Налоговое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:59, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические и исторические основы налогового регулирования….6
1.2. Содержание государственного налогового регулирования……………..14
1.3. Инструментарий государственного налогового регулирования……...….17
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2. Анализ, тенденции и проблемы налогового регулирования в Республике Казахстан……………………………………………………….…21
2.1. Развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости……………………………………………………………………21
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………………...………62
Список использованных источников………………………..………………65

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

    Важнейшим инструментом государственного регулирования является налоговое регулирование, ведь оно воздействует практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связано со многими видами экономического и административного государственного регулирования, например с кредитно-денежным и таможенным регулированием, реагированием ценообразования и др.

    Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что чем неблагоприятнее экономическая ситуации (например, экономический кризис, война и т.п.), тем выше роль административных (прямых) методов. И наоборот, чем стабильнее положение экономики страны, тем выше роль рыночных методов саморегулирования и косвенных государственных регуляторов.

    По мере экономического развития государственное регулирование усложняется и переходит от использования преимущественно прямых к косвенным методам.

    В рыночной экономике возможности прямого государственного регулирования ограничены, поэтому ведущую роль в ней играют косвенные методы, и в частности, налоговое регулирование. Содержание и методы налогового регулирования являются производными от регулирующей функции налогов. Различия методов налогового регулирования, в свою очередь, обусловлены особенностями воздействия конкретных налогов на социально-экономические процессы, а также целью и задачами самой государственной политики. Система налогов признана экономической теорией действенным экономическим методом государственного управления.

    Налоговое регулирование осуществляется по отношению к разным иерархическим уровням: отраслевому, межотраслевому, на уровне хозяйствующего субъекта и общественного воспроизводства в целом, а также на федеральном, региональном, местном и международном уровнях.

    Оно осуществляется проведением налоговой политики, которая, в свою очередь, выражает степень вмешательства государства в процесс воспроизводства и меняется в зависимости от конкретной экономической ситуации.

    Налоговое регулирование – это встроенное в систему государственного регулирования звено, косвенным образом воздействующее через налоговый механизм на систему рыночных отношений путем изъятия у хозяйствующего субъекта или у физического лица части его денежных средств (дохода), то есть путем уменьшения возможностей его производительного и непроизводительного потребления, перераспределяя по средством этого общенациональный доход.

    Налоговое регулирование осуществляется посредством налогового механизма, в котором заключены различные методы налогового регулирования, а именно: введение или отмена налогов, определение субъектов и объектов налогообложения, уточнение порядка формирования налоговой базы, снижение или повышение налоговых ставок, предоставление или отмена льгот, усиление или ослабление налоговых санкций, тем самым государство воздействует на экономику на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, исходя из общенациональных интересов и приоритетов социально-экономического развития.

    Эффективность налогового регулирования характеризуется количественными (долей налогов в ВВП, удельным весом различных налогов как в общей сумме налоговых поступлений, таки в ПВП, пропорциями распределения налогов между различными уровнями бюджетной системы)                  и качественными показателями (рост рентабельности производства и инвестиций,  повышение благосостояния хозяйствующих субъектов и граждан, финансовая самодостаточность территорий (субъектов федерации и муниципальных образований).

    Анализ теоретических разработок в области государственного регулирования свидетельствует об объективной необходимости активного вмешательства государства в экономику, характеризующуюся сложной системой связей и зависимостей.

    Посредством регулирования государство регламентирует финансовые отношения на макроэкономическом уровне, осуществляет не рыночное централизованное воздействие на систему рыночных отношений, т.е. выступает дополнительным к рыночному саморегулированию фактором развития экономики.

    Развитие  социальной и экономической сфер общества находится в прямой зависимости  от налогового регулирования, так как  в процессе налогообложения происходит распределение средств хозяйствующих  субъектов, в том числе и в  государственный бюджет, а при  перераспределении средств бюджета  происходит стимулирование деятельности предприятий и решение социальных проблем.

    Следовательно, налоговое регулирование должно происходить с учетом реально  сложившейся обстановки в социальной и экономической сферах общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ, тенденции  и проблемы налогового  регулирования в  Республике Казахстан 
 

2.1. Развитие налоговой системы Казахстана за годы независимости 
 

    В 2011 году Казахстан отмечает 20-летие  своей Независимости. И очень важно провести глубокий анализ тех экономических явлений и процессов, которые происходили в нашей стране за истекшие годы. Надо сказать, что все это время мы целенаправленно шли по пути построения рыночной экономики, основанной на частной собственности и свободной конкуренции. Проведение масштабных трансформаций, которым подвергалось государство, происходило как посредством изменения его роли и функций в регулировании новых общественных отношений, так и создания инфраструктуры и институциональных основ функционирования рыночной экономики и независимого государства, что требовало принятия неординарных мер и трудных решений. Налоговая система страны является важным инструментом проведения экономической политики, именно поэтому исследование этой проблемы имеет большое социально-экономическое и политическое значение.

    Проведение  любой реформы, в том числе  экономической, требует колоссальных финансовых вложений в экономику, социальную сферу и развитие инфраструктуры. Причем основная их тяжесть ложится, как правило, на налоговую систему республики, поскольку она способна мобилизовать и сконцентрировать как внешние, так и внутренние финансовые ресурсы государства для проведения экономической реформы, затрагивающей все сферы жизни общества, экономику, социальную защиту, образование, науку, культуру, искусство, здравоохранение, оборону и управление. Следовательно, налоги – это важный инструмент Правительства в проведении экономической политики страны.

      Налоговая система Казахстана  в начале 90-х годов прошлого  столетия переживала труднейший период своего становления. Наследство, которое досталось республике от тоталитарной системы на момент перехода к рынку, оказалось таковым, что молодому суверенному государству необходимо было решать одновременно массу накопившихся, годами не решаемых проблем: однобокое развитие производительных сил с ярко выраженной сырьевой направленностью, техническая и технологическая отсталость промышленного потенциала, низкая производительность труда, запущенность в развитии материально-технической базы социальной сферы, низкая оплата труда в бюджетных учреждениях, нерешенность жилищной проблемы, низкая степень социальной защиты нетрудоспособных граждан, загрязнение окружающей среды и падение уровня жизни населения.

      Положение усугубилось еще и  тем, что распад бывшего СССР оказал резко отрицательное воздействие на весь воспроизводственный процесс, нарушились все прежние хозяйственные связи, в результате чего масштабы спада производства и неплатежеспособности предприятий достигли критических величин, разразился финансовый кризис, нарастала инфляция.

      Одним из основных каналов  инфляции был дефицит Государственного  бюджета, который до 1991 года в  официальной статистике не отражался.  В 1991 году он составил 11,1% к  ВВП, или 25,7% к доходам бюджета,  то есть практически каждый четвертый рубль поступлений в бюджет республики обеспечивался кредитной эмиссией Национального банка. В мировой практике дефицит бюджета не должен превышать 2–3% к ВВП.

      Это было обусловлено следующими  причинами: уменьшением доходов  республики в условиях кризисного состояния экономики, сокращением прироста национального дохода вследствие начавшегося в 1990–1991 годах резкого спада производства в результате разрушения прежних хозяйственных связей в экономике, снижением продажи импортных товаров и алкогольных напитков (потери бюджета по этой причине составляют около 20% его доходов), сокращением валютных поступлений вследствие уменьшения экспортных возможностей республики, увеличением бюджетных расходов в связи с настоятельной необходимостью социальной защиты населения в условиях нарастания инфляции, осуществлением непоследовательной финансово-кредитной политики из-за отсутствия научно обоснованных концепций ее проведения в переходный к рынку период, распадом государственности и нарушением всех существовавших ранее хозяйственных взаимоотношений между экономическими агентами.

      Начиная с 1992 года республика  впервые приступила к проведению  самостоятельной финансовой политики. Переход к рынку начался с  отпуска цен, осуществленного  в январе 1992 года. Так, после проведения либерализации цен в 1992, 1993,1994 годах индекс потребительских цен увеличивался в Казахстане соответственно в 30,6 раза, в 22,7 раза и 12,6 раза в год.

      Первые годы рыночных преобразований  сопровождались гигантской инфляцией, резким спадом производства и ростом неплатежеспособности предприятий. Практически все предприятия государственного сектора экономики и особенно крупнейшие гиганты промышленности, ориентированные на поставку своей продукции в Россию и другие республики бывшего Союза, прекратили работу из-за неплатежей за отгруженную продукцию. Высокая инфляция «съела» все оборотные средства предприятий, вследствие чего финансовое состояние реального сектора экономики стало крайне критическим.

      В этих условиях налоговая  система республики испытывала серьезные трудности, доходы всех уровней бюджета падали, нарастала кредиторская задолженность бюджета по выплате заработной платы бюджетникам, а также по пенсиям и социальным выплатам населению, что вызывало социальную напряженность в обществе. Осуществлялся поиск путей и методов вывода крупнейших предприятий из кризиса.

      Основная тяжесть проведения  в жизнь экономических реформ  в то время в основном ложилась  на Министерство финансов, поскольку  оно было ключевым ведомством, отвечающим за эффективное управление финансовыми ресурсами государства и всеми его активами, и в первую очередь за пополнение доходной части бюджета и своевременное финансирование социальных обязательств государства, а также на Национальный банк, который регулировал деятельность коммерческих банков и валютных отношений государства с внешним миром.

      В ноябре 1993 года была введена  собственная национальная валюта. В целях сдерживания нарастающих  в то время темпов инфляции  в стране стала проводиться  жесткая бюджетная и денежно-кредитная политика, был введен строгий режим экономии государственных средств.

    Глава государства Нурсултан Назарбаев  проводил активную политику по привлечению  иностранных инвесторов для развития экономики республики, что позволило  вывести Казахстан на одно из первых мест среди стран бывшего Советского Союза по объемам вкладываемых в экономику республики иностранных инвестиций. Осознавая, что в реальном обозримом будущем благополучие нашего государства и благосостояние его граждан в значительной мере будут зависеть от состояния добывающих отраслей, значительные иностранные инвестиции были направлены в добычу и переработку минерального сырья, которая требовала громадных капитальных затрат и финансовых ресурсов, не имеющихся в то время в республике. Именно поэтому начиная с 1993 года происходит активное привлечение иностранного капитала в горнорудный сектор страны. Важным становится и вовлечение иностранных инвесторов в процесс приватизации.

      Для повышения эффективности  управления государственной собственностью и развития рыночных отношений в Казахстане была принята Национальная программа разгосударствления и приватизации государственной собственности на 1993–1995 годы. Она проводилась по трем основным направлениям: малой – то есть продажи объектов торговли, бытового обслуживания и промышленных предприятий с численностью работающих до 200 человек; массовой – когда на торги выставлялись предприятия с численностью работающих от 200 до 500 человек; и приватизация по индивидуальным проектам, где речь шла о предприятиях, насчитывающих свыше 5 000 работающих. Было также положено начало планомерной приватизации объектов агропромышленного сектора.

Информация о работе Налоговое регулирование