Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявления роли фондового рынка во всей Национальной экономике и развития фондового рынка в Казахстане.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать экономическую сущность фондового рынка,
-исследовать специфику развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить какую роль играет фондовый рынок в Национальной экономике,
-определить проблемы развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить формы ценных бумаг Казахстана и особенности их реализации.

Содержание

Введение
1. Фондовые рынки в экономической системе: сущность и функции
1.1. Финансовые рынки как экономическая категория
1.2. Роль фондового рынка в Национальной экономике
1.3. Опыт функционирования известных мировых фондовых рынков
2. Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане
2.1. История становления KASE
2.2. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях
2.3. Проблемы развития KASE
3. Перспективы интеграции фондовых рынков России и Казахстана
3.1. Взаимопроникновение фондовых рынков и их инфраструктуры
3.2. Уровень и структура потребностей и предпочтений во взаимном выходе на фондовые рынки
3.3. Подходы к регулированию фондовых рынков
3.4. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков капитала обеих стран
Заключение

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок Казахстана.docx

— 373.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Российская Федерация

Республика Казахстан

Эмиссия национальных депозитарных расписок на иностранные ценные бумаги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В законе РФ установлены  требования к эмитенту

РДР. Им может быть депозитарий, отвечающий требованиям ФСФР по размеру  собственного капитала и осуществляющий свою деятельность не менее трех лет. В настоящее время в список входят 64 организации, в основном центральные депозитарии различных государств, в том числе и Центральный депозитарий ценных бумаг РК. В случае, если эмитент представляемых ЦБ не принимает на себя обязательства перед владельцами РДР, то их эмиссия допускается

при условии включения  представляемых ценных бумаг в котировальные  списки иностранных фондовых бирж, входящих в перечень, установленный ФСФР.

Особенности ведения реестра  РДР закреплены в порядке ведения реестра владельцев РДР.

В соответствии с данным порядком ведение реестра владельцев РДР может осуществлять либо сам эмитент (т.е. депозитарий), причем

независимо от числа владельцев расписок, либо регистратор.

Следует отметить, что в  случае с РДР законодательство опередило  потребности рынка, поскольку до настоящего времени не было зарегистрировано ни одного выпуска РДР.

В соответствии с законом  РК;

1) у эмитента КДР должна быть лицензия на осуществление кастодиальной деятельности;

2) акции эмитента КДР должны входить в официальный список высшей категории фондовой биржи;

3) эмитент КДР должен обладать действующими системами управления рисками и корпоративного управления. Кроме этого, эмитент базового актива не должен быть зарегистрирован либо аффилиирован с организацией на территории оффшорных зон. Эмитент базового актива должен иметь рейтинговую оценку не ниже «ВВ-» по классификации международных рейтинговых агентств Standard & Poor's или Fitch Rating Ltd.

Для выпуска депозитарных расписок на акции организаций-резидентов Казахстана данные акции должны быть включены в первую категорию сектора «акции» официального списка фондовой

биржи, осуществляющей деятельность на территории РК.

Учет и подтверждение прав собственности на КДР осуществляется Центральным депозитарием ценных бумаг РК. До настоящего времени выпусков КДР зарегистрировано не было.

Размещение ценных бумаг национальных

эмитентов за пределами страны

 

 

 

 

В соответствии с законом  РФ «О рынке ценных бумаг» российские эмитенты вправе размещать

ЦБ за пределами РФ, в  том числе посредством размещения в соответствии с иностранным  правом ценных бумаг иностранных  эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных

ценных бумаг российских эмитентов, но только по разрешению ФСФР России при соблюдении ряда

условий. Также существует целый ряд условий по количеству акций российских эмитентов, размещение и (или) организацию обращения которых предполагается осуществлять за пределами РФ.

Организация-резидент РК осуществляет размещение акций на территории иностранного государства при условии их включения в первую категорию сектора «акции» официального списка фондовой биржи, осуществляющей деятельность на территории РК. При этом размещение акций банка на территории иностранного государства возможно также при включении данных ЦБ в

сектор «Нелистинговые ценные бумаги» списка фондовой биржи, осуществляющей деятельность на территории РК.

 

 

Таблица 1.4.

Регулирование фондовых рынков в России и Казахстане

На 1 июля 2010 года лицензию на осуществление депозитарной деятельности в России имели 738 участников рынка ЦБ. Большинство из них используют данную лицензию для обеспечения доступа своих клиентов в расчетно-депозитарные системы и реестры, выполняя функции клиентских (кастодиальных) депозитариев. Соответственно, депозитарии используются профессиональными участниками рынка ЦБ и рынка коллективных инвестиций РФ для обеспечения оборота акций и паев паевых инвестиционных фондов (ПИФ) без обращения непосредственно к регистратору, путем учета прав собственности на ценные бумаги на счетах депо и представления интересов владельцев в реестре или другом депозитарии в качестве номинального держателя.

Существенные проблемы в  нормативном регулировании депозитарной деятельности связаны с недостатками федерального закона «О рынке ценных бумаг». Положение осложняется и тем, что Банк России по-прежнему весьма широко трактует свои полномочия по установлению особенностей депозитарного учета прав на государственные ценные бумаги и издает собственные нормативные акты в этой сфере без согласования с федеральным органом исполнительной власти и профессиональным сообществом. В результате депозитарии вынуждены поддерживать специальные системы учета и планы счетов, не соответствующие ни нормативным актам ФСФР, ни сформировавшимся обычаям делового оборота, оформленным в стандартизирующие документы само регулируемых организаций.

Существование разных подходов к регулированию одной и той  же деятельности (учет прав собственности клиента на бездокументарные финансовые инструменты в виде записи на счетах) представляется неоправданным. Один из основных недостатков учетной инфраструктуры российского фондового рынка заключается в ее слабом законодательном и нормативном регулировании. Оно подвержено частым изменениям и осложняется исторически сложившейся организацией торговой и учетной систем.

Согласно требованиям  ФСФР учет прав на ценные бумаги иностранных  эмитентов, предполагаемые к публичному размещению (обращению) в РФ, необходимо осуществлять в депозитарии, деятельность которого должна соответствовать общим для депозитариев требованиям. Кроме того, ФСФР предъявляет особые требования к такому депозитарию:

1) срок осуществления им депозитарной деятельности должен составлять не менее одного года;

2) услуги, связанные с получением доходов по ценным бумагам иностранных эмитентов и иных выплат, причитающихся владельцам ЦБ иностранных эмитентов, оказываются депозитарием каждому лицу (депоненту), права которого на ценные бумаги иностранных эмитентов учитываются таким депозитарием.

Помимо этого, у данного  депозитария должен быть открыт счет лица, действующего в интересах других лиц, в иностранной организации, осуществляющей учет прав на ценные бумаги и включенной в перечень ФСФР.

Столь жесткие требования к депозитариям - следствие проблемы иностранного номинального держателя. Она основана на боязни утечки ликвидности, то есть переноса активности с российского рынка ЦБ на торговые площадки других стран (Головнин и др., 2010). Отказ от доступа к отечественным фондовым рынкам чреват потерей потенциальных объемов оборотов для России и стран СНГ.

Депозитарная система  Республики Казахстан является двухуровневой. На первом уровне находится Центральный депозитарий ценных бумаг (ЦД РК). На втором - брокеры/дилеры I категории (т.е. обладающие правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя [могут регистрировать сделки с ЦБ]) и банки, осуществляющие кастодиальную деятельность. На 1 июля 2010 года на рынке РК действуют 11 банков-кастодианов, а лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности имеет 81 организация. При этом ЦД РК начал устанавливать корреспондентские отношения с депозитариями стран СНГ раньше РФ [Головнин и др., 2010].

Суммируя вышесказанное, российский закон «О рынке ценных бумаг» не признает лицензии профессиональных участников, выданные в соответствии с законодательством других государств. Учетные организации РФ не открывают счетов номинального держания нерезидентам, в том числе депозитариям и другим номинальным держателям. Открытие российскими депозитариями счетов номинального держания возможно только депозитариям, имеющим соответствующую лицензию, выданную ФСФР России. В результате невозможно установление корреспондентских отношений между депозитариями и другими номинальными держателями и, соответственно, осуществление расчетов по сделкам с ЦБ (поставка ЦБ и денег). Казахстанским законодательством необходимые нормы уже предусмотрены. Быть депонентами Центрального депозитария РК (открывать счета номинального держания) могут не только профессиональные участники рынка ценных бумаг, являющиеся номинальными держателями ценных бумаг в соответствии с казахстанским законодательством, но и иностранные депозитарии и кастодианы.

 

 

Размещение иностранных  ценных бумаг

Сравнение законодательной  базы двух стран для встречного движения капиталов в форме инструментов рынка ЦБ позволяет говорить о  том, что определенные правовые предпосылки  для такого движения уже заложены. Но при этом существующие различия в законодательстве создают ряд препятствий. Это законодательные ограничения в обеих странах, касающиеся взаимного допуска профессиональных участников и организации эмиссии и вывода ценных бумаг на фондовые рынки Казахстана и России.

В настоящее время существует две возможности для размещения иностранных ценных бумаг в РФ и РК:

  • публичное размещение и/или обращение ценных бумаг иностранных эмитентов;
  • эмиссия национальных депозитарных расписок на иностранные ценные бумаги.

Важно отметить, что допуск к публичному обращению иностранных ценных бумаг на фондовых рынках обоих государств устанавливается фондовой биржей по согласованию с уполномоченным органом по регулированию и надзору финансового рынка. В России, в отличие от допуска к публичному обращению, публичное размещение иностранных ценных бумаг возможно только на основании решения ФСФР. Но инициатором и спусковым механизмом публичного размещения иностранных ценных бумаг являются российские фондовые биржи, на которые возлагается миссия вывода указанных бумаг на российский фондовый рынок. Однако российская биржа может принять такое решение только в отношении ЦБ, прошедших процедуру листинга на одной из бирж, входящих в перечень ФСФР (за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций), которая при этом должна быть членом одной из следующих организаций:

  • Всемирной ассоциации бирж;
  • Федерации евро-азиатских бирж;
  • Международной ассоциации бирж стран СНГ.

Информация о работе Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане