Налоговое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:59, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические и исторические основы налогового регулирования….6
1.2. Содержание государственного налогового регулирования……………..14
1.3. Инструментарий государственного налогового регулирования……...….17
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2. Анализ, тенденции и проблемы налогового регулирования в Республике Казахстан……………………………………………………….…21
2.1. Развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости……………………………………………………………………21
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………………...………62
Список использованных источников………………………..………………65

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

    Взгляды Дж.М.Кейнса на роль финансов в государственном  регулировании позволили рассматривать  налоги не только как фискальные, но в гораздо большей степени как регулирующие, стабилизирующие инструменты экономической политики. Им впервые было введено понятие «налоговых стабилизаторов». Он был сторонником прогрессивного обложения личных доходов и считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Согласно его теории, налоги действуют в экономической системе управления как «встроенные механизмы гибкости».

    Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль, влияя на сбалансированность бюджета. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость.

    Концепция «встроенных стабилизаторов» экономики  получила широкое распространение, роль которых, как предполагалось, способны выполнять именно прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты государства, особенно пособия по безработице, которые действуют автоматически, как только в них возникает необходимость, без участия государства. Их роль как стабилизаторов состоит в том, чтобы сглаживать последствия экономических циклов и содействовать стабильности экономического положения. В частности, Дж.М.Кейнс отмечал, что во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые поступления, а при кризисе налоги уменьшаются быстрее, чем падают доходы, тем самым достигается относительное равновесие в обществе. То есть (таким образом), налоговые поступления в бюджет зависят не только от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале подоходного налога. Колебания происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов.

    Сокращаясь (за счет снижения налоговой ставки, налоговых льгот), налоги способствуют росту доходов, побуждая тем самым и «склонность к потреблению» и стимулируя спрос.

    Следует также отметить, что кейнсианцы, защищающие освобождение от налогов  малообеспеченных слоев населения  параллельно с прогрессивным  налогообложением богатых, обосновывали это не только доказательствами стимулирующей роли подобных мер, но и их социально справедливым характером.

    После второй мировой войны кейнсианская теория получила всеобщее признание, и  оказала решающее влияние на выбор  государственного типа налоговой политики, тем самым значительно расширились масштабы налогового регулирования экономики.

    В дальнейшем проблема налогового регулирования  обсуждалась многими научными школами.

    Как альтернатива кейнсианству с 50-х г.г. начало развиваться одно из теоретических направлений либерализма - монетаризм, основоположником которого является М.Фридман. Монетаристская модель предполагает минимальный уровень налогов и замену государственных инвестиций частными, перевод большей части непроизводственной сферы с бюджетного финансирования на самоокупаемость. При этом основным средством регулирования экономики является изменение денежной массы и процента банковских ставок. Главный практический вывод монетаристов — ограничить бюджетную деятельность государства и свести централизованное регулирование к устойчивой кредитно-денежной политике, независимой от фазы экономического цикла развития государства и имеющей преимущественно антиинфляционную направленность. Таким образом, неоклассики, отдавая приоритет эффективности самого рыночного механизма, ратуют за ограничение налогово-бюджетной деятельности государства, прежде всего свертывание социальных программ и связанных с ними расходов, считая его одной из основных предпосылок и условий экономического роста.

    Программа современного монетаризма предусматривает  устойчивый рост денежного предложения  под строгим контролем федеральной  резервной системы при максимальном ограничении государственного вмешательства  и расходов, и сокращении налогового гнета.

    В СССР в период НЭПа широко использовались отдельные элементы налогового регулирования, и в экономической литературе рассматривалось воздействие налогов на различные стороны хозяйственной жизни. Так, в частности, А.А.Соколов указывал, что «налоги могут служить средством регулирования потребления, а через него средством воздействия на распределение производительных сил. Наконец, налоги на товары могут являться и прямым средством воздействия на производство или содействие производству...».

    В годы НЭПа широко использовались такие методы налогового регулирования, как: дифференциация ставок промыслового, сельскохозяйственного, подоходно-поимущественного налогов, что позволяла направлять капиталы в те отрасли, развитие которых не было обеспечено достаточными государственными ресурсами, отчисление от государственных налогов и доходов.

    Следует подчеркнуть, что уже в то время  А.А.Тривус отмечал, что «регулирование частнохозяйственной деятельности путем налогов и других мер  может быть доведено до таких размеров, при которых оно становится по существу весьма близким к управлению, отличаясь от последнего, главным образом, лишь организационными формами», что сохраняет свою актуальность и по сей день.

    Проблемные  вопросы и сущность налогового регулирования  рассматривали многие ученые экономисты.

    По  мнению И.Горского, налоговое регулирование  сводится только к применению налоговых  льгот: освобождению от налога, понижению  его ставки, смягчению условий налогообложения и т.д.

    Эта точка зрения корреспондируется  с мнением А.А.Амбарцумова и  Ф.Ф.Стерлигова. В их интерпретации налоговое регулирование представляет собой совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет понижения налогообложения (ставки прямого индивидуального подоходного налога, налога на прибыль корпораций, косвенных налогов), введения системы ускоренной амортизации капитала предприятий, налоговых скидок на инвестиции («налоговый кредит»): разнообразных налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах или регионах.

    Характеристику  налогового регулирования в своей  работе дает Т.Ф.Юткина, рассматривая его, во-первых, как один из наиболее мобильных  элементов налогового механизма, суть которого составляет система экономических мер оперативного вмешательства в ход выполнения бюджетов, во-вторых, как составной элемент научно обоснованной налоговой концепции, принятый в законодательном порядке, представляющий собой сложную конструкцию налоговых правоотношений, в основе которой лежит сущность и роль налога как экономической категории, в- третьих, как взаимообусловленный комплекс налоговых преференций. Нельзя не согласиться с выводами, что налоговое регулирование есть объективный процесс, требующий государственного вмешательства в систему налоговых правоотношений в зависимости от экономической ситуации в стране.

    В рассмотренных исследованиях отсутствует  комплексный подход. Авторы рассматривают  налоговое регулирование либо только с точки зрения управления, либо более узко, сводя его только к  применению налоговых льгот и манипулированию налоговыми ставками.

    Налог служит удовлетворению общественных потребностей, которые устанавливаются государством. Государство в данном случае выступает  выразителем интересов всего  общества. Хороши или плохи выдвигаемые  государство цели - этот вопрос, при всей его важности, отодвигается на второй план. Ставки налога государство определяет в одностороннем порядке. Оно должно принимать во внимание мнение налогоплательщиков, их возможности, желания, несмотря на то, что в налоге всегда присутствует принудительный элемент. Взимание налогов осуществляется на правовом основании. Ставки, сроки, льготы и т.д. заранее должны быть оговорены законодательно, чтобы не было никакого произвола. В установленных случаях налог может взиматься принудительно. Автор придерживается мнения Э.А.Вознесенского о том, что принудительность, «государственно-властный» характер взимания налогов не делает его антидемократическим, так как правопорядок тоже обеспечивается государством принудительно на основе законодательных актов, что и является одной из гарантий демократии. Также к вышеуказанным характеристикам можно отнести денежную или натуральную форму налога, его содействие развитию экономики, справедливость, роль в перераспределении доходов и т.д.

    Налоговое регулирование рыночной экономики как составная часть общей системы государственного воздействия является необходимой предпосылкой и важным средством воздействия на ход социально-экономических процессов. Его необходимо рассматривать как объективную потребность общественного развития детерминируемую конкретной экономической системе и как результат сознательного использования этой потребности в реализации назначения налогов.

    Регулирование представляет собой, прежде всего, согласованность, оптимальное установление пропорций секторов экономики в статике и динамике, учитывает тенденцию становления новых форм и факторов, ускоряющих, тормозящих и модифицирующих их развитие, нескончаемая последовательность взаимосвязанных действий. Оно является составной частью управления экономики государства. Последнему, как известно, присущи следующие четыре функции: планирование, организация, мотивация и контроль. В свою очередь, в той или иной мере эти функции присущи регулированию.

    Количественная  сторона налогового регулирования характеризуется долей налогов в ВВП, удельным весом различных видов налогов, как в общей сумме налоговых поступлений, так и в ВВП, размером верхней налоговой ставки по каждому налогу, пропорциями распределения налогов между различными уровнями бюджетной системы. Она является зеркальным отражением фискальной функции налогов на практике, на поверхности экономических отношений. 
 

    1.2. Содержание государственного налогового регулирования 
 

    Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением и налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

    Конечной  целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

    Особенностями государственного налогового регулирования  является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие  на экономику, непрерывное в своем  развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

    Налоги  выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего  продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. В ходе распределения  и перераспределения ВВП и  НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

    Налоги  воздействуют на капитал на всех стадиях  его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

    Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты  распределения и перераспределения  ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.

    Налоговое регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного  воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Информация о работе Налоговое регулирование