Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:07, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является выявления роли фондового рынка во всей Национальной экономике и развития фондового рынка в Казахстане.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
-исследовать экономическую сущность фондового рынка,
-исследовать специфику развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить какую роль играет фондовый рынок в Национальной экономике,
-определить проблемы развития фондового рынка в Казахстане,
-выявить формы ценных бумаг Казахстана и особенности их реализации.

Содержание

Введение
1. Фондовые рынки в экономической системе: сущность и функции
1.1. Финансовые рынки как экономическая категория
1.2. Роль фондового рынка в Национальной экономике
1.3. Опыт функционирования известных мировых фондовых рынков
2. Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане
2.1. История становления KASE
2.2. Состояние фондового рынка Казахстана в современных условиях
2.3. Проблемы развития KASE
3. Перспективы интеграции фондовых рынков России и Казахстана
3.1. Взаимопроникновение фондовых рынков и их инфраструктуры
3.2. Уровень и структура потребностей и предпочтений во взаимном выходе на фондовые рынки
3.3. Подходы к регулированию фондовых рынков
3.4. Вопросы взаимодействия фондовых бирж РФ и РК в интересах развития рыков капитала обеих стран
Заключение

Работа содержит 1 файл

Фондовый рынок Казахстана.docx

— 373.95 Кб (Скачать)
-indent:42pt;line-height:14pt">Средний показатель обязательных ежегодных затрат составляет 22,4 млн. тенге, что составляет 0,06 % от среднего значения собственного капитала листинговых компаний и 0,32% от среднего значения общих расходов за год.

Крупнейшими статьями затрат компаний, ценные бумаги которых включены в официальный список Казахстанской  фондовой биржи по категории «А», являются оплаты услуг инфраструктурных организаций: комиссионные вознаграждения, выплачиваемые финансовым консультантам (обязательное требование для нефинансовых организаций), аудиторам («большая четверка» и для корпоративных ценных бумаг резидентов Республики Казахстан -любая из аудиторских организаций, соответствующих критериям Всемирного Банка, которые установлены им для аудиторских организаций в целях аудита проектов, реализуемых в Республике Казахстан за счет кредитов или грантов Всемирного Банка), андеррайтерам, маркет-мейкерам (обязательное требование), а также единовременные затраты, связанные с переходом АО на международные стандарты финансовой отчетности (далее -МСФО) - приобретение и установка программного обеспечения, чй5учё-ние специалистов. Значительную статью расходов составляет публикация информации о своей деятельности в соответствии с требованием законодательства.

Для АО, ценные бумаги которого включены в официальный список Казахстанской  фондовой биржи по категории «В», транзакционные затраты составляют:

- единовременные - от 550 тыс. тенге до 6,9 млн. тенге;

- ежегодные -,от 261,1 тыс. тенге до 15,5 млн. тенге;

-  суммарные - от 305,8 тыс. тенге до 22,3 млн. тенге.

Средний показатель обязательных ежегодных затрат составляет 3,7 млн. тенге, что составляет 0,1% от среднего значения собственного капитала компаний и 0,5% от среднего значения общих расходов за год.

Для нелистингового АО среднее значение ежегодных затрат составляет 260,3 тыс. тенге, что составляет 0,6% от минимального уставного капитала АО.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что затраты АО существенно возрастают при включении акций в наивысшую категорию официального списка Казахстанской фондовой биржи. При этом тарифы Казахстанской фондовой биржи по включению и нахождению ценных бумаг в официальном списке значительно превышают тарифы российских биржевых площадок (таблица 3).

Тарифы на размещение ценных бумаг на крупных российских биржевых площадках и на Казахстанской  фондовой бирже

№ п/п

Статья затрат

РТС1

MICEX2

Казахстанская фондовая биржа  3

1

Прохождение процедуры листинга:

 

- плата за проведение экспертизы документов

0

цена договорная

100 МРП (680 долл. США), при последующем включении ценных бумаг в официальный список зачитывается в счет уплаты вступительного листингового сбора. В случае если ценные бумаги в официальный список включены не были, то указанная плата возврату не подлежит

 

- плата за включение ценных бумаг в официальный список

0

Котировальный лист «А»:

первого уровня - 2000 долл.

США

второго уровня -1.500 долл.

США.

Котировальный лист «В»

-500 долл. США

0,025% от объема выпуска, но не менее 100 и не более 4.000 МРП (680 0-27.150 долл.США)

 

- плата за поддержание ценных бумаг в официальном списке, в год

0

Котировальный лист

«А»:

первого уровня - 500 долл.

США

второго уровня - 400 долл.

США.

Котировальный лист «В»

- 200 долл.США

0,025% от объема выпуска (но не менее 100 и не более 2000 МРП  680-13.575 долл. США)  

2

Комиссионный сбор (без  НДС)

Дляоблигаций:0,00375% для акций:0,00875% от объема сделки

0,02% от объема размещаемых ценных бумаг

0,05% от объема сделки

Примечание:

1 - по данным РТС - www.rts, ru

2 - по данным ММВБ -www.micex.ru

3 - по данным Казахстанской фондовой биржи

Сегодня на официальном сайте  АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE), потенциальные эмитенты могут ознакомиться со списком примерных расходов по выходу на организованный фондовый рынок:

То есть, ситуация с 2004 года не изменилась, и в 2009 году значительные издержки, связанные с выходом компании на организованный рынок, продолжают быть одним из основных сдерживающих факторов развития рынка ценных бумаг. Предварительная плата только за попытку шагнуть в сторону рынка дешевых денег начинается с десятков миллионов тенге. Фондовый рынок продолжает демонстрировать абсолютную незаинтересованность в привлечении к операциям с ценными бумагами эмитентов и инвесторов перерабатывающих отраслей, в особенности субъектов малого и среднего бизнеса, хотя в развитых странах мира малые и средние предприятия во многом определяют темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. К примеру, в странах Евросоюза на них приходится до 70% ВВП. Они доминируют в оптовой и розничной торговле, пищевой промышленности, строительстве. В малом бизнесе задействовано 2/3 общего количества занятых, на него приходится более половины общего товарооборота ЕС.

В ноябре 2009 г. завершилось  объединение казахстанской фондовой биржи «KASE» и специальной торговой площадки РФЦА. Одновременно введены в действие основные документы, регулирующие деятельность KASE в качестве СТП РФЦА, и листинговые правила, утвержденные решениями Биржевого совета.

Новые листинговые правила  устанавливают жесткие требования к компаниям по определенному  количеству акций,  которые  они  обязаны вывести в свободное обращение, к размеру уставного капитала, рыночной капитализации, чистой прибыли, закрепляют положения обязательного наличия у эмитента финансового консультанта, маркет-мейкера, кодекса корпоративного управления (для АО), предоставления подтвержденной аудиторским заключением финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, за предыдущие периоды и далее ежеквартально. С января 2010 года облигации наивысшей категории «долговые ценные бумаги с рейтинговой оценкой» и их эмитент должны иметь рейтинговую оценку, которая должна быть не ниже «С» (по классификации рейтинговых агентств «Standard & Poor's» и «Fitch») или «С» (по классификации рейтингового агентства «Moody's Investors Service») по международной шкале или «kzCC» по казахстанской национальной  шкапе  «Standard  & Poor's». Далее планируется ввести обязательность рейтинга для всех эмитентов.

Введение новых, ужесточенных листинговых правил, призванных гарантировать  для потенциальных инвесторов надежность рынка и устойчивость компаний, обусловлено стремлением создать рынок высокой ликвидности. Действительно, давно назрела необходимость повысить уровень защиты субъектов рынка ценных бумаг, обеспечить его прозрачность, честные правила торговли и независимую экспертизу. Эмитенты долговых ценных бумаг и другие активные заемщики должны всерьез задуматься о формировании позитивной кредитной истории с целью улучшения условий финансирования в будущем, в том числе, с целью привлечения средств иностранных инвесторов. Для казахстанских компаний должны стать реальными такие понятия как «качество корпоративного управления», «информационная прозрачность», «репутация компании». Но, проанализировав основные положения листинговых правил и требований к эмитентам, исходя из принципа соблюдения баланса между выгодами и затратами, приходишь к выводу: фондовый рынок по величине предварительных и текущих затрат стал еще более недоступен для подавляющего боль-шинства отечественных предприятий. Список затрат для желающих выйти на организованный рынок с 2010 года станет еще длиннее. АО «Казахстанская фондовая биржа» прекращает бесплатный доступ к биржевой информации в режиме реального времени и вводит тариф от 1 200 до 3 700 евро в месяц для распространителей плюс от 10 до 35 евро за каждого конечного потребителя. Ставший обязательным рейтинг в глобальных агентствах стоит от 50 до 150 тыс. долларов США ежегодно, рейтинги национальных рейтинговых агентств на порядок дешевле, но пока только инициирован процесс их признания.

Между тем, 30 ноября 2009 года информационное агентство Интерфакс - Украина сообщило, что Украина отменила обязательность получения рейтинга при выпуске облигаций. «Таким образом, мы освобождаем весь фондовый рынок от излишних обязательных платежей», - сформулировал позицию ГКЦБФР его глава Сергей Петрашко.

Источник: http.V/www.interfax. kiev.ua/

Выводы. Маловероятно, что  всплеск и оживление на фондовом рынке Казахстана произойдет из-за внезапно возросшей биржевой активности ранее остававшихся «за бортом» игроков. Сегодня предприятия реального сектора экономики могут рассчитывать только на собственные средства. Затраты по выходу на фондовый рынок для них слишком значительны, банковское кредитование весьма ограничено. Но экономический рост государства напрямую зависит от способности малого и среднего бизнеса развиваться и для их полноценного развития стоит разработать специальные модели долгосрочного финансирования. Это могут быть льготы и упрощение процедуры выхода на фондовый рынок, пусть на специальные торговые площадки только для внутренних, даже розничных инвесторов, с условием обязательного страхования рисков. Либо введение государственного регулирования ставки вознаграждения по целевым кредитам посредством предоставления банкам определенных льгот и гарантий. Также можно использовать опыт развитых европейских стран и разработать программу предоставления государственных субсидий для малых и средних предприятий. В этих странах 35% государственного финансирования направлены на поддержку компаний, в которых работает менее 9 человек. Сумма самого большого гранта для таких фирм - 200 тыс. евро. Компании, в которых работает до 49 человек, могут рассчитывать на максимальный грант до 300 тыс. евро. Предприятия, где число сотрудников не более 250, имеют право подавать заявление на получение гранта на сумму 400 тыс. евро. Маленькие фирмы (количество сотрудников -не более трех) могут получить грант на 80 тыс. евро.

Резюме

Статья приводит содержательность и деятельность фондового рынка в Казахстане. Дается анализ, показана влиятельность мероприятий и документов Правительства РК на поддержку и расширение фондового рынка РК в современных условиях. Указатели источников - по тексту статьи.

Таблица 4.

ПРИМЕРНЫЕ РАСХОДЫ

по выходу на организованный фондовый рынок

тысяч USD1, если не указано иное

АУДИТ ГОДОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

20-3502

УСЛУГИ ФИНАНСОВОГО  КОНСУЛЬТАНТА3

10          

ЛИСТИНГОВЫЕ СБОРЫ4

0,9-39

РЕЙТИНГ ОБЛИГАЦИЙ5

от 0,03 %6

ИТОГО

от 31

1    По курсу 150 тенге за один доллар США.

2    Цена аудита финансовой отчетности за один год; зависит от «размера» организации -эмитента ценных бумаг и состояния ее финансовой отчетности.

3   С подготовкой проспекта выпуска ценных бумаг

4   Сумма вступительного и первого ежегодного листингового сборов.

5   С 2010 года листинг облигаций будет невозможен без наличия у них рейтинговой оценки.

Информация о работе Особенности формирования и функциональности фондового рынка в Казахстане