Налоговое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:59, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические и исторические основы налогового регулирования….6
1.2. Содержание государственного налогового регулирования……………..14
1.3. Инструментарий государственного налогового регулирования……...….17
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2. Анализ, тенденции и проблемы налогового регулирования в Республике Казахстан……………………………………………………….…21
2.1. Развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости……………………………………………………………………21
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………………...………62
Список использованных источников………………………..………………65

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 413.00 Кб (Скачать)
 

    Таким образом, полное или частичное освобождение от налогов в законодательстве Республике Казахстан используется по каждому виду налогов с целью управления воспроизводственным процессом, стимулирования инвестиционной деятельности, освоения новых технологий, расширения сфер деятельности.

    Например, в целях стимулирования деятельности Казахстанской фондовой биржи и Регионального финансового центра города Алматы (РФЦА) для его участников введены значительные налоговые льготы. Так, по корпоративному подоходному налогу из совокупного годового дохода юридического лица подлежат исключению: вознаграждения по долговым ценным бумагам, приобретенным на специальной торговой площадке регионального финансового центра города Алматы; доход от прироста стоимости при реализации долговых ценных бумаг, допущенных на специальную торговую площадку регионального финансового центра города Алматы, в случае совершения гражданско-правовых сделок с ними на данной торговой площадке; доход, полученный юридическим лицом — участником регионального финансового центра города Алматы от оказания финансовых услуг; доход от прироста стоимости при реализации методом открытых торгов на фондовой бирже акций и облигаций, находящихся на день реализации в официальных списках фондовой биржи по наивысшей и следующей за наивысшей категории листинга. Кроме того, не подлежат налогообложению у источника выплаты вознаграждения по долговым ценным бумагам, приобретенным юридическими лицами на специальной торговой площадке РФЦА. В целях привлечения физических лиц на фондовый рынок и торговую площадку РФЦА для них также введены значительные льготы. Так, не подлежат налогообложению такие доходы физических лиц, как: дивиденды, вознаграждения по долговым ценным бумагам, приобретенным на специальной торговой площадке регионального финансового центра города Алматы; У доход от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, допущенных на специальную торговую площадку регионального финансового центра города Алматы, в случае совершения гражданско-правовых сделок с ними на данной торговой площадке; У доход от прироста стоимости при реализации методом открытых торгов на фондовой бирже акций и облигаций, находящихся на день реализации в официальных списках фондовой биржи по наивысшей и следующей за наивысшей категории листинга.

    В то же время следует учесть, что, по мнению экспертов Всемирного Банка  одна из проблем налоговой системы Казахстана, существовавшей в республике последние десятилетия, – очень большое количество налоговых льгот, специальных режимов, послаблений и исключений. Система очень сложная, по многим налогам имеется большое количество ставок, поэтому ею трудно управлять. Опыт эффективно управляемых налоговых систем, которые добиваются высокой прозрачности, собираемости налогов, показывает, что чем проще система, тем она предсказуемо создает более позитивный климат для предпринимателей, как иностранных, так и отечественных. В скандинавских странах уровень налоговых ставок сравнительно высок, но система очень проста, некоторые операции налогоплательщик может осуществлять, посылая SMS со своего мобильного телефона. Простая система, которая содержит небольшое число понятных режимов, более выгодна для предпринимательской деятельности, сложная же создает поле для коррупции. Нынешний кодекс, двигаясь в сторону упрощений, отражает международную практику и закладывает благоприятную основу для бизнеса.

    Следует отметить, что налоговые льготы, применяемые в Казахстане в налоговом  законодательстве, реформированы в  сторону оптимизации и их можно классифицировать по трем признакам:

    - уменьшение или сложение налоговых  обязательств;

    - снижение размера налоговой ставки;

    - вычеты из налоговой базы.

