Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:52, курс лекций
Сущность финансов и их функции, Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики, Финансовый контроль, Основные звенья финансовой системы, Основы функционирования финансов коммерческих и некоммерческих организаций, Финансы государства в решении комплекса макроэкономических проблем и т.д.
Дисциплина «Финансы»
Тема 1
Сущность финансов и их функции
План
1. Понятие финансов, их роль в развитии рыночной экономики, как необходимого элемента общественного воспроизводства. Признаки финансов.
2. Финансовые ресурсы – материальные носители финансовых отношений. Источники их формирования и использования.
3. Финансы – связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Функции финансов.
1. Финансы – экономические отношения, осуществляемые посредством реального движения денег, наличных и безналичных.
Основой экономики как государства в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта, являются производственные отношения. Часть производственных отношений проявляется через денежный оборот.
В условиях рыночной экономики финансы отражают денежный поток, под которым понимается непрерывно происходящий во времени оборот денег. В отличие от денег денежные фонды – это обособившаяся часть денежных средств, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.
Финансы представляют собой денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами (государством, регионами, хозяйственными единицами, населением) при формировании и использовании ими денежных фондов для выполнения своих функций.
Финансы становятся возможными в условиях развитого товарного производства и зрелой денежной системы, поскольку опираются на известные функции денег и инфраструктуру рынка.
Финансы не могут существовать без денег. Но если наличие денег – обязательное условие функционирования финансов, то причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах. Без финансов невозможно удовлетворить потребности ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления. Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления. Финансовые отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само «есть продукт общества на определенной ступени общественного развития». Именно общественные условия, а не деятельность государства, служат основой существования финансов.
Предпосылки возникновения финансов:
В центральной Европе в результате первых буржуазных революций, сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение монарха от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Основные группы расходной части бюджета практически не изменились в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды (в России последнее направление возникло в конце XIX в.). Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора.
Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались, главным образом, за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.
Исторические этапы развития и формирования финансов:
Финансы вместе с тем и историческая категория, т.к. они имеют стадии возникновения, развития, т.е. изменяются во времени.
Можно выделить два основных этапа развития финансов:
Неразвитая форма финансов, которой был присущ непроизводственный характер, т.е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и не оказывала воздействия на экономику. Этому этапу свойственна узость финансовой системы, т.к. она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
Развитая форма финансов. В настоящее время повсеместно, независимо от политического и экономического устройства того или иного государства, финансы вступили в новый этап своего развития – второй. Это обусловлено многозвенностью финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этом этапе финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов необходимых всему обществу для достижения стратегических целей – обеспечения благосостояния всего общества, социального мира и экономического роста.
Финансы – неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену – предприятиям и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.
Финансы, выражая существующие в обществе производственные отношения, как экономическая категория характеризуются следующими признаками:
денежный характер финансовых отношений, т.е. деньги, являются обязательным условием существования финансов;
распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений;
финансы участвуют в формировании денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
2. Финансовые ресурсы - это материальные носители финансовых отношений.
Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.
Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода страны в целом.
Источниками финансовых ресурсов выступают:
на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;
на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к зарплате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия; потребительский кредит.
на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.
3. Финансовые ресурсы – это материальные носители финансовых отношений
Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а экономические отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования финансовых ресурсов, исследует закономерности развития финансовых отношений.
Финансы любого субъекта охватывают его денежные отношения со всеми другими участниками экономического процесса. Вступая в подобные отношения, экономические субъекты, по сути дела, распределяют между собой стоимость ВНП (внутренний национальный продукт), а также часть национального богатства (землю, недра, капитальные сооружения). В этом смысле финансы имеют первостепенное значение в рыночной экономике: сначала присваиваются деньги, а через них – материальные и нематериальные блага, а затем распределяются. Финансы – связующее звено между созданием и использованием национального дохода.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен.
Финансы выполняют распределительную и контрольную функции, т.е. финансы обслуживают этапы распределения и перераспределения совокупного общественного продукта.
1. Функция Распределения национального дохода заключается в создании основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на две группы:
зарплата работников, занятых в сфере материального производства;
доходы предприятий сферы материального производства.
Распределительная функция финансов позволяет:
1. Создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;
2. Осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
3. Создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления граждан.
Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производственных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения.
2. Функция финансов – контрольная. Финансы – это непрерывное движение входящих и исходящих денежных потоков по отношению к конкретному субъекту. Эти потоки поддаются строгому количественному учету. Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую, статистическую или оперативную отчетность, ведущуюся по утвержденной государством методике.
Подчеркнем, что распределительная и контрольная функции финансов действуют одновременно, это две стороны одного процесса, поэтому финансы являются своеобразным зеркалом экономики и социальной сферы.
Распределительная функция финансов связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым регулировать воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов – регулирующей.
В целях регулирования экономики в целом и социальных отношений используются финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
На уровне хозяйствующего субъекта регулирующая функция финансов проявляется путем воздействия государства через финансовые рычаги (налоги, тарифы, кредиты и т.д.) на предприятие в целях побуждения развития предприятия в нужном направлении для государства.
Тема 2
Финансовая политика государства – эффективный инструмент регулирования экономики
План
1. Финансовая политика – средство решения социально-экономических задач общества. Финансы как рычаг воздействия на экономику
2. Задачи финансовой политики.
3. Финансовый механизм, его структура. Важнейшие составляющие финансовой политики государства.
4. Объекты и субъекты управления. Методы управления финансами
5. Стратегическое (общее) управление финансами. Финансовый аппарат, осуществляющий оперативное управление финансами, его функции и задачи.
6. Актуальные задачи государственной финансовой политики в РФ.
7. Финансовая политика предприятия.
1. Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.
Она включает механизм реализации: выработку научно-обоснованных концепций развития финансов, определение основных направлений использования финансовых ресурсов и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. Это определение конкретных форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами, отраслями экономики и регионами страны; финансовое законодательство и финансовый аппарат, призванные реализовывать финансовую политику в конкретный период времени.
Финансовая политика - составная часть экономической политики государства и, поскольку связана с деятельностью государства, является категорией надстройки, хотя имеет решающее значение для общественного производства. В ней конкретизируется главное направление развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Ее проводит государство, опираясь на правовые нормы, и на такие экономические инструменты, как налоги или налоговые льготы, процентные ставки, а также на госбюджет как источник государственных инвестиций. Директивные методы регулирования в рыночной экономике неприемлемы.
2. Главной целью государственной финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.