Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:52, курс лекций
Сущность финансов и их функции, Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики, Финансовый контроль, Основные звенья финансовой системы, Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций, Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем и т.д.
Пропорциональные ставки – стабильны при любом изменении налогооблагаемой базы. Таким стал подоходный налог с физических лиц (13 %).
Регрессивные ставки – падают по мере роста налогооблагаемой базы. Например, если растут расходы на модернизацию производства, то налоги с этой части капитала снижаются. Применяются для стимулирования каких-либо экономических мероприятий (накопления капитала, укрепления малого бизнеса, инноваций, экспорта и т.п.) Таков новый для России единый социальный налог.
Так как существуют федеральный, региональный и местные бюджеты, в России применяется трехканальная фискальная система и взимаются:
а) федеральные налоги;
б) налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных округов;
в) местные налоги.
НК РФ. Гл.2. Ст.13. Федеральные налоги и сборы
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы;
3. налог на доходы физических лиц;
4. единый социальный налог;
5. налог на прибыль организаций;
6. налог на добычу полезных ископаемых;
7. водный налог;
8. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9.
НК РФ. Гл.2. Ст.14. Региональные налоги
1. налог на имущество организаций;
2. налог на игорный бизнес;
3. транспортный налог.
НК РФ. Гл.2. Ст.15. Местные налоги и сборы
1. земельный налог;
2. налог на имущество физических лиц.
3. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные (инвестиции и прирост запасов).
Система бюджетных расходов выглядит следующим образом:
- общегосударственные вопросы;
- национальная оборона;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- охрана окружающей природной среды;
- образование;
- культура, кинематография и средства массовой информации;
- здравоохранение и спорт;
- социальная политика
- международные трансферты.
Формы предоставления бюджетных средств:
- ассигнование на содержание бюджетных учреждений;
- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
- трансфертов населению;
- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению расходов или уменьшению бюджетных расходов;
- бюджетных кредитов юридическим лицам;
- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
- кредитов иностранным государствам;
- средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в т.ч. государственных или муниципальных гарантий.
До настоящего времени в России происходило активное реформирование расходной части федерального бюджета в направлении его секвестра, т.е. сокращения расходных статей. Это было вызвано стремлением добиться бездефицитности бюджета. Структура обязательств государства менялась в следующем направлении: адресная социальная помощь, гарантия социальной поддержки уволенным работникам по причине реструктуризации предприятий; сокращение и полный отказ от покрытия и убытков жилищно-коммунального хозяйства; сокращение управленческих расходов; поддержка только эффективных инвестиционных программ на основе открытого конкурса.
Главные приоритеты бюджетных расходов на ближайшую перспективу – обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, реформа судебной системы, воспроизводство научного потенциала, социальная сфера, дальнейшая реформа пенсионной системы, финансирование образования и здравоохранения по конечному результату, борьба с бедностью, рост зарплаты работникам бюджетной сферы.
Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.
4. Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе. Считается, что приближение дефицита бюджета к 10 % ВВП и 30 % от суммы расходов самого бюджета – весьма опасный рубеж.
Дефицит госбюджета чрезвычайно отрицательно влияет на экономическую систему в целом. Это проявляется в следующем:
- рост инфляции в стране, если дефицит бюджета покрывается за счет эмиссии денег Центральным банком под кредиты, предоставляемые правительству.
- рост внутреннего и внешнего долга, рост процентных платежей;
- опасность возникновения «финансовой пирамиды» в связи с внутренними госзаймами, ведущей к дефолту и банкротству ее участников (как это было в России в 1998 г.);
- проявление так называемого «эффекта вытеснения» частного капитала с рынка кредитов, поскольку госзаймы перераспределяют свободные денежные ресурсы в пользу бюджета;
- замедление инвестиционного процесса в стране.
Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов (от продажи земли и административных платежей, штрафных санкций и т.д.) бюджет РФ продолжительное время оставался резко дефицитным.
Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета РФ состояли:
- в его не инфляционном покрытии при последовательных внешних заимствованиях;
- в необходимости увеличить долю бюджетных заимствований во внебанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, других инвесторов;
- в расширении круга государственных ценных бумаг для населения.
Бюджетным кодексом РФ (1998 г.) четко регламентируется, что кредиты Банка России, а также приобретение им долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источником финансирования дефицита бюджета. По сути, это означает, что денежная эмиссия в случае дефицита госбюджета не должна использоваться (ст. 93).
В качестве источников покрытия дефицита указывается следующее (ст. 94):
- внутренние источники: кредиты от кредитных организаций; госзаймы (через выпуск ценных бумаг); бюджетные ссуды, полученные от других субъектов;
- внешние источники: госзаймы (через выпуск ценных бумаг, размещаемых за рубежом); кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.
Федеральный бюджет РФ с 2000 года характеризовался как сбалансированный, а с 2002 года – как профицитный. Однако факторы, приведшие к этому результату, весьма неустойчивы: чрезвычайно жесткие (и дорогие) меры по контролю за уплатой высоких налогов, тогда как более низкие налоги экономические субъекты в большинстве случаев уплачивают добровольно; налоговые поступления от экспортеров природных ресурсов (нефти, газа и др.), мировые цены, на которые в последнее время растут.
Поэтому с 2001 г. были приведены в движение более устойчивые факторы, ведущие к сбалансированности бюджета:
- инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая целевые программы;
- уточнение и сокращение обязательств, которые не могут быть профинансированы в предстоящем году;
- публикация отчетности по бюджетным расходам в целях усиления контроля; открытые государственные закупки на основе конкурса (имущество для армии, здравоохранение; строительные материалы, оборудование и т.п.);
- консолидация в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов в целях контроля за их использованием. Упразднение с 1 января 2001 г. Государственного фонда занятости населения и Федерального дорожного фонда с переводом их расходов в федеральный бюджет под казначейский контроль;
- инвентаризация государственного имущества, его оценка, разграничение прав собственности по уровням власти (на землю и недвижимость) с целью получения значительных доходов в бюджет.
Тема 8
Региональные и местные бюджеты. Реализация принципа федерализма в финансовой сфере
План
1. Бюджетное регулирование.
2. Доходы и расходы региональных и местных бюджетов.
3. Основные направления реформирования межбюджетных отношений.
1. В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы - это те, которые полностью или в твердо фиксированной доле поступают постоянно, на долговременной основе в бюджет. Закрепление доходов на долговременной основе за бюджетами разного уровня осуществляется налоговым и бюджетным законодательством.
Регулируемые доходы - это те, которые на основании решений вышестоящих государственных или местных органов власти поступают в соответствующие нижестоящие бюджеты. Цель этих доходов в том, чтобы достичь сбалансированности доходов и расходов нижестоящих бюджетов. Они поступают в виде процентных отчислений к установленным нормативам на каждый год. Их называют ежегодно распределяемыми. Из бюджета вышестоящего уровня выделяются дотации для формирования минимального уровня нижестоящих бюджетов.
Дотации – твердые суммы, передаваемые нижестоящим бюджетам на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущий расходов при их дефиците.
Субвенции – бюджетные средства строго целевого назначения, также передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах нижестоящим бюджетам или юридическому лицу. Не расходование в срок или не по назначению – субвенции подлежат возврату в бюджет.
Субсидия – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.
2. Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на органы управления субъектов Российской Федерации.
Конкретный перечень закрепленных доходов смотрите выше (в налогах по уровням бюджетной системы). В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций и трансфертов–более 25%. Собственные доходы составляют менее 30%.
Главное место в расходах региональных бюджетов занимают ассигнования на народное хозяйство – около 40%, на втором месте – расходы на социально-культурные мероприятия – более 25%, управление и правоохранительные органы – около 8%.
Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы власти, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Структуры местного самоуправления не вступают в отношения федерализма ни с федеральным центром, ни с органами власти субъектов РФ. Поэтому по юридическому и политическому смыслу их бюджетные связи с органами государственной власти нельзя трактовать в аспектах отношений субъектов Федерации.
Перечень местных налогов и сборов указан выше. Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызвали необходимость наделения их дополнительными средствами.