Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:04, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:
дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан
1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6
1.2 История возникновения потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12
1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24
2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»
2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32
2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53
3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63
Заключение...............................................................................................................75
Список использованной литературы..................................................................80
Приложения к работе....................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 610.49 Кб (Скачать)

Однако конкуренция на рынке автокредитования не заставит долго ждать, так Банк «Аль-Хиляль»  планирует к концу 2011 года запустить  первый розничный продукт  по принципам исламского финансирования – автокредиты. Банк собирается начать с финансирования на приобретения автомобилей, а потом уже с личных персональных кредитов. И в зависимости от того, насколько успешно эти продукты начнут распространяться, тем интенсивнее начнется работа банка.

Однако, по мнению председателя правления банка г-на Прасад Абрахама, законодательная база Казахстана не готова к внедрению таких продуктов.  На данный момент Банк столкнулся с вопросом налогообложения и юридическими вопросами, обсуждением которых занимается рабочая группа банка с государственными структурами Казахстана [40].

Около 23% банков-респондентов незначительно смягчили кредитную  политику по потребительским займам за 2010 год. Наблюдаемая динамика процентного  увеличения свидетельствует об еще  большем смягчении политики банков в области предоставления розничных  кредитов (рисунок 10).

 

Примечание: составлено автором по материалам Национального Банка РК

* прогнозируемый

 

Рисунок 10 – Динамика кредитной политики БВУ, %

Основные аспекты смягчения  кредитной политики выражаются в  понижении процентных ставок, увеличении сроков погашения займов, снижении размеров комиссий, не связанных с  процентной ставкой, а также в  снижении размера первоначального  взноса и увеличении кредитного лимита при потребительском кредитовании.

На смягчение кредитной  политики банков в отношении заемщиков  – физических лиц повлияли следующие  факторы:

  1. Конкуренция со стороны других банков (рисунок 11).

Примечание: составлено автором по данным АФН

* прогнозируемый

 

Рисунок 11 – Динамика конкуренции БВУ, %

 

  1. Общие положительные экономические ожидания.
  2. Доступность ресурсов фондирования, в основном за счет привлечения вкладов юридических и физических лиц (73% и 59% респондентов соответственно) и реинвестирования полученной прибыли (41%).
  3. Низкие издержки привлечения капитала, главным образом, для банков с иностранным участием, так увеличение капитала за счет действующих акционеров составило 66%.
  4. Рост платежеспособности населения в краткосрочном периоде, тогда как в долгосрочном периоде такой уверенности у банков не наблюдается (рисунок 12).

Во 2-м квартале 2011 года около 80% банков предполагают сохранить основные неценовые условия кредитования (кредитные лимиты, сроки погашения  кредита, требования к залоговому обеспечению) и 90% планируют оставить неизменными  ценовые условия (маржа по стандартным  и рискованным видам кредитования).

Вместе с тем, около 24% банков ожидают дальнейшее некоторое  смягчение кредитной политики в  отношении розничного кредитования за оставшийся 2011 год [41]. Следствием смягчения кредитной политики станет незначительное снижение процентных ставок по розничным кредитам, максимум на 0,5-1%, так как ставки и так уже достигли минимального размера.

Примечание: составлено автором по данным Агентства РК по статистике

 

Рисунок 12 – Платежеспособность населения, %

 

Также банки планируют снижать ставки для клиентов, которые предполагают рефинансировать кредиты с других банков. Согласно рисунку 13, небольшое снижение ставок произошло в основном по краткосрочным кредитам: сроком от 1 до 3 месяцев с 32,4% в 2009 до 31,5% в 2010, а от 3 месяцев до 1 года, с 33,3% до 30,3% соответственно. В свою очередь повысились ставки по дорогостоящим экспресс-кредитам, но к 2011 их тенденция пойдет на снижение, так как и по средне- и долгосрочным потребительским кредитам.

 

Примечание: составлено автором по данным Агентства РК по статистике

* прогнозируемый

 

Рисунок 13 – Ставки вознаграждения банков по выданным розничным кредитам, %

По мнению экспертов, снижение связано с возросшей конкуренцией на кредитном рынке в связи  с ограниченным количеством платежеспособных заемщиков. Так начальник отдела департамента розничного бизнеса АО «БТА Банк» Ольга Шленкина отмечает, что снижение процентных ставок связано с активизацией программ продаж потребительского кредитования в банке. Так, в 2010 году в АО «БТА Банк» по беззалоговым продуктам были установлены средние ставки вознаграждения на уровне 24%, по экспресс-кредитам от 20% до 28% годовых, по кредитным картам от 24% до 27% годовых. С конца 2010 года ставки вознаграждения по потребительским кредитам пересмотрены до уровня 18%, 24% по экспресс-кредитам и на уровне 20% по кредитным картам.

В АО «Темiрбанк» ставка вознаграждения по займам физическим лицам в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, снизилась  на 4,1%, юридическим лицам – на 1,3% [42].

На размер процентной ставки по кредитам в 2011 году, в первую очередь, будет влиять спрос на банковские займы. Учитывая то, что в настоящее время рынок кредитования остается не слишком активным, вероятнее всего, процентные ставки продолжат медленное снижение в целях стимулирования спроса на банковские займы. А поскольку для финансирования своей кредитной деятельности, кроме прочих видов финансирования, банки привлекают депозиты, для того, чтобы оставаться рентабельными, при снижении процентных ставок на кредиты банки будут вынуждены понижать ставки и по вновь привлекаемым депозитам.

Выделяя основные факторы, обусловившие формирование позитивных тенденций  на рынке потребительского кредитования, необходимо в первую очередь отметить нереализованность наиболее пессимистичных сценариев, предрекавших многократное падение платежеспособности населения. Особенно с учетом осуществленной в  феврале 2009 года девальвации национальной валюты. Умеренное по объемам сокращение персонала казахстанскими компаниями, вкупе с социальным программами  правительства последовательно  повышавшего расходы на оплату труда  бюджетных работников, выплату пенсий и прочих социальных выплат, сделало  потребительский сектор наиболее привлекательным  для размещения свободных ресурсов банками. При этом нельзя забывать и  об объемах рефинансированных банками  потребительских займов, которые  в большинстве своем классифицируются как новые потребительские кредиты. Дополнительным фактором, позитивно  повлиявшим на рост займов населения, выступили многочисленные стимулирующие  продажи программы розничных  ритейлеров.

Ожидается, что в 2011 году рост в данном сегменте рынка будет  продолжен. Однако, динамика, по всей вероятности, будет довольно умеренной, и навряд ли нас ждет повторение прошлогоднего  роста – почти 80%. В то же время, умеренный рост объема потребительских  займов, обусловленный консервативной оценкой заемщиков, способен обеспечить банкам гораздо более высокое качество портфеля новых займов, а с ним и последовательное очищение имеющегося, чаще всего, проблемного портфеля розничных кредитов [43].

 

 

2.1 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»

 

С развитием банковской деятельности в Казахстане сформировался особый подход к содержанию банковской стратегии. Под банковской стратегией следует понимать общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели и принятия управленческого решения. Достижение ранее поставленной цели предполагает выработку новой цели и, соответственно, новой стратегии. При этом стратегию банка можно определить как цель и методы ее реализации, а тактику - как совокупность конкретных средств, приемов и методов достижения цели. Стратегия и тактика между собой тесно взаимосвязаны. Тактика является конкретным средством воплощения в жизнь стратегии. Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяет коммерческим банкам избежать неудач в своей деятельности, полнее реализовать свой интерес в мире коммерции.

Основным принципом в формировании банковской стратегии является клиентская база (рисунок 14).


 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: составлено автором по материалам Жоламановой М.Т. Деньги Кредит Банки – Алматы: Евразийский институт рынка, 2010

 

Рисунок 14 – Типология банковской стратегии

 

Характерной чертой отечественного рынка потребительских банковских услуг является то, что главными стратегическими направлениями для него выступают депозит и кредит. Это означает, что при формировании банковской стратегии для рынка, ориентированного на население, банк должен разделять его на стратегию по кредитным и депозитным операциям. Так, в соответствии с услугами предоставляемыми банками для населения к основным направлениям его стратегии можно отнести те направления, которые отражены на рисунке 15 [12, с. 315-316].

Представленная схема позволяет  нам дать определение банковской стратегии на рынке потребительских  услуг, как совокупности определяющих направлений банковской деятельности, включающих методы и приемы оказания банковских услуг населению. При этом потребительское кредитование выступает ключевым спектром услуг, предоставляемых коммерческими банками населению во всем мире.


 

 

 

 

 

 

Примечание: составлено автором по материалам Жоламановой М.Т. Деньги Кредит Банки – Алматы: Евразийский институт рынка, 2010

 

Рисунок 15 – Стратегия розничного банкинга

 

Группа  Хоум Кредит («Группа») является одним  из лидеров рынка потребительского кредитования, которая успешно работает на рынках Восточной Европы, Центральной Азии и Дальнего Востока. В отдельных странах Группа успешно развивает розничное банковское обслуживание, в частности текущие счета и вклады.

Home Credit Group так же является членом группы компаний PPF, основанной в 1991году и занимающейся страхованием и потребительским кредитованием, а также оказывающей комплексные услуги по управлению активами. За 17 лет своей деятельности группа компаний PPF стала ведущим международным финансовым инвестором управляющей крупными объёмами  активов. 14 200 сотрудников Группы обслуживают свыше 6 миллионов клиентов во всех географических регионах, где предоставляются услуги под маркой «Home Credit» (по состоянию на 30 декабря 2010 г.).

В настоящее время Группа Хоум Кредит действует в 8 странах: в Чешской Республике (Home Credit a.s., с 1997 г.), Словакии (Home Credit Slovakia, a.s., с 1999 г.), Российской Федерации (OOO «Home Credit and Finance Bank», с 2002 г.), на Украине (OAO «Home Credit Bank», с 2006 г.), в Белоруси (OAO «Home Credit Bank», с 2007 г.), Китае (HC Asia N.V., с 2007 г.) и во Вьетнаме (PPF Vietnam Finance Company Ltd., с 2009 г.) (рисунок 16).

С 27-го мая 2005 года компания Home Credit Group работает на казахстанском рынке, став миноритарным акционером одного из лидеров рынка потребительского кредитования в Казахстане – АО «Хоум Кредит Банк».

АО «Хоум Кредит Банк» – банк второго уровня Республики Казахстан, образован из частного банка FTD созданного в 1993 году и впоследствии переименованного в банк «Алма-Ата». В декабре 1995 года банк был перерегистрирован в ОАО «Международный Банк Алма-Ата». В ноябре 2008 года АО «Международный Банк Алма-Ата» сменил название на АО «Хоум Кредит Банк».

Примечание: по данным официального сайта АО «Хоум Кредит Банк»

 

Рисунок 16 – География охвата Группы Хоум Кредит

 

По словам бывшего председателя правления банка Мурата Ментеша, после получения всех необходимых разрешений для осуществления сделки от соответствующих казахстанских финансово-контрольных учреждений, новыми акционерами АО «МБА» принято решение об увеличении капитала банка на 3,5 млрд. тенге. Таким образом, капитал банка после увеличения составил 5,1 млрд. тенге, что соответствует требованиям АФН, относящимся к минимальному размеру капитала.

Увеличение  капитала позволило банку купить кредитный портфель АО «Хоум Кредит Казахстан». Таким образом, банк приобрел более 800 000 новых клиентов, что и  стало основой для новой стратегии  трансформации в розничный банк, специализирующийся на кредитовании [44].

Согласно внутренней стратегии  развития на 2009 – 2012 годы «Хоум Кредит Банк» планирует ежегодный рост активов и кредитного портфеля более, чем на 30%. Результаты не оставили себя долго ждать, так 2010 год стал самым прибыльным за всю историю работы Хоум Кредит в Казахстане. В 2008 году банк находился в убыточном состоянии, ощутив на себе последствия финансового кризиса, изменения доли в структуре акционерного капитала АО «Международный Банк Алматы», приобретения в собственность АО «Хоум Кредит Казахстан» и его клиентской базы одновременно с высоким уровнем просроченной задолженности, банк был просто не в состоянии разрабатывать новую кредитную линейку для получения прибыли. Однако ситуация в дальнейшем улучшилась, чистый доход банка увеличился с 2008 по 2010 год в 3,65 раза. Ожидается увеличение прибыли к концу 2011 года практически в 2 раза, т.е. до 5 млрд. тенге (рисунок 17) (приложение 2).

Примечание: составлено автором по данным финансовой отчетности АО «ХКБ»

* прогнозируемый

 

Рисунок 17 – Динамика чистой прибыли АО «ХКБ», тыс. тенге

 

За период 2008 – 1 квартал 2011 года активы банка выросли соответственно на 4,8 млрд. тенге (в основном за счет увеличения выдаваемых потребительских  займов), обязательства на 1,8 млрд. тенге (за счет расширения депозитной базы), капитал на 3,9 млрд. тенге (за счет увеличения уставного капитала банка) (рисунок 18) (приложение 3). 

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования