Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:59, дипломная работа
Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические и исторические основы налогового регулирования….6
1.2. Содержание государственного налогового регулирования……………..14
1.3. Инструментарий государственного налогового регулирования……...….17
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2. Анализ, тенденции и проблемы налогового регулирования в Республике Казахстан……………………………………………………….…21
2.1. Развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости……………………………………………………………………21
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………………...………62
Список использованных источников………………………..………………65
Началась активная
Можно привести множество
Вместе с тем из-за отсутствия четко определенного налогового законодательства в этой сфере Казахстан нес огромные потери. Необоснованное увеличение количества налогов и повышение их ставок в первые годы реформ привели к тому, что отношение суммы налоговых поступлений в бюджет к ВВП снизилось с 21,9% в 1990 году до 14,3% в 1995 году. В результате сложившейся парадоксальной ситуации, вопреки мировой практике и нашим собственным национальным интересам, система налогообложения у нас стала играть исключительно фискальную роль и оказалась непосильной для подавляющего большинства налогоплательщиков.
И в мае 1995 года был принят
Указ Президента, имеющий силу
Закона «О налогах и других
обязательных платежах в
Основные реформы налоговой
Таким образом, период 1993–1997 годов
был основным этапом
В целом на этом этапе
В
связи с введением в Закон
РК «О бюджетной системе» (01.04.99 г.) нового
механизма распределения
В связи с передачей местным
исполнительным органам
Важным направлением развития
налоговой системы явилось
6 декабря 2001 года был принят
Закон РК «О внесении
В процессе обсуждения
В политическом смысле идея Правительства о зачислении в полном объеме в доход республиканского бюджета корпоративного подоходного налога вполне оправданна, поскольку укрепляется экономическая основа политической структуры государства.
Забрав
корпоративный налог у
Посланиями Президента народу Казахстана, Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года в целях снижения налоговой нагрузки и стимулирования экономического роста страны, а также стимулирования легализации доходов определенной категории граждан и увеличения заработной платы начиная с 2004 года постепенно снижаются ставки индивидуального подоходного налога, ставки налога на добавленную стоимость, введена регрессивная шкала ставок по социальному налогу, установлены особые режимы налогообложения на территории специальных экономических зон, расширены сферы применения специальных налоговых режимов.
Для
дальнейшего устойчивого
Сегодня
можно смело утверждать, что за
годы независимости казахстанская
модель развития экономики доказала
свою жизнеспособность. Казахстан в
сжатые сроки сумел создать
Практически
завершившийся процесс
На текущий момент по объемам прямых иностранных инвестиций на душу населения Казахстан – безусловный лидер среди стран СНГ. Нам первым из стран бывшего Союза присвоен кредитный рейтинг инвестиционного уровня. В экономику Казахстана за годы независимости привлечено около 90 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Мы первыми в СНГ создали Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов, который оказал неоценимую помощь стране в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
Если в 1991–1995 гг. ежегодный спад производства ВВП составлял около 10% к 1990 году, достигнув наиболее низкого уровня в 1995 году (61,4% к 1990 г.), то с 1996 года в результате проведенных реформ началось восстановление экономики Казахстана. С 2000 по 2007 год экономика Казахстана росла темпами в среднем около 10% в год.
В 2000–2004 годы Казахстан восстановил экономический потенциал 1990 года, а к 2008 году удвоил ВВП по сравнению с 2000 годом на два года раньше намеченного срока.
Некоторое замедление роста экономики в Казахстане началось во второй половине 2007 года в связи с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса. По итогам 2007 года реальный рост ВВП снизился до 8,9%. В ноябре 2007 года по поручению Главы государства был принят План первоочередных мер, на воплощение которого из бюджета выделено более 460 млрд. тенге. Средства были распределены на кредитование проектов малого и среднего бизнеса, обеспечение продовольственной безопасности, решение проблем дольщиков и завершение строительства начатых объектов. В результате по итогам 2008 года инфляция составила 9,5%, экономический рост – 3,3%, а уровень безработицы – 6,6%.
Следует отметить, что рост мировых цен на основные экспортные товары в период с 2001 года по 2008 год обеспечивал профицит консолидированного бюджета Казахстана. С 2005 года до осени 2008 года в условиях наиболее высоких цен на нефть большая часть доходов от нефтяного сектора была аккумулирована в Национальном фонде, размеры которого в октябре 2008 года превысили 30 млрд. долларов. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса. По мере увеличения поступлений росли и консолидированные государственные расходы.
В 2009 году экономика Казахстана начала свое развитие в условиях глобального экономического кризиса, низкого уровня мировых цен на нефть, металлы и другие ресурсы. Вместе с тем благодаря принятым по поручению Главы нашего государства мерам государственной поддержки секторов экономики, реализуемых в рамках Плана совместных действий Правительства, Национального банка и АФН по обеспечению стабильности экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы, Казахстан сумел обеспечить рост ВВП в 2009 году на уровне 1,1%.
Важно отметить, что с первого января 2009 года вступил в действие новый Налоговый кодекс, который способствует модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Он предусматривает: снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики; создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики; улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощения налоговых процедур.
Основными наиболее важными и концептуальными положениями Налогового кодекса являются следующие нормы: ставка корпоративного подоходного налога снижена с 2009 года с 30% до 20%; значительно упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций по КПН, льгота действует в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет; одновременно увеличен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы; ставка НДС с 2009 года снижена с 13% до 12%.