Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:52, курс лекций
Сущность финансов и их функции, Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики, Финансовый контроль, Основные звенья финансовой системы, Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций, Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем и т.д.
- 1 -
7. Следующей особенностью финансов организаций является отраслевая технико-экономическая специфика, которая влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота денежных средств, источники финансирования простого и расширенного производства, состав и структуру финансовых ресурсов и др. аналогичных фондов.
В сельском хозяйстве природно-климатические условия диктуют необходимость формирования финансовых резервов в денежной и натуральной формах. Необходима концентрация финансовых ресурсов к определенным периодам.
На транспорте велик удельный вес основных производственных фондов, воспроизводство которых требует значительных денежных средств, и особенности расчетов за транспортные услуги определяют необходимость централизации части денежных средств на уровне Министерства путей сообщения с последующим их перераспределением.
Спецификой предприятий сферы товарного обращения является сочетание операций производственного характера (сортировка, упаковка, хранение…) с реализацией продукции. Имеются свои особенности в составе и структуре оборотных средств. Особенностью основных фондов является сочетание собственных и арендованных основных фондов.
В строительстве характерны длительный производственный цикл и большой удельный вес незавершенного строительства в составе оборотных средств. Финансирование строительства осуществляется на основе сметной стоимости строительно-монтажных работ.
8. Некоммерческим организациям относятся: религиозные, социальные, благотворительные, спортивные, культурные, образовательные и т.п. учреждения и фонды. В соответствии с гражданским кодексом РФ извлечение прибыли не является основной целью их деятельности. Однако прибыль образуется, но должна направляться на развитие самой организации и расширение выполняемых ею функций.
|
| Некоммерческие организации |
|
| |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учреждения |
| Общественные и религиозные организации (объединения) |
| Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) |
| Потребительский кооператив |
| Фонды |
Рис. 4. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
Источником средств для функционирования некоммерческих организаций являются средства бюджетов различных уровней, других коммерческих предприятий и граждан. Эти организации могут оказывать платные услуги (в зависимости от устава) и тем самым пополнять свои ресурсы, заниматься предпринимательской деятельностью. К ним могут поступать членские взносы, гранды и добровольные пожертвования, доходы от арендуемых помещений и другого имущества, прочие денежные поступления.
Некоммерческие организации в зависимости от методов ведения хозяйства используют либо сметное планирование, либо принцип самоокупаемости. При финансировании по смете основным источником средств являются бюджетные ассигнования. Они рассчитываются на основе установленных нормативов среднегодовых расходов и контингента, обслуживаемого данной организацией (детей в детском саду, учащихся школ, колледжей и т.п.).
В смете доходов и расходов отражаются также поступления из других источников. Она утверждается вышестоящим органом управления.
На принципах самоокупаемости и самофинансирования функционируют некоммерческие организации, у которых не предусмотрено бюджетное финансирование, а затраты полностью возмещаются из выручки от оказания нематериальных услуг (частные учебные заведения, поликлиники).
Творческие союзы, благотворительные фонды, общественные объединения функционируют за счет финансовых ресурсов, формируемых из вступительных и членских взносов, добровольных пожертвований, в т.ч. и международных организаций.
Совокупный доход некоммерческих организаций, сформированный из разных источников, используется на: выплату заработной платы; финансирование материальных и приравненных к ним затрат; пополнение социального и производственного развития.
Те организации, которые работают на принципе самофинансирования, более свободно распоряжаются своими средствами.
Тема 6
Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем
План
1. Структура общегосударственных финансов: ведущая роль госбюджета.
2. Основное назначение и задачи в области бюджетных отношений.
3. Бюджетное устройство: принцип функционирования бюджетной системы Р.Ф.. Трехуровневое устройство бюджетной системы РФ.
4. Консолидированный бюджет РФ.
5. Органы управления государственными финансами.
6. Бюджетный процесс. Задачи и принципы организации бюджетного процесса.
7. Федеральный бюджет РФ – основной финансовый план государства. Задачи разработки федерального бюджета, стадии принятия и органы организации исполнения бюджета.
1. Государственные финансы – это совокупность денежных фондов, которые управляются государственными институтами и предназначены для решения общенациональных проблем: экономических, социальных, политических, международных.
К данным фондам относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит (Рис. 1).
Государственный бюджет - это (1) система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд или (2) основной финансовый план государства на текущий год, в котором указаны его доходы и расходы, или (3) общегосударственный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.
2. Основное назначение бюджета или задачи в области бюджетных отношений:
• перераспределение национального дохода;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики;
• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Функции бюджета:
1. по материальному содержанию госбюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП) для выполнения правительством своих функций;
2. в процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять разнообразные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций, финансирование и конверсию оборонных отраслей промышленности, влияя, таким образом, на структурную перестройку экономики, оказывая на нее регулирующее и стимулирующее воздействие;
3. важное значение принадлежит социальной функции государственного бюджета. Социальная направленность бюджетных средств находит отражение в направлении финансирования, в усилении гарантий социально - экономических прав граждан РФ; в адресной защите через бюджет социально - слабых слоев населения, в поддержании наименее защищенного населения (пенсионеры, студенты, инвалиды);
4. контрольная функция бюджета проявляется в том, что бюджетное устройство государства создает возможность осуществления финансового контроля со стороны Парламента и Министерства финансов за образованием и движением всех финансовых потоков в государстве.
Отметим, что препятствуют осуществлению функций бюджета такие негативные явления в экономике и финансовой системе, как инфляция, бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), несвоевременность утверждения бюджета, противоречия при распределении средств между бюджетами разных уровней.
Структура государственного бюджета состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы формируются за счет внутренних и внешних источников. Внутренние источники - это все источники дохода, которые связаны с материальным производством и сферой социального обслуживания. Внешние источники - это заемные средства, предоставляемые либо другим государством, либо международными организациями (например, МВФ (международный валютный фонд)). Внутренние источники являются важнейшими, причем 2/3 поступлений от налогов.
По социально - экономическому признаку доходы бюджетной системы делятся на: доходы от хозяйственной деятельности, доходы от внешнеэкономической деятельности, акцизы, пошлинные доходы, доходы от приватизации, ресурсные платежи, доходы от граждан и пр.
Развитие форм коммерческой деятельности, а также разработка и реализация программ приватизации привели к новым источникам доходов бюджета: доходы от оказания брокерских и других посреднических услуг, доходы от банковской и страховой деятельности, доходы от приватизации.
По порядку и условию зачисления доходов в бюджет их можно классифицировать на закрепленные и регулируемые доходы.
Закрепленные доходы – поступают полностью в соответствующие бюджеты (например, региональный налог – налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду; местные налоги – налог на имущество физических лиц, плата землю и т.п.).
Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов, исходя из размеров процентных отчислений от налогов или других источников по установленным нормативам на каждый год.
Доходам бюджета свойственна денежная форма и обезличенность по плательщикам; происходит принудительное изъятие части ВВП в пользу государства.
Расходная часть бюджета подразделяется на: расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К расходам, включаемым в бюджет текущих расходов, относятся текущие расходы и расходы на капитальный ремонт, на охрану окружающей среды, на нужды образовательных учреждений, здравоохранение, органов государственной власти и управления. В бюджет развития включаются ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями, социально - экономическое развитие территорий, экологические программы и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Расходы бюджета носят транзитный характер, поскольку денежными средствами распоряжаются бюджетополучатели. Эти расходы, в основном, безвозвратны, хотя в отдельных случаях могут предоставляться бюджетные кредиты и ссуды.
3. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые и процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и другие моменты.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ:
• единство бюджетной системы;
• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
• самостоятельность бюджетов разных уровней;
• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, а также средств государственных внебюджетных фондов;
• сбалансированность бюджета;
• эффективность и экономность использования бюджетных средств;
• общее покрытие расходов бюджета;
• гласность;
• достоверность бюджета;
• адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Согласно Бюджетному кодексу РФ (1998 г.) принято трехуровневое устройство бюджетной системы РФ:
первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень – местные бюджеты.
4. Бюджеты, входящие в систему, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не входят в госбюджет, а местные бюджеты – в региональные. Только чисто виртуально их можно суммировать, и тогда они образуют так называемый консолидированный бюджет РФ.
Рис 5. Консолидированный бюджет РФ
В него входят: федеральный бюджет, 21 бюджет субъектов федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и бюджет Еврейской автономной области, около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, сельских).
Финансовые отношения центральной и региональных властей в России строятся на принципе бюджетного федерализма. Он означает финансовое самообеспечение административных единиц за счет соответствующих налогов, с тем, чтобы на местах стремились к развитию своего производства, торговли, кредитной сферы, услуг и т.п., поскольку именно эти структуры являются основными плательщиками налога на прибыль, а занятые на них физические лица – налога на их доходы.