Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:59, дипломная работа
Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические и исторические основы налогового регулирования….6
1.2. Содержание государственного налогового регулирования……………..14
1.3. Инструментарий государственного налогового регулирования……...….17
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2. Анализ, тенденции и проблемы налогового регулирования в Республике Казахстан……………………………………………………….…21
2.1. Развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости……………………………………………………………………21
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………………...………62
Список использованных источников………………………..………………65
Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.
Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Через
систему косвенного и подоходного
налогообложения государство
1.3.
Инструментарий государственного
налогового регулирования
Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:
· изменение состава и структуры системы налогов,
· замена одного способа или формы налогообложения другими,
· изменения и дифференциация ставок налогов,
· изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,
· полное или частичное освобождение от налогов,
· отсрочка платежа или аннулирование задолженности,
·
изменение сферы
В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.
В
зависимости от способов воздействия
государственное налоговое
Мировая практика показывает, что государство обычно применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития, в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот, на стимулирование инвестиций направлены только порядка десяти, что вряд ли соответствуют ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны. Текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.
Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан и т. д.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на 3 вида: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.
К
налоговым освобождениям (полным или
частичным) относятся льготы, которые
выводят из-под
Налоговые
скидки (налоговые вычеты из налоговой
базы) – это льготы, направленные
на сокращение налоговой базы. Скидки
обычно связаны с расходами
Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:
- вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т. п.);
- отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов и с процентами);
- налоговый кредит (изменение срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года. с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);
-
инвестиционный налоговый кредит (изменение
срока уплаты налога на прибыль организаций,
а также региональных и местных налогов
от одного года до пяти лет, при котором
организации, при наличии оснований, предоставляется
возможность в определенных пределах
уменьшать свои платежи по налогу с последующей
поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных
процентов).
1.4.
Роль налогового регулирования
в системе государственного
регулирования экономики
Воздействие государства на экономику явление чрезвычайно разностороннее и включает целую систему регуляторов, действующих в разных направлениях. Все формы вмешательства государства в экономику образуют целостную систему. Каждая модель государственного регулирования экономики представляет собой определенное сочетание элементов и реализуется в виде комплекса мер экономической политики и соответствующих государственных институтов, разрабатывающих и реализующих эти меры.
Развитие теории государственного регулирования, обусловленное эволюцией рынка, предопределяет появление теоретических основ налогового регулирования.
Различные взгляды на налог как форму государственного регулирования обусловили появление двух направлений экономической мысли – монетаристской концепции и кейнсианской.
Исходным положением указанных теорий регулирования является признание того, что конкурентная рыночная экономика функционирует в автономном режиме, на основе заложенных в ней функций саморегулирования и саморазвития. Однако границы саморегулирования определяют по-разному. Вопрос о месте, роли и границах государственного присутствия в макроэкономическом регулировании является одним из наиболее спорных в экономической теории. Все последующие концепции являются производными течениями от этих основополагающих школ и отличаются подходом к решению вопроса о масштабах и формах государственного вмешательства в экономические процессы.
Цели,
формы и методы государственного регулирования
в значительной мере обусловлены социально-экономическим
строем общества, стратегическими задачами
развития экономики страны, расстановкой
социально-политических сил в обществе,
административно-
Государственное регулирование экономики основано на использовании различных экономических и административных методов, посредством которых осуществляется воздействие государства на процессы накопления, потребления, на темпы и пропорции развития отдельных отраслей и территорий. Без государственного участия невозможен воспроизводственный процесс.
В любой экономике наряду с государственными методами существуют рыночные методы регулирования, которые тесно взаимосвязаны друг с другом посредством экономического механизма. Главное заключается в том, чтобы найти оптимальное соотношение между этими составляющими, которые наилучшим образом будут соответствовать решению поставленных задач, потому что излишнее вмешательство государства в экономику может привести к ослаблению экономических стимулов эффективности функционирования рыночного механизма.
Основным признаком чрезмерного регулирования является сокращение экономической деятельности хозяйственных субъектов либо переход значительной ее части в теневой сектор, либо превышение издержек регулирования над выгодой от его осуществления (например, в случае чрезмерного увеличения расходов на госаппарат или контролирующие органы, рост государственных социальных расходов, форс-мажорных обстоятельств и т.п.).
Всю совокупность методов государственного регулирования можно разделить на следующие группы:
- административные (прямые) – это издание законов, обязательных к выполнению, существенно ограничивающих свободу экономического выбора хозяйствования субъектов экономики, например, государственные цены, антимонопольное и валютное законодательство и др.;
-
экономические (косвенные) –
Соотношение прямых и косвенных методов государственного регулирования на экономику может существенно варьироваться в различные периоды времени, в разных странах в зависимости от проводимого государством экономического курса.