Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:04, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:
дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан
1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6
1.2 История возникновения потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12
1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18
1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24
2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»
2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32
2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40
2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53
3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63
Заключение...............................................................................................................75
Список использованной литературы..................................................................80
Приложения к работе....................................................

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 610.49 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение......................................................................................................................3

1 Теоретические и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан

1.1 Экономическая природа  потребительского кредита и его роль в экономике страны ..........................................................................................................................6

1.2 История возникновения  потребительского кредита, основные его виды и формы.........................................................................................................................12

1.3 Опыт зарубежных стран в сфере розничного кредитования...........................18

1.4 Основные этапы становления и развития потребительского кредитования в РК в условиях мировой финансовой нестабильности...........................................24

2 Анализ и тенденции развития потребительского кредитования в Казахстане на примере АО «Хоум Кредит Банк»

2.1 Современное состояние рынка потребительских ссуд в посткризисный период.........................................................................................................................32

2.2 Стратегия развития и анализ деятельности АО «Хоум Кредит Банк»...........40

2.3 Политика банка по управлению кредитным риском........................................53

3 Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования..........................................................................63

Заключение...............................................................................................................75

Список использованной литературы..................................................................80

Приложения к  работе..............................................................................................82

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансовая система выполняет  важную роль перераспределения ресурсов в экономике от агентов, имеющих  избыток капитала, к тем, кто испытывает в нем дефицит. За счет такого перераспределения  происходит финансирование капиталовложений в развитие новых производств  и инноваций. Таким образом, финансовая система выполняет ряд основных функций в экономике: мобилизация  накоплений, направление финансовых ресурсов в продуктивные инвестиции, минимизация проблемы ассиметричной  информации за счет способствования  раскрытию информации заемщиками, трансформация  риска за счет его хеджирования и  диверсификации, способствование движению товаров и услуг [1].

Исторически финансовая система  Казахстана пошла по пути доминирующего  развития банковского сектора. Сегодня система потребительского кредитования является одним из наиболее динамичных направлений развития банковского сектора, что связано в первую очередь с потребностью банков в прибыльных кредитных продуктах.

Система кредитования – совокупность элементов, обеспечивающих рациональное использование ссудных ресурсов, которая охватывает принципы, объекты, методы кредитования, планирование кредитных отношений, механизм предоставления и возврата ссуд, а также банковский контроль в процессе кредитования, т.е. включает в себя элементы, которые имеют связь с деятельностью по предоставлению ссудных ресурсов со стороны кредитора. В системе кредитования наиболее важными выступают такие основы, как субъекты кредита, обеспечение кредита, объекты кредитования, доверие.

Цель системы кредитования двояка: с одной стороны, обеспечение  возврата ссужаемых средств, с другой стороны, обеспечение получения  банком дохода от кредитных операций.

Развитие товарно-денежных отношений, изменение роли коммерческих банков в формировании национальных экономик, усиление конкурентной борьбы между ними за сферы влияния и долю на финансовом рынке определили тенденции в развитии потребительского кредитования как банковской услуги.

Потребительское кредитование часто называют "самой демократичной" банковской услугой. Потребительский  кредит представляет собой продажу  торговыми предприятиями потребительских  товаров с отсрочкой платежа  или предоставление банком ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера.

Сегодня это не только кредиты на приобретение товаров потребительского спроса (телевизоров, холодильников, мебели, автомашин и других предметов), но и на так называемые неотложные нужды (ремонт квартир, обучение в высших учебных заведениях, лечение – оплата медицинских услуг, отдых – приобретение туристических путевок, проведение свадьбы и др.). Расширение корзины потребительских кредитов изменяет отношение общества и, прежде всего, клиентов к банковской системе.

Многообразие форм потребительских кредитов обуславливает совершенствование механизма кредитования и в частности расширение предметов залога. В современных условиях в качестве залога выступают приобретаемые товары, вклады и депозиты граждан, гарантии предприятий

и организаций, поручительства физических лиц [2].

Изучение проблем, связанных с процессом кредитования населения коммерческими банками, является важнейшим вопросом исследования отношений в сфере «банк – клиент». При осуществлении этих отношений важным моментом является создание механизма эффективного использования и гарантий возврата заемных средств. Операции банков по кредитованию, являясь потенциально самыми доходными, в свою очередь связаны с высоким уровнем риска.

Поэтому выбор формы обеспечения, тщательный отбор заемщиков и  постоянный контроль за ходом погашения  полученных займов, составляют основу в кредитной политике коммерческого  банка. Рост просроченной задолженности в республике, необходимость расширения кредитного инструментария при кредитовании физических лиц, совершенствование механизма кредитования населения в области правого регулирования обуславливают актуальность выбранной темы дипломной работы.

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов и анализа состояния потребительского кредитования в Казахстане разработать научно-практические рекомендации по развитию кредитования физических лиц в республике. Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:

  • дать теоретическое обоснование экономической природы потребительского кредитования;
  • рассмотреть классификацию видов потребительского кредитования в Казахстане и в зарубежных странах;
  • провести анализ современного состояния рынка потребительского кредитования в Казахстане с учетом влияния последствий мирового финансового кризиса на кредитную политику банков второго уровня;
  • выделить наиболее эффективные методы управления рисками, при потребительском кредитовании, применение этих методов в банковской системе современного Казахстана;
  • изучить зарубежный опыт взыскания просроченных потребительских займов и дать рекомендации по его внедрению в практику казахстанских банков с учетом корректировки отечественного законодательства.

