Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявления роли фондового рынка во всей Национальной экономике и развития фондового рынка в Казахстане.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать экономическую сущность фондового рынка,
-исследовать специфику развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить какую роль играет фондовый рынок в Национальной экономике,
-определить проблемы развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить формы ценных бумаг Казахстана и особенности их реализации.

Содержание

Введение
1. Фондовые рынки в экономической системе: сущность и функции
1.1. Финансовые рынки как экономическая категория
1.2. Роль фондового рынка в Национальной экономике
1.3. Опыт функционирования известных мировых фондовых рынков
2. Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане
2.1. История становления KASE
2.2. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях
2.3. Проблемы развития KASE
3. Перспективы интеграции фондовых рынков России и Казахстана
3.1. Взаимопроникновение фондовых рынков и их инфраструктуры
3.2. Уровень и структура потребностей и предпочтений во взаимном выходе на фондовые рынки
3.3. Подходы к регулированию фондовых рынков
3.4. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков капитала обеих стран
Заключение

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок Казахстана.docx

— 373.95 Кб (Скачать)

В Концепции РК серьезное  внимание уделяется укреплению системы  надзора и регулированию финансового сектора. Подчеркивается важность единого интегрированного надзора, исключающего, по мнению авторов Концепции РК, риск конфликта интересов, имеющий место при функциональных или институциональных схемах надзора. То есть в РК будет сохранена поднадзорность и подотчетность всех финансовых институтов АФН, хотя Агентство РФЦА по-прежнему наделено пересекающимися с АФН полномочиями по нормотворчеству. При этом председатель Агентства РФЦА входит в состав правления АФН - органа, регулирующего, например, деятельность KASE, крупнейшим акционером которого (12.26%) является контролируемое Агентством РФЦА АО «РФЦА». В этих перекрестных сочетаниях субъектов и объектов регулирования просматривается известный конфликт интересов.

В России к числу госорганов, параллельно регулирующих (в том  числе надзирающих) деятельность зачастую одних и тех же финансовых институтов, относятся ФСФР, Банк России, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Министерство финансов и другие.

На данный момент система  регулирования рынка капитала РФ достаточно громоздка и в сравнении  с казахстанской системой относительной  стройностью не отличается. Рассматриваемые российские документы также содержат положения о совершенствовании регулирования, ограничиваясь, однако, пожеланиями общего плана. Так, в Концепции МФЦ отмечена необходимость модернизации системы регулирования финансовых рынков. Признается, что на российском финансовом рынке речь идет пока не о создании консолидированного регулирующего органа, а о координации деятельности уже существующих. Для этого предлагается формирование межведомственных координирующих структур, таких, например, как Совет при президенте РФ по развитию финансового рынка РФ, созданный в 2009 году, и рабочая группа по МФЦ при нем же. В Стратегии справедливо признается необходимость перехода от принципов отраслевого (функционального) регулирования к принципам государственного регулирования рисков, возникающих на финансовом рынке (угроз финансовой устойчивости, недобросовестной деятельности и нарушения прав инвесторов и участников рынка). Однако кризис пока не смог подтолкнуть регулирующие органы РФ к практическим действиям в этом направлении.

Организация регулирования  финансового рынка РК ушла в этом смысле далеко вперед. В соответствии с Концепцией РК надзорным органом  будут установлены дополнительные требования к финансовым организациям по обеспечению прозрачности процесса принятия решений по осуществлению зарубежных инвестиций и кредитования. Будут ограничены риски, связанные с осуществлением финансовыми организациями операций в странах с высоким уровнем правовых рисков и низким уровнем защиты прав инвесторов и кредиторов.

В рассматриваемой Концепции  РФ особо подчеркивается неэффективность создания специализированных отраслевых банков, неспособность данных институтов функционировать в полноценной конкурентной среде, необходимость постоянной поддержки со стороны государства. При этом на российском финансовом рынке, в первую очередь банковском, доминируют структуры с подавляющим государственным участием, чья роль как реципиентов государственных средств, направленных на поддержание ликвидности финансовой системы, в ходе финансового кризиса еще более возросла.

Что касается государственной  поддержки казахстанского финансового  рынка, то в Концепции РК прослеживается идея о необходимости ее постепенного снижения. Так, в целях развития добросовестной конкуренции во всех сегментах финансового рынка будет обеспечено сокращение участия государства до полного его выхода при достижении достаточного уровня конкуренции.

Здесь следует отметить, что в соответствующих российских документах вопрос уменьшения государственного участия в экономике, например, участия  Банка России в капитале и управлении ММВБ, не рассматривается. Однако в последнее время обсуждается мнение о снижении доли госучастия в Сбербанке и Банке ВТБ.

Если говорить об иностранном  участии в финансовом секторе, то Концепция РК предполагает возможность его ограничения в размере не более 50% от совокупного уставного капитала в отдельности по каждому сегменту финансового сектора. В российских документах этот вопрос не рассматривается, хотя определенные барьеры для участия иностранного капитала в банковской сфере законодательно установлены.

Для защиты интересов инвесторов и потребителей услуг на рынке  ценных бумаг законодательство РК усилит ответственность должностных лиц акционерных обществ путем повышения прозрачности информации о заключаемых сделках, совершенствования системы корпоративного управления акционерным обществом, раскрытия информации перед инвесторами о деятельности эмитентов ценных бумаг и лицензиатов.

Для повышения качества корпоративного управления и прозрачности деятельности финансовых организаций Концепция РК предусматривает ряд мер, таких как построение систем внутреннего контроля и риск-менеджмента, увеличение объема раскрываемой информации и справедливая оценка финансовых инструментов. В Стратегии РФ также рассматриваются вопросы обеспечения эффективной системы раскрытия информации и развития и совершенствования корпоративного управления. Меры, предлагаемые для достижения данных целей, в этом случае достаточно схожи с содержащимися в Концепции РК. В последней также планируется усиление макропруденциального надзора, предполагающего систему мероприятий, предпринимаемых в целях предотвращения системных рисков. Задачей данной формы регулирования является определение ключевых решений по объектам (деятельности, рынкам) и зонам риска, носящего системный характер, способного подорвать условия, определяющие финансовую стабильность, и дестабилизировать экономическую ситуацию.

В Стратегии РФ также идет речь о необходимости совершенствования  надзора путем создания системы пруденциального надзора на нескольких уровнях, включая осуществление его самими участниками финансового рынка путем внутреннего контроля, контроль саморегулируемых организаций, а также контроль со стороны государственных органов. Среди прочих необходимых мер указываются следующие:

  • гармонизация методов и правил надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора;
  • введение единых для всех профессиональных участников рынка ЦБ и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов требований к расчету собственных средств, соответствующих международным стандартам, при одновременной модернизации правил ведения бухгалтерского учета в финансовых организациях и их унификации;
  • пересмотр требования к минимальному размеру собственных средств с целью их приближения к международным стандартам;
  • развитие требования к достаточности капитала, а также его адекватности финансовым рискам организации;
  • внедрение передовых методик оценки рисков с использованием принятых в мире моделей, включая рейтинговые оценки, а также с применением цифровых показателей, отражающих операционный риск.

Кроме того, в Стратегии  РФ упоминается принцип пропорциональности осуществления пруденциального надзора, заключающегося в необходимости применения надзорных требований к участникам рынка исходя из их размера, сферы деятельности, характера проводимых операций и рисков, присущих этим операциям. Также при внедрении системы пруденциального надзора, ориентированного на оценку рисков, должна быть предусмотрена возможность индивидуального подхода к оценке рисков отдельных участников финансового рынка или их активов. К сожалению, текущая практика деятельности основного регулирующего органа финансового рынка РФ -ФСФР - достаточно далека от применения принципа пропорциональности регулирования. Обращает также на себя внимание то, что если в Концепции РК идет речь о принципе контрцикличности, то Стратегия РФ и вышеупомянутая практика государственного регулирования направлены, главным образом, на увеличение требований к собственному капиталу небанковских участников, что преподносится как следование международным рекомендациям, хотя не учитывает текущую фазу экономического цикла. Среди регулятивных планов РК хотелось бы отметить внедрение такого показателя, характеризующего восстановление банковского сектора, как соотношение активов банковской системы к ВВП докризисного уровня. При этом структура и качество активов будут значительно видоизменены в сторону диверсификации видов финансовых инструментов и сфер их использования.

Сравнивая два подхода  к развитию финансового рынка, можно  отметить, что Концепция РК представляет собой достаточно цельный документ, покрывающий банковский и небанковский сегменты финансового рынка, всесторонне рассматривающий проблему дальнейшего развития финансового рынка по программно-целевому принципу. В отличие от упоминавшихся российских документов он носит более фундаментальный по подходу характер и, по сути, дает участникам финансового рынка и инвесторам достаточно четкое представление о направлении государственного регулирования финансового рынка в ближайшем будущем. Российские же документы по развитию рынка капитала содержат общие формулировки, не определяя при этом главного. И, наконец, несмотря на то, что перед экономикой РФ, также как и перед другими странами, остро стоят вопросы посткризисного восстановления, документа и политики, формирующих вектор развития финансового рынка РФ на перспективу, пока не сформулировано.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков  капитала обеих стран

Российские и казахстанские  биржи как важнейшие организаторы торговли на фондовых рынках стремятся налаживать сотрудничество.

По итогам развития биржевого  рынка обеих стран за десять лет  можно констатировать, что в обеих странах было проделано много организационной работы, но говорить об интеграции и тем более о близости создания совместного биржевого пространства преждевременно.

Биржи являются центральными звеньями финансовой инфраструктуры. Находясь между денежными властями/регуляторами фондового рынка и участниками  рынка, они не только организуют торги  и проводят расчеты, но и выступают  в качестве катализаторов перемен  и внедрения инноваций.

Российские и казахстанские  биржи стремятся к расширению сотрудничества. Этому способствует то, что ММВБ, РТС и KASE являются членами Международной ассоциации бирж стран СНГ (МАБ СНГ), цели, которой (МАБ СНГ, 2000):

  • формирование единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли;
  • взаимный допуск нерезидентов к непосредственному совершению операций на биржах;
  • нормализация перетока денежных средств в национальных валютах между странами СНГ;
  • внедрение международных стандартов рынка ценных бумаг в странах СНГ и взаимное признание регистрации эмиссии ценных бумаг;
  • сотрудничество государств - членов СНГ в развитии единого рынка капиталов и биржевого пространства;
  • разработка основных стандартов унификации биржевого межбанковского рынка капиталов;
  • развитие сотрудничества в области валютно-кредитных и финансовых отношений государств - членов Содружества через развитие национальных валютных рынков;
  • формирование валютно-денежной системы Содружества, базирующейся на использовании национальных валют;
  • практическая реализация принципа взаимного признания национальных валют и осуществления их официальных котировок;
  • реализация задачи по достижению взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям;
  • внедрение механизмов и финансовых инструментов в целях хеджирования валютных, процентных и ценовых рисков;
  • содействие интеграционным процессам применения плавающих курсов национальных валют и согласование их предельных колебаний, формирование банковского механизма и введение института маркетмейкеров для поддержания курсов национальных валют, достижение полной конвертируемости национальных валют.

Информация о работе Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане