Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:04, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:
дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан
1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6
1.2 История возникновения потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12
1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24
2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»
2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32
2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53
3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63
Заключение...............................................................................................................75
Список использованной литературы..................................................................80
Приложения к работе....................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 610.49 Кб (Скачать)

- уровень среднемесячного  дохода за последние 6 месяцев;

- стаж работы на последнем  месте работы;

- возраст;

- семейное положение;

- количество лиц, находящихся  на иждивении;

- образование;

- должностной статус;

- наличие в собственности  недвижимости;

- др.

Каждый вид используемой в скоринге информации обычно называют характеристикой или фактором (например, стаж работы на последнем рабочем  месте; семейное положение и т.п.). Некоторые характеристики потенциального заемщика (возраст) имеют числовой характер, некоторые (образование) - дискретный нечисловой (категоризированный). Очевидно, что  в скоринге целесообразно использовать, наиболее, существенные, важные для правильного принятия решения относительно оценки кредитоспособности характеристики. Их выбор ограничен наличием информации о заемщике и степенью ее документального подтверждения. Тем не менее, в анкетах и представляемых заемщиком документах содержится достаточно данных для организации первоначальных работ по скорингу. Определение конкретной системы факторов для скоринга может быть сделано как на основе экспертных оценок кредитных работников, так и с использованием статистических методов.

Статистические методы эффективны при наличии достаточного по объему массива данных (значения факторов и результат погашения кредита  – погашен или не погашен в срок). Если данных нет или их объем незначителен, то скоринг на основе экспертных оценок – разумное решение, во всяком случае, это лучше, чем отсутствие скоринга вообще [48].

В 2010 году АО «Хоум Кредит Банк» совместно с Чешской компанией «Атерис», при поддержке стратегического партнера ОАО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» реализован пилотный проект по внедрению скоринговой системы для продуктов розничного кредитования. Внедрена система NBSM, и теперь все кредитные заявки клиентов обрабатываются в автоматическом режиме. Внедрена система документооборота для кредитных заявок физических лиц, которая позволяет контролировать процесс прохождения всех кредитных заявок.

Ключевыми преимуществами для АО «Хоум Кредит Банк» от внедрения скоринговой системы стали:

  • Сокращение сроков принятия решения о предоставлении кредита.
  • Увеличение числа и скорости обработки заявок за счет минимизации документооборота при выдаче кредита частным клиентам, как важнейший способ обеспечения доходности ритейлового кредитования.
  • Эффективная оценка и постоянный контроль уровня рисков конкретного заемщика.
  • Снижение влияния субъективных факторов при принятии решения о предоставлении кредита. Обеспечение объективности в оценке заявок кредитными инспекторами во всех филиалах и отделениях банка.
  • Оценка и управление риском портфеля кредитов частным лицам банка в целом, включая его отделения. Учет, при определении параметров новых кредитов, уровня доходности и риска кредитного портфеля.
  • Реализация единого подхода при оценке заемщиков для различных типов кредитных продуктов банка (денежные кредиты, кредитные карты, потребительские кредиты).
  • Адаптация параметров кредита под возможности конкретного заемщика (кастомизация кредитного продукта).
  • Резкое расширение, за счет кастомизации кредитных продуктов, состава и численности кредитуемых лиц.
  • Сокращение численности банковского персонала, экономия за счет использования персонала более низкой квалификации.
  • Контроль всех шагов рассмотрения заявки.
  • Возможность вносить коррективы в методологию оценки централизованно и немедленно вводить их в действие во всех отделениях партнеров банка.

Все это позволило к 2011 году значительно улучшить рисковые показатели банка и намного превосходить средний уровень банков по доле просроченных кредитов в портфеле.

В перспективе АО «ХКБ» намерен распространить действие скоринговой системы на кредиты индивидуальных предпринимателей, а также создать скоринговую систему для оценки действующих кредитов банка (поведенческий скоринг), которая станет основой для обслуживания кредитного портфеля, выстраивания кредитной стратегии, а также кросс-селлинга банковских продуктов.

В связи с тем, что АО «Хоум Кредит Банк», как и большинство  казахстанских банков, использует только статистическую модель кредитного скоринга, основанную на данных банка, для построения более улучшенной скоринговой системы рекомендуем использовать следующие типы данных:

  • Макроэкономические данные, представляющие собой статистическую информацию по социально-экономическому развитию для тех регионов, в которых имеются отделения (представительства, филиалы) банка, или в которых банк планирует их открыть.
  • Статистические данные предприятий регионов с тем, чтобы включить в модель скоринга информацию о принадлежности заемщика к определенному сектору экономики для повышения точности оценки.
  • Анкетные данные по всем имеющимся заемщикам банка в разрезе возвратов и невозвратов долга, а также по просроченным выплатам процентов и основной суммы долга. Состав анкетных данных, необходимых для работы модели, определяется после предварительного анализа.
  • Экспертные знания банковского менеджмента по каждому из типов кредитных продуктов банка.

Также одной из целей АО «Хоум Кредит Банк» является использование реализованных инноваций в процессе удалённого обслуживания клиентов посредством интернета.

Стратегия управления рисками АО «Хоум Кредит Банк» направлена на оценку, мониторинг и управление размером и концентрацией рисков, которые принимает на себя банк в процессе своей деятельности.

Внутрибанковская система управления рисками строится на принципах:

  • своевременного выявления и идентификации рисков;
  • установления четких критериев определения уровня каждого вида рисков;
  • осуществления непрерывного контроля за уровнем рисков;
  • построения  системы  контроля  и  управления  рисками,   объединяющей  широкий  круг структурных подразделений Банка под единым руководством;
  • осуществления непрерывного информирования органов управления банка об уровне риска.

Основной риск, с которым банк чаще всего сталкивается в сфере своей деятельности – это кредитный риск, состоящий в неспособности либо нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора. Этот риск имеет отношение не только к кредитованию, но и к другим операциям, которые находят свое отражение в балансе банка. В связи с этим АО «ХКБ» разделяет управление кредитным риском в зависимости от вида операций, с которыми данный вид риска связан.

Система управления рисками потребительского кредитования представлена Департаментом Рисков, в задачи которого входят:

  • координация деятельности банка в области потребительского кредитования с компаниями группы Home Credit;
  • выработка рекомендаций органам управления банка для принятия управленческих решений, направленных на увеличение эффективности работы банка в области потребительского кредитования;
  • контроль уровня принимаемых рисков с целью принятия решений по текущему и перспективному управлению рисками банка;
  • оценка эффективности новых проектов, продуктов, программ потребительского кредитования с точки зрения принимаемых кредитных рисков;
  • оценка и позиционирование банка на рынке потребительского кредитования с точки зрения уровня принимаемых кредитных рисков.

Так же в систему управления рисками  входит ряд структурных подразделений  Банка со своими специфическими функциями:

  1. на момент предоставления кредита (Отдел авторизации, Управление по борьбе с мошенничеством);
  2. после предоставления кредита, на всём протяжении срока действия кредита (Управление кредитного администрирования, Управление по борьбе с мошенничеством, Управление аналитики);
  3. при работе с неплательщиками (Управление долговых исков, Отдел по анализу взыскания).

Для снижения кредитных рисков при  кредитовании, кроме проверок заявителя, АО «Хоум Кредит Банк» применяет следующие методы на макроуровне:

  • постоянный мониторинг эффективности работы кредитных администраторов, менеджеров по развитию бизнеса, обеспечивающих оформление кредитных договоров, с целью минимизации операционных рисков, а также предотвращения риска мошенничества;
  • тщательный отбор и постоянный контроль потенциальных партнеров – предприятий розничной торговли, при участии которых осуществляется программа кредитования физических лиц;
  • управление кредитным портфелем по региональному принципу, при котором в регионах с высокой долей просроченной задолженности реализуются менее рискованные кредитные продукты;
  • исковая работа по взысканию задолженности в судебном порядке, которая в достаточной степени носит «публичный» характер для формирования общественного мнения о неотвратимости ответственности за неисполнение своих обязательств;
  • обязательное оперативное извещение заемщика о просроченной ссудной задолженности, задолженности по процентам, комиссиям, пеням и штрафам. В случае невозможности телефонного контакта обязателен выезд сотрудника банка с целью личного контакта с заемщиком и вручением ему соответствующего извещения;
  • введение требования о невозможности получения одним и тем же лицом второго кредита при имеющейся непогашенной просроченной задолженности по первому.

В целях управления риском выделяются следующие ключевые элементы в технологической  цепи продукта: лимитирование – скоринг – выдача – сопровождение – погашение/взыскание – резервирование – списание.

