Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявления роли фондового рынка во всей Национальной экономике и развития фондового рынка в Казахстане.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать экономическую сущность фондового рынка,
-исследовать специфику развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить какую роль играет фондовый рынок в Национальной экономике,
-определить проблемы развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить формы ценных бумаг Казахстана и особенности их реализации.

Содержание

Введение
1. Фондовые рынки в экономической системе: сущность и функции
1.1. Финансовые рынки как экономическая категория
1.2. Роль фондового рынка в Национальной экономике
1.3. Опыт функционирования известных мировых фондовых рынков
2. Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане
2.1. История становления KASE
2.2. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях
2.3. Проблемы развития KASE
3. Перспективы интеграции фондовых рынков России и Казахстана
3.1. Взаимопроникновение фондовых рынков и их инфраструктуры
3.2. Уровень и структура потребностей и предпочтений во взаимном выходе на фондовые рынки
3.3. Подходы к регулированию фондовых рынков
3.4. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков капитала обеих стран
Заключение

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок Казахстана.docx

— 373.95 Кб (Скачать)

Кроме того, местом учреждения соответствующих бирж должно быть одно из государств - членов Организации  экономического сотрудничества и развития Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма [МАНИВЭЛ]. Это может быть государство, с соответствующим органом которого у ФСФР заключено соглашение о порядке взаимодействия [ФСФР, 2010]. Если на основании решения биржи ценные бумаги не могут быть допущены к публичному обращению, то они могут быть допущены к нему решением ФСФР России при условии соответствия допустимому уровню ликвидности и инвестиционного риска.

Особенность действующего закона РФ «О рынке ценных бумаг» - он регулирует не только публичные размещение и  обращение иностранных ценных бумаг, но и регламентирует процедуру частного размещения на российском фондовом рынке. Если иностранный эмитент не собирается публично предлагать и размещать свои ЦБ в РФ, но все-таки предлагает их к размещению среди ограниченного круга лиц, ему необходимо получить соответствующее разрешение ФСФР и зарегистрировать проспект иностранных ценных бумаг, а для обращения ЦБ на территории РФ - представить уведомление о завершении их размещения.

Одна из главных проблем, которую необходимо решать для прихода  иностранных ценных бумаг на российский рынок, - обеспечение раскрытия информации. Как известно, рынок ЦБ - это во многом рынок информации, чем быстрее и полнее раскрывается информация о ценных бумагах и их эмитентах, тем конкурентоспособнее рынок, на котором обращаются данные инструменты. С точки зрения обращения иностранных ценных бумаг закон возлагает на российскую фондовую биржу, допустившую к торговле иностранные ценные бумаги, обязанность обеспечивать раскрытие информации о них и их эмитенте. Обеспечение раскрытия этой информации эксперты ФСФР считают задачей, с которой российские фондовые биржи вполне в состоянии справиться (Медведева, Филимошин, 2010). Необходимо отметить, что задача полноценного раскрытия информации о корпоративных событиях эмитентов российских ценных бумаг удовлетворительным образом на российском фондовом рынке до сих пор не решена.

Согласно казахстанскому законодательству выпуск акций нерезидентов Республики Казахстан невозможен. Размещение ценных бумаг нерезидентов, выпущенных как по законодательству Казахстана, так и по законодательству другой страны, в том числе России, подлежит лицензированию.

Выпуск ценных бумаг за рубежом

Данный аспект в законодательстве обеих стран содержит наибольшее число барьеров для взаимной интеграции фондовых рынков. Выпуск за рубежом  и размещение ЦБ резидентов среди  нерезидентов согласно казахстанскому законодательству осуществляются при условии, что ранее выпущенные эмиссионные ценные бумаги эмитента включены в список фондовой биржи на территории РК. Кроме того, размещение ЦБ резидентов среди нерезидентов подлежит регистрации как валютная операция, связанная с движением капитала для инвестиций резидентов за границу.

Пока ценные бумаги иностранных  эмитентов на российском рынке публично не обращаются, их размещения также не происходило, но можно считать, что предпосылки для этого в настоящее время созданы. Нормативные акты России и Казахстана предусматривают такую возможность. Однако в настоящее время российское законодательство устанавливает больше ограничений для обращения ценных бумаг иностранных эмитентов по сравнению с аналогичными казахстанскими нормативными актами.

Международные соглашения и их применение в целях развития фондовых рынков обеих стран

Россия и Казахстан  являются участниками различных  интеграционных объединений. Наиболее последовательно вопросы обеспечения  эффективной интеграции финансовых, в том числе фондовых, рынков РК и РФ рассматриваются и решаются в рамках ЕврАзЭС. Государствами - участниками Сообщества в 2004 году было заключено соглашение о сотрудничестве на рынке ЦБ (ЕврАзЭС, 2004), среди целей которого - создание межгосударственного рынка ЦБ.

В документе содержатся положения  о том, что участвующие в нем  стороны обязуются принять меры:

  1. по гармонизации законодательства, регулирующего:
  • эмиссию ценных бумаг;
  • допуск ценных бумаг резидентов к размещению и обращению на территории другой стороны;
  • допуск к размещению и обращению ценных бумаг нерезидентов;

деятельность профессиональных участников рынка ЦБ и института  коллективных инвестиций (Под институтом коллективных инвестиций понимаются инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также иные организации, относящиеся к институту коллективных инвестиций в соответствии с законодательством каждой из сторон);

  • раскрытие информации на рынке ЦБ;

а также устанавливающего:

  • квалификационные требования к профессиональным участникам рынка ЦБ и института коллективных инвестиций;
  • требования к совершению сделок на рынке ЦБ;

   2) по гармонизации кодексов корпоративного поведения;

   3)   по выработке единых подходов к осуществлению контроля на рынке ЦБ.

На сегодняшний день финансовые рынки всех государств, представленных в ЕврАзЭС, можно отнести к группе развивающихся. Так, согласно докладу World Economic Forum (WEF, 2009) в 2008 году объем торгов на фондовых рынках России и Казахстана (ведущие экономики в Сообществе) составил, соответственно, 58.45 и 8.57% ВВП. Следует учесть, что уровень развития банковской сферы остальных стран ЕврАзЭС существенно отстает от стран-лидеров и отодвигает планы по созданию общего фондового рынка в разряд перспективных. Учитывая изложенное, целесообразно в рамках сообщества в первую очередь опираться на взаимодействие рынков капитала России и Казахстана как наиболее развитых с последующим подключением рынков остальных государств - членов ЕврАзЭС и Украины, хотя и не являющейся его участницей, но имеющей тесно связанную с ним экономику.

К сожалению, приходится признать, что в настоящее время интеграционные процессы на рынках ЦБ государств - членов Сообщества еще не вышли из начальной  стадии. В качестве иллюстрации реального состояния дел в этой области можно привести тот факт, что до настоящего времени между регулирующими органами России и Казахстана до сих пор не заключены меморандумы о взаимопонимании и обмене информацией. Также отметим, что в уже упоминавшемся перечне иностранных фондовых бирж (прохождение процедуры листинга на них - обязательное условие для принятия российской фондовой биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам без решения федерального органа исполнительной власти по рынку ЦБ об их допуске к публичному размещению и [или] публичному обращению в Российской Федерации) отсутствует KASE.

Существенным шагом на пути создания работающей базы международных  соглашений, направленных на развитие рынка капитала не только РФ и РК, но и Украины, и Беларуси, могло  бы стать возобновление работы над  проектом соглашения «О внедрении международных стандартов расчетов по сделкам с ценными бумагами и деривативами» с участием четырех стран, которая была приостановлена в 2005 году в связи с фактическим отказом тогдашнего руководства Украины от участия в интеграционных процессах в рамках создания Единого экономического пространства. Проектом соглашения предусматривались: гармонизация законодательства в части расчетов на рынке ЦБ, учета и хранения ценных бумаг, по конкретным направлениям, включая структуру и организацию национальных учетных систем; осуществление депозитарного учета; взаимодействие институтов учетных систем и клиринговых организаций сторон; расчеты по сделкам с ЦБ, в том числе трансграничные расчеты.

Информация о работе Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане