Лекции по финансам

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:52, курс лекций

Описание работы

Сущность финансов и их функции, Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики, Финансовый контроль, Основные звенья финансовой системы, Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций, Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем и т.д.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

Надо отметить, что децентрализация бюджетных средств – необходимый процесс при переходе от унитарной к федеративной модели межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – более широкое понятие, чем бюджетный федерализм.

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов, органами государственной власти местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса. Система межбюджетных отношений включает не только отношения между Федерацией и ее субъектами, но и внутри субъекта – между региональными органами власти и органами местного самоуправления.

Межбюджетные отношения существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но складываются на разных принципах. Различают унитарные и федеративные бюджетные системы.

Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем прав нижестоящих органов власти.

Федеративные бюджетные системы строятся на прямо противоположных основах. Им присуща высокая степень самостоятельности бюджетов при соблюдении общегосударственных интересов.

Бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:

1.                  сочетании интересов, обеспечивающих высокую степень самостоятельности территориальных бюджетов при сохранении ведущей роли федерального бюджета;

2.                  наличии трехзвенной бюджетной системы и на равенстве прав бюджетов одного звена;

3.                  применение единых для всех субъектов федерации критериев при расчетах объемов средств, выделяемых из федерального бюджета в целях выравнивания развития регионов и оказания им финансовой помощи.

5. Управление государственными финансами осуществляют высшие органы власти – Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство. Конституция РФ 1993 г. в ст. 71 устанавливает, что введении РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, а также федеральные экономические службы, включая федеральные банки. К ведению РФ отнесены федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации и подписанию Президентом РФ. Только после этого они вступают в силу.

Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также отчет о его исполнении;

б) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

В основном эта работа выполняется специальной структурой Правительства – Министерством финансов. В него входят следующие департаменты: финансовой и бюджетной политики, отраслевой, военной и правоохранительной службы, финансового контроля, по обслуживанию государственного долга (совместно с ЦБ), федеральная служба исполнения бюджета (Казначейство), налоговая, государственных ценных бумаг и финансового рынка, управление драгоценных металлов и камней, государственное хранилище ценностей (Гохран), ГОЗНАК и др.

Государственный финансовый контроль в РФ также осуществляют высшие органы власти – Федеральное собрание (две палаты – Государственная Дума и Совет Федерации). Для этого образована Счетная палата как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. В ее компетенцию входит контроль за исполнением доходных и расходных статей госбюджета, за их движением в структуре Центрального банка и других финансового – кредитных учреждениях РФ.

Важную роль в финансовом контроле играет исполнительная власть, а именно: Министерство финансов РФ, Департамент налоговой и таможенной политики, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета. Их главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, своевременностью внесения в бюджеты всех уровней.

6. Бюджетный процесс – деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов. Он охватывает 4 стадии: составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение, исполнение – календарный год, составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение – 5 месяцев.

Принципы организации бюджетного процесса:

• единство – единая правовая база, единая бюджетная классификация, единство форм бюджетной документации, необходимое для статистической и бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и территорий, единство денежной системы;

• самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти, которая обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направление их использования;

• балансовый метод – установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми показателями.

Задачи бюджетного процесса.

• максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному бюджету;

• определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

• установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребностей бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;

• согласование бюджета с общей программной финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

• сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

• осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами.

7. Федеральный бюджет РФ является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным собранием и имеющим статус закона. Финансовый план составляется в форме баланса и имеет доходную и расходную часть.

Главная задача разработки проекта бюджета – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На первой стадии проектирования бюджета разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год. На второй стадии производится распределение финансовых ресурсов между распорядителями бюджетных средств. Все работы по подготовке и согласованию проекта федерального бюджета должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому. После этого проект бюджета направляется в Государственную Думу, где происходит четыре чтения:

• первое чтение: утверждение расходов, доходов, предельного дефицита госбюджета;

• второе чтение: распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации;

• третье чтение: распределение доходов по подразделениям функциональной классификации, установление нормативов по каждому виду доходов бюджета, распределение средств финансовой поддержки между регионами; поквартальное распределение доходов, расходов, дефицита бюджета; утверждение федеральных целевых программ, финансируемых из бюджета; программ внешних заимствований;

• итогом четвертого чтения является утверждение федерального бюджета Государственной Думой и направление его в Совет Федерации для одобрения. Далее в течение двух недель Президент РФ подписывает бюджет и Закон о федеральном бюджете, который должен исполняться в дальнейшем.

Исполнение бюджета осуществляется по бюджетной росписи доходов и расходов – основному оперативному плану распределения доходов–расходов по подразделениям бюджетной классификации.

Бюджетная классификация (1) выделяет целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Это четко просматривается в перечне расходов бюджета. Бюджетная классификация (2) обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов, т.е. кому, сколько и на какие цели. Получатели средств указываются в приложениях к федеральному бюджету.

Бюджетная классификация, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включает в себя:

1.                  классификацию доходов бюджетов РФ;

2.                  функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3.                  экономическую классификацию расходов РФ;

4.                  классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов РФ;

5.                  классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6.                  классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

7.                  классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

8.                  ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Организация исполнения бюджетов и внебюджетных фондов возложена на структуру Минфина РФ – Федеральное Казначейство РФ.

Исполнение доходной части бюджета занимается Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики и его органы и Федеральная налоговая служба и налоговые инспекции, которые осуществляют сбор налогов и др. платежей в бюджет, кроме того, представляют необходимую информацию в Казначейство.

 

 

 

 

 

Тема 7

 

Доходы и расходы бюджетов федерального, регионального и местного уровней

 

План

 

1.      Доходы бюджета как базовая финансовая категория: нормативно-правовая трактовка и классификация.

2.      Ведущая роль налоговых поступлений. Сущность налогообложения. Функции налоговой системы. Способы изъятия налогов. Налоговые ставки. Налоги и сборы в РФ.

3.      Система бюджетных расходов. Формы предоставления бюджетных средств.

4.      Дефицит госбюджета – негативное явление в экономике. Причины дефицитности и их решение.

 

1. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Виды доходов бюджетов: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• доходы от продажи указанного имущества;

• доходы от платных услуг, оказываемых органами власти и бюджетными учреждениями; штрафы, конфискации, компенсации, возмещение вреда и иные суммы;

• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от других уровней бюджетной системы;

• иные налоговые доходы.

 

2. В условиях рынка формирование доходной части бюджета имеет в основном налоговый характер. Налоги – это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета.

Сущность налогообложения заключается в изъятии в пользу государства части доходов юридических и физических лиц, заранее определенной в законном порядке.

Налоговая система выполняет следующие функции:

а) фискальную (источник доходов бюджета);

б) перераспределительную (часть доходов одних субъектов изымается в пользу других через бюджет);

в) стимулирующую (низкие налоги и льготы – поощряют, высокие – запрещают какую-либо деятельность);

По способам изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые имеют конкретную базу налогообложения: доход, имущество, участок земли и т.п. Косвенные налоги (акцизы, пошлины) включаются в цену товара и после его реализации отчисляются в бюджет.

Налоговые ставки по своему воздействию на налогоплательщика делятся на твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на 1 т нефти, на 1 ввозимый автомобиль данного класса и т.п.).

Прогрессивные предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Таким был до 2001 г. подоходный налог в РФ.

Информация о работе Лекции по финансам