Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:59, дипломная работа
Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические и исторические основы налогового регулирования….6
1.2. Содержание государственного налогового регулирования……………..14
1.3. Инструментарий государственного налогового регулирования……...….17
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2. Анализ, тенденции и проблемы налогового регулирования в Республике Казахстан……………………………………………………….…21
2.1. Развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости……………………………………………………………………21
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………………...………62
Список использованных источников………………………..………………65
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические
и исторические основы
1.2.
Содержание государственного
1.3. Инструментарий
государственного налогового
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2.
Анализ, тенденции и
проблемы налогового
регулирования в Республике
Казахстан………………………………………………………
2.1. Развитие
налоговой системы Республики Казахстан
за годы независимости……………………………………………
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников………………………..………………65
Введение
Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.
Налоговые отношения, их природа и характер, механизм функционирования являются предметом исследования ученых-экономистов всех времен, так как именно в налоговых отношениях заложены возможности государственного регулирования любой экономики. Однако до настоящего времени проблема построения рациональных налоговых отношений с целью регулирования социально - экономического развития неизменно остается самой актуальной в экономической теории и практике.
Масштабы налогового изъятия части полученного дохода, увеличивающаяся активность государственного воздействия через налоговую систему на экономические процессы свидетельствуют о том, что налоговые отношения все в большей степени становятся важным фактором социально-экономического развития общества, то есть происходит усиление ее значимости.
За 20 лет существования налоговой службы было принято 3 нормативных акта, регулирующих налоговое взаимодействие. Это: Закон «О налоговой системе в РК», Указ Президента РК, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
Сегодня каждый казахстанец знает, что налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном государстве. Налоговая система является самым важным экономическим регулятором, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно функционирует система налогообложения, зависит эффективное развитие всего народного хозяйства, а от своевременности и полноты поступлений налогов и сборов в бюджет государства зависит динамичное развитие налоговой системы республики, внедрение новейших информационных технологий, позволяющих упростить взаимоотношения с налогоплательщиками.
В настоящее время налоговая система Казахстана полностью отвечает реалиям нашего времени и способствует формированию в стране благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. За эти годы налоговая служба и система налогообложения не раз подвергались структурному реформированию, изменился диапазон вопросов, связанных с системой налогообложения.
Рассматривая эпоху развития налоговой системы РК, можно увидеть позитивные сдвиги во всех направлениях. Это и систематизация налогов и других обязательных платежей в бюджет в единую систему, уменьшение его количества и процентных ставок, расширение прав и обязанностей налогоплательщиков. Кроме того, введены льготные условия налогообложения, для налогоплательщиков малого и среднего бизнеса, а также аграрного сектора.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена важностью налоговых поступлений в бюджет страны, что так же подчеркнул в своем послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев, в котором отметил необходимость приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана, она должна способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», должно происходить снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса, а ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора.
В трудах зарубежных и отечественных ученых вопросам налоговых отношений, налоговому регулированию экономики уделялось достаточно много внимания. При этом все ученые отмечают социально - экономическую значимость налогового регулирования.
Теоретические исследования социально - экономической природы налоговых отношений и их влияния на экономическую жизнь общества велись такими известными зарубежными экономистами, как В. Петти, А. Смит, Д. Риккардо, А. Маршалл, Мэнкью, Дж. Кейнс, Тайбута и др.
Среди современных авторов, рассматривающих вопросы налоговых отношений в рамках социально-экономических процессов, наибольшую известность приобрели работы российских экономистов Д.А. Боголепова, В.Е. Сактоева, Т.А. Поздняковой, М.Н. Соболева, Ю.Д. Шмелева и т.д.
Казахстанские ученые-экономисты также сделали важный вклад в развитие взглядов на природу и роль налоговых отношений - это А.Б. Зейнельгабдина, К.К. Ильясова, В.Д. Мельникова В.Д., Н.К. Кучукова, А.А. Нурумова, З.Д. Искакова, М.Х. Тусеева, Г.Т. Калиева, М.Т. Оспанова, А.К. Кошанова, Ф.С. Сейдахметова.
Целью дипломной работы является всесторонняя характеристика налогового регулирования и его воздействие на экономику страны.
Для реализации данной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть методологические и исторические основы налогового регулирования;
- исследовать содержание и раскрыть инструментарий государственного налогового регулирования;
- рассмотреть развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости;
- провести анализ налогового регулирования в Республике Казахстан
- выявить проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и определить перспективы его развития.
Объектом
исследования является механизм налогового
регулирования социально-
Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе налогового регулирования экономики Казахстана.
Объем
и структура дипломной работы обусловлена
целью и задачами, решенными в процессе
исследования. Она состоит из введения,
двух глав, заключения, списка использованной
литературы.
1.
Налоги в системе государственного
регулирования экономики
1.1.
Методологические
и исторические
основы налогового
регулирования
Экономическая сила любого государства, как известно, определяется размерами финансовых ресурсов, которыми оно располагает для выполнения своих экономических функций. Концентрируя с помощью налогового регулирования в своих руках финансовые ресурсы, государство должно использовать свое право оказывать значительное влияние на экономическое развитие страны.
Само понятие «налоговое регулирования» сформировалось в 30-е годы XX века, это было связано с кейнсианской концепцией «Налоги - регулятор экономики», преобладающей в мировой экономике вплоть до 70-х годов XX века. Ее основоположник Дж.М.Кейнс (1883-1946) считал налоги инструментом государственного регулирования и средством обеспечения стабильного экономического роста.
Налоговое
регулирование — один из функциональных
элементов в системе управления
финансами любого государства. Оно
действует в системе
Конечной целью налогового регулирования является достижение оптимального сочетания общественных и личных экономических интересов в обществе. А основная задача налогового регулирования состоит в обеспечении стимулирования качественных и количественных параметров финансово-хозяйственной деятельности субъектов и тем самым создать благоприятные условия для дальнейшего их развития и государства в целом.
Уже во второй половине XVI века известный французский государствовед Ж. Боден в своей работе «Шесть книг о государстве» дал перечень источников финансовых доходов государства и ставил вопрос о рациональном налогообложении населения. Но вместе с тем одной из первых в перечне доходных источников он называл добычу, взятую у побежденного внешнего неприятеля.
Теоретическое осмысление роли и преимуществ косвенного налогообложения по сравнению с прямым налогообложением нашло отражение во второй половине XVII века в Англии в работах В.Петти (1623 — 1687). На практике в этот период предпочтение отдавалось косвенным налогам, как менее обременительным и незаметным для налогоплательщика. Тогда же впервые было обращено внимание на стимулирующее влияние налогов на организацию труда и сделаны соответствующие выводы относительно роли налогов на предметы потребления. Следует отметить, что работы меркантилистов того периода носили характер случайных экспериментов, нежели продуманной системы.
В XVII веке большинство государств активно использовали налоговое законодательство в своей политике увеличения рождаемости, привлечения иностранной рабочей силы, предоставляя различные налоговые льготы. Но, на практике использовались лишь отдельные элементы налогового регулирования.
Именно в конце XVIII века закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую и финансовую политику, в том числе налоговую, что потребовало новых подходов к теории налогов и ее использования на практике.
Основателем подлинно научной теории налогов принято считать философа А.Смита (1723 — 1790). Именно им впервые было создано учение об эволюции государственных финансов. До него И.Юсти дал обстоятельное описание государственных финансов и систематизировали их.
А.Смит рассматривал роль финансов в жизни государства широко (с позиций государства и благосостояния отдельного гражданина). Он отмечал, что налоги, когда они достигают известной высоты, являются бедствием, не уступающим бесплодию земли и немилосердию небес. Его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) стала классическим трудом в области финансовой науки, а сформулированные основные четыре принципа налогообложения являются наиболее цитируемым местом в экономической литературе по вопросам налогообложения. Впервые был поставлен вопрос о юридической регламентации налоговых отношений и допускал, что в отдельных случаях налоги могут быть использованы в целях развития производства. Однако, в целом, подход к налогам был ориентирован на фискальную точку зрения.
Во второй половине XIX века широкое распространение получила теория бюджетной необходимости, в рамках которой налоги должны использоваться исключительно в целях фискального характера. При этом основной задачей налоговой политики и налогового регулирования любого государства предполагалось обеспечение цели как можно меньше обременять плательщиков. Практика в это время шла впереди теории, и поэтому постепенно изменялись взгляды экономистов на роль налогов. Уже рассматривалась возможность использования налогов в целях радикального преобразования общественного устройства.
В
70-80 годах XIX века А.Г.Вагнер отмечает, что
помимо чисто финансовых (фискальных)
в задачи налогов входят и социально-политические
цели. Он полагал, что через налоговый
механизм регулирования государство
может влиять на распределение