Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:59, дипломная работа
Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические и исторические основы налогового регулирования….6
1.2. Содержание государственного налогового регулирования……………..14
1.3. Инструментарий государственного налогового регулирования……...….17
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2. Анализ, тенденции и проблемы налогового регулирования в Республике Казахстан……………………………………………………….…21
2.1. Развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости……………………………………………………………………21
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………………...………62
Список использованных источников………………………..………………65
Реформирована система налогообложения недропользователей. Предусмотрена замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ производится от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанной по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебитные и выработанные месторождения, постановлением Правительства РК устанавливаются льготные ставки. Исключено положение «стабильности» налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТОО «Тенгизшевройл» и действующих соглашений о разделе продукции.
В рамках реформирования социального налога осуществлен переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5% к плоской шкале со ставкой 11%. Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу сохранена на уровне 10%.
С 2009 года введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого «дебетового» сальдо – эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно в период модернизации и обновления основных средств. Безусловно, все эти меры нацелены в конечном итоге на стимулирование форсированного индустриально-инновационного развития страны.
Несмотря на финансовые трудности, качество жизни казахстанцев повышается с каждым годом. Так, если в 1994 году ВВП на душу населения составлял около 700 долларов, то в 2009 году он превысил 6 000 долларов, то есть вырос почти в девять раз. Для обеспечения вхождения Казахстана к 2020 году в число стран с высоким уровнем дохода по показателю ВВП на душу населения данный показатель будет доведен до уровня свыше 10 тыс. долларов уже к 2014 году.
В своем Послании народу Казахстана, озвученном 29 января 2010 года, Глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что, несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса, Казахстан сумел достойно преодолеть трудности и обеспечить экономический рост.
С 2010 года Казахстан приступает к реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития экономики страны до 2014 года. Реализация политики индустриализации обеспечит создание новых рабочих мест в экономике и будет способствовать качественному ее росту. Положительное влияние на развитие экономики страны будет оказывать также реализация крупных инвестиционных проектов.
Следует
отметить, что в Казахстане создан
наиболее благоприятный налоговый
климат по привлечению инвестиций,
как иностранных, так и отечественных,
для реализации инвестиционных проектов
и модернизации промышленности республики.
2.2.
Анализ налогового
регулирования в
Республике Казахстан
Среди
множества экономических
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций.
Налоговое
регулирование можно
Рисунок
1 - Основные направления налогового
регулирования
Следует отметить, что процесс налогового регулирования в Республике Казахстан реализуется через различные инструменты: виды налогов, плат, сборов, налоговые ставки, налоговые льготы, налоговую базу, сроки уплаты налогов, поправочные коэффициенты, инвестиционные налоговые преференции, специальные налоговые режимы, вычеты, контроль, налоговые санкции.
По
состоянию на 01.01.2001 года в Республике
Казахстан действовало 35 видов обязательных
платежей в бюджет, по состоянию на 01.01.2008г.
– 29. Уменьшение количества налогов свидетельствует
об уменьшении налоговой нагрузки для
налогоплательщика. Удельный вес обязательных
платежей – налоги, сборы и платы характеризуется
следующими показателями (рисунок 2).
Рисунок
2 – Изменение количества обязательных
платежей
Наиболее часто используемым инструментом налогового регулирования является налоговая ставка. В налоговом законодательстве понятие «налоговая ставка» претерпело изменение: если в Налоговом Кодексе 2001 года согласно статьи 27 «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы», то в Налоговом Кодексе 2008 года согласно статьи 29 «Налоговая ставка представляет собой величину налогового обязательства по исчислению налога и другого обязательного платежа в бюджет на единицу измерения объекта налогообложения или налоговой базы.
Рассмотрим
применения этого инструмента в динамике
законодательства РК 2001 и 2008 годов.
Таблица
1. Изменение размеров ставок по основным
видам налогов в РК
№ п.п | Виды налогов | Налоговый Кодекс
№ 210-II от 12.06.2001г. |
Налоговый Кодекс
№ 99-IY от 10.12.2008г |
Ожидаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Корпоративный подоходный налог | 30% | 20% | Уменьшение нало-говой нагрузки, сти-мулирование иннова-ционных производств, уменьшение теневого бизнеса |
Продолжение таблицы 1 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. | Индивидуальный подоходный налог | 10% | 10% | В ставке налога нет изменений |
3. | Налог на добавленную стоимость | 13% | 12% | Уменьшение налоговой нагрузки |
4. | Акцизы | Устанавливаются Постановлением Правительства РК , ежегодно вносятся изменения, ставки дифференцированы в зависимости от вида товара и использования, отечественные или импортируемые товары | Введены в Налоговый
Кодекс, статья 280, кроме того, в целях
выработки единой акцизной политики
со странами ЕврАзЭС и таможенного
союза предусматривается |
Снижение административных
барьеров,
Возможность планирования предпринимательской деятельности и создания возможности в самостоятельном исполнении налоговых обязательств |
5. | Социальный налог | Регрессивная шкала ставок (чем выше доход, тем ниже ставка) от 13 до5% | 11% | Уменьшение
сложности и трудозатрат |
6 | Земельный налог | Зависит от категории земли | Зависит от категории земли | В ставках налогов изменений нет |
7 | Налог на транспортные средства | Зависит от вида транспортного средства и срока эксплуатации | Зависит от вида транспортного средства | Отмена поправочного коэффициента, уменьшит поток «старых» машин из-за рубежа, поддержит отечественных товаропроизводителей |
8 | Налог на имущество
юридических лиц и ИП |
ЮЛ -1%; ИП – 0,5% |
ЮЛ – 1,5%, ИП -0,5% |
Произошло незначительное увеличение ставок налога, что не влияет на увеличение налоговой нагрузки |
Следует отметить, что значение этого инструмента налогового усилилось, с помощью налоговой ставки выполняется функция стимулирования предпринимательства, осуществляется политика государства в области регулирования доходов, налоговой нагрузки. Налоговая ставка в Республике Казахстан является наиболее часто используемым инструментов налогового регулирования, так из 8 налогов, в 6 видах налогов произошло изменение, т.е. 75% от общего количества. Налоговая ставка позволяет, не изменяя всего налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. По основным видам налогов – корпоративный подоходный налог, налог на добавленную стоимость ставки налогов уменьшились соответственно 10% и 1%.
Новый налоговый Кодекс предусматривает постепенное снижение ставки корпоративного подоходного налога:
- с 1 января 2010г. – 17,5%;
- с 1 января 2011г. – 15%.
В силу некоторых экономических обстоятельств, которые будут рассматриваться в 2.2. настоящей работы, ставка корпоративного подоходного налога в 2010 году осталась на уровне 20%.
В течение последние трех лет произошла унификация ставок, что уменьшает сложность и трудозатратность исчисления налогов, что особенно важно для субъектов среднего и малого предпринимательства. Унификация ставок коснулась индивидуального подоходного налога, социального налога и частично налога на транспортные средства.
Наряду
с налоговой ставкой эффективным инструментом
налогового регулирования являются льготы.
В законодательстве Республики Казахстан
нет определения - льгота. По мнению
Худякова А.И., налоговая льгота – это
освобождение налогоплательщика от налогового
бремени или уменьшение его тяжести
его тяжести по сравнению с обычным режимом
налогообложения.[3] Мельников В.Д., Ильясов
К.К. считают, что налоговые льготы – полное
или частичное освобождение от налогов
плательщиков в соответствии с законодательством.[4]
Именно это определение отражает сущность
льгот применяемых в Казахстане.
Рассмотрим
порядок применения льгот в Налоговом
Кодексе РК 2008 годов (таблица 2).
Таблица 2. Виды льгот по основным видам налогов в РК
№ п.п | Виды налогов | Налоговый Кодекс
№ 99-IY от 10.12.2008г |
1 | 2 | 3 |
1. | Корпоративный подоходный налог | - Уменьшение
налогооблагаемого дохода;
- Освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков; - Перенос убытков - Инвестиционные налоговые преференции - Уменьшение ставки КПН для производителей сельхозпродукции.; - Амортизационные отчисления |
2. | Индивидуальный подоходный налог | - Широкий перечень
доходов, не рассматривающихся
объектом налогообложения;
- Обязательные
и дополнительные налоговые |
3. | Налог на добавленную стоимость | - Нулевая ставка;
- Обороты и импорт освобожденные от НДС; - Зачет по
налогу на добавленную |
4. | Акцизы | - Освобожден
экспорт;
- Не подлежит
налогообложению спирт - Вычет из налога |
5. | Социальный налог | - Широкий перечень
доходов, не рассматривающихся объектом
налогообложения;
- Понижающая
ставка для определенной |
6 | Земельный налог | - Не подлежат
налогообложению четыре - Освобождены от уплаты налога плательщики единого земельного налога, госучреждения, исправительные учреждения, религиозные объединения; - В установленных
случаях применяются |
7 | Налог на транспортные средства | - Освобождены
плательщики единого |
8 | Налог на имущество
юридических лиц и ИП |
- Освобождены
плательщики единого религиозные объединения - В установленных случаях применяется поправочный понижающий коэффициент |