Предметом исследования являются экономические  отношения, возникающие при потребительском кредитовании населения банками второго уровня в Казахстане.

Объектом исследования выступают  банки второго уровня Республики Казахстан.

Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие вопросы потребительского кредитования; статистические данные Министерства финансов РК, Национального банка РК, Агентства РК по статистике; финансовая отчетность казахстанских коммерческих банков; законодательные акты и нормативные документы Правительства РК; официальные программные документы по развитию банковского сектора в стране; экономические словари; информация Интернет; публикации газетных статей.

Научная новизна исследовательской  работы заключается в том, что  проведен анализ становления системы  потребительского кредитования в условиях нестабильности банковского сектора  и выявлены основные тенденции ее развития в посткризисный период; разработаны и предложены направления  совершенствования потребительского кредитования коммерческими банками  Казахстана с учетом зарубежного  опыта.

Практическая значимость исследования состоит в совершенствовании механизма кредитования банками населения на современном этапе развития финансового сектора Казахстана. Результаты исследования могут быть использованы в разработке кредитной политики и стратегии развития банков второго уровня.

Структура и объем данной работы состоят из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические  и практические аспекты развития системы потребительского кредитования в Республике Казахстан

 

 

1.1 Экономическая природа потребительского кредита и его роль в экономике страны

 

В западной экономической  литературе под кредитом обычно понимают "...доверие, которым пользуется лицо, взявшее на себя обязательство будущего платежа, со стороны лица, имеющего право на этот платеж, - т.е. доверие, которое заимодавец оказывает должнику". Это определение дано в начале XX века известным немецким экономистом В. Лексисом, который впрочем, далее несколько корректирует свое же высказывание. Он пишет: "... ежедневный опыт показывает, что заимодавцы (кредиторы) питают по отношению к платежеспособности и платежеготовности должников больше недоверия, чем доверия; поэтому они требуют гарантий для обеспечения возможности более полной защиты своих интересов от потерь. Таким образом, доверие заимодавца для существа кредита решающего значения не имеет" [3].

Кредит как экономическая  категория – это, безусловно, абстракция, поскольку мы рассматриваем кредит в качестве общественного явления  в целом безотносительно к  особенностям и условиям, в которых  совершается каждая конкретная кредитная  сделка. В тоже время кредит не является аморфным, он становится категорией именно потому, что впитал в себя совокупность кредитных сделок, все общие черты, присущие отношениям между кредитором и заемщиком [4].

Основными участниками кредитного рынка выступают кредитор и заемщик. Кредитор – сторона кредитной  сделки, предоставляющая ссуду. Заемщик – это сторона кредитных отношений, получающая кредит и обязанная возвратить полученную ссуду в установленный срок.

Закономерности движения кредита позволяют более полно  понять отношения, возникающие между  кредитором и заемщиком на кредитном  рынке (рисунок 1).

Вступая в кредитные отношения, кредитор и заемщик демонстрируют  единство своих целей и интересов. В рамках кредитных отношений  они могут меняться местами, кредитор становится заемщиком, заемщик – кредитором [5].

Отношения, при которых население  является кредитополучателем, кредитодателем – банки, составляют содержание потребительского кредита. В порядке исключения может существовать и третья сторона, посредствующее звено между банком и населением, например, торговая организация, которая продает товары в кредит, т. е. в рассрочку.

Потребительский кредит предоставляется, для удовлетворения потребностей населения  текущего характера: покупка потребительских товаров и оплата бытовых услуг. В промышленно развитых странах население тратит 20-30% своих ежегодных доходов на покрытие потребительского кредита.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: составлено автором по материалам Искакова У. М. Финансовые рынки и посредники – Алматы: Экономика, 2005

 

Рисунок 1 – Схема движения кредита

 

Кредиты населению могут предоставляться  как в товарной, так и в денежной форме. Товарная форма применяется  при продаже товаров населению  с рассрочкой платежа, т. е. это коммерческий кредит. Денежная форма предоставляется  как банковский кредит прямо населению  или косвенно – через торговую сеть.

Потребительский кредит имеет двоякую  функцию: с одной стороны, с увеличением  товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товары порождает  спрос на кредиты, с другой стороны, рост кредитования населения усиливает  платежеспособный спрос [6].

По объектам кредитования потребительский  кредит в Казахстане делится на: кредит на неотложные нужды, на покупку  товаров длительного пользования и др.

Потребительский кредит в определенной мере способствует относительному выравниванию уровней жизни лиц с неодинаковыми  доходами, сокращает разрыв между  уровнем и структурой потребления  различных социальных слоев и  групп населения.

Он разрешает две группы противоречий: между сравнительно высокими ценами на товары длительного пользования  и текущими доходами населения и  между денежными накоплениями у  одной группы населения и необходимостью их использования у другой.

Для потребительского кредита весьма характерно его тесное переплетение с банковскими операциями. Так  долгосрочные долговые обязательства  покупателей используются торговыми организациями для получения ссуд от банков. При предоставлении же кредита потребителям непосредственно банками практически устраняется личное звено кредитных отношений — между торговыми фирмами и банками.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования законодательства РК в области потребительского кредитования