Кредиты выдаются на сумму, не превышающую 0,1% от капитала АО «Хоум Кредит Банк» строго в рамках стандартных продуктов. Средняя сумма выданных потребительских кредитов составляет 30 000 тенге (средний срок – 6 месяцев), наличных кредитов – 150 000 тенге (средний срок – 14 месяцев). Банк использует единую скоринг-систему оценки финансового состояния заёмщиков, одинаковую для всех кредитных продуктов, веденную в 2010 году. В системе обрабатывается следующая информация о заёмщике: возраст, семейное положение, образование, социальный статус, место работы, должность, стаж, совокупный доход, место и срок проживания в данном месте, наличие собственности, наличие кредитной истории, а также проводится оценка поручителя.

С момента выдачи кредита АО «ХКБ» осуществляет сопровождение сделки. Банк предпринимает необходимые и достаточные, экономически обоснованные меры по взысканию кредитов перед списанием нереальных для взыскания кредитов.

Списание происходит за счет сформированного  резерва. В банке используется портфельный подход к формированию резервов по единым принципам, удовлетворяющим казахстанскую систему бухгалтерского учета и МСФО.

Резерв на возможные потери по кредитным требованиям представляет собой величину покрытия вероятных  будущих потерь по кредитным требованиям. Резерв под обесценение кредитов формируется при наличии объективных данных, свидетельствующих о том, что банк не может получить суммы, причитающиеся к выплате, в соответствии с первоначальными условиями кредитного соглашения. Понятие “объективные данные“ весьма расплывчато и каждый банк, разрабатывая внутреннее положение по оценке кредитных рисков, определяет его самостоятельно.

Оценка рисков по предоставленным  кредитам и формирование резервов производится с использованием метода портфельной  оценки ссуд. Методика оценки кредитного риска банка основана на классификации кредитов по их качеству, т. е. по вероятности возврата заемщиками полученных ими кредитов. При оценке кредитного риска учитывается финансовое состояние заемщика на момент выдачи кредита, платежная дисциплина, кредитная история, частота наступления дефолта.

Банк разбивает портфель по срокам длительности просроченных платежей и  применяет к каждой группе свои аналитические  коэффициенты, на основании которых  выводится итоговая сумма резерва, формируемого под соответствующий  портфель однородных ссуд.

АО «Хоум Кредит Банк» оценивает размер резерва под обесценение кредитов, выданных клиентам, на основании прошлого опыта понесенных фактических убытков по каждому типу кредитов. Существенные допущения, используемые руководством при определении размера резерва под обесценение кредитов, выданных клиентам, включают уровень миграции убытков. Данный уровень является постоянным и может быть определен на основании модели миграции понесенных фактических убытков за последние 6 месяцев.

Изменения вышеприведенных  оценок могут повлиять на резерв под  обесценение кредитов. Например, при  изменении величины чистой приведенной  к текущему моменту стоимости  предполагаемых потоков денежных средств  на плюс/минус один процент размер резерва под обесценение кредитов, выданных физическим лицам, по состоянию  на 31 декабря 2010 года был бы на 124,087 тысяч  тенге ниже/выше (на 31 декабря 2009 года - 69,920 тысяч тенге). Так за период 2008 – 2010 годы наблюдается положительная тенденция к снижению размера резерва под обесценение выданных кредитов в 3,74 раза (рисунок 22). В структуре резерва наибольший удельный вес по-прежнему занимают потребительские кредиты.

 

Примечание: составлено автором по данным финансовой отчетности АО «ХКБ»

 

Рисунок 22 – Динамика резерва под обесценение розничных кредитов АО «ХКБ», тыс. тенге

Сформированные резервы целиком  покрывают ожидаемые потери. На покрытие неожиданных потерь по кредитному риску  по портфелю потребительских кредитов предусмотрено 75% капитала.

Сумма убытков, которую банк может установить, признается в качестве расхода и вычитается из балансовой суммы соответствующей категории  ссуд, в качестве резерва на покрытие убытков по ссудам. Таким образом, сумма формируемого резерва на возможные  потери определяется объемом предполагаемых убытков, которые понесет банк в будущем.

В процессе своей деятельности банки неизбежно несут убытки по ссудам, кредитам и другим средствам  кредитования из-за того, что они  не всегда оказываются, возвращены полностью  или частично.

Пользователи финансовой отчетности банка должны знать, какое  влияние оказывают убытки по ссудам и кредитам на его финансовое положение  и результаты деятельности; это помогает им судить об эффективности, с которой  банк использует свои ресурсы.

Таким образом, банк раскрывает совокупную сумму резерва на покрытие убытков по ссудам и кредитам на отчетную дату и изменения в резерве  в течение периода. Изменения  в резерве, в том числе компенсация  в течение периода сумм, списанных  ранее, показываются отдельно.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования