Налоговое регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:59, дипломная работа

Описание работы

Социально-экономическая система Республики Казахстан является важным аспектом развития общества и экономики государства. Дальнейшее ее развитие в Казахстане, призванное согласовать интересы государства, предпринимателей и населения, во многом зависит от налоговых отношений. Одним из важных факторов, влияющих на основные макроэкономические параметры, является активное использование налоговых инструментов в процессе регулирования и социального выравнивания, обеспечивающие согласование интересов различных социально-экономических структур общества, индивидуумов и государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Налоги в системе государственного регулирования экономики……….6
1.1. Методологические и исторические основы налогового регулирования….6
1.2. Содержание государственного налогового регулирования……………..14
1.3. Инструментарий государственного налогового регулирования……...….17
1.4. Роль налогового регулирования в системе государственного регулирования экономики
2. Анализ, тенденции и проблемы налогового регулирования в Республике Казахстан……………………………………………………….…21
2.1. Развитие налоговой системы Республики Казахстан за годы независимости……………………………………………………………………21
2.2. Анализ налогового регулирования в Республике Казахстан…………....33
2.3. Проблемы применения некоторых норм налогового законодательства Республики Казахстан и перспективы его развития…………………………..43
Заключение……………………………………………………………...………62
Список использованных источников………………………..………………65

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 413.00 Кб (Скачать)

      Началась активная приватизация  государственной собственности,  в первую очередь крупных предприятий  промышленности, прекративших работу ввиду отсутствия на союзном рынке спроса на выпускаемую ими продукцию, поскольку у государства не было средств на их содержание. В 1995–1996 годах на санацию таких предприятий реального сектора экономики было направлено из государственного бюджета свыше 10 млрд. тенге. Вливание «живых денег» в производство позволило оздоровить целый ряд предприятий государственного сектора экономики, которые в течение 1995–1997 годов удалось приватизировать и передать в управление иностранным и отечественным фирмам. Передача важнейших предприятий республики в иностранное управление и продажа их крупным инофирмам оказались эффективным средством финансового оздоровления реального сектора экономики Казахстана.

      Можно привести множество примеров  финансового оздоровления реального сектора экономики на основе привлечения иностранных инвестиций и эффективного финансового менеджмента, например, Карметкомбинат, объекты хромовой, алюминиевой промышленности, шахты, угольные разрезы Экибастуза, электростанции. В целом по Казахстану 50 крупных предприятий, составляющих основу промышленного потенциала республики, были переданы в управление иностранным компаниям. Следующим этапом стала их приватизация, которая способствовала новому притоку инвестиций.

      Вместе с тем из-за отсутствия четко определенного налогового законодательства в этой сфере Казахстан нес огромные потери. Необоснованное увеличение количества налогов и повышение их ставок в первые годы реформ привели к тому, что отношение суммы налоговых поступлений в бюджет к ВВП снизилось с 21,9% в 1990 году до 14,3% в 1995 году. В результате сложившейся парадоксальной ситуации, вопреки мировой практике и нашим собственным национальным интересам, система налогообложения у нас стала играть исключительно фискальную роль и оказалась непосильной для подавляющего большинства налогоплательщиков.

      И в мае 1995 года был принят  Указ Президента, имеющий силу  Закона «О налогах и других  обязательных платежах в бюджет».  В нем были закреплены отчисления  от общегосударственных налогов и сборов в бюджеты областей и городов республиканского значения, а также выделение из республиканского бюджета субвенций. Такая норма была принята в целях обеспечения сбалансированности доходов и расходов областных бюджетов. В частности, в 1996 году было предложено сделать стабильными нормативы по акцизам и подоходному налогу с юридических лиц, а с 1997 года – по налогу на добавленную стоимость. Таким образом, в 1998 году оставался только один регулируемый доход – подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты. Это позволило стимулировать заинтересованность акимов в развитии и укреплении производства в каждом регионе и способствовало созданию реальной финансовой базы на местах, создало возможности для прогнозирования доходов бюджета на несколько лет вперед.

      Основные реформы налоговой системы  страны в этот период были  направлены на адаптацию системы  управления финансовыми ресурсами  к рыночным условиям и предусматривали  стабильность системы налогообложения,  совершенствование межбюджетных отношений, улучшение сбора налогов и организацию таможенной деятельности, создание эффективного механизма управления государственным внешним и внутренним долгом.

      Таким образом, период 1993–1997 годов  был основным этапом становления  в Казахстане новых экономических рыночных отношений. В результате проведения жесткой финансовой и денежно-кредитной политики темпы инфляции уже в 1996–1997 годы удалось замедлить до 1,1–1,5 раза в год. Стабилизация макроэкономических показателей, в том числе подавление инфляции и стабилизация курса национальной валюты, позволила перенести начиная с 1996 года центр тяжести экономических реформ на уровень регионов, областей, районов и конкретных предприятий. Была принята Программа действий Правительства на 1996–1998 годы, которая предусматривала повышение деловой активности и стимулирование экономического роста.

      В целом на этом этапе реформирования  была обеспечена макроэкономическая  и политическая стабильность  в обществе, укреплена институциональная  и правовая основа функционирования независимого Казахстана.

    В связи с введением в Закон  РК «О бюджетной системе» (01.04.99 г.) нового механизма распределения доходов  по уровням бюджетов, в налоговую  систему, сформированную на основе Указа  Президента «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (24.04.95 г.), были внесены в апреле 1999 года существенные изменения и дополнения, в частности ликвидировано разделение налогов и сборов на республиканские и местные. Теперь все 17 налогов, сборов и обязательных платежей получили свое законодательное закрепление за республиканским и местными бюджетами на основе принципа «разделизма». Одна группа налогов и сборов полностью закреплена за республиканским бюджетом – НДС, акцизы на неалкогольные товары, бонусы, роялти, поступления от приватизации республиканской собственности и другие, другая часть – за местными бюджетами, в том числе: подоходный налог с физических лиц, налог на имущество юридических и физических лиц, социальный налог, земельный налог, налог на транспортные средства, а также сборы. И только два налога – подоходный налог с юридических лиц и акцизы на алкогольные изделия – стали распределяться в республиканский и местные бюджеты по равному нормативу 50%.

      В связи с передачей местным  исполнительным органам функций  и задач, связанных с реформой социально-экономической политики, и в целях создания бюджетной самодостаточности регионов начиная с 2001 года местные бюджеты получили дополнительные источники доходов, такие как: акцизы на бензин и дизельное топливо, реализуемое юридическими и физическими лицами в розничной торговле, акцизы от проведения лотерей, поступления от продажи земельных участков.

      Важным направлением развития  налоговой системы явилось повышение  самостоятельности областных органов  власти в проведении налоговой  политики по сбору местных налогов – регионам предоставлена самостоятельность в определении ставок платежей за аренду земельных участков и экологических платежей.

     6 декабря 2001 года был принят  Закон РК «О внесении изменений  и дополнений в Закон РК  «О бюджетной системе», который предусматривает упорядочение всего бюджетного процесса, начиная с бюджетного планирования и заканчивая исполнением бюджета. Основную его идею можно обозначить как стремление к эффективности и результативности планирования и использования бюджетных средств.

      В процессе обсуждения законопроекта  наиболее дискуссионными явились  изменения в статьи 7 «Поступления  в республиканский бюджет» и  11 «Поступления в местные бюджеты», которые предусматривают поступление  в полном объеме корпоративного  подоходного налога в доход республиканского бюджета, а поступления по акцизам (кроме акцизов на импортируемые товары) и платежам за загрязнение окружающей среды – в доходы местных бюджетов.

      В политическом смысле идея  Правительства о зачислении в  полном объеме в доход республиканского бюджета корпоративного подоходного налога вполне оправданна, поскольку укрепляется экономическая основа политической структуры государства.

    Забрав  корпоративный налог у областей, государство тем самым пытается устранить существующий разрыв в уровне экономического развития «богатых» и «бедных» регионов.

    Посланиями  Президента народу Казахстана, Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года в целях снижения налоговой нагрузки и стимулирования экономического роста страны, а также стимулирования легализации доходов определенной категории граждан и увеличения заработной платы начиная с 2004 года постепенно снижаются ставки индивидуального подоходного налога, ставки налога на добавленную стоимость, введена регрессивная шкала ставок по социальному налогу, установлены особые режимы налогообложения на территории специальных экономических зон, расширены сферы применения специальных налоговых режимов.

    Для дальнейшего устойчивого развития экономики, углубления проводимых реформ усовершенствовано налогообложение нефтяных операций, финансового лизинга, нерезидентов, финансовых инструментов, а также нормы налогового администрирования и усиления инвестиционной активности предпринимателей, расширена форма предоставления инвестиционных налоговых преференций, введены льготы для нефтехимических производств, производства товаров с высокой добавленной стоимостью. Для ускорения процессов обновления и модернизации основных фондов в стране усовершенствована амортизационная политика в целях налогообложения.

    Сегодня можно смело утверждать, что за годы независимости казахстанская  модель развития экономики доказала свою жизнеспособность. Казахстан в  сжатые сроки сумел создать соответствующее  законодательство и провести радикальные  рыночные реформы. Казахстан первым среди стран СНГ провел налоговую реформу. Количество налогов было сокращено более чем в три раза. Налоги стали рассматриваться не только как метод пополнения госбюджета, но и как инструмент стимулирования инвестиционно-производственной деятельности предприятий.

    Практически завершившийся процесс приватизации привел к созданию базовых условий  для реальной конкуренции. В настоящее  время около 85% объема промышленной продукции республики производится в частном секторе.

    На  текущий момент по объемам прямых иностранных инвестиций на душу населения Казахстан – безусловный лидер среди стран СНГ. Нам первым из стран бывшего Союза присвоен кредитный рейтинг инвестиционного уровня. В экономику Казахстана за годы независимости привлечено около 90 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Мы первыми в СНГ создали Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов, который оказал неоценимую помощь стране в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

    Если  в 1991–1995 гг. ежегодный спад производства ВВП составлял около 10% к 1990 году, достигнув наиболее низкого уровня в 1995 году (61,4% к 1990 г.), то с 1996 года в  результате проведенных реформ началось восстановление экономики Казахстана. С 2000 по 2007 год экономика Казахстана росла темпами в среднем около 10% в год.

    В 2000–2004 годы Казахстан восстановил  экономический потенциал 1990 года, а  к 2008 году удвоил ВВП по сравнению  с 2000 годом на два года раньше намеченного срока.

    Некоторое замедление роста экономики в  Казахстане началось во второй половине 2007 года в связи с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса. По итогам 2007 года реальный рост ВВП  снизился до 8,9%. В ноябре 2007 года по поручению Главы государства был принят План первоочередных мер, на воплощение которого из бюджета выделено более 460 млрд. тенге. Средства были распределены на кредитование проектов малого и среднего бизнеса, обеспечение продовольственной безопасности, решение проблем дольщиков и завершение строительства начатых объектов. В результате по итогам 2008 года инфляция составила 9,5%, экономический рост – 3,3%, а уровень безработицы – 6,6%.

    Следует отметить, что рост мировых цен  на основные экспортные товары в период с 2001 года по 2008 год обеспечивал профицит консолидированного бюджета Казахстана. С 2005 года до осени 2008 года в условиях наиболее высоких цен на нефть большая часть доходов от нефтяного сектора была аккумулирована в Национальном фонде, размеры которого в октябре 2008 года превысили 30 млрд. долларов. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса. По мере увеличения поступлений росли и консолидированные государственные расходы.

    В 2009 году экономика Казахстана начала свое развитие в условиях глобального  экономического кризиса, низкого уровня мировых цен на нефть, металлы  и другие ресурсы. Вместе с тем  благодаря принятым по поручению  Главы нашего государства мерам  государственной поддержки секторов экономики, реализуемых в рамках Плана совместных действий Правительства, Национального банка и АФН по обеспечению стабильности экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы, Казахстан сумел обеспечить рост ВВП в 2009 году на уровне 1,1%.

    Важно отметить, что с первого января 2009 года вступил в действие новый  Налоговый кодекс, который способствует модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Он предусматривает: снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики; создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики; улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощения налоговых процедур.

    Основными наиболее важными и концептуальными положениями Налогового кодекса являются следующие нормы: ставка корпоративного подоходного налога снижена с 2009 года с 30% до 20%; значительно упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций по КПН, льгота действует в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет; одновременно увеличен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы; ставка НДС с 2009 года снижена с 13% до 12%.

Информация о работе Налоговое регулирование