Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:04, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:
дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан
1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6
1.2 История возникновения потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12
1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24
2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»
2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32
2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53
3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63
Заключение...............................................................................................................75
Список использованной литературы..................................................................80
Приложения к работе....................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 610.49 Кб (Скачать)

Банком резервы под  обесценение кредитов рассматриваются  как:

  • резервы по конкретным ссудам, рассчитываемые на основе детализированной оценки менеджерами банка финансового состояния заемщика; анализа обслуживания долга с учетом оценочной стоимости обеспечения и погашения ссудной задолженности в период до составления финансовой отчетности; анализа рисков, присущих кредитному портфелю в целом; неблагоприятных ситуаций, которые могут повлиять на способность заемщика погасить задолженность;
  • резервы для покрытия рисков, присущих не конкретным ссудам, а любому портфелю кредитов.

Обесцененные кредиты  выделяются в отдельную группу, и  каждый из них детально анализируется  с точки зрения оценки их возмещаемой  стоимости и, соответственно, величины резерва. На практике может возникнуть и такая ситуация: при анализе  проблемного кредита было выявлено отсутствие способности данного  кредита приносить доход. Данный вывод может служить поводом  для не признания данного кредита  активом, вследствие чего он может быть списан с баланса [49].

Для того чтобы правильно  анализировать риски по ссудам, специалисту  необходимо обладать достаточно большим  объемом информации. Источником данной информации может служить финансовая и управленческая отчетность заемщика, рейтинг международных агентств, дебиторы и кредиторы заемщика, деловая  репутация заемщика в отрасли, объем  занимаемой ниши рынка, история развития бизнеса заемщика и всякая иная информация о заемщике, содержащаяся в средствах  массовой информации, глобальной сети Интернет. Российская действительность отличается тем, что данные, публикуемые  в СМИ часто являются не достоверными, направленными на совсем иные цели, нежели отражение действительного  положения дел. Потому хотелось бы предостеречь специалиста, принимающего решение  относительно уровня риска по кредиту  при формировании резервов в том, что он должен иметь уверенность  в достоверности своего источника  информации. В противном случае, это приведет к неправильной оценке и искажению данных отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования

 

 

Каждый  банк, рано или поздно, сталкивается с проблемой неплатежей, и перед  его руководством встает дилемма  – решать этот вопрос собственными силами, увеличивая штат специализированных сотрудников, или обращаться в компанию, профессионально занимающуюся сбором задолженности.

В большинстве  случаев, следуя сложившейся традиции, руководители кредитных организаций  поручают решение этой задачи штатным  юристам, либо службе экономической  безопасности банка. Преимущество этого  варианта – в экономии средств на оплату услуг коллекторской компании, а также в относительном контроле за ходом выполнения работ своими сотрудниками. На практике подобная экономия не всегда себя оправдывает. Недостаток специальной подготовки, опыта, гибкости, свободы принятия решений и отсутствие прямой материальной заинтересованности в возврате денежных средств, в конечном счете, приводит к малоэффективным результатам действий штатных сотрудников банка.

В развитых странах взыскание долгов – достаточно распространенный и успешно развивающийся бизнес. Это связано со стремительным ростом рынка потребительского кредитования, что привело к появлению большого количества должников. Перед выдачей кредита банк проверяет кредитоспособность заемщика, берет залог и просчитывает свои риски. Заемщик же, подписывая договор, обязуется выполнять конкретные обязательства перед банком, но далеко не всегда обязательства выполняются кредитором вовремя. Выдавая кредиты, банки могут рассчитывать на возврат основной части займов только через 10-15 лет. За этот промежуток времени может измениться не только социальный статус заемщика, но и его кредитоспособность. Еще несколько лет назад в ссудных портфелях банков превалировала доля стандартных - обеспеченных залогом кредитов. С активным развитием розницы увеличилась доля сомнительных займов, в основном за счет беззалоговых потребительских кредитов и прежде всего экспресс-кредитов в розничных торговых сетях.

Впервые коллекторские агентства – организации, профессионально занимающиеся сбором просроченных займов, появились в США в конце 60-х годов. На сегодняшний день в США сбором долгов занимаются порядка 6 500 коллекторских агентств («collection agency»). Бизнес, связанный с взысканием просроченной задолженности получил серьезное развитие в послевоенные годы прошлого столетия, когда начался бум потребительского, в том числе ипотечного кредитования, возникли разнообразные банковские услуги, такие как кредитные карты, автокредитование и т.п. Разумеется, за бумом кредитования сразу же последовал вал просроченных задолженностей. Так стали появляться организации, профессионально специализирующиеся на сборе долгов.

Для иллюстрации работы коллекторов  хорошо подойдет пример взыскания ими  дебиторской задолженности банков, ведь банки – одни из самых частых клиентов коллекторских агентств. В США, кстати, еще в 70-х годах банки работали с 3-5 агентствами. В 80-х же конкуренция между ними увеличилась настолько, что число агентств, работающих для одного банка доходило иногда до 25-30.

В США создана устойчивая процедура работы банков с проблемными  кредитами. В первый месяц возникновения  неплатежа банк действует самостоятельно, звонит должнику и просит погасить долг. На 30-й день задолженности кредит признается проблемным, на эту сумму  начисляют повышенные проценты, штрафы, пени.

90-й день - это последний  день, когда банки работают по  проблемному кредиту. На 91-й день  разбираться поручается независимому  коллекторскому агентству.

На 210-й день долга информация о должнике уже поступает из коллекторского агентства в кредитное бюро, и  там на него заводится дело.

Однако и в США такая  система сложилась не так давно. Вначале деятельность профессиональных взыскателей была слабо урегулирована  и одним из результатов этого  стало широкое применение взыскателями недобросовестных методов.

После расследования Конгрессом США в сер. 70-х деятельности коллекторов, был принят специальный Закон «О добросовестной практике взыскания долгов» (Fair Debt Collection Practices Act). В самом тексте Закона американский законодатель четко прописал цели его принятия:

  • устранение практики недобросовестного взыскания со стороны сборщиков долгов;
  • создание для коллекторов таких условий, при которых сборщики долгов, воздерживающиеся от недобросовестной практики взыскания, не теряли бы конкурентоспособности;
  • обеспечение со стороны государства защиты потребителей от недобросовестной практики взыскания долгов.

В Законе можно выделить основные ограничения, налагаемые на процесс  взыскания:

  • Запрет на введение должника в заблуждение относительно того, кто проводит взыскание. То есть коллекторам запрещено использовать приемы, которые могли бы заставить должника подумать, что с него осуществляет взыскание кто-то другой, в том числе, государство. Коллекторы должны сразу же четко называть себя и взыскателя. Также запрещено вводить неплательщика в заблуждение относительно юридических последствий неплатежа, суммы долга и много другого.
  • Запрет на «втягивание» в процесс взыскания долга окружения должника, то есть его семьи, работодателя и др. Введены существенные ограничения на информирование кого-либо о том, что в отношении данного человека осуществляется процесс взыскания, если только на это не дал согласие сам должник или в случае вынесения соответствующего судебного решения.
  • Запрет на совершение в отношении должника некорректных действий, например, ночные звонки, оскорбления и угрозы, попытки повредить репутации должника. Коллекторам разрешается беспокоить должников с 8 утра до 9 вечера. Сотрудник должен прекратить свое общение с должником, если тот направил в коллекторское агентство письменное уведомление с жалобой на агента. Тогда к нему направят другого сотрудника.
  • Если заемщик перепоручил вести переговоры насчет долга своему адвокату, то именно с последним и должен общаться коллектор. Вновь обратиться к должнику он может только в том случае, если адвокат по каким-то причинам с ним не связался.

В письме, направленном заемщику из агентства, не должно использоваться слово «долг» (debt) или «коллектор» (collector). Запрещается посылать уведомления, внешне напоминающие документы, рассылаемые  государственными инстанциями. Коллектор  не имеет права угрожать судебным преследованием, если на самом деле это не входит в его планы. Недопустимы  объявления о продаже какого-либо долга с целью принудить к  погашению долга (это фактически репутационное давление).

Также запрещено продолжать взыскание задолженности, если должник  ее оспаривает (в случае, если задолженность  не подтверждена в установленном  законом порядке, например, судебным решением). Нарушение норм о добросовестном взыскании влекут за собой ответственность коллектора – вплоть до уголовной.

Успех потребительского кредитования в Великобритании (в первую очередь  финансирование покупок – кредитные карты до конца 80-х годов считались атрибутом высокого уровня заработка и не имели широкого распространения) повлиял на осознание необходимости закона, регулирующего права и обязанности сторон, участвующих в таких отношениях, и оговаривающего правовые последствия при их нарушении. Первоначально такая деятельность регулировалась вместе с рынком торговли; в первую очередь потому, что финансирование покупок стало одной из возможностей увеличения продаж, то есть услуга кредитования рассматривалась как сопутствующая. Поэтому изначально кредитование и порядок взимания задолженности регулировались актом «О добросовестной торговле» 1973 года (Fair Trading Act). Позднее был составлен акт «О потребительском кредите» 1974 года (Consumer Credit Act), где были отдельно оговорены вспомогательные кредитные организации (ancillary credit business), куда включаются: бюро кредитных историй – БКИ (credit reference bureau), агентства по сбору долгов (debt collecting) и организации, осуществляющие консультирование по выплатам долгов (debt counseling).

На уровне отношений банк – заемщик вопрос решился введением в действие акта «О финансовых услугах и рынках» 2000 года (Financial Services and Markets Act), санкционировавшего создание мегарегулятора рынков банковских услуг, страхования, ценных бумаг - Financial Services Authority и Службы омбудсменов финансового рынка (Financial Ombudsman Service - FOS), которой предписывалось рассматривать жалобы потребителей, являясь альтернативой гражданских судов. В ноябре 2002 было выпущено отдельное предписание по коллекторам, обновленное в июле 2003 года и в декабре 2006 года (Guidance of Debt Collection). Акт «О потребительском кредите» 2006 года расширил полномочия FOS на рассмотрение жалоб по коллекторским агентствам.

Таким образом, в Великобритании складывалась многофакторная система  не просто управления просроченной задолженностью, а целостный механизм по управлению кредитованием населения 

Кредитные организации, БКИ  и коллекторы получают лицензию на осуществление своей деятельности в Office of Fair Trading. В задачу OFT входит выявление  нерыночной практики и посредничество между участниками рынка в  достижении взаимовыгодных соглашений.

Рынок работы с потребительскими кредитами Великобритании, развитость его институтов и подчинение всех элементов системы одной цели – обеспечению безопасности конечного потребителя позволяют избежать возникновения многих проблем у заемщиков, а именно:

  • законодательство, регулирующее рынок потребительского кредитования, сфокусировано на должнике – защита прав потребителя определяет формат работы с ним и формы взаимодействия институтов рынка;
  • формально-правовая часть регулирования определена актами Парламента, регулирующими права и обязанности потребителя. Специфика рынка формализуется в основном за счет деятельности ассоциаций – участников рынка, однако их действия не противоречат букве и духу законов о правах потребителя;
  • форматы и каналы обмена информации по клиентам унифицированы, что позволяет гарантировать высокий уровень ее сохранности и аутентичности, и способствует адекватному отражению кредитоспособности заемщика;
  • коллекторские агентства выступают независимо от банковских структур, что исключает возможность их подчинения интересам банковских групп и ассоциаций;
  • сравнительно легкий доступ на рынок сбора долгов, его правовые особенности, прозрачность создают плодотворную конкурентную среду, исключающую возможность ведения оговоренной ценовой политики;
  • наличие независимых консультантов по планированию выплат и фондов, обеспечивающих поддержку заемщика, позволяет снизить долю новых судебных дел по просроченным кредитам;
  • организация образовательных программ участниками рынка и уполномоченными органами надзора способствует повышению культуры потребления и снижает риск полной неплатежеспособности заемщика;
  • рынок сбора просроченной задолженности тесно инкорпорирован в рынок потребительского кредитования: за счет интеграции информации, контроля со стороны органов, регулирующих рынок потребительского кредитования и потребительский рынок в целом, и надежности системы; обеспечение прав кредитора и должника находится на высоком уровне.

В Австрии деятельность коллекторских  агентств (коллекторские организации) строго лицензируется федеральными властями. Как правило, коллекторские  агентства имеют право взыскивать только бесспорные долги; все остальное  – прерогатива адвокатов. Особенностью взыскания в Австрии является тот факт, что в соответствии с  Декретом министра экономики от 27 марта 1996 года, часть растрат кредитора  по оплате услуг коллекторского агентства  может быть возложена на должника. Также в Австрийском законе предусмотрены  ограничения на комиссию, которую  могут взимать коллекторы за свои услуги, допустимые формы работы: переписка, работа по телефону, личная встреча.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования