Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявления роли фондового рынка во всей Национальной экономике и развития фондового рынка в Казахстане.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать экономическую сущность фондового рынка,
-исследовать специфику развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить какую роль играет фондовый рынок в Национальной экономике,
-определить проблемы развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить формы ценных бумаг Казахстана и особенности их реализации.

Содержание

Введение
1. Фондовые рынки в экономической системе: сущность и функции
1.1. Финансовые рынки как экономическая категория
1.2. Роль фондового рынка в Национальной экономике
1.3. Опыт функционирования известных мировых фондовых рынков
2. Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане
2.1. История становления KASE
2.2. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях
2.3. Проблемы развития KASE
3. Перспективы интеграции фондовых рынков России и Казахстана
3.1. Взаимопроникновение фондовых рынков и их инфраструктуры
3.2. Уровень и структура потребностей и предпочтений во взаимном выходе на фондовые рынки
3.3. Подходы к регулированию фондовых рынков
3.4. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков капитала обеих стран
Заключение

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок Казахстана.docx

— 373.95 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Подходы к регулированию фондовых рынков

В информационно-аналитическом  обзоре «О состоянии и тенденциях развития рынка ценных бумаг в государствах - участниках СНГ» (Исполком СНГ, 2009) констатируется, что кризис ликвидности и нестабильность на международных финансовых рынках отразились и на состоянии экономики постсоветских государств, включая рынок ценных бумаг. После наращивания количества отечественных эмитентов и роста размера капитализации на фондовых рынках государств - участников СНГ в 2008 году на наиболее развитых рынках Содружества наблюдалось падение фондовых индексов и снижение уровня рыночной капитализации эмитентов, особенно тех, чьи ценные бумаги обращаются не только на национальных рынках, но и за рубежом. Кризис выявил основные проблемы и слабые стороны в системе регулирования финансовых рынков. Так, снижение ликвидности внутренних фондовых рынков, падение рыночной стоимости обращающихся финансовых инструментов, увеличение дефолтов эмитентов, чьи ценные бумаги обращаются на организованных рынках государств - участников СНГ, дают возможность выявить основные направления, по которым должна совершенствоваться существующая система регулирования рынка ЦБ в части защиты прав и интересов инвесторов, обеспечения финансовой стабильности профессиональных участников рынка ЦБ и эмитентов, обеспечения справедливой оценки объектов инвестирования, а также оценки и управления инвестиционными и операционными рисками.

Мировой кризис существенно  повлиял на экономическую ситуацию в РК. В связи с этим правительство  приняло определенные меры для повышения  финансовой устойчивости фондового  рынка (РК, 2003b). В частности, введены требования о повышении размера уставного капитала для участников рынка ЦБ, которые косвенно стимулируют казахстанские финансовые институты к участию в их капитале иностранных, включая российские, организаций. В целях повышения финансовой устойчивости организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность с правом ведения счетов клиента в качестве номинального держателя и правом осуществления отдельных видов банковских операций, в 2009 году был оптимизирован порядок расчета собственного капитала и коэффициентов его достаточности. В целях ограничения внешних заимствований АФН были введены коэффициенты капитализации к обязательствам перед нерезидентами РК. Они рассчитываются как отношения различных обязательств к собственному капиталу профессионального участника рынка.

Шагом к повышению финансовой устойчивости профессиональных участников рынка ЦБ стало принятие АФН новой  редакции нормативных правовых актов  РК. Эти документы определяют требования к системе управления рисками организаций, осуществляющих брокерскую и/или дилерскую деятельность на рынке ЦБ и деятельность по управлению инвестиционным портфелем. В частности, вводится система двойного контроля как при совершении финансовых операций или заключении сделок с финансовыми инструментами, так и при осуществлении учета данных операций; разработан порядок проведения стресс-тестинга; введено требование по расчету максимально допустимого размера убытков по активам клиентов, принятых в инвестиционное управление; более детально регламенти-чрован порядок принятия решений по заключению сделок за счет собственных активов, в том числе посредством установления требования об обязательном создании инвестиционного комитета для принятия инвестиционных решений за счет собственных активов. Введены также требования к наличию системы внутреннего контроля за эффективностью функционирования системы управления рисками. Такой глубокий и современный подход казахстанского регулятора финансового рынка резко контрастирует с намерениями ФСФР осуществить переход к пруденциальному надзору за деятельностью участников рынка ценных бумаг. Очевидно, что потребность казахстанской экономики в иностранных инвестициях подкрепляется и подтверждается оперативно вводимыми регулятивными мерами по отношению к финансовым институтам.

Совершенствование регулирования  финансового рынка России строится в соответствии со «Стратегией развития финансового рынка РФ на период до 2020 года» (РФ, 2008) (далее - Стратегия РФ), Концепцией создания мирового финансового  центра в РФ (РФ, 2009а) (далее - Концепция  МФЦ) и Планом мероприятий по его  созданию (далее - План) (РФ, 2009b). Эти документы призваны повысить устойчивость и конкурентоспособность российского финансового сектора, однако разработаны они были еще в 2008-2009 годах. В указанном Плане последовательно рассматриваются законодательные шаги по созданию международного финансового центра. Перечисленные в Плане меры представляются обоснованными, однако они необходимы для нормального функционирования любого финансового рынка, независимо от наличия у него претензий на статус МФЦ. Например, из формулировки задачи «Создания системы компенсаций на финансовом рынке» прямо не вытекает содержание, стоимость и эффективность такой системы. Ответственны за ее разработку все экономические ведомства (ФСФР, Минэкономразвития, Минфин, Банк России), что ставит вопросы о механизме координации их работы. Даже если все запланированные в Концепции МФЦ и Стратегии РФ мероприятия будут осуществлены, Москва не сможет превратиться в международный финансовый центр, сопоставимый с первой десяткой рейтинга глобальных финансовых центров (в котором Москва и Санкт-Петербург в настоящее время располагаются на 68-м и 70-м местах соответственно).

Значимое действие государственных  органов, способное в перспективе  положительно повлиять на формирование МФЦ, - это более детальная проработка ФСФР нормативных положений для  обращения иностранных ценных бумаг  в РФ.

Кроме того, нельзя не отметить тот факт, что вышеупомянутые Концепция  МФЦ и Стратегия РФ разрабатывались до и во время финансового кризиса 2008 года. Однако причиной того, что по пути к созданию МФЦ российский фондовый рынок продвинулся с тех пор незначительно, является не столько сам кризис, сколько неэффективность сложившейся системы регулирования финансового рынка в РФ.

Сегодня в мире значительно  изменяются базовые подходы к  регулированию крупнейших финансовых рынков, начиная с американского и британского, где пытаются извлечь уроки из кризиса. Достаточно оперативно отреагировал на финансовый кризис и главный партнер России по ЕврАзЭС и Таможенному союзу - Казахстан. «Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан в посткризисный период» [РК, 2010) (далее - Концепция РК] была одобрена указом президента в феврале 2010 года. Документ объявляет основной целью «развитие финансового сектора в посткризисный период в части перехода на качественно новый уровень управления и регулирования».

В качестве основного принципа регулирования и надзора финансового  сектора Концепция РК предусматривает принцип контрцикличности (формирование провизии, увеличение собственного капитала, резервов и ликвидности в период активного роста экономики и использование накопленного потенциала в период спада). Этот же принцип применим к структуре и качеству инвестиционного портфеля финансовых организаций. В документе подчеркивается важность сведения к минимуму процикличности в регулировании финансовых организаций. Стоить заметить, что в соответствующих российских документах какой-либо базовый регулятивный принцип выделить пока не представляется возможным.

Концепция РК разбита на пять разделов, рассматривающих ключевые аспекты функционирования фондового рынка:

1) определение роли государства в вопросах мобилизации финансовых ресурсов;

2) укрепление системы надзора и регулирования финансового сектора;

3) усиление механизмов защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг;

4) повышение качества корпоративного управления и прозрачности деятельности финансовых организаций;

5) регулирование системных рисков и взаимодействие государственных органов.

В Концепции РК рассматриваются  вопросы государственного участия  в экономике. Предусматривается  повышение роли государственного планирования и стимулирования экономики при  сохранении базовых принципов свободного рынка и стимулировании эффективной деятельности частного сектора. Государство планирует перейти от принципов полной социальной поддержки различных групп населения к смешанной системе, в которой, помимо государства и работодателя, участвуют и средства самого работника. Первым шагом в этом направлении стало введение в РК накопительной пенсионной системы. Помимо сокращения государственных расходов, целью реформы было и создание особого класса институциональных инвесторов.

Основой процесса модернизации экономики РК предполагается сделать механизм государственно-частного партнерства. Планируется более активное привлечение средств НПФ в инфраструктурные проекты. В качестве основного (хотя и консервативного) источника фондирования выбраны депозиты населения и юридических лиц в банках второго уровня. В Концепции РК подчеркивается важность дальнейшего развития рынка государственных ценных бумаг, при этом развитие корпоративных ЦБ остается за скобками, как и сам этот недостаточно сформировавшийся сегмент финансового рынка. Предполагается, что «наличие постоянного умеренного размера дефицита республиканского бюджета при поддержании безопасного уровня правительственного долга позволит обеспечить достаточный объем государственных ЦБ в обращении, необходимый для построения кривой доходности, правильной оценки ожиданий на краткосрочную и долгосрочную перспективы, измерения риска финансовых инструментов, определения спот-ставок и ставок будущего заимствования».

Кроме этого, в Концепции  РК установлено, что объем эмиссии  среднесрочных и долгосрочных государственных ЦБ (выпускаемых для финансирования дефицита бюджета) должен определяться с учетом емкости внутреннего рынка ценных бумаг. Помимо этого, предполагается развитие альтернативных источников привлечения сбережений, таких как частные институты, фонды недвижимости и хеджевые фонды.

В Концепции РК в качестве одного из дополнительных источников привлечения ресурсов называется исламское  финансирование. Возможности для  открытия в стране исламских банков, исламских инвестиционных фондов и  выпуска исламских ценных бумаг  созданы после соответствующих  изменений в законодательстве в  феврале 2009 года (РК, 2009), что даже не упоминается в Стратегии РФ и  Концепции МФЦ страны с многомиллионным  мусульманским населением. Регулирование  и надзор исламских финансовых организаций  в РК будет осуществлять АФН. Основной платформой развития рынка исламских  финансовых инструментов в Казахстане станет Агентство РК по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы (далее - Агентство РФЦА). В подобном распределении полномочий проявляется двойственность системы регулирования РК. После создания в соответствии с законом РК №145 «О региональном финансовом центре города Алматы» Агентства РФЦА целостность, казалось бы, реализованной в РК концепции мегарегулирования финансового рынка силами АФН была несколько размыта. Агентство РФЦА имеет следующие регулятивные полномочия и компетенции:

  • утверждать правила государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц - участников финансового центра;
  • утверждать правила аккредитации в качестве участника финансового центра;
  • по согласованию с уполномоченным государственным органом по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций устанавливать требования к эмитентам, чьи ценные бумаги предполагаются к включению или включены в список специальной торговой площадки финансового центра, а также к таким ценным бумагам;
  • утверждать перечень рейтинговых агентств, рейтинговые оценки которых признаются уполномоченным органом;
  • устанавливать требования к рейтинговым оценкам ценных бумаг и их эмитентов для допуска на специальную торговую площадку РФЦА и т.д.

Информация о работе Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане