Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявления роли фондового рынка во всей Национальной экономике и развития фондового рынка в Казахстане.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать экономическую сущность фондового рынка,
-исследовать специфику развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить какую роль играет фондовый рынок в Национальной экономике,
-определить проблемы развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить формы ценных бумаг Казахстана и особенности их реализации.

Содержание

Введение
1. Фондовые рынки в экономической системе: сущность и функции
1.1. Финансовые рынки как экономическая категория
1.2. Роль фондового рынка в Национальной экономике
1.3. Опыт функционирования известных мировых фондовых рынков
2. Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане
2.1. История становления KASE
2.2. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях
2.3. Проблемы развития KASE
3. Перспективы интеграции фондовых рынков России и Казахстана
3.1. Взаимопроникновение фондовых рынков и их инфраструктуры
3.2. Уровень и структура потребностей и предпочтений во взаимном выходе на фондовые рынки
3.3. Подходы к регулированию фондовых рынков
3.4. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков капитала обеих стран
Заключение

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок Казахстана.docx

— 373.95 Кб (Скачать)

 

 

инвестиций в экономики  стран Сообщества, то в 2008 году эта  цифра увеличилась до 81%. Таким  образом, в рамках ЕврАзЭС сотрудничество между двумя государствами постепенно становится все более интенсивным (см. таблицу 1.1).

Российские инвестиции в  страны ближнего зарубежья, в частности, в государства ЕврАзЭС, пока ограничиваются добычей природных ресурсов и энергетикой (Хейфец, 2009). Основное направление для российских капиталовложений в Казахстан - топливно-энергетический комплекс. По данным открытых источников, многие крупные участники фондового рынка РФ проявляют устойчивый, хотя и узконаправленный интерес к сотрудничеству с институтами рынка ЦБ РК, в том числе РТС и Московская межбанковская валютная биржа [ММВБ], ОАО «Сбербанк России», ЗАО «ДКК», ОАО «АКБ РОСБАНК» и другие.

Финансовые институты  стран СНГ увеличивают свое присутствие  на рынках друг друга [Головнин, 2008]. Наиболее активны во внешней экспансии  в страны СНГ банки России и  Казахстана. Крупнейшие из них: российские - ВТБ, Сбербанк и Альфа-банк и казахстанские - БТА Банк, Казкоммерцбанк и Народный банк. На развивающиеся фондовые рынки стран СНГ постепенно выходят российские инвестиционные компании. Предпочтение отдается более развитым рынкам Украины и Казахстана. На фондовом рынке РК представлены российские инвестиционные компании «КИТФинанс» и «Ренессанс Капитал», недавно на него вышла и «Тройка Диалог». Кроме того, в республике действуют две управляющие компании - дочерние организации российских «КИТ Фортис Инвестмент Менеджмент» и «Авангард Капитал». На российском фондовом рынке присутствуют инвестиционные компании, входящие в казахстанские банковские холдинги. Их размеры невелики, за исключением инвестиционной группы «Ист Коммерц», которая по итогам 2007 года заняла 7-е место среди российских инвестиционных компаний по объему операций с ценными бумагами.

В отличие от банков и  инвестиционных компаний, взаимное присутствие  инфраструктурных организаций фондового  рынка (бирж, депозитариев, клиринговых  палат) пока ограничено. Они взаимодействуют главным образом путем подписания меморандумов о взаимопонимании. Отдельного упоминания заслуживают три примера - участие KASE в капитале Кыргызской фондовой биржи, совместный проект РТС и украинских инвестиционных компаний по созданию торговой площадки на украинском фондовом рынке - ОАО «Украинская биржа», а также совместный проект KASE и РТС по созданию Евразийской торговой системы в Алматы.

Как отмечалось, общими последствиями  кризиса 2008-2009 годов для биржевых фондовых рынков и РК, и РФ стали  сокращение ликвидности, уход определенной части западных инвесторов, падение  значений фондовых индексов. В этих условиях для обеих стран возросла актуальность привлечения портфельных инвестиций. По данным статистики (см. таблицу 1.2), по объемам портфельных инвестиций в Россию Казахстан находится на 26-м месте. Россия занимает 11-е место по объему портфельных инвестиций в Казахстан.

Инвестиционное финансовое взаимодействие между двумя странами, согласно официальным данным, минимальное. Доля российских прямых и портфельных инвестиций в экономику Казахстана в 2008 году составила всего 1.4% от общего объема поступивших иностранных вложений (см. таблицу 1.2).

Между тем фондовые рынки, отражающие высокую зависимость  российской и казахстанской экономик от сырьевого экспорта, демонстрируют исключительно высокую степень корреляции.

Взаимодействие фондовых рынков стран СНГ в докризисный  период было проанализировано Либманом (2010). Расчет корреляции фондовых индексов показал, что между фондовыми рынками России и Казахстана существует самое активное на постсоветском пространстве взаимодействие. Коэффициент корреляции за период июль 2000 года - май 2008-го составил 0.96. Такой высокий показатель объясняется значительной конвергенцией экономик стран и, больше всего, схожей политикой внешних инвесторов. Последние данные показывают, что во время кризиса (июнь 2008 - декабрь 2009-го) корреляция усилилась до 0.98, что свидетельствует о сильной взаимосвязи двух экономик. Примечательно, что с начала 2010 года корреляция индексов РТС и KASE вновь снизилась до 0.74.

Наш анализ свидетельствует  о том, что высокая степень  корреляции фондовых индексов связана с сырьевым характером экономик, а не с достижениями на интеграционном «фронте».

 

Инвестиции в Россию

Объем

(%)

Место

Инвестиции в Казахстан

Объем

(%)

Место

Люксембург

5609

23

1

США

18526

59

1

Ирландия

5024

20

2

Великобритания

1883

6

2

США

3225

13

3

Япония

1870

6

3

Нидерланды

2483

10

4

Германия

1693

5

4

Виргинские острова

1889

8

5

Франция

1625

5

5

Кипр

1877

8

6

Нидерланды

1553

5

6

Великобритания

1317

5

7

Италия

766

2

7

Германия

889

4

8

международные организации

727

2

8

Австралия

780

3

9

Австралия

584

2

9

международные организации

505

2

10

Бельгия

429

1

10

Казахстан

17

0

26

Россия

428

1

11

 

 

 

 

 

Из РФ в страны СНГ

   

В РФ из стран СНГ

               

2000

2005

 

2008

 

2000

2005

2008

Всего по СНГ

118

162

1164

7                71

151 I

Азербайджан

0

0

0

0                41

0

Армения

0

126

437

0                  4

2

Беларусь

77

8

667

0                11

16

Грузия

0

0

0

0                  0

0

Казахстан

0

1

51

0                   9

104

Кыргызстан

0

0

0

0                  0

21

Молдова

31

0

0

1                   0

0

Таджикистан

0

0

0

0                  0

0

Туркменистан

0

0

0

0                 0

0

Узбекистан

0

0

0

0                   1

1

Украина

10

27

9

6                   5

7

 

В поиске ответа на вопрос о  причинах низкой финансовой интеграции, которая наблюдается на фоне торгового сотрудничества, взаимосвязанной инфраструктуры и тесных исторических и культурных отношений между двумя странами, можно обратиться к опыту азиатского региона. Как известно, страны Азии тесно связаны торговлей, однако фондовые рынки при этом практически не взаимодействуют. Банк международного сотрудничества провел анализ интеграции фондовых рынков Азии (Garcia-Неггего et al., 2008). В ходе исследования были выдвинуты четыре гипотезы относительно факторов, определяющих уровень взаимодействия: 1) географическая направленность инвестиций; 2) влияние торговли; 3) влияние прибыльности; 4) влияние ликвидности. Результаты показали, что на отсутствие интеграции на азиатских рынках в значительной степени влияет низкая ликвидность и неразвитость финансовых систем стран региона, что заставляет инвесторов направлять средства в другие финансовые центры.

Проводя параллели, можно  говорить о том, что недостаток ликвидных  инструментов для институциональных  инвесторов, отсутствие достаточного капитала внутри страны и, как следствие, размещение крупных эмитентов на зарубежных площадках сдерживают развитие фондовых рынков России и Казахстана, а также являются препятствием для расширения взаимодействия между ними.

Сравнительный анализ законодательной базы и инфраструктуры

Интенсивность экономических  связей открывает возможности для  более тесного взаимодействия национальных фондовых рынков двух стран. Для интеграции рынков капиталов большую важность имеют вопросы совершенствования, гармонизации и унификации законодательных условий эмиссии и обращения ценных бумаг, деятельности профессиональных участников на фондовых рынках. В связи с этим особого внимания заслуживает анализ современного состояния законодательной базы. В таблице 1.4 сравниваются основные моменты законодательного регулирования рынков ЦБ в двух странах.

Основная законодательная  база

Все виды профессиональной деятельности на рынке ЦБ осуществляются на основании лицензии, выдаваемой органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким органом в России является Федеральная служба по финансовым рынкам, а в Казахстане Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). Основные задачи исполнительного органа: создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций, мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы, сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, в целях поддержания финансовой стабильности, внедрение современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.

Учетная система  фондового рынка

Учетная система рынка  ЦБ состоит из двух групп профессиональных участников рынка, осуществляющих: (1) деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг; (2) депозитарную деятельность.

В России к 1 июля 2010 года лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра осталась только у 48 профессиональных участников рынка. Их количество достаточно быстро сокращается в связи с тем, что на протяжении ряда лет действует ограничивающее конкуренцию требование ФСФР о наличии на обслуживании у каждого из них не менее 50 эмитентов с числом владельцев ценных бумаг не менее 500. Преодоление данного административного барьера в отсутствие значимого количества первичных размещений акций и в условиях общего сокращения числа акционеров в процессе консолидации акционерных капиталов представляет для организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестров, значительные трудности. Более мелкие акционерные общества могут выполнять указанные функции самостоятельно. ФСФР в настоящее время не имеет реальных рычагов воздействия на выполнение самими акционерными обществами функций по ведению реестра акционеров и счетной комиссии. Но именно процедура созыва и проведения собрания и особенно недостаточное описание функциональных обязанностей счетной комиссии в законе - источник возникновения корпоративных конфликтов.

В Казахстане на 1 июля 2010 года лицензию на осуществление деятельности регистратора имеют 11 профессиональных участников рынка, которые выполняют указанную деятельность независимо от количества обслуживаемых ими эмитентов. С ними взаимодействуют три лицензированных трансфер-агента. Ведение системы реестров держателей ЦБ обязательно для эмиссионных ценных бумаг и должно осуществляться регистратором, что выгодно отличается от соответствующего российского законодательства, позволяющего эмитенту ЦБ с числом владельцев менее 50 самостоятельно вести их реестр.

 

 

Российская Федерация

Республика Казахстан

Основная

законодательная база

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон «О рынке ценных бумаг» (РФ, 1996)

предусматривает следующие  виды деятельности:

1) брокерская;

2) дилерская;

3) управление ценными бумагами;

4) определение взаимных обязательств

(клиринг);

5)депозитарная;

6) ведение реестра владельцев ЦБ;

7) организация торговли на рынке ценных бумаг.

Федеральным органом исполнительной власти по рынку ЦБ (РФ. 2004) является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Закон «О рынке ценных бумаг» (РК, 2003а)

определяет следующие  виды деятельности на рынке ЦБ:

1)брокерская;

2) дилерская;

3) ведение системы реестров держателей

ценных бумаг;

4) управление инвестиционным портфелем;

5) инвестиционное управление пенсионными активами;

6) кастодиальная:

7) трансфер агентская;

8) организация торговли ценными бумагами

и иными финансовыми инструментами;

9) депозитарная деятельность.

Государственное регулирование  и надзор

финансового рынка осуществляется Агентством

РК по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организаций (РК, 2003в).

Деятельность

по ведению реестра

владельцев ценных

бумаг

 

 

 

 

 

 

Существует ограничение  на ведение реестра для иностранцев. Согласно закону РФ «Об акционерных обществах», в акционерном обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра должен быть регистратор.

Кроме того, закон обеспечил  возможность

выполнения регистратором  функций счетной комиссии на общем собрании акционеров

общества, реестр владельцев ценных бумаг которого он ведет. Однако привлечь регистратора в качестве счетной комиссии обязаны лишь акционерные общества с числом акционеров

более 500.

В соответствии с законом  «О рынке ценных бумаг» ведение системы реестров держателей ЦБ   |

является обязательным для  эмиссионных ценных бумаг и должно осуществляться регистратором. Функции регистраторов и требования к                    

организации их деятельности описаны в «Правилах ведения  системы реестров держателей  I

ценных бумаг» и во многом перекликаются с организацией деятельности по ведению реестра

в РФ.

Депозитарная

деятельность

 

 

 

 

Согласно российскому  законодательству

иностранный депозитарий  не является

профессиональным участником рынка ЦБ и,

соответственно, не признается депозитарием,

ему не может быть открыт счет номинального

держателя в российском депозитарии.

Российские депозитарии  открывают счета депозитариям-нерезидентам только со статусом собственников ценных бумаг, а не номинальных держателей (Аксенова, 2007).

Быть депонентами Центрального депозитария РК

(т. е. открывать счета номинального держания)

могут не только профессиональные участники

рынка ЦБ, являющиеся номинальными

держателями ценных бумаг  в соответствии

с казахстанским законодательством, ной

иностранные депозитарии  и кастодианы.

Публичное размещение

и/или обращение

ценных бумаг

иностранных эмитентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует перечень и  справочник иностранных финансовых инструментов, квалифицированных ФСФР в качестве ценных бумаг. К публичному размещению и (или) обращению в РФ могут быть

допущены ЦБ ограниченного  круга эмитентов. Обязательным условием для размещения ЦБ

иностранных эмитентов является регистрация проспекта этих бумаг ФСФР. К публичному обращению могут быть допущены иностранные ценные бумаги только при наличии решения

фондовой биржи. При этом биржа может принять такое решение только в отношении тех ЦБ,

которые прошли процедуру  листинга на одной из

бирж, входящих в перечень, определенный ФСФР

(за исключением ЦБ международных финансовых организаций)

К обращению на организованном рынке ЦБ РК

допускаются негосударственные  ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством

иностранных государств, и  ЦБ международных финансовых организаций, допущенные в

официальный список фондовой биржи. Перечень международных финансовых организаций, чьи эмиссионные ценные бумаги допускаются к обращению в торговой системе фондовой

биржи, устанавливается фондовой биржей по согласованию с уполномоченным органом по

регулированию и надзору  финансового рынка и

финансовых организаций.

Для включения акций и  долговых ценных бумаг в сектор первой категории к эмитентам предъявляются весьма жесткие требования.

Информация о работе Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане