Лекции по финансам

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:52, курс лекций

Описание работы

Сущность финансов и их функции, Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики, Финансовый контроль, Основные звенья финансовой системы, Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций, Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем и т.д.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

 

Внешние долги России делятся на две части: 

-                     • перешедшие «по наследству» от СССР (около 100 млрд. долл.);

-                     • задолженность, образовавшаяся после 1991 г. (еще около 50-60 млрд. долл.).

Ежегодные обязательства России по графикам уплаты процентов и основной суммы внешнего долга суммарно выражаются величиной примерно 20 млрд. долл. Для сравнения – это весь бюджет 1998 г. или половина федерального бюджета 2001 г.

Россия одновременно является крупнейшим международным кредитором, т. к. к ней перешли требования по долгам от СССР к 50 странам мира в сумме более 160 млрд. долл. Однако эта задолженность носит скорее формальный характер, т. к. должники – это развивающиеся страны, а природа кредитов – льготы по военно-техническим поставкам из СССР.

В годы перестройки наметились качественно новые тенденции в сфере управления государственным долгом, что было обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания.

6. Система управления государственным долгом должна иметь два режима функционирования:

а) управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;

б) кризисное управление в условиях дефицита бюджета, спада производства, сокращения возможностей привлечения новых заимствований.

Нормальный режим связан с:

-                     обеспечением стабилизации долговых параметров;

-                     наличием бездефицитного бюджета;

-                     созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП, прекращением роста отношений «долг – ВВП»;

-                     нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

Кризисное управление государственным долгом связано с функционированием экономики на грани дефолта, что имело место с конца 1998г. в экономике страны.

Проблема долга возникает не тогда, когда он уже образуется и существует, а тогда, когда рост долга становится неуправляемым, а процесс его выплаты начинает затрудняться. В этом случае возникает необходимость в поиске решения следующих проблем:

-                     общая оценка эффективности политики заимствований государством средств;

-                     определение предельно допустимых размеров государственного долга;

-                     анализ и оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия;

-                     определение направлений и мер по стабилизации размеров государственного долга;

-                     оценка влияния государственного долга на перспективы развития экономики страны.

В период конца 90-х гг. были сделаны позитивные попытки регулирования государственных заимствований. В соответствии с Бюджетным кодексом был установлен предельный объем государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию, погашению государственного внешнего долга РФ.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ключевым из них можно отнести:

-                     стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;

-                     уменьшение государственного внутреннего долга;

-                     реструктуризация задолженностей экономических субъектов бюджету;

-                     контроль за заимствованиями субъектов РФ;

-                     сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы;

-                     снижение стоимости обслуживания государственного долга.

Основным методом управления государственным долгом является оптимизация государственных заимствований. Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания.

Кризис внутренней задолженности государства, возросший в РФ в результате событий 1998 г., преодолевается путем ее реструктуризации в форме новации (один из приемов), т.е. перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Проведение новации позволило значительно снизить напряженность платежного графика по государственному внутреннему долгу в тот период.

Приемы управления государственным долгом:

-  конверсия – изменение доходности займа в целях снижение расходов государства по государственному долгу;

-  консолидация – увеличение срока действия выпущенных займов; конверсия может быть совмещена с консолидацией, что позволит уменьшить расходы по обслуживанию государственного долга;

-  унификация – объединение нескольких займов в один;

-  обмен облигаций по регрессивному соотношению, в этом случае несколько ранее выпущенных облигаций обмениваются на одну, при этом % по облигациям фактически не выплачиваются;

-  отсрочка погашения займа проводится, когда дальнейшая эмиссия не эффективна, поскольку доходы от вновь выпущенных займов фактически направляются на погашение предыдущего;

-  аннулирование государственного займа (как правило, государство прибегает в случае кардинальных изменений курса, смены правительства и т.д.).

Для России особое значение имеет также урегулирование внешнего долга из-за его огромного объема. Оно проводится в форме реструктуризации задолженности бывшего СССР отдельно по долгам Парижскому и Лондонскому клубам. Однако методы урегулирования должны быть более разнообразными и эффективными.

 

 

Тема 11

 

Страхование, его сущность и формы

 

План

 

1.      Экономическая сущность страхования, принципы организации, функции.

2.      Страховые фонды.

3.      Акционерные страховые общества – основа страховой системы.

4.      Основные формы и виды страхования.

 

 

 

1.              Страхование – это экономические отношения по защите личных и имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов.

Порядок страхования в РФ регулируется законом «О страховании» 1993 г. Основные условия страхования, организуемого на основе взаимности и возмездности, состоит в возмещении ущерба, причиненного одному лицу (физическому или юридическому) путем разложения последствий ущерба на многих (плательщиков страховых взносов). Ущерб охватывает не всех участников страхования сразу, поэтому, чем шире их круг, тем меньше доля каждого при раскладе ущерба между участниками.

В процессе страхования участвует страхователь (т.е. физическое или юридическое лицо), имеющее страховой интерес, и  страховщик, которым может быть государственная организация, акционерное страховое общество взаимного страхования, имеющие государственную лицензию.

Страхование может проводиться в обязательной и добровольной форме. Общество в лице государства устанавливает обязательное страхование, то есть обязательность внесения соответствующим кругом страхователей фиксированных страховых платежей, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. Поэтому социальное страхование, страхование строений и некоторых сельскохозяйственных животных у граждан, страхование военнослужащих, пассажиров и некоторые другие виды страхования в нашей стране являются обязательными.

Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать такую систему видов страхования, которая обеспечивает универсальный объем страховой защиты общественного производства.

Обязательную форму страхования отличают следующие принципы:

1.              Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить причитающиеся страховые платежи. Закон обычно предусматривает: перечень подлежащих обязательному страхованию объектов; объем страховой ответственности; уровень или нормы страхового обеспечения; порядок установления тарифных ставок или средние размеры этих ставок с предоставлением права их дифференсации на местах; периодичность внесения страховых платежей; основные права страховщиков и страхователей.

Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные органы.

2.  Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов. Для этого страховые органы ежегодно проводят по всей стране регистрацию застрахованных объектов, начисление страховых платежей и их взимание в установленные сроки.

3.  Автоматичность распространение обязательного страхования на объекты, указанные в законе. Страхователь не должен заявлять в страховой орган о появлении в хозяйстве подлежащего страхованию объекта. Данное имущество автоматически включается в сферу страхования. При очередной регистрации оно будет учтено, а страхователю предъявлены к уплате страховые взносы. Так, например, действующее законодательство устанавливает, что строения, принадлежащие гражданам, считаются застрахованными с момента установления на постоянное место и возведения крыши.

4.  Действие обязательного страхования независимо от внесения страховых платежей. В случаях, когда страхователь не уплатил причитающиеся страховые взносы, они взыскиваются в судебном порядке. В случае гибели или повреждения застрахованного имущества, не оплаченного страховыми взносами, страховое возмещение подлежит выплате с удержанием задолженности по страховым платежам. На не внесенные в срок страховые платежи начисляются пени..

5.  Бессрочность обязательного страхования. Она действует в течение всего периода, пока страхователь пользуется застрахованным имуществом. Только бесхозное и ветхое имущество не подлежит страхованию. При переходе имущества к другому страхователю страхование не прекращается. Оно теряет  силу  только   при  гибели  застрахованного имущества.

6.   Нормирование страхового обеспечения по обязательному страхованию. В целях упрощения страховой оценки и порядка выплаты страхового возмещения устанавливаются нормы страхового обеспечения в процентах от страховой оценки или в рублях на один объект.

По обязательному личному страхованию в полной мере действуют принципы сплошного охвата, автоматичности, нормирования страхового обеспечения. Однако оно имеет строго оговоренный срок и полностью зависит от уплаты страхового взноса (например, по обязательному страхованию пассажиров).

Добровольная форма страхования построена на соблюдении следующих принципов:

1.              Добровольное страхование действует в силу закона, и на добровольных началах. Закон определяет подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком.

2.    Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только  для страхователей. Страховщик не имеет права отказываться от страхования объекта, если волеизъявление страхователя не противоречит условиям страхования. Данный принцип гарантирует заключение договора страхования по первому (даже устному) требованию страхователя.

3.    Выборочный охват  добровольным  страхованием, связанный с тем, что не все страхователи изъявляют желание в нем участвовать. Кроме того, по условиям страхования действуют ограничения для заключения договоров.

4.  Добровольное страхование всегда ограниченно сроком страхования. При этом начало и окончание срока особо оговариваются в договоре, если страховой случай произошел в период страхования. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного перезаключения договоров на новый срок.

5.  Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодическихстраховых взносов. Вступление в силу договора добровольного страхования обусловленоуплатой разового или первого страхового взноса. Неуплата очередного взноса подолгосрочному страхованию влечет за собой прекращение действия договора.

Страховое обеспечение по добровольному страхованию зависит от желания страхователя. По имущественному страхованию страхователь может определять размер страховой суммы в пределах страховой оценки имущества. По личному страхованию страховая сумма по договору устанавливается соглашением сторон.

Страхование выполняет следующие функции:

а) защиту от риска, т.к. возмещает ущерб и оказывает денежную помощь пострадавшим;

б) предупредительную, т.е. часть страхового фонда используется для уменьшения риска;

в) сберегательную, что означает накопление средств путем страховых взносов и возврата их с процентами (если не произошел страховой случай);

г) контрольную, которая заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. Административный контроль за деятельностью страховщика осуществляется Федеральной службой страхового надзора.

Следовательно, страховые компании, наряду с коммерческими банками, частными пенсионными фондами и т.п. являются структурами, мобилизующими свободные денежные средства населения и фирм и направляющими их на инвестиции в экономику.

Информация о работе Лекции по финансам