Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:59, дипломная работа
Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические и исторические основы налогового регулирования….6
1.2. Содержание государственного налогового регулирования……………..14
1.3. Инструментарий государственного налогового регулирования……...….17
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2. Анализ, тенденции и проблемы налогового регулирования в Республике Казахстан……………………………………………………….…21
2.1. Развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости……………………………………………………………………21
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………………...………62
Список использованных источников………………………..………………65
Важнейшим инструментом государственного регулирования является налоговое регулирование, ведь оно воздействует практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связано со многими видами экономического и административного государственного регулирования, например с кредитно-денежным и таможенным регулированием, реагированием ценообразования и др.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что чем неблагоприятнее экономическая ситуации (например, экономический кризис, война и т.п.), тем выше роль административных (прямых) методов. И наоборот, чем стабильнее положение экономики страны, тем выше роль рыночных методов саморегулирования и косвенных государственных регуляторов.
По мере экономического развития государственное регулирование усложняется и переходит от использования преимущественно прямых к косвенным методам.
В рыночной экономике возможности прямого государственного регулирования ограничены, поэтому ведущую роль в ней играют косвенные методы, и в частности, налоговое регулирование. Содержание и методы налогового регулирования являются производными от регулирующей функции налогов. Различия методов налогового регулирования, в свою очередь, обусловлены особенностями воздействия конкретных налогов на социально-экономические процессы, а также целью и задачами самой государственной политики. Система налогов признана экономической теорией действенным экономическим методом государственного управления.
Налоговое регулирование осуществляется по отношению к разным иерархическим уровням: отраслевому, межотраслевому, на уровне хозяйствующего субъекта и общественного воспроизводства в целом, а также на федеральном, региональном, местном и международном уровнях.
Оно осуществляется проведением налоговой политики, которая, в свою очередь, выражает степень вмешательства государства в процесс воспроизводства и меняется в зависимости от конкретной экономической ситуации.
Налоговое регулирование – это встроенное в систему государственного регулирования звено, косвенным образом воздействующее через налоговый механизм на систему рыночных отношений путем изъятия у хозяйствующего субъекта или у физического лица части его денежных средств (дохода), то есть путем уменьшения возможностей его производительного и непроизводительного потребления, перераспределяя по средством этого общенациональный доход.
Налоговое регулирование осуществляется посредством налогового механизма, в котором заключены различные методы налогового регулирования, а именно: введение или отмена налогов, определение субъектов и объектов налогообложения, уточнение порядка формирования налоговой базы, снижение или повышение налоговых ставок, предоставление или отмена льгот, усиление или ослабление налоговых санкций, тем самым государство воздействует на экономику на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, исходя из общенациональных интересов и приоритетов социально-экономического развития.
Эффективность налогового регулирования характеризуется количественными (долей налогов в ВВП, удельным весом различных налогов как в общей сумме налоговых поступлений, таки в ПВП, пропорциями распределения налогов между различными уровнями бюджетной системы) и качественными показателями (рост рентабельности производства и инвестиций, повышение благосостояния хозяйствующих субъектов и граждан, финансовая самодостаточность территорий (субъектов федерации и муниципальных образований).
Анализ теоретических разработок в области государственного регулирования свидетельствует об объективной необходимости активного вмешательства государства в экономику, характеризующуюся сложной системой связей и зависимостей.
Посредством регулирования государство регламентирует финансовые отношения на макроэкономическом уровне, осуществляет не рыночное централизованное воздействие на систему рыночных отношений, т.е. выступает дополнительным к рыночному саморегулированию фактором развития экономики.
Развитие
социальной и экономической сфер
общества находится в прямой зависимости
от налогового регулирования, так как
в процессе налогообложения происходит
распределение средств
Следовательно,
налоговое регулирование должно
происходить с учетом реально
сложившейся обстановки в социальной
и экономической сферах общества.
2.
Анализ, тенденции
и проблемы налогового
регулирования в
Республике Казахстан
2.1.
Развитие налоговой
системы Казахстана
за годы независимости
В 2011 году Казахстан отмечает 20-летие своей Независимости. И очень важно провести глубокий анализ тех экономических явлений и процессов, которые происходили в нашей стране за истекшие годы. Надо сказать, что все это время мы целенаправленно шли по пути построения рыночной экономики, основанной на частной собственности и свободной конкуренции. Проведение масштабных трансформаций, которым подвергалось государство, происходило как посредством изменения его роли и функций в регулировании новых общественных отношений, так и создания инфраструктуры и институциональных основ функционирования рыночной экономики и независимого государства, что требовало принятия неординарных мер и трудных решений. Налоговая система страны является важным инструментом проведения экономической политики, именно поэтому исследование этой проблемы имеет большое социально-экономическое и политическое значение.
Проведение любой реформы, в том числе экономической, требует колоссальных финансовых вложений в экономику, социальную сферу и развитие инфраструктуры. Причем основная их тяжесть ложится, как правило, на налоговую систему республики, поскольку она способна мобилизовать и сконцентрировать как внешние, так и внутренние финансовые ресурсы государства для проведения экономической реформы, затрагивающей все сферы жизни общества, экономику, социальную защиту, образование, науку, культуру, искусство, здравоохранение, оборону и управление. Следовательно, налоги – это важный инструмент Правительства в проведении экономической политики страны.
Налоговая система Казахстана в начале 90-х годов прошлого столетия переживала труднейший период своего становления. Наследство, которое досталось республике от тоталитарной системы на момент перехода к рынку, оказалось таковым, что молодому суверенному государству необходимо было решать одновременно массу накопившихся, годами не решаемых проблем: однобокое развитие производительных сил с ярко выраженной сырьевой направленностью, техническая и технологическая отсталость промышленного потенциала, низкая производительность труда, запущенность в развитии материально-технической базы социальной сферы, низкая оплата труда в бюджетных учреждениях, нерешенность жилищной проблемы, низкая степень социальной защиты нетрудоспособных граждан, загрязнение окружающей среды и падение уровня жизни населения.
Положение усугубилось еще и тем, что распад бывшего СССР оказал резко отрицательное воздействие на весь воспроизводственный процесс, нарушились все прежние хозяйственные связи, в результате чего масштабы спада производства и неплатежеспособности предприятий достигли критических величин, разразился финансовый кризис, нарастала инфляция.
Одним из основных каналов
инфляции был дефицит
Это было обусловлено
Начиная с 1992 года республика
впервые приступила к
Первые годы рыночных
В этих условиях налоговая система республики испытывала серьезные трудности, доходы всех уровней бюджета падали, нарастала кредиторская задолженность бюджета по выплате заработной платы бюджетникам, а также по пенсиям и социальным выплатам населению, что вызывало социальную напряженность в обществе. Осуществлялся поиск путей и методов вывода крупнейших предприятий из кризиса.
Основная тяжесть проведения
в жизнь экономических реформ
в то время в основном
В ноябре 1993 года была введена
собственная национальная
Глава
государства Нурсултан
Для повышения эффективности
управления государственной