Основные направления по развитию операций банков с ценными бумагами в условиях финансового кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:22, курсовая работа

Описание работы

Для полного раскрытия выбранной темы были поставлены следующие задачи:
Исследовать основные теоретические предпосылки формирования деятельности на рынке ценных бумаг.
Провести обзор операций банка на рынке ценных бумаг.
3. Провести анализ деятельности банков на рынке ценных бумаг
4. Провести анализ финансового состояния коммерческого банка
5. Провести анализ деятельности банка на рынке ценных бумаг
6. Выявить пути совершенствования деятельности банка на рынке ценных бумаг

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты операций коммерческого банка на рынке ценных бумаг
1.1 Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих банков на рынке ценных бумаг
1.2 Специфика коммерческих банков как финансовых институтов
на рынке ценных бумаг
1.3 Цели и виды банковских операций с ценными бумагами
Глава 2. Анализ операций банка на рынке ценных бумаг
2.1 Инвестиционная деятельность банков на рынке ценных бумаг
2.2 Посреднические операции коммерческих банков
2.3 Рейтинг российских банков на рынке ценных бумаг
Глава 3. Основные направления по развитию операций банков с ценными бумагами в условиях финансового кризиса
3.1 Аналитические методы прогнозирования цен на рынке ценных бумаг в условиях финансового кризиса
3.2 Фундаментальный анализ рынка ценных бумаг
3.3. Предложения по созданию оптимального портфеля ценных бумаг в условиях финансового кризиса
3.4 Модели выбора оптимального портфеля ценных бумаг
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

банк на рынке ценных бумаг2 диплом.doc

— 477.00 Кб (Скачать)

      С момента возрождения современной  российской банковской системы (конец 80-х - начало 90-х годов) законодательство придерживалось второго подхода. По действовавшему с 1990г. банковскому законодательству банки в России являлись универсальными банками. Российские банки осуществляют непрофессиональные операции с ценными бумагами по общим правилам, действующим для инвесторов и эмитентов, а также в рамках нормативов и по дополнительным правилам, установленным Банком России. Профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг осуществляется по общим банковским лицензиям, выдаваемым Банком России. При этом предполагается, что Банк России как единый надзорный и контрольный орган имеет все полномочия проверять и регламентировать профессиональную деятельность банков, и него для этого есть возможность требовать обычную и специальную отчетность, право назначать банковские проверки и применять к банкам санкции. Наряду со всем этим Банк России применяет ряд встроенных ограничений на инвестиционные операции банков: повышенные коэффициенты рисковости при расчете коэффициентов соотношения собственных средств банков и различных статей их активов, и жесткие требования к созданию внутренних банковских резервов под потенциальное обесценение вложений в ценные бумаги. С вступлением в силу федерального закона “ О рынке ценных бумаг” лицензирование профессиональной деятельности на фондовом рынке всех организаций осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Поэтому те российские банки, которые захотят совмещать ведение классических банковских операций с профессиональной деятельностью на фондовом рынке, должны будут иметь две лицензии - от Банка России и от Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. [41, с. 12]

     Теперь  можно подвести итог - итак, коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные действующим законодательством: брокерская и дилерская деятельности; управление инвестициями и фондами; расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг; ведение реестра и депозитарное обслуживание; консультационная деятельность и т. п. Коммерческий банк может принять от заемщика ценные бумаги в качестве залога по выданной краткосрочной ссуде, причем стоимость залога оценивается по рыночному курсу ценных бумаг, а не по их номиналу.

     Помимо  этих функций коммерческие банки  РФ осуществляют эмиссионную деятельность. По Российскому законодательству они могут эмитировать акции, облигации, депозитарные и сберегательные сертификаты, векселя, производные ценные бумаги. Основным документом, определяющий особенности выпуска ценных бумаг кредитными организациями является инструкция Банка России № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории РФ” с изменениями и дополнениями, внесенными распоряжением ЦБ России № 274. Эмиссионная деятельность банков направлена на привлечение финансовых ресурсов и поэтому вполне обоснованно может идти речь о цене их привлечения.

      Цена  привлечения финансовых ресурсов сравнивается с эффективностью их размещения и  рассматривается механизм поддержания  их ликвидности. Финансовое положение банка в основном определяется величиной маржи - разницей между ценой привлечения и размещения ресурсов. [53, с. 89]

      Коммерческий  банк может эмитировать акции, облигации, а также выпускать инструменты денежного рынка - депозитные и сберегательные сертификаты, векселя. Если на основе эмиссии акций и облигаций формируется собственный и заемный капитал банка, то выпуск сертификатов и векселей можно рассматривать как привлечение управляемых депозитов, или безотзывных вкладов. Несмотря на то, что ни действующее банковское законодательство РФ, ни методические материалы Центрального банка РФ не содержат четких критериев разграничения заемных и привлеченных (депонированных) средств коммерческих банков, различия между этими способами заимствования средств существуют. Это различие прежде всего выражается в месте и статусе разных видов ценных бумаг на финансовом рынке. [22, с. 92]

     Облигации представляют собой инструмент долгосрочного  капитала, а сертификаты и векселя (как долговые обязательства) - инструменты  рынка краткосрочного и среднесрочного капитала, то есть денежного рынка.

     Право эмиссии собственных акций и облигаций имеет коммерческий банк, образованный как акционерное общество, и это право обусловлено его формой собственности. Векселя может выпускать любой коммерческий банк по истечению двух лет деятельности.

     Инструкцией N8 " О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" регламентируется эмиссия ценных бумаг, которую акционерный банк может осуществлять в трех случаях:

  • при своем учреждении;
  • при увеличении размеров первоначального уставного капитала банка путем выпуска дополнительных акций;
  • при привлечении банком заемного капитала путем выпуска облигаций и других долговых обязательств.

     Все выпуски ценных бумаг банков, как  кредитных организаций, независимо от величины выпуска и количества инвесторов, подлежат государственной регистрации в регистрирующем органе - Департаменте контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России или в территориальных учреждениях Банка России.

     Государственная регистрация выпусков ценных бумаг преследует цель повысить ответственность банков-эмитентов перед покупателями ценных бумаг, упрочить доверие к ним инвесторов, обеспечить нормальные условия для вторичного обращения банковских ценных бумаг на рынке.

      Акции коммерческих банков отличаются повышенным финансовым риском для их держателей, так как банки, в отличие от промышленных и торговых предприятий, работают преимущественно не с собственными, а с заемными и привлеченными средствами. [11, с. 84]

     Процедура государственной регистрации направлена на снижение финансовых рисков, предотвращение злоупотреблений и махинаций.

     При регистрации проспекта миссии ценных бумаг процедура эмиссии дополняется следующими этапами:

  • подготовка проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • регистрация проспекта эмиссии эмиссионных ценных бумаг;
  • раскрытие всей информации, содержащейся в проспекте эмиссии;
  • раскрытие всей информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

     Коммерческий  банк может выпускать ценные бумаги именные и на предъявителя в одной из следующих форм, определяемых в его учредительных документах, решении о выпуске и проспекте эмиссии:

  • именные документарные;
  • именные бездокументарные;
  • документарные ценные бумаги на предъявителя.

     Среди акций банков наибольшее распространение  имеют обыкновенные акции. Привилегированные акции выпускаются реже, объем их эмиссии ограничен 25% уставного фонда банка.

     Банковские  облигации в России пользуются еще  меньшей популярностью, чем привилегированные  акции, хотя в мировой практике облигации  банков занимают значительное место на финансовом рынке.

     Банк-эмитент  может проводить реализацию своих  ценных бумаг с посредником и без посредника.

     Важнейшим регулирующим фактором в работе любой  банковской системы является нормативно-правовая база. Именно правовые основы задают главные и определяющие принципы, обеспечивающие безотказное функционирование элементов банковской системы, максимально уравновешенные и взаимовыгодные формы отношений с партнерами и потребителями банковских продуктов и услуг.

      Нормативно-правовая база для банковской системы в Российской Федерации разрабатывается Центральным Банком РФ, Государственной Думой РФ, в особых случаях определяется Указами и Распоряжениями Президента России. [6, с. 182]

     Причем  источником права могут быть любые  рассмотренные и изданные документы регулирующего или контролирующего характера вышеперечисленных субъектов государственной власти. Они могут не быть прямо адресованы к исполнению учреждениями финансово-кредитной сферы, как с частной формой собственности, так и со смешанным составом собственников.

     Все аспекты банковской деятельности подпадают  под действие специальных и общих законодательных актов. Банковское законодательство система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

     Экономические отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему по мобилизации  и использованию временно свободных  денежных средств. Имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, регулируются также гражданским законодательством.

     Субъектами  банковских правоотношений являются: Национальный банк, банки, небанковские кредитно-финансовые организации и иные юридические лица, физические лица, а также республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы.

      Банковское  законодательство устанавливает принципы функционирования банковской системы, правовое положение субъектов банковской деятельности, регулирует отношения между ними. Оно определяет правовой статус, цели и функции Национального банка, особенности его деятельности. [37, с. 16]

     Коммерческие  банки (их виды, операции, порядок государственной регистрации, создания, реорганизации, ликвидации, взаимоотношения с клиентурой) также регулируются нормативными правовыми актами.

     Правовое  регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую  и индивидуально-властную деятельность субъектов регулирования, направленную на упорядочение создания и деятельности кредитных организаций, банковской системы в целом, формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц.

     Правовое  регулирование банковской деятельности, имеет двойственную правовую природу.

     С одной стороны, оно выражается в  принятии органами государственной  власти нормативных актов, устанавливающих  основы организации и основные параметры банковской системы страны, статус субъектов и правовые режимы банковской деятельности, а также правила осуществления банковской деятельности как совокупности банковских операций и сделок.

     С другой стороны, она проявляется  в реализации Банком России, как субъектом банковской системы, внутрисистемного регулирования от имени государства и в публичных интересах путем нормативного регулирования и принятия индивидуально-правовых актов в отношении конкретных кредитных организаций, а также осуществления банковского надзора.

     Государственное воздействие на гражданско-правовые отношения в сфере банковской деятельности характеризуется следующими признаками:

     1. Воздействие со стороны государства  на банковскую деятельность носит  характер регулирования;

     2. Государственному регулированию  банковской деятельности объективно  присуща правовая форма. Оно  осуществляется с помощью нормативно - закрепленных правовых средств регулирования, образующих правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности;

     3. Государственное регулирование  банковской деятельности реализуется  посредством двух относительно  независимых, но взаимообуславливающих  процессов:

     - нормотворческой деятельности органов  государственной власти (внешнее  банковское регулирование),

     - нормотворческой и индивидуально  - правовой деятельности Центрального Банка Российской Федерации как субъекта банковской системы страны, обладающего закрепленной законом независимостью от органов государственной власти и дискреционными полномочиями (усмотрением) в принятии решений («внутрисистемное банковское регулирование»).

     Внутрисистемное регулирование осуществляется Центральным  банком Российской Федерации на основании делегирования на основании закона Банку России, как органу, не входящему в систему органов исполнительной власти, прав осуществления государственного регулирования;

Информация о работе Основные направления по развитию операций банков с ценными бумагами в условиях финансового кризиса