Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявления роли фондового рынка во всей Национальной экономике и развития фондового рынка в Казахстане.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать экономическую сущность фондового рынка,
-исследовать специфику развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить какую роль играет фондовый рынок в Национальной экономике,
-определить проблемы развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить формы ценных бумаг Казахстана и особенности их реализации.

Содержание

Введение
1. Фондовые рынки в экономической системе: сущность и функции
1.1. Финансовые рынки как экономическая категория
1.2. Роль фондового рынка в Национальной экономике
1.3. Опыт функционирования известных мировых фондовых рынков
2. Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане
2.1. История становления KASE
2.2. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях
2.3. Проблемы развития KASE
3. Перспективы интеграции фондовых рынков России и Казахстана
3.1. Взаимопроникновение фондовых рынков и их инфраструктуры
3.2. Уровень и структура потребностей и предпочтений во взаимном выходе на фондовые рынки
3.3. Подходы к регулированию фондовых рынков
3.4. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков капитала обеих стран
Заключение

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок Казахстана.docx

— 373.95 Кб (Скачать)

Провозглашаемые ассоциацией  цели достаточно масштабны и гораздо более четко сформулированы, чем любые межгосударственные соглашения по данному вопросу. Далеко не все в реализации обозначенных целей зависит от самих бирж, тем не менее их наличие свидетельствует о желании бирж конкретизировать сотрудничество друг с другом. Не имеет большого значения, будет взаимодействие осуществляться в рамках СНГ, ЕврАзЭС или на двусторонней основе, но очевидно, что МАБ СНГ вносит в этот процесс свой позитивный вклад.

К сожалению, пока еще не завершившийся мировой финансовый кризис нанес серьезный удар по биржевой торговле, в первую очередь, ценными бумагами. Из 130 листинговых на KASE компаний 24 допустили дефолт по своим долговым ценным бумагам, а пять из этих 24 компаний - дефолт по выплате как купонного вознаграждения, так и основного долга по своим облигациям. Кроме того, многие из таких компаний задолжали своим кредиторам вознаграждение по облигациям более чем за один купонный период. Среди эмитентов, допустивших дефолт по своим обязательствам, оказались два крупнейших банка Казахстана - Альянс Банк и БТА Банк, задолженность которых перед держателями их облигаций составила около 56% общей суммы задолженности листинговых компаний по облигациям, по которым был допущен дефолт, или 29.7 млрд. тенге.

Финансовые власти РК отреагировали  на этот удар по биржевой торговле финансовыми инструментами. В нормативно-правовую базу по ценным бумагам были внесены изменения по двум основным направлениям. Первое касалось вопроса снижения требований, предъявляемых к эмитентам и их ценным бумагам для обращения и допуска к обращению на организованном фондовом рынке. Подобная мера уже использовалась в мировой практике, и, учитывая опыт мировых фондовых рынков в решении подобных проблем, АФН приняло решение использовать эту стабилизационную меру в Казахстане. Смягчение листинговых требований для определенной категории ценных бумаг и их эмитентов должно было обеспечить листинговым компаниям условия для устранения финансовых проблем без делистинга. Принимаемые меры по снижению листинговых требований дали некоторым листинговым компаниям возможность оставаться в официальном списке биржи, несмотря на ухудшение их финансовых показателей.

Для этого были внесены  соответствующие изменения в  постановление правления АФН  № 77 от 26 мая 2008 года «О требованиях  к эмитентам и их ценным бумагам, допускаемым (допущенным) к обращению на фондовой бирже, а также к отдельным категориям списка фондовой биржи». Согласно внесенным изменениям было снижено требование к размеру собственного капитала эмитентов долговых ценных бумаг, исключено требование по наличию маркетмейкера для одной из категорий долговых ЦБ и ослаблено требование к периодам наличия прибыли. Изменение этих листинговых требований было связано с тем, что в период кризиса заметно выросло количество случаев несения убытков листингованными казахстанскими компаниями и, соответственно, уменьшения размеров их собственного капитала.

Вторым направлением стало  создание специальной - буферной - категории  ценных бумаг официального списка биржи. Считается, что создание буферной категории  ЦБ направлено на защиту прав инвесторов, поскольку именно выделение данной категории бумаг позволило им сохраниться в официальном списке биржи, хотя и в рамках особого сектора. Несмотря на трудности, эмитенты таких бумаг могут продолжать представлять свои бумаги на бирже, что, по мнению казахстанских регулирующих органов, предпочтительнее для держателей их ценных бумаг, чем делистинг.

Рассмотренные выше меры сыграли  свою роль в стабилизации ситуации на биржевом рынке РК, однако само количество дефолтов и их масштаб не могли  не внушить потенциальным российским покупателям казахстанских ЦБ серьезные опасения, которые до сих не развеялись. При этом надо отметить, что и на облигационном рынке РФ по дефолтам 2008 года не исполнили обязательства по купонам 16 эмитентов по 20 выпускам, по офертам - 21 эмитент по 22 выпускам и по погашению - 1 эмитент по 1 выпуску, а по дефолтам 2009 года не исполнили обязательства по купонам 50 эмитентов по 60 выпускам, по офертам - 41 эмитент по 46 выпускам, по погашению - 17 эмитентов по 17 выпускам. Однако по сравнению с общим количеством выпусков это гораздо менее серьезные последствия для биржевого рынка, чем в РК. Особенно если учесть, что на 1 сентября 2009 года на ММВБ: обращалось 578 корпоративных облигаций 409 компаний суммарной номинальной стоимостью 2 трлн. рублей, 18 выпусков биржевых облигаций 6 эмитентов объемом 58 млрд. рублей; в листинг различного уровня были включены 248 корпоративных облигаций (42.5% от общего количества) и 4 выпуска биржевых облигаций 3 эмитентов, а 14 выпусков биржевых облигаций торговались во внесписочном секторе.

Анализируя развитие биржевого  рынка обеих стран за прошедшие  десять лет, можно констатировать, что в обеих странах было проделано много организационной работы, но говорить об интеграции и тем более о близости создания совместного биржевого пространства преждевременно. Об этом говорят и результаты опроса, в котором приняли участие биржи РФ и РК - РТС и ММВБ и основная казахстанская биржевая площадка - KASE.

Из трех названных бирж с точки зрения инвестиций в экономику  другой страны наиболее активной пока является РТС (МАБ СНГ, 2009а). Только у нее есть дочерняя структура в Казахстане (АО «Товарная биржа «ETC») и, соответственно, только она положительно ответила на вопрос о владении ценными бумагами казахстанских эмитентов. И ММВБ, и KASE дочерних структур на территориях рассматриваемых юрисдикции не имеют и ценными бумагами на них не владеют.

Говоря о российских биржах, нельзя забывать о их головном положении  в составе целых вертикально  интегрированных финансовых групп, состоящих из разнообразных инфраструктурных организаций, что позволяет определять специализированных партнеров для сотрудничества с РК по разным направлениям интеграции финансовых рынков двух стран. У KASE также имеются дочерние и зависимые структуры, примерно соответствующие по профилю деятельности структурам в составе российских биржевых групп.

Каждая из рассматриваемых  бирж входит в капиталы других биржевых организаций, обозначая тем самым свое присутствие на международном уровне сотрудничества стран СНГ. Так, у группы РТС уже есть несколько совместных проектов с зарубежными партнерами, KASE также является владельцем 10.6% Кыргызской фондовой биржи. К сожалению, в свете последних событий в Кыргызстане вряд ли это повлечет успехи в совместном развитии в ближайший период. Однако в любом случае важно, что стремление бирж взаимодействовать с зарубежными партнерами уже реализуется в той или иной форме сотрудничества.

В ходе проведенного опроса, респонденты высказывались относительно перспективных путей сотрудничества бирж России и Казахстана. Из российских бирж наиболее развернутый ответ предоставила ММВБ. Среди возможных форм сотрудничества российских и казахстанских бирж она отметила следующие:

  • Обмен информацией о планах деятельности и перспективах развития биржевых рынков, совершенствования торговых систем, систем взаимодействия с клиринговыми, депозитарными и расчетными структурами, об освоении новых технологий и инструментов.
  • Технологическое сотрудничество.
  • Двусторонние бизнес - проекты.
  • Взаимный допуск участников на биржевые рынки РФ и РК.
  • Организация торгов российскими и казахстанскими депозитарными расписками (РДР и КДР).
  • Прямой допуск ЦБ казахстанских эмитентов на российский фондовый рынок.
  • Оказание клиринговых услуг.
  • Раскрытие корпоративной информации по эмитентам РФ и РК.
  • Совместная деятельность в рамках МАБ СНГ по развитию рынков стран СНГ.
  • Участие в работе межгосударственных органов СНГ, ЕврАзЭС, российско-казахстанской комиссии по экономическим и финансовым вопросам и др.

Со своей стороны, KASE предложила следующие возможные направления сотрудничества с российскими биржами:

  • Объединение усилий по гармонизации законодательств двух стран, которая сделает реальными проекты по интеграции биржевых рынков.
  • Консультации в области стратегического развития, PR-деятельности и маркетинга.
  • Обмен биржевой информацией с целью привлечения на рынки инвесторов.
  • Изучение опыта друг друга в плане развития ГГ-инфраструктуры, средств торговли и клиринга с целью повышения общей эффективности и улучшения качества услуг, предоставляемых участникам рынка.
  • Сотрудничество с целью развития IT-решений для казахстанского рынка производных финансовых инструментов.

В краткосрочной перспективе  представляется обоснованным сфокусировать усилия на интеграции бирж России и Казахстана как организаторов наиболее развитых рынков ЕврАзЭС (МАБ СНГ, 2009b). Неплохим примером развития биржевой интеграции стало создание товарной биржи «Евразийская торговая система» АО «РФЦА» и российской биржей РТС. Доля РФЦА в уставном капитале - 40%, РТС - 60%. Пока работает только секция торговли сельхозпродукцией, хотя запланирована организация торгов в секциях нефтепродуктов и металлов (ETC, 2010). С этим проектом фактически конкурирует проект создания Евразийской биржи сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разрабатываемый по инициативе Интеграционного комитета ЕврАзЭС. Базой для реализации проекта выбрано ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Новая биржа должна начать работу в 2011 году5. В случае успешного развития последнего проекта желательно найти подходящую для основных участников процесса форму интеграции его с проектом ETC, возможно, на основе уже функционирующей площадки в Алматы.

Хотя значительная нагрузка по упрощению взаимодействия между  участниками организованной торговли обеих стран лежит на самих биржах, не все зависит от них. Например, как уже говорилось, и фондовые биржи, и обслуживающие их расчетные (центральные) депозитарии, как и другие категории профессиональных участников рынка капитала, нуждаются в приемлемом механизме номинального держания для иностранных инвесторов, соответствующем законодательству обеих государств, а также в развитом клиринге обязательств, в том числе централизованном.

Еще одним важным элементом  интеграционного процесса следует  признать разработку и применение общих  технологий электронного документооборота, которые позволили бы стандартизировать  и ускорить информационный обмен  как между биржами, так и между  участниками торгов на них.

 

Информация о работе Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане