансовые рынки и посредники – Алматы: Экономика, 2005
Рисунок 3 – Инструментальная структура кредитного рынка РК
Как видно из представленных материалов, доля потребительских кредитов в кредитном портфеле коммерческих банков выросла с 8% до 12% в 2003 году и росла в последующие годы в среднем на 5% в год. В целом же среднегодовой рост объемов кредитования составил 149% по совокупному кредитному портфелю коммерческих банков и 178% по потребительскому кредитованию населения.
Такой рост потребительского кредитования
обусловлен объективными макроэкономическими
причинами. В 2000 году в Казахстане наметилась
явная тенденция к
Примечание: по данным Агентства РК по статистике
Рисунок 4 – Темпы роста кредитования экономики Казахстана банками второго уровня за период 1998-2008 годы, %
Заметно увеличились доходы населения,
особенно в период 2002-2003 годы, когда
темпы роста объемов
Все это привело к расширению спроса на банковские услуги, особенно на кредиты населению. Согласно таблице 1, наблюдается положительная тенденция роста объемов кредитования, как экономики страны, так и населения в целом.
Таблица 1
Кредиты банков второго уровня Казахстана
На конец периода |
Всего кредиты экономике, млн. тенге |
В том числе физическим лицам, млн. тенге |
2002 |
672407 |
58614 |
2003 |
978128 |
121783 |
2004 |
1484010 |
304041 |
2005 |
2592090 |
668819 |
2006 |
4690998 |
1534076 |
2007 |
7258369 |
2577195 |
2008 |
7390938 |
2367349 |
Источник: по материалам Национального банка РК
На основании данных таблицы 1 рассчитаем удельный вес потребительских кредитов (рисунок 5).
Примечание: составлено автором по материалам таблицы 1
Рисунок 5 – Динамика удельного веса потребительского кредитования за 2002-2008 годы, %
Если в 2002 году удельный вес потребительских кредитов составлял 8,72% от общей суммы выданных кредитов, то 1 января 2009 года они увеличились до 32,03%, в абсолютном выражении за этот период кредиты населению в коммерческих банках Казахстана выросли в 40 раз.
В таблице 2 представлена оценка долгового бремени домашних хозяйств за период 2002-2008 годы. Проведенная оценка долгового бремени домашних хозяйств показала, что за исследуемый период доля кредитов, полученных населением в совокупном годовом доходе, возросла в 17 раз, в то время как сам годовой доход возрос всего в 2,7 раз (приложение 1). При этом соотношение кредитов к депозитам населения, демонстрирующее приверженность клиентов банков к заимствованию, нежели к накоплению возросло в 6 раз за период с 2002 по 2008 годы, что свидетельствует об одновременном росте спроса со стороны населения к розничным продуктам банка.
В период кредитного бума объем персональных кредитов в казахстанских банках-участниках исследования в 2006 г. вырос в 2,6 раза, а за первые 7 месяцев 2007 г. – увеличился еще в 1,4 раза. Совокупный портфель персональных кредитов в Казахстане на 01.07.2007 составил около 8,5 млрд долл. В структуре беззалоговых кредитов значительные объемы приходились на кредитование с использованием пластиковых карт и нецелевые беззалоговые кредиты. Целевое кредитование занимало менее 1% [28].
Целевой кредит являлся таковым в полной мере в том случае, если банк мог достаточно просто проследить целевое использование средств (как, например, в случае кредитования на получение образования, когда заемные средства переводятся напрямую в учебное заведение).
Таблица 2
Оценка долгового бремени домашних хозяйств
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Доходы, в среднем на душу в месяц, тенге |
8958 |
10533 |
12817 |
15463 |
18585 |
25090 |
24940 |
Отношение кредитов к депозитам физ. лиц, ед. |
0,2 |
0,4 |
0,7 |
1,1 |
1,6 |
1,4 |
1,2 |
Отношение кредитов банков физ. лицам к СГД физ. лиц, % |
3 |
6 |
13 |
24 |
45 |
53 |
51 |
Источник: составлено по данным АФН** и Агентства РК по статистике
** согласно Указу Президента РК «О дальнейшем совершенствовании системы государственного регулирования финансового рынка РК» от 12 апреля 2011г., функции данного органа были переданы Национальному Банку РК
В случае прозрачности процесса использования средств снижался уровень риска банка. Однако на тот момент времени такие кредиты в Казахстане были не очень распространены. В этой связи более интересным направлением для кредитной организации являлся персональный нецелевой кредит (беззалоговый), так как, во-первых, такой кредит был более доступен для потенциальных заемщиков (с точки зрения требований к заемщику, пакету предоставляемых документов и т. д.), а во-вторых, получение такого кредита происходило более оперативно [6, с. 135].
Таблица 3
Структура персональных кредитов, включая кредитование с использованием банковских карт в период кредитного бума
Годы |
Темп роста объемов, разы |
Изменение доли в структуре, п.п. |
2006 |
2.6 |
-7.2 |
01.07.2007 |
3.5 |
-4.1 |
Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования
Автокредиты в ссудном портфеле физических лиц казахстанских банков занимали совсем небольшую долю, однако данный вид кредитования показывал положительную динамику (на середину 2007 г. на них приходилось порядка 1,4 млрд. долл.) (таблица 4). За 2006 г. объем автокредитов по данным банков-участников исследования увеличился в 2,7 раза, а за первое полугодие 2007 г. – прибавил еще 42,5%.
Таблица 4
Структура автокредитования в период кредитного бума
Годы |
Темп роста объемов, разы |
Изменение доли в структуре, п.п. |
2006 |
2.5 |
-8.7 |
01.07.2007 |
3.9 |
0.1 |
Источник: оценка «Эксперта РА» по данным банков-участников исследования
Значительный вклад в портфель казахстанских банков внесли кредиты на приобретение автомобилей с пробегом. Рынок подержанных авто был достаточно активен. При этом конкуренцию автокредитованию составляли потребительские кредиты без залога. Доля кредитов на новые автомобили только к концу рассматриваемого периода приблизилась к 86% портфеля автокредитов (по итогам I полугодия 2006 г. она составляла всего 67,7%). Соответственно, в общем количестве выданных автокредитов доля кредитов на новые авто выросла с 54,7 до 86,2%. С наличием данной динамики связан рост среднего размера автокредита с 9,5 до 14,2 тыс. долларов США. По срокам автокредитования казахстанские банки отличались более "длинными" кредитами: большая часть кредитов приходилась на группу 10-20 лет, средний срок кредита – 9,6 лет. Одной из отличительных черт рынка автокредитования Казахстана до финансового кризиса (по сравнению с российским) являлся низкий уровень использования автосалонов, как канала привлечения новых заемщиков: на их долю в среднем приходилось только 31,3% выданных кредитов против 90,7% для российских банков [29, с. 17].