    В свою очередь, оптимизация льгот  позволяет расширить налогооблагаемую базу, обеспечивает равные условия деятельности предприятий со схожим уровнем рентабельности. С этой целью исключены два особых налоговых режима, показавших свою налоговую  неэффективность: для нефтехимических производств и для производств с высокой добавленной стоимостью.

    С 2015 исключается особый режим для  страховых  организаций.

    Также в налоговом законодательстве установлены  значительные изменения в отношении  применения налогоплательщиками инвестиционных налоговых преференций. Инвестиционные налоговые преференции предусмотрены только по корпоративному подоходному налогу и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференции и последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.  Следовательно, исключается право налогоплательщика на освобождение от уплаты земельного налога, налога на имущество, а также необходимость заключения контракта с Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли РК на реализацию инвестиционного проекта. Необходимо отметить, что новый Налоговый кодекс предусматривает увеличение срока переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами инвестиционных налоговых преференций и стимулированию новых инвестиций.

    В целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 гг. наряду с фискальными интересами налоговым кодексом стимулируются развитие отраслей экономики посредством установления особого режима налогообложения организаций, осуществляющих деятельность на территории специальных экономических зон.

    Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

    СЭЗ – это та рыночная форма, которая  себя очень хорошо зарекомендовала  во многих странах, например в Китае, полагает глава Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай  Радостовец. "Если инвесторы будут  знать, что 5-7 лет не будут платить налог на землю, налог на имущество, корпоративный подоходный налог, то они смогут вкладывать в переработку и развивать свой бизнес более эффективно, чем в других странах, где есть налогообложение".

    Свободные экономические зоны прочно вошли  в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ.

    На  сегодняшний день в Казахстане функционируют шесть свободно-экономических зон. Это "Морпорт Актау" (развитие транспортно-логистических услуг), "Астана – Новый город" (строительство и производство стройматериалов, машиностроение, деревообрабатывающее производство, производство резиновых и пластмассовых изделий и фармацевтика), Парк информационных технологий под Алматы (IT-бизнес), "Oнтустик" в Южно-Казахстанской области (текстильная промышленность), Национальный индустриальный нефтехимический технопарк в Атырауской области (нефтехимическое производство по глубокой переработке углеводородного сырья и выпуск нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью), "Бурабай" в 200 км от Астаны (туристский кластер). На территории СЭЗ действует режим свободной таможенной зоны и предусмотрены налоговые льготы по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость.

    Таким образом, снижение ставки налоги оказывает  в основном общестимулирующее воздействие, другой инструмент – налоговые льготы оказывает целенаправленное воздействие  на инвестиционную деятельность хозяйствующих  субъектов.  
 
 

2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития 
 

    Налоговое законодательство любого государства  представляет собой одну из самых  сложных отраслей законодательства. Его усвоение, понимание и применение сопряжено с неизбежным появлением в налоговых правоотношениях множества правовых споров. При этом возникающие в налоговой сфере споры характеризуются такой степенью сложности, что подчас даже специалисту непросто в них разобраться, выявить ошибку в понимании и применении той или иной нормы налогового права и найти единственно правильное решение.

    Для судов же, разрешающих налоговые  споры, эта задача осложнена еще  и имущественным элементом, поскольку  на карту всегда поставлены немалые  имущественные интересы, с одной стороны, государства, а с другой - налогоплательщиков и иных обязанных лиц. И когда судьи задают вопрос, чьими интересами руководствоваться при разрешении налоговых дел, приходится отвечать, что лучшего критерия истинности, чем право, еще никто не придумал. И, следовательно, лучше руководствоваться законными интересами. Но, как показывает опыт, не всегда все налоговое право умещается в букве налогового закона, и не всегда налоговый закон является самодостаточным для понимания и применения всего налогового права. В ряде случаев налоговый закон, казалось бы, специально призванный регулировать налоговые отношения и снимать все неясности, содержит в себе такое количество пороков в понимании отдельных его норм, что иногда вызывает обоснованные сомнения в справедливости и правомерности их самих.

    Налоговый закон действительно сложен в  понимании, толковании и применении и не всегда однозначен. Поэтому  важно помимо налогового закона, содержащего  сухие фразы и формулы расчета  налогов, грамотно и своевременно применять относящиеся к налоговому спору другие нормы налогового права, находящиеся в иных источниках права. Такие нормы содержатся прежде всего в Конституции, определяющей концептуальные основы и содержание нашего права в целом. Любой налоговый закон в своем содержании не должен противоречить нормам Конституции и должен определяться, пониматься и толковаться в соответствии с ее смыслом и значением, с ее ценностями и установками (п. 2 ст. 12 Конституции РК). Следовательно, любой налоговый закон должен уважать и соблюдать естественные права человека.

    Также в своем содержании налоговые  законы должны соответствовать основным принципам налогообложениям, содержащимся в Общей части Налогового кодекса  РК, - обязательности, определенности, справедливости, гласности. Как следствие, налоговый закон должен быть всегда определенным, конкретным, понятным и справедливым.

    Однако  даже при наличии фундаментальных  и концептуальных норм и руководящих  идей, содержащихся в Конституции  и Общей части Налогового кодекса, судам и иным субъектам правоприменения не всегда удается ухватить суть тех или иных конкретных норм налогового права, их истинное содержание и предназначение, исторический и буквальный смысл. По нашему мнению, причина такого непонимания норм налогового права или кривотолков в их понимании кроется в сухости самих налогово-правовых норм и в их оторванности от живого процесса их созидания после их формулирования, а также в скудости документов, инициирующих и сопровождающих их принятие в рамках законопроектной работы.

    На  сей счет считаем необходимым  закрепить в правилах толкования правовых норм общее правило о  том, что любая правовая норма  должна подвергаться такому пониманию  и толкованию, которое делает ее действительной, справедливой, не противоречащей смыслу акта в целом, другим корреспондирующим ей нормам права и цели ее принятия.

    1. Выработка и принятие Правительством  РК самостоятельного политико-правового  акта по вопросам налогообложения.  Ни для кого не секрет, что  практически все налоговые законопроекты  рождаются в нашем государстве в недрах налогового ведомства или органа исполнительной власти, отвечающего за доходную часть бюджета. Руководствуясь своими узковедомственными интересами, указанные органы зачастую упускают из вида истинные мотивы принятия тех или иных норм налогового права, не обосновывают и не объясняют их появление, скупо и сухо формулируют сами нормы. В результате, когда возникает необходимость обратиться к истории появления той или иной нормы права для уяснения в рамках исторического толкования ее истинного смысла, не находится никакого объяснения необходимости ее появления и существования, кроме стандартных казенных фраз.

    А вместе с тем появление каждой нормы налогового права должно быть обусловлено в первую очередь  существованием и проведением осознанной налоговой политики нашего государства. Все озвученные высшими должностными лицами и государственными органами нашего государства руководящие идеи развития налоговой системы должны обретать свое конкретное выражение в налоговом законодательстве РК.

    На  практике же достаточно сложно найти  истинные мотивы и побуждения принятия той или иной правовой нормы. Озвученные руководящие идеи, начала и положения  запечатлеваются на промежуточном  этапе их реализации в недоступных  или неизвестных формах своего выражения либо вообще не выражаются, а придумываются в кулуарах рабочих групп представителями тех или иных ведомств. По нашему мнению, в отсутствие явно выраженных в официально принятых документах Президента и Правительства РК концептуальных политико-правовых идей по вопросам налогообложения, в налоговом нормотворчестве не должно быть места свободе усмотрения (и тем более произволу) налогового ведомства или отдельно взятых его чиновников при формулировании тех или иных норм налогового права. Анонимный клерк налогового ведомства априори не может по своей инициативе и по своему собственному усмотрению принимать судьбоносные политические решения, воплощаемые затем в налоговых законах и влияющие впоследствии на судьбы государства и миллионов налогоплательщиков.

Информация о работе Налоговое регулирование