Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:04, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:
дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;
Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан
1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6
1.2 История возникновения потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12
1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24
2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»
2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32
2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53
3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63
Заключение...............................................................................................................75
Список использованной литературы..................................................................80
Приложения к работе....................................................
- уровень среднемесячного дохода за последние 6 месяцев;
- стаж работы на последнем месте работы;
- возраст;
- семейное положение;
- количество лиц, находящихся на иждивении;
- образование;
- должностной статус;
- наличие в собственности недвижимости;
- др.
Каждый вид используемой в скоринге информации обычно называют характеристикой или фактором (например, стаж работы на последнем рабочем месте; семейное положение и т.п.). Некоторые характеристики потенциального заемщика (возраст) имеют числовой характер, некоторые (образование) - дискретный нечисловой (категоризированный). Очевидно, что в скоринге целесообразно использовать, наиболее, существенные, важные для правильного принятия решения относительно оценки кредитоспособности характеристики. Их выбор ограничен наличием информации о заемщике и степенью ее документального подтверждения. Тем не менее, в анкетах и представляемых заемщиком документах содержится достаточно данных для организации первоначальных работ по скорингу. Определение конкретной системы факторов для скоринга может быть сделано как на основе экспертных оценок кредитных работников, так и с использованием статистических методов.
Статистические методы эффективны при наличии достаточного по объему массива данных (значения факторов и результат погашения кредита – погашен или не погашен в срок). Если данных нет или их объем незначителен, то скоринг на основе экспертных оценок – разумное решение, во всяком случае, это лучше, чем отсутствие скоринга вообще [48].
В 2010 году АО «Хоум Кредит Банк» совместно с Чешской компанией «Атерис», при поддержке стратегического партнера ОАО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» реализован пилотный проект по внедрению скоринговой системы для продуктов розничного кредитования. Внедрена система NBSM, и теперь все кредитные заявки клиентов обрабатываются в автоматическом режиме. Внедрена система документооборота для кредитных заявок физических лиц, которая позволяет контролировать процесс прохождения всех кредитных заявок.
Ключевыми преимуществами для АО «Хоум Кредит Банк» от внедрения скоринговой системы стали:
Все это позволило к 2011 году значительно улучшить рисковые показатели банка и намного превосходить средний уровень банков по доле просроченных кредитов в портфеле.
В перспективе АО «ХКБ» намерен распространить действие скоринговой системы на кредиты индивидуальных предпринимателей, а также создать скоринговую систему для оценки действующих кредитов банка (поведенческий скоринг), которая станет основой для обслуживания кредитного портфеля, выстраивания кредитной стратегии, а также кросс-селлинга банковских продуктов.
В связи с тем, что АО «Хоум Кредит Банк», как и большинство казахстанских банков, использует только статистическую модель кредитного скоринга, основанную на данных банка, для построения более улучшенной скоринговой системы рекомендуем использовать следующие типы данных:
Также одной из целей АО «Хоум Кредит Банк» является использование реализованных инноваций в процессе удалённого обслуживания клиентов посредством интернета.
Стратегия управления рисками АО «Хоум Кредит Банк» направлена на оценку, мониторинг и управление размером и концентрацией рисков, которые принимает на себя банк в процессе своей деятельности.
Внутрибанковская система
Основной риск, с которым банк чаще всего сталкивается в сфере своей деятельности – это кредитный риск, состоящий в неспособности либо нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора. Этот риск имеет отношение не только к кредитованию, но и к другим операциям, которые находят свое отражение в балансе банка. В связи с этим АО «ХКБ» разделяет управление кредитным риском в зависимости от вида операций, с которыми данный вид риска связан.
Система управления рисками потребительского кредитования представлена Департаментом Рисков, в задачи которого входят:
Так же в систему управления рисками входит ряд структурных подразделений Банка со своими специфическими функциями:
Для снижения кредитных рисков при кредитовании, кроме проверок заявителя, АО «Хоум Кредит Банк» применяет следующие методы на макроуровне:
В целях управления риском выделяются следующие ключевые элементы в технологической цепи продукта: лимитирование – скоринг – выдача – сопровождение – погашение/взыскание – резервирование – списание.
Кредиты выдаются на сумму, не превышающую 0,1% от капитала АО «Хоум Кредит Банк» строго в рамках стандартных продуктов. Средняя сумма выданных потребительских кредитов составляет 30 000 тенге (средний срок – 6 месяцев), наличных кредитов – 150 000 тенге (средний срок – 14 месяцев). Банк использует единую скоринг-систему оценки финансового состояния заёмщиков, одинаковую для всех кредитных продуктов, веденную в 2010 году. В системе обрабатывается следующая информация о заёмщике: возраст, семейное положение, образование, социальный статус, место работы, должность, стаж, совокупный доход, место и срок проживания в данном месте, наличие собственности, наличие кредитной истории, а также проводится оценка поручителя.
С момента выдачи кредита АО «ХКБ» осуществляет сопровождение сделки. Банк предпринимает необходимые и достаточные, экономически обоснованные меры по взысканию кредитов перед списанием нереальных для взыскания кредитов.
Списание происходит за счет сформированного резерва. В банке используется портфельный подход к формированию резервов по единым принципам, удовлетворяющим казахстанскую систему бухгалтерского учета и МСФО.
Резерв на возможные потери
по кредитным требованиям
Оценка рисков по предоставленным кредитам и формирование резервов производится с использованием метода портфельной оценки ссуд. Методика оценки кредитного риска банка основана на классификации кредитов по их качеству, т. е. по вероятности возврата заемщиками полученных ими кредитов. При оценке кредитного риска учитывается финансовое состояние заемщика на момент выдачи кредита, платежная дисциплина, кредитная история, частота наступления дефолта.
Банк разбивает портфель по срокам длительности просроченных платежей и применяет к каждой группе свои аналитические коэффициенты, на основании которых выводится итоговая сумма резерва, формируемого под соответствующий портфель однородных ссуд.
АО «Хоум Кредит Банк» оценивает размер резерва под обесценение кредитов, выданных клиентам, на основании прошлого опыта понесенных фактических убытков по каждому типу кредитов. Существенные допущения, используемые руководством при определении размера резерва под обесценение кредитов, выданных клиентам, включают уровень миграции убытков. Данный уровень является постоянным и может быть определен на основании модели миграции понесенных фактических убытков за последние 6 месяцев.
Изменения вышеприведенных
оценок могут повлиять на резерв под
обесценение кредитов. Например, при
изменении величины чистой приведенной
к текущему моменту стоимости
предполагаемых потоков денежных средств
на плюс/минус один процент размер
резерва под обесценение
Примечание: составлено автором по данным финансовой отчетности АО «ХКБ»
Рисунок 22 – Динамика резерва под обесценение розничных кредитов АО «ХКБ», тыс. тенге
Сформированные резервы
Сумма убытков, которую банк
может установить, признается в качестве
расхода и вычитается из балансовой
суммы соответствующей
В процессе своей деятельности банки неизбежно несут убытки по ссудам, кредитам и другим средствам кредитования из-за того, что они не всегда оказываются, возвращены полностью или частично.
Пользователи финансовой отчетности банка должны знать, какое влияние оказывают убытки по ссудам и кредитам на его финансовое положение и результаты деятельности; это помогает им судить об эффективности, с которой банк использует свои ресурсы.
Таким образом, банк раскрывает совокупную сумму резерва на покрытие убытков по ссудам и кредитам на отчетную дату и изменения в резерве в течение периода. Изменения в резерве, в том числе компенсация в течение периода сумм, списанных ранее, показываются отдельно.