Лекции по финансам

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:52, курс лекций

Описание работы

Сущность финансов и их функции, Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики, Финансовый контроль, Основные звенья финансовой системы, Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций, Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем и т.д.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

Пропорциональные ставки – стабильны при любом изменении налогооблагаемой базы. Таким стал подоходный налог с физических лиц (13 %).

Регрессивные ставки – падают по мере роста налогооблагаемой базы. Например, если растут расходы на модернизацию производства, то налоги с этой части капитала снижаются. Применяются для стимулирования каких-либо экономических мероприятий (накопления капитала, укрепления малого бизнеса, инноваций, экспорта и т.п.) Таков новый для России единый социальный налог.

Так как существуют федеральный, региональный и местные бюджеты, в России применяется трехканальная фискальная система и взимаются:

а) федеральные налоги;

б) налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономных округов;

в) местные налоги.

НК РФ. Гл.2. Ст.13. Федеральные налоги и сборы

1.                  налог на добавленную стоимость;

2.                  акцизы;

3.                  налог на доходы  физических лиц;

4.                  единый социальный налог;

5.                  налог на прибыль организаций;

6.                  налог на добычу полезных ископаемых;

7.                  водный налог;

8.   сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9.                                                        государственная пошлина.

НК РФ. Гл.2. Ст.14. Региональные налоги

1.                  налог на имущество организаций;

2.                  налог на игорный бизнес;

3. транспортный налог.

НК РФ. Гл.2. Ст.15. Местные налоги и сборы

1.                  земельный налог;

2.     налог на имущество физических лиц.

3. Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные (инвестиции и прирост запасов).

Система бюджетных расходов выглядит следующим образом:

-                    общегосударственные вопросы;

-                    национальная оборона;

-                    национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

-                    национальная экономика;

-                    жилищно-коммунальное хозяйство;

-                    охрана окружающей природной среды;

-                    образование;

-                    культура, кинематография и средства массовой информации;

-                    здравоохранение и спорт;

-                    социальная политика

-                    международные трансферты.

Формы предоставления бюджетных средств:

-                     ассигнование на содержание бюджетных учреждений;

-                     средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

-                     трансфертов населению;

-                     ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

-                     ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению расходов или уменьшению бюджетных расходов;

-                     бюджетных кредитов юридическим лицам;

-                     субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

-                     инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

-                     бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

-                     кредитов иностранным государствам;

-                     средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в т.ч. государственных или муниципальных гарантий.

До настоящего времени в России происходило активное реформирование расходной части федерального бюджета в направлении его секвестра, т.е. сокращения расходных статей. Это было вызвано стремлением добиться бездефицитности бюджета. Структура обязательств государства менялась в следующем направлении: адресная социальная помощь, гарантия социальной поддержки уволенным работникам по причине реструктуризации предприятий; сокращение и полный отказ от покрытия и убытков жилищно-коммунального хозяйства; сокращение управленческих расходов; поддержка только эффективных инвестиционных программ на основе открытого конкурса.

Главные приоритеты бюджетных расходов на ближайшую перспективу – обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, реформа судебной системы, воспроизводство научного потенциала, социальная сфера, дальнейшая реформа пенсионной системы, финансирование образования и здравоохранения по конечному результату, борьба с бедностью, рост зарплаты работникам бюджетной сферы.

Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.

4. Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе. Считается, что приближение дефицита бюджета к 10 % ВВП и 30 % от суммы расходов самого бюджета – весьма опасный рубеж.

Дефицит госбюджета чрезвычайно отрицательно влияет на экономическую систему в целом. Это проявляется в следующем:

-                     рост инфляции в стране, если дефицит бюджета покрывается за счет эмиссии денег Центральным банком под кредиты, предоставляемые правительству.

-                     рост внутреннего и внешнего долга, рост процентных платежей;

-                     опасность возникновения «финансовой пирамиды» в связи с внутренними госзаймами, ведущей к дефолту и банкротству ее участников (как это было в России в 1998 г.);

-                     проявление так называемого «эффекта вытеснения» частного капитала с рынка кредитов, поскольку госзаймы перераспределяют свободные денежные ресурсы в пользу бюджета;

-                     замедление инвестиционного процесса в стране.

Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов (от продажи земли и административных платежей, штрафных санкций и т.д.) бюджет РФ продолжительное время оставался резко дефицитным.

Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета РФ состояли:

-                     в его не инфляционном покрытии при последовательных внешних заимствованиях;

-                     в необходимости увеличить долю бюджетных заимствований во внебанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, других инвесторов;

-                     в расширении круга государственных ценных бумаг для населения.

Бюджетным кодексом РФ (1998 г.) четко регламентируется, что кредиты Банка России, а также приобретение им долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источником финансирования дефицита бюджета. По сути, это означает, что денежная эмиссия в случае дефицита госбюджета не должна использоваться (ст. 93).

В качестве источников покрытия дефицита указывается следующее (ст. 94):

-                     внутренние источники: кредиты от кредитных организаций; госзаймы (через выпуск ценных бумаг); бюджетные ссуды, полученные от других субъектов;

-                     внешние источники: госзаймы (через выпуск ценных бумаг, размещаемых за рубежом); кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте.

Федеральный бюджет РФ с 2000 года характеризовался  как сбалансированный, а с 2002 года – как профицитный. Однако факторы, приведшие к этому результату, весьма неустойчивы: чрезвычайно жесткие (и дорогие) меры по контролю за уплатой высоких налогов, тогда как более низкие налоги экономические субъекты в большинстве случаев уплачивают добровольно; налоговые поступления от экспортеров природных ресурсов (нефти, газа и др.), мировые цены, на которые в последнее время растут.

Поэтому с 2001 г. были приведены в движение более устойчивые факторы, ведущие к сбалансированности бюджета:

-                     инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая целевые программы;

-                     уточнение и сокращение обязательств, которые не могут быть профинансированы в предстоящем году;

-                     публикация отчетности по бюджетным расходам в целях усиления контроля; открытые государственные закупки на основе конкурса (имущество для армии, здравоохранение; строительные материалы, оборудование и т.п.);

-                     консолидация в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов в целях контроля за их использованием. Упразднение с 1 января 2001 г. Государственного фонда занятости населения и Федерального дорожного фонда с переводом их расходов в федеральный бюджет под казначейский контроль;

-                     инвентаризация государственного имущества, его оценка, разграничение прав собственности по уровням власти (на землю и недвижимость) с целью получения значительных доходов в бюджет.

 

 

Тема 8

 

Региональные и местные бюджеты. Реализация принципа федерализма в финансовой сфере

 

План

 

1.      Бюджетное регулирование.

2.      Доходы и расходы региональных и местных бюджетов.

3.      Основные направления реформирования межбюджетных отношений.

 

1. В соответствии с Конституцией и законами РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы - это те, которые полностью или в твердо фиксированной доле поступают постоянно, на долговременной основе в бюджет. Закрепление доходов на долговременной основе за бюджетами разного уровня осуществляется налоговым и бюджетным законодательством.

Регулируемые доходы - это те, которые на основании решений вышестоящих государственных или местных органов власти поступают в соответствующие нижестоящие бюджеты. Цель этих доходов в том, чтобы достичь сбалансированности доходов и расходов нижестоящих бюджетов. Они поступают в виде процентных отчислений к установленным нормативам на каждый год. Их называют ежегодно распределяемыми. Из бюджета вышестоящего уровня выделяются дотации для формирования минимального уровня нижестоящих бюджетов.

Дотации – твердые суммы, передаваемые нижестоящим бюджетам на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущий расходов при их дефиците.

Субвенции – бюджетные средства строго целевого назначения, также передаваемые на безвозмездной и безвозвратной основах нижестоящим бюджетам или юридическому лицу. Не расходование в срок или не по назначению – субвенции подлежат возврату в бюджет.

Субсидия – бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Кредитные ресурсы – средства, передаваемые на возмездной основе под проценты или без них.

 

2. Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на органы управления субъектов Российской Федерации.

Конкретный перечень закрепленных доходов смотрите выше (в налогах по уровням бюджетной системы). В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций и трансфертов–более 25%. Собственные доходы составляют менее 30%.

Главное место в расходах региональных бюджетов занимают ассигнования на народное хозяйство – около 40%, на втором месте – расходы на социально-культурные мероприятия – более 25%, управление и правоохранительные органы – около 8%.

Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы власти, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Структуры местного самоуправления не вступают в отношения федерализма ни с федеральным центром, ни с органами власти субъектов РФ. Поэтому по юридическому и политическому смыслу их бюджетные связи с органами государственной власти нельзя трактовать в аспектах отношений субъектов Федерации.

Перечень местных налогов и сборов указан выше. Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызвали необходимость наделения их дополнительными средствами.

Информация о работе Лекции по финансам