Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:52, курс лекций
Сущность финансов и их функции, Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики, Финансовый контроль, Основные звенья финансовой системы, Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций, Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем и т.д.
Содержанием государственной финансовой политики является формирование федерального и территориальных бюджетов и внебюджетных фондов.
В зависимости от длительности периода и характера поставленных задач финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия рассчитывается на долгосрочную перспективу.
Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития экономики, т.е. она направлена на использование финансовых ресурсов, направленных на краткосрочные цели. Финансовая тактика предусматривает изменение финансовых связей, способов их организаций.
3. Финансовая политика осуществляется с помощью финансового механизма. В его структуру входят: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.
Финансовые методы – это планирование доходов и расходов бюджета, кредитование, самофинансирование, система налогообложения, инвестирование, трастовые операции, аренда, лизинг и т.п., они направлены на образование и использование денежных фондов.
Финансовые рычаги – это прибыль, амортизационные отчисления, финансовые санкции, цена, арендная плата, дивиденды, котировка валютных курсов, это налоговые и процентные ставки, доходность и курс ценных бумаг и т.п., т.е. конкретный прием при использовании финансового метода. Например, метод – планирование доходов госбюджета; рычаг, с помощью которого это можно осуществить, – установление конкретных налоговых ставок.
Правовое обеспечение включает законодательные акты, постановления, инструкции и т.п. документы органов управления, законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и письма министерств и ведомств, уставы юридических лиц.
Нормативное обеспечение - нормы, нормативы, инструкции, тарифные ставки, методические указания по их применению.
Информационное обеспечение – информация всех видов и родов; статистическая информация, обзорная; осведомленность о финансовом состоянии субъектов, о ценах, о курсах ценных бумаг, валют и т.п. Каналы: средства массовой информации, интернет, статистика, отчетность, бизнес-планы, бизнес-справки, эккаутинг, консалтинг и т.п.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная, валютная, социальная и таможенная политика.
Налоговая политика строится на том, что высокие налоги воспринимаются как запретительные в какой-либо области деятельности, а низкие – как разрешительные. В том же направлении действуют и процентные ставки по банковским кредитам, на которые государство тоже может воздействовать своей денежной политикой.
Бюджетная политика государства основывается на бюджетном кодексе и других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс.
Бюджетная политика государства определяется на очередной финансовый год в бюджетном послании Президента РФ.
Проделанная в последние годы работа: сокращение нерациональных затрат государства; достижение бездефицитного бюджета; отказ от эмиссионного финансирования; смягчение проблем государственного долга.
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Главной задачей этой политики является создание условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным группам населения и др.
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Т.е., таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.
Валютная политика – деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Сферой действия валютной политики является валютный рынок и рынок драгоценных металлов и камней.
Задачей текущей валютной политики является обеспечение нормального функционирования валютной системы, поддержание равновесия платежных балансов.
Государственную финансовую политику мы рассматриваем как часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны.
4. Процесс перераспределения финансовых ресурсов между субъектами финансовой системы и внутри них не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию системы управления.
Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления.
Существует две группы объектов управления: централизованные финансы и децентрализованные финансы.
Субъекты управления - это совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, т.е. финансовый аппарат. К нему относятся финансовые органы управления государства, организаций, учреждений и т.д. При управлении финансами субъекты управления используют различные специфические методы воздействия на финансы. Но существуют и единые методы управления финансами - функциональные методы управления. К ним относятся: планирование, оперативное управление, учет и контроль.
Планирование является одним из основных функциональных методов управления. В результате планирования хозяйствующий субъект (от предприятия до государственного уровня) всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов и направление наиболее эффективного их использования. При планировании необходимо использовать анализ на основе информации, источником которой являются бухгалтерский учет, статистика и т.д.
Оперативное управление - это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающийся финансовой ситуации. При этом предусматривается задача достижения максимального эффекта при минимальных затратах за счет перераспределения финансовых ресурсов, выбора наиболее рационального метода их использования. Основное содержание оперативного управления - маневрирование финансовыми ресурсами с целью устранения «узких» мест решения вновь возникших задач и т.д.
Метод контроля осуществляется в процессе планирования и на стадии оперативного управления. Метод контроля позволяет в ходе использования финансовых ресурсов сопоставить фактические результаты с плановыми; выявить резервы роста финансовых ресурсов; определить наиболее эффективные пути хозяйствования.
В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы; оно осуществляется высшими законодательными и исполнительными органами.
5. Существует стратегическое или общее управление финансами. Оно выражается в определении размеров финансовых ресурсов на перспективный период. Общее (стратегическое) управление финансами в соответствии с конституцией РФ возложено на высшие органы государственной власти: законодательные органы, федеральное собрание, президента и правительство. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат.
К функциям Министерства финансов относятся следующие: разработка и реализация стратегических направлений единой государственной политики; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях экономического развития РФ; осуществление мер по развитию финансового рынка; разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных инвестиций; осуществление финансового контроля за расходованием целевых бюджетных и внебюджетных средств; разработка ценовой политики и кодекса налогов и предложений по выпуску и размещению ценных бумаг.
Задачи Главного управления федерального казначейства: отвечает за кассовое исполнение бюджета; ведет анализ финансового состояния бюджета и на основании этого дает информацию в исполнительные и законодательные органы власти; следит совместно с Центральным банком России за ходом исполнения государственного долга и внешнего долга; при нарушении финансовой дисциплины имеет право приостановить платежи по счетам предприятий и организаций; имеет право проверки денежных документов на предприятиях; имеет право получать от банков сведения о состоянии счетов предприятий; имеет право принудительных экономических воздействий на предприятия в виде наложения штрафов равных процентов учетной ставки Центрального банка России.
6. Современная финансовая политика РФ последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального строя общества и основывается на свободе предпринимательства, нацелена на создание экономики смешанного типа, на адаптацию бюджета, налогов, банков, страховой системы к условиям рынка.
Цель эта достигнута, возврат к централизованной системе уже не возможен.
В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.
Изучая эту тему необходимо ознакомиться с ежегодным посланием Президента Федеральному Собранию, где определены основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.
Текущий момент для России характеризуется многими негативами, еще не преодоленными в финансовой сфере: высокие налоговые ставки и уход от налогов налогоплательщиков; огромные размеры государственного долга; неразвитость рынка ценных бумаг; отсутствие кредитов в производство со стороны банков; низкие доходы населения, тормозящие рост спроса на товарных рынках; долларизация платежей и сбережений; вывоз капитала из страны и т.п.
Соответственно, задачи государственной политики в области финансов состоят в преодолении названных негативов, использовании для этого всех возможных способов: от глобальных налоговых и бюджетных реформ до оперативной «настройки» мобильного блока элементов финансового механизма. При этом нельзя допустить потери тех результатов, которые уже принес переход России к рыночной экономике. Отсюда следует указать на некоторые недопущения определенных действий:
• нельзя рассматривать госбюджет как единый финансовый инструмент (есть еще кредит, фондовый рынок);
• нельзя пересматривать итоги приватизации, если нет явного криминального нарушения (нужно создать условия эффективной работы частного сектора);
• не пытаться силовыми методами вернуть вывезенный капитал в страну (он сам вернется, стоит только создать благоприятные условия);
• не создавать дополнительные государственные структуры на финансовом рынке, типа ГКО-ОФЗ;
• не вводить новые налоги, пошлины, акцизы;
• не решать проблемы отраслей без учета мнений бизнеса;
• не проводить налоговую амнистию, но активизировать реструктуризацию налоговой задолженности предприятиями и другими субъектами;
• не вливать бюджетные средства в оборотные средства кризисных предприятий, смелее идти на процедуру их банкротства; не создавать новые бюрократические структуры в экономике.
Наряду с государственной финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса.
7. Целями финансовой политики предприятия могут быть:
(а) выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;
(б) лидерство в борьбе с конкурентами;
(в) избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
(г) максимизация рыночной стоимость предприятия;
(д) устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;
(е) рост объемов производства и реализации;
(ж) максимизация прибыли;
(з) минимизация расходов;
(и) обеспечение рентабельной деятельности и т.д.
Для достижения поставленной цели используется соответствующий финансовый механизм (будет рассмотрен далее).
План
1. Финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства.