Лекции по финансам

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:52, курс лекций

Описание работы

Сущность финансов и их функции, Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики, Финансовый контроль, Основные звенья финансовой системы, Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций, Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем и т.д.

Работа содержит 1 файл

Лекции по финансам.doc

— 516.50 Кб (Скачать)

Финансовый контроль охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительности.

Государственный финансовый контроль - это контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием его по целевому назначению.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также  взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, государственных институтов, бюджетов, фондов. Различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Предметом проверок выступают стоимостные показатели: прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные операции.)

Различают:

      общегосударственный проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Федеральным Собранием РФ, Министерством финансов РФ и др.); цель проведения: обеспечить интересы государства и общества по при поступлении  и расходовании государственных средств;

      ведомственный, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, др. структурами министерств и ведомств;

      внутрихозяйственный проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций; объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность;

      общественный осуществляют неправительственные организации, объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

      независимый финансовый контроль проводится специальными органами (аудиторскими фирмами и др.).

 

2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля (классификация по разным критериям):

      времени проведения (предварительный, текущий (оперативный), последующий);

      субъектам контроля (президентский, представительных органов власти и местного самоуправления, исполнительных органов власти, финансово - кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторскийсфере финансовой деятельности (бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, за денежной массой);

      форме проведения (обязательный (внешний), инициативный (внутренний));

      методам проведения:

-         проверки проводятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов;

-         обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий;

-         надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др.;

-         анализ финансового состояния, как разновидность финансового контроля, изучает периодическую или годовую финансовую и бухгалтерскую  с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности отчетность;

-         ревизии, наиболее распространенная форма финансового контроля – взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, проводится для установления целесообразности, обоснованности данных бухгалтерской отчетности, для выявления нарушений и недостатков в деятельности объекта. В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают сплошные, выборочные и комплексные ревизии.

-         наблюдение (мониторинг).

 

3. На федеральном уровне органом, осуществляющим государственный финансовый контроль по линии законодательной власти, является Парламент  РФ – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета по нему.

Органом финансового контроля Совета Федераций и Государственной Думы РФ (представительная власть) является Счетная палата РФ. Деятельность ее направлена на все субъекты хозяйствования, ведомственной общественной принадлежности, органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета. При этом она не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

По линии исполнительной власти органом финансового контроля является Министерство финансов РФ и его структуры. В ходе исполнения бюджета осуществляет контроль за расходованием государственных средств. В субъектах это возложено на финансовые органы соответствующего уровня.

Схожие по своему характеру функции по осуществлению государственного финансового контроля осуществляет Федеральное казначейство, ЦБ РФ и др.

Для соблюдение налогового законодательства созданы органы  государственного налогового контроля.

 

 

Тема 4

 

Основные звенья финансовой системы

 

План

 

1.      Финансовая система – форма организации денежных отношений.

2.      Методы формирования доходов. Централизованные и децентрализованные финансы.

3.      Звенья финансовой системы, их место в финансовой системе государства и экономическая сущность.

 

1. Финансовая система РФ с переходом всей экономики на рыночные принципы претерпела существенные изменения. Прежде всего, произошла ее децентрализация: каждый субъект экономики имеет возможность самостоятельно аккумулировать финансовые ресурсы в рамках принятых законов. Появился финансовый рынок.

Финансовая система – это форма организации денежных отношений по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств государства, предприятий и населения.

 

2. Финансовые отношения исключительно многообразны, вместе с тем в зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы:

-  централизованные финансы (государственные или публичные финансы);

-  децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домохозяйств);

К централизованным финансам относятся: местные финансы, бюджетная система, государственный кредит, фонды государственного личного страхования и резервов. Они используются государством на макроуровне.

К децентрализованным финансам относятся финансы населения и финансы предприятий различных форм собственности, которые используются для регулирования экономики в рамках отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий). От состояния финансов предприятий зависит общее состояние экономики страны.

Государственные финансы (на федеральном и региональном уровне) – это совокупность денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.

Государственная бюджетная система с входящими в нее государственным федеральным, республиканскими, областными, краевыми, местными бюджетами является важнейшим звеном финансовой системы страны, с его помощью происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и влиять на развитие производства и социальной сферы в интересах всего общества, а также создавать так называемые общественные блага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Звенья финансовой системы , их место в финансовой системе государства и экономическая сущность.

 

Рис. 1. Финансовая система (основные сферы, звенья и подсистемы)

 

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и региональных властей, предназначенные для финансирования расходов, не включаемых в бюджет. Эти средства составляют более половины всех бюджетных доходов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации и ссужения государством временно свободных денежных средств на началах возвратности и платности для финансирования государственных расходов. С этой целью государство проводит операции на рынке ценных бумаг, т.е. либо размещает, либо погашает государственные финансовые обязательства, а также прибегает к кредитованию территориальных бюджетов.

Государственное страхование обеспечивает возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Одновременно страхование осуществляют и негосударственные страховые компании, имеющие соответствующую лицензию.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

Финансы хозяйствующих субъектов (организаций) – это система денежных потоков и фондов, необходимая для осуществления этими структурами своих функций.

Финансы населения– это личные средства граждан, их доходы и расходы.

Современная финансовая система предполагает развитую инфраструктуру, способствующую перемещению денежных ресурсов от одного субъекта к другому.

Во-первых, правомерным источником финансовых ресурсов для всех субъектов стала банковская система, предоставляющая заемные средства на принципах платности, возвратности, срочности. Ранее опора была, в основном, на безвозмездное бюджетное финансирование.

Во-вторых, в России появился акционерный капитал и рынок ценных бумаг (как первичный, так и вторичный), позволяющий изыскивать финансовые ресурсы путем эмиссии ценных бумаг и размещения их среди юридических и физических лиц. Это дает хозяйствующим субъектам большую свободу маневра капиталами. По котировкам ранее выпущенных ценных бумаг на вторичном рынке они могут выверять правильность своего курса, делать наиболее перспективные инвестиции.

В-третьих, обозначилось встречное движение – интеграция частного капитала в различных формах для предоставления всевозможных финансовых услуг субъектам экономики.

Не все формы достаточно развиты на данный момент в России, но мировая практика выработала следующие:

а) финансово-промышленные группы, в состав которых могут входить производственные, научные, опытно-конструкторские организации, банки, страховые и торговые компании, биржи и т.д. В России уже в настоящее время каждый крупный коммерческий банк входит в какую-либо группу отраслевого или территориального плана;

б) инвестиционные организации: холдинги, финансовые группы и финансовые компании. Холдинг – головная компания, владеющая контрольными пакетами акций дочерних фирм и специализирующаяся на их управлении. Финансовая группа – объединение без головной компании. Финансовая компания – организация, финансирующая ряд фирм, но без права управления;

в) банковская система, которая включает банковские учреждения, средства связи банков, методические и юридические правила взаимозачетов. Государственные банковские системы взаимодействуют через международные объединения;

г) биржевая система, которая состоит из совокупности товарных и фондовых бирж. Товарные биржи позволяют осуществить оборот товаров и денежных средств без непосредственного их представления, оперативно сформировать цены на товары. Фондовая биржа определяет рейтинг предприятий, своевременно реализует перераспределение потока финансов. Одновременно функционирует внебиржевой рынок ценных бумаг, который обслуживают банкирские дома, банки и др. организации;

д) соответствующая среда для функционирования финансов современного уровня, т.е. обеспечивающие элементы – информационные сети (телефоны, факсы, радио, телевидение, интернет, печать), поддерживающие элементы (образовательные, юридические, аудиторские учреждения).

 

 

Тема 5

 

Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций.

 

План

 

1.            Финансы организаций (предприятий), их роль и место в финансовой системе государства. Сущность и функции финансов предприятий, основы функционирования.

2.            Финансовые отношения предприятий.

3.            Понятие финансовых ресурсов предприятий, их источники формирования  и направления использования в зависимости от организационно-правовых форм.

4.            Финансовый механизм предприятий.

5.            Организационно-правовые формы предприятий. Содержание финансов предприятий, функционирующих на коммерческой основе.

6.            Формы и методы ведения хозяйства, источники формирования уставного капитала и направления расходования средств.

Информация о работе Лекции по финансам