Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:04, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:
дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан
1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6
1.2 История возникновения потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12
1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24
2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»
2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32
2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53
3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63
Заключение...............................................................................................................75
Список использованной литературы..................................................................80
Приложения к работе....................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 610.49 Кб (Скачать)

Кредитный бум также был  предзнаменован тесным сотрудничеством  многих казахстанских банков с Казпочтой, используя ее сеть для продвижения  банковских услуг в удаленные  от центра регионы. Однако, анализ динамики банковского кредитования физических лиц за период с 2007 по 2008 годы, в период зарождения и развития мирового финансового кризиса показал, что до июля 2007 года коммерческие банки показывали устойчивый прирост объемов банковского кредитования физических лиц в среднем на 5 % в год, и в июле кредитование физических лиц достигло пика (157 млрд. тенге) (рисунок 6).

В августе 2007 года после наступления  финансового кризиса в США, казахстанские  банки столкнулись с проблемой  привлечения зарубежных кредитных  ресурсов, что сразу же отразилось на объемах кредитования. Так, кредитный бум, наблюдавшийся в Казахстане в течение 2006-2007 годов в значительной степени был обеспечен за счет привлечения банками внешних займов (более 50% займов приходилось на внешние источники) [30]. Перед банками стояла нерешенная проблема с внешним долгом, который превышал 40 млрд. долларов. Рост банковской сферы упал, а доля активов банковского сегмента к ВВП за один только 2007 год сократилась со 101,7% до 93% [31].

 

Примечание: по материалам Национального  банка

 

Рисунок 6 – Динамика потребительского кредитования в казахстанских банках за период 2007-2008, млн. тенге

 

Заметное ухудшение ситуации на рынке потребительского кредитования отметили и сами игроки рынка. Так, по словам начальника отдела обеспечения эффективности функционирования продуктов Евразийского банка Адиля Сейсембекова, «из всех существующих банков лишь единицы продолжили выдавать потребительские кредиты». При этом рост объемов потребительского кредитования в 2009 году не наблюдался. Директор департамента розничных продаж Народного банка Станислав Кособоков в свою очередь отметил, что сократились, прежде всего, объемы выдачи экспресс-кредитов, как наиболее рискованных. В то же время кредитование в рамках зарплатных проектов подверглось меньшему секвестированию. Так, например, в Народном банке, который выдавал потребительские займы в основном держателям своих зарплатных карточек, под залог, объемы кредитования за период 2008 – 2009 годы снизились на 60%. Это также существенный спад по рынку.

Сильнее других от кризиса  в Казахстане пострадал средний  класс, ведь именно эти люди активно  брали потребительские беззалоговые и экспресс - кредиты. Согласно словам председателя правления конфедерации работодателей РК Кадыра Байкенова, официальный уровень безработицы в стране вырос до 8,7% в 2009 году, население оказалось не в состоянии погашать свою задолженность перед банками [32]. Так просроченная задолженность населения по потребительским кредитам увеличилась в разы. Если в начале 2006 года она составляла 3,7 млрд. тенге, то к концу января 2009 года приблизилась к отметке 50 млрд. тенге (т.е. треть миллиарда долларов), т.е. объем просроченной задолженности вырос в 13,5 раз (рисунок 7).

 

Примечание: по материалам Национального Банка РК

 

Рисунок 7 – Просроченная задолженность населения перед банками по кредитам, выданным на потребительские цели, млрд. тенге

 

Кризис ликвидности, возникший  в стране, требовал оперативных действий, как со стороны государства так  со стороны банков второго уровня. Так коммерческие банки были вынуждены ужесточить требования к заемщикам, повысить ставки по всем кредитам и свернуть значительную часть своих кредитных программ, что в первую очередь отразилось на потребительском кредитовании населения. Клиентов пытались успокоить, говоря о том, что это временная мера, однако, ситуация только усложнялась. Позитивные прогнозы банкиров не оправдались и, как следствие, начался спад потребительской активности, что оказалось вполне естественным, учитывая тот факт, что основным источником внутреннего спроса были именно кредиты.

Так по состоянию на 1 января 2009 года объем потребительского кредитования в Казахстане составлял 29,5 млрд. тенге  в целом по банковской системе (без  учета ипотечного кредитования), что  явилось абсолютным минимумом по сравнению с периодом кредитного бума [33].

Еще большему ужесточению  финансовой политики оказывал содействие Национальный банк РК, он значительно  увеличил нормы резервирования по всем внешним займам для различных  банков и принимал другие меры по поддержанию  экономики. Мировой финансовый кризис в розничном секторе оказался трудным испытанием для казахстанских банков, но в тоже время он преподал важный урок и выявил необходимость определения приоритетных направлений дальнейшего развития, повышения устойчивости, способности противостоять негативным внешним воздействиям системы потребительского кредитования Казахстана в целом.

2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»

 

 

2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период

 

Экономика Казахстана с конца 2009 года по 2010 год продемонстрировала относительно высокие темпы роста. По итогам 2010 года реальный рост ВВП составил по оценке 7%, достиг 21 513 млрд. тенге, что выше оценочного показателя на 2,2 трлн. тенге. Росту экономики способствовали благоприятная внешняя конъюнктура на мировых рынках энергоресурсов и металлов; антикризисная программа государства, а также меры по формированию основы для посткризисного индустриально-инновационного развития.

Совокупные активы банковского  сектора Республики в 2010 году показали рост на 4,1% и составили 12 031,5 млрд. тенге  против 11 557,3 млрд. тенге в 2009 году. Кредитование экономики, в целом, БВУ составило 42,1% от ВВП, что свидетельствует о положительной тенденции роста [34].

Конец 2010 года ознаменовал  собой восстановление рынка потребительских  займов, хотя темпов 2007 года, когда банки, находясь в состоянии общей эйфории, активно перекредитовывали население, вернуть, удастся еще нескоро. Кроме того, возвращение к тем объемам будет уже совсем иным, основанным на консервативной оценке банками заемщиков. Согласно прогнозным ожиданиям, рост по розничному кредитованию в 2011 году составит около 3-4% [35].

В 2010 году было выдано кредитов на 48,7 миллиарда тенге (332,8 миллиона долларов), почти в два раза больше, чем в 2009 году [36].

Увеличение спроса на потребительские  займы отметили 43% банков-респондентов, что незначительно выше, чем в предыдущем году.

Так в 2009 г. спрос со стороны  населения практически отсутствовал, в связи со значительным снижением потребительский активности и индекса желания покупать до 7% [36], невозможностью заемщиков расплачиваться по своим кредитным обязательствам, но уже к 2010 и к первому кварталу 2011 года спрос  на розничные кредиты постепенно увеличивался до 30% и 26% соответственно (рисунок 8).

Ожидается, что в течение 2011 года, что рост спроса со стороны  населения на кредитные продукты по розничному сегменту продолжится. Так  около 65% банков предполагают, рост спроса со стороны клиентов на потребительские  займы. В тоже время доля респондентов, не предполагающих изменений, составила 31% по потребительским займам [37].

В розничном кредитовании валютой займов, на которую предъявляется  основной спрос, является казахстанский  тенге, тогда как на кредиты в  иностранной валюте спрос снижается. Такая ситуация характерна для всех видов потребительских кредитов. Ожидается дальнейшая тенденция укрепления потребительских займов в национальной валюте для физических лиц, и в иностранной валюте, в особенности доллара, для индивидуальных предпринимателей (рисунок 9).

 

Примечание: составлено автором по материалам Национального Банка РК

* прогнозируемый

 

Рисунок 8 – Динамика спроса физических лиц на потребительские кредиты, %

 

Примечание: составлено автором по материалам Национального Банка РК

* прогнозируемый

 

Рисунок 9 – Динамика спроса на потребительские займы, в разрезе валют, %

Основными ключевыми моментами  в увеличении спроса на потребительские  кредиты за исследуемый период являются:

  • увеличение сроков займов;
  • снижение процентных ставок;
  • необходимость финансирования потребительских расходов на приобретение товаров длительного пользования;
  • рост уверенности потребителей в части восприятия долгового бремени и перспектив развития банковского сектора в целом.

За анализируемый промежуток времени значительно возрос интерес  со стороны населения к универсальным  кредитным продуктам (экспресс-кредиты  и кредитные карты), соответственно, банки возобновили беззалоговое кредитование при одновременном  постепенном упрощении процедуры  получения данного вида кредита.

Так стоимость беззалоговых кредитов (эффективная ставка) на рынке  варьируется от 29% до 56,8% годовых. Такие  данные были получены Аналитической  службой Business Resource от call-центров казахстанских  банков. При этом в ходе опроса также  выяснилось, что далеко не все банки  согласны озвучивать эффективную процентную ставку по кредиту. Напомним, что эффективная  процентная ставка отражает все затраты  заемщика по кредиту.

Эксперты утверждают, что  рынок беззалогового кредитования переживает подъем. По словам директора  департамента розничного бизнеса «Казкоммерцбанка»  Жумабека Мамутова, «в 2010 году по сравнению  с 2009-ым портфель беззалоговых кредитов банка вырос на 45%. Средняя сумма  займа в 2010 году увеличилась с $3000 до $4000». В «Банке ЦентрКредит» объем беззалоговых кредитов от общего объема розничного портфеля не превышает 5%. Но, как сообщил управляющий директор департамента розничного бизнеса банка Денис Давыдов, в 2011 году банк рассчитывает увеличить долю таких кредитов до 15%.

В «БТА Банке» также отмечают тенденцию роста рынка необеспеченных займов. По информации начальника отдела беззалогового кредитования Ольги  Шлёнкиной в 2010 году банком было выдано таких ссуд на сумму около $50 млн. долларов. По сравнению с 2009 годом  этот показатель вырос на 30%.

В «Народном банке» доля беззалоговых кредитов от общего портфеля кредитов для физических лиц по сравнению  с аналогичным показателем за 2007 год выросла практически вдвое. Если в 2007 году она составляла 44%, то в 2010 году - 82%. Участники рынка также отмечают активное развитие экспресс-кредитования посредством предоставления ссуд через кредитные карты. Например, в «Банке ЦентрКредит» прогнозируют, что в 2011 году многие банки активизируются в части предоставления экспресс кредитов через карточки. Вместе с тем, участники рынка расходятся в прогнозах относительно динамики процентных ставок по беззалоговым кредитам. По мнению Дениса Давыдова (БЦК), в связи с высокой доходностью необеспеченных займов в 2011 году казахстанские банки станут укреплять свои позиции на этом рынке и увеличат долю таких кредитов в своих портфелях. «В 2011 году конкуренция на этом рынке увеличится, что в свою очередь может привести к снижению ставок», - считает г-н Давыдов.

В Kaspi bank также придерживаются мнения, что в 2011 году конкуренция  на розничном рынке обострится. Глава  банка Михаил Ломтадзе предполагает, что рынок беззалогового кредитования в 2011 году вырастет на 10-12%, пропорционально  росту розничного товарооборота. Однако г-н Ломтадзе рассматривает процентную ставку в качестве второстепенного  рычага для укрепления позиций. По его  мнению, банки вначале будут совершенствовать свои продукты, и только потом начнут использовать такое оружие как снижение процентных ставок. «Снизить цену –  очень легко, это факт, а вот  поднять потом – очень сложно», – подчеркнул он.

Заместитель директора департамента розничных продаж Народного банка  Ольга Киселева, комментируя ситуацию относительно Народного банка, отметила, что банк в 2011 году пока не планирует  пересматривать ставки по беззалоговым кредитам.

Некоторые участники рынка  для снижения риска невозврата беззалоговых кредитов выдают их либо участникам своих  зарплатных проектов, либо под гарантию третьих лиц. Банк, выдавая кредит заемщику, который участвует в  его зарплатном проекте, объективно может оценить платежеспособность клиента и проследить изменения  его финансового положения.

Банки, которые выдают кредит под гарантию третьих лиц, тем  самым не только снижают свои риски, но и увеличивают лимиты заимствования  для заемщика. Чем выше количество гарантов, тем большая вероятность, что заемщику одобрят кредит на большую  сумму. Гарантами могут являться как родственники получателя, так  и другие физические лица. При этом если заемщик не сможет рассчитаться по кредиту, погашать кредит придется гаранту [38].

Как следствие, на данный момент казахстанскими банками ведется  работа по расширению и повышению  качества работы филиалов, банковских отделений, росту эффективности  реализации маркетинговых стратегий, направленных на привлечение новых  клиентов – физических лиц.

Несмотря на то, что автокредитование представлено достаточно широко, казахстанские банки по-прежнему не видят перспектив развития автокредитования. Об этом можно судить хотя бы по тем условиям, на которых банки готовы выдать заемщику необходимые для покупки авто средства. Банкиры не скрывают, что автокредитование никогда не было приоритетным направлением их деятельности. Значительно оживить этот рынок могла бы эффективная госпрограмма автокредитования, но делом долгие разговоры об этом так и не закончились.

В одном из летних отчетов  Национального банка РК о финансовой ситуации в республике отмечалось, что автокредитование, хотя и имеет средние сроки возврата от шести месяцев до десяти лет, тоже не в особом почете. Причем как у самих финансистов, так и у их клиентов. Неудивительно – ведь во многих банках получить деньги на личные нужды без указания цели, в том числе для покупки авто, гораздо проще и выгодней по обычному потребительскому кредиту. Такому легальному обходному маневру способствуют и ограничения, установленные банками в зависимости возраста автомобиля, сбора дополнительной документации, времени рассмотрения заявки.

Средняя ставка вознаграждения здесь 15-17% годовых, максимальные сроки  кредитования – 5-7 лет, сумма – до 80% от стоимости автомобиля. Причем стоит отметить, что почти все  банки, предоставляющие автокредиты, имеют договоры с автоцентрами, что  предполагает более лояльные условия  в случае покупки автомобиля в  автосалоне – партнере банка [39].

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования