Лекции по финансам

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:52, курс лекций

Описание работы

Сущность финансов и их функции, Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики, Финансовый контроль, Основные звенья финансовой системы, Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций, Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем и т.д.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от акцизов, от налога на прибыль (доход) предприятий, от налога на доходы с физических лиц.

Из 12,5 тысяч муниципальных образований России лишь 400 – доноры, т.е. пополняют не только свои бюджеты, но и федеральный. Чем меньше город, тем меньше значение собственных доходов и тем выше значение финансовой помощи. Это результат кризисного состояния производственной сферы, нереализованного потенциала экономических реформ в «глубинке».

Структура расходов местного бюджета выглядит следующим образом: 60 % всех расходов – на социальную сферу, 40 % – на производственные нужды (промышленность, транспорт, сельское хозяйство). На управление всего 2-3 %.

Местным органам власти подведомственно большинство социально-культурных учреждений – образования и здравоохранения. Поэтому у них преобладают именно эти расходы. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50 % всех расходов, то в районных и сельских бюджетах – от 50 до 80 %.

 

3. Реформирование межбюджетных отношений в РФ началось в 1997-1998 годы. Был принят закон «О финансовых основах местного самоуправления», были приняты Налоговый кодекс (ч. 1, 2), Бюджетный кодекс. Суть концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ сведена к следующему:

-                     проведение инвентаризации сложившегося разделения расходов между федеральным, региональным и местными бюджетами и изменение этих разделов;

-                     сокращение, а затем ликвидация «нефинансируемых мандатов», т.е. роста нагрузки на местные бюджеты, возникшие в результате решений вышестоящих органов власти;

-                     оценка объективных (нормативных) потребностей в бюджетных финансовых ресурсах;

-                     наделение субъектов Федерации и органов местного самоуправления, как минимум, одним крупным налоговым источником;

-                     предоставление права территориям «надстраивания» ставок по прямым федеральным налогам с целью пополнения за их счет местных бюджетов;

-                     усиление целевой направленности финансовой помощи регионам;

-                     концентрация ресурсов, распределяемым между регионами, в федеральном Фонде регионального развития.

В целом система межбюджетных отношений строиться на принципе закрепления стабильных собственных источников доходов за бюджетами всех уровней, что позволит наращивать налоговые усилия органов управления муниципального, регионального уровня. С другой стороны, она предполагает четкое разделение доходных и расходных полномочий всех уровней и концентрацию на федеральном уровне наиболее важных в социальном и государственном смысле обязательств с обеспечением соответствующего финансирования. В результате этого увеличивается доля федерального бюджета в консолидированном бюджете.

В итоге отношения между уровнями бюджетной системы станут более эффективными, прозрачными и соответствующими тем целям, которые предусмотрены для этих уровней Конституцией и законодательством.

 

 

Тема 9

 

Внебюджетные фонды

 

План

 

 

1.      Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины, способы и методы формирования.

2.      Государственные внебюджетные фонды.

2.1.     Пенсионный фонд РФ.

2.2.     Фонд социального страхования населения.

2.3.     Фонд обязательного медицинского страхования.

3. Классификация внебюджетных фондов, финансовые связи.

 

 

              1. Внебюджетные фонды - это совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении центральных и региональных органов самоуправления и имеют целевое назначение. ВБФ - один из методов перераспределения национального дохода, особая форма использования финансовых ресурсов для финансирования различных государственных нужд помимо бюджета.

В зависимости от целевого назначения ВБФ делятся на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления ими - на федеральные и региональные. Образование ВБФ позволяет влиять на процесс производства путем финансирования различных областей: путем выплат пособий, пенсий, решать правоохранительные задачи и т.д.

Правовой основой формирования и использования ВБФ являются нормативные акты: закон «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию ВБФ», закон «О субвенциях республикам в составе РФ» и др.

С помощью ВБФ можно решать следующие задачи:

-                     влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования предприятий;

-                     обеспечить выполнение мероприятий по охране природы;

-                     оказывать социальные услуги населению.

 

2. ВБФ находятся в распоряжении государственных органов власти и являются собственностью государства, но являются автономными, имеют строго целевое назначение, совпадающее с их названием.

Виды ВБФ:

-                     социальные (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, и др.;

-                     экономические (фонд Министерства по атомной энергии РФ, фонд воспроизводства минеральной сырьевой базы России, фонд финансового регулирования и др.).

2.1 Пенсионный фонд РФ (ПФ) - образован в 01.01.1992 г. как самостоятельное кредитное учреждение, по принципу – нынешние работники содержат вчерашних за счет обязательных платежей в этот фонд. Его задачей является пенсионное обеспечение граждан.

Вызывать приток средств в Пенсионный фонд должна проводимая реформа. Суть ее заключается в том, что каждому потенциальному пенсионеру в России присвоен индивидуальный номер и открыт счет в Пенсионном фонде, что означает переход России на пенсионное страхование. Индивидуальная карточка содержит информацию о местах работы, заработках и перечислениях соответствующих сумм на индивидуальный счет в Пенсионный фонд. Карточка одновременно становится трудовой книжкой гражданина. Все эти процедуры обслуживаются компьютерной системой. От накопленных за весь период средств на страховом пенсионном счете каждого гражданина будет зависеть его будущая пенсия. Этим самым усиливается контроль за перечислением денежных сумм в ПФ и будут перекрыты пути для уклонения от взносов и возможности злоупотреблений со стороны управляющих фондом.

Источники формирования ПФ: налоговые взносы работодателей и работающих, ассигнования из бюджета, добровольные взносы и доходы от финансово-кредитных операций.

Использование Пенсионного фонда:

-                     выплата госпенсий (трудовых, по инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет);

-                     пособия по уходу за ребенком от 1,5 до 6 лет;

-                     материальная помощь престарелым;

-                     повышение пенсий, поддержка пенсионеров;

-                     коммерческие операции, содержание органов управления.

Кроме государственных (федеральных и региональных) внебюджетных фондов в России начали работать частные пенсионные инвестиционные фонды (ПИФ) в соответствие с Указом Президента РФ от 16.09.92 г. Это может позволить определенной части населения получать еще одну пенсию, дополнительно к государственной.

 

2.2 Фонд социального страхования РФ (ФСС) - второй по значению внебюджетный социальный фонд действует с 1992 г. Его доходы – налоговые взносы хозяйствующих субъектов, средства госбюджета, доходы от инвестирования свободных средств фонда, добровольных взносов юридических лиц и граждан.

Основные задачи фонда:

-  обеспечение гарантированных государством пособий;

-  участие  в разработке  и реализации государственных программ охраны здоровья работников;

-  подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Расходы фонда: выплата пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, на финансирование санаторно-курортного обслуживания и др.

 

2.3  Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы (1993г.) в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР» (1991г.). Фонд определяет правовые, экономические и организационные основы медицинской помощи населению.

Через него средства должны направляться страховым компаниям, которые и оплачивают услуги медицинских учреждений. Кроме того, средства фонда идут на развитие медицинской науки, финансируются целевые программы медицинской помощи при массовых заболеваниях и т.п.

Создаются федеральный и территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово - кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Фонд медицинского страхования формируется за счет налоговых взносов и бюджетных средств. Плательщики – хозяйствующие субъекты и органы исполнительной власти, которые делают взносы за неработающих (детей, студентов, пенсионеров и т.п.). Фонд направлен на установление заинтересованности и ответственности государства, предприятий и организаций в обеспечении охраны здоровья работников. Обязательное медицинское страхование обеспечивает равные возможности получения медицинской помощи.

3. К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и межотраслевые фонды научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР). Расходуется фонд на поддержание программ научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ.

Фонд развития жилищного строительства предназначен для привлечения внебюджетных средств для жилищного строительства. Источниками фонда являются добровольные взносы юридических и физических лиц, целевые кредиты, дивиденды от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, информационные и другие услуги.

Субъекты РФ и местные органы управления имеют право создавать региональные внебюджетные фонды. Они формируются за счет целевых кредитов, доходов от операций с ценными бумагами и оплаты услуг фондов. Из этих фондов осуществляется поддержка малоимущих, строительство жилья, объектов социальной сферы и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Шкала единого социального налога               (с 1 января 2007г.)

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала год

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

до 280 000 руб.

20 %

2,9 %

1,1 %

2,0 %

26 %

от

280 000 до

600 000 руб.

56 000 руб. +   7,9% с суммы, превышающей

280 000 руб.

8 120 руб. +  1,0%

с суммы, превышающей

280 000 руб.

3 080руб. + 0,6%  

с суммы, превышающей 280 000 руб.

5 600руб. + 0,5%  

с суммы, превышающей 280 000 руб.

72 800 руб. + 10% с суммы, превышающей 280 000 руб.

свыше

600 000 руб.

81 280 руб. + 2,0% с суммы, превышающей

600 000 руб.

11 320 руб.

5 000 руб.

7 200 руб.

104 800 руб. + 2% с суммы, превышающей 600 000 руб.

Информация о работе Лекции по финансам