Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Рис. 2.5. Финансирование прикладных и фундаментальных исследований
Эффективность проведенных университетами научных исследований определяется объемами выполненных ими хоздоговорных работ по заказу промышленности и бизнеса.
Относительно поступления
Стоит отметить, что соотношение между финансированием за счет всех источников фундаментальных, прикладных исследований и научно-технических разработок постепенно выравнивается и приближается к оптимальному, апробированному мировой практикой - 15:25:60. Учитывая реалии нашей страны, где удельный вес госбюджета в финансировании науки традиционно довольно значителен, оптимальное распределение бюджетного финансирования по видам (этапами) научного процесса (рис. 2.6) определяется соотношением 35:30:35. То есть, 35% бюджетного финансирования должны направляться на фундаментальные исследования, остальные 65% - на прикладные исследования и разработки. Так, в 2012 году для университетов МОНмолодьспорта это соотношение составляло 45:65 (по Украине в целом - 56:44), что соответствует общемировым тенденциям финансирования университетской науки в Украине (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Финансирование научного процесса
Рис. 2.7. Процент финансирования по направлениям
По совершенствованию
Актуальной остается проблема повышения эффективности фундаментальных исследований, которые являются базисом для дальнейшего развития прикладных исследований в университетах и, соответственно, внедрение конкурентоспособных разработок в реальный сектор экономики[15].
В течении 2012 года внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, что позволило усовершенствовать систему проведения научных исследований и разработок в высших учебных заведениях и научных учреждениях не только МОНмолодьспорта, но и научных учреждениях Национальной академии наук Украины и национальных отраслевых академий Украины, в частности, это касается формирования государственного заказа на выполнение фундаментальных и прикладных исследований, научных и научно-технических разработок, анализа их результативности и внедрение научных результатов в различные сферы экономики и общества; целого ряда мероприятий по поддержке молодых ученых на государственном уровне и т.д. (рис. 2.7).
Основные научные направления и наиболее важные проблемы фундаментальных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук на 2009-2013 годы утверждены совместным приказом Министерства образования и науки Украины и Национальной академии наук от 26.11.2009 № 1066/609, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 19 мая 2010 года за № 337/17632.
Относительно количества научно-исследовательских работ в 2012 году.
По итогам 2012 года в высших учебных заведениях и научных учреждениях выполнялось 918 научно-исследовательских работ из фундаментальных исследований, объем бюджетного финансирования которых составил 253,7 млн. гривен, и 1692 прикладных исследований и разработок, объем финансирования которых составил 160,6 млн. гривен.
Относительно комплексных межвузовских научных проектов.
С целью эффективного использования
бюджетных средств, предотвращения
дублирования тематики научных исследований
и разработок, получения весомых
современных научных
По результатам конкурсного отбора научных проектов, проведенного МОНмолодьспортом в 2012 году, в тематические планы научно-исследовательских работ высших учебных заведений и научных учреждений МОНмолодьспорту на 2013 год вошли лучшие проекты фундаментальных исследований и прикладных исследований и разработок, которые будут выполняться за средства государственного бюджета[60].
Относительно Государственной программы «Наука в университетах».
Государственная целевая научно-техническая и социальная программа «Наука в университетах» на 2008-2017 годы утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 19 сентября 2007 года № 1155 с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 № 1196.
Для обеспечения выполнения программы МОНмолодьспорта, в ведущих университетах, в частности:
Такие центры должны стать центрами
науки и образования и
На выполнение задач и мероприятий Программы «Наука в университетах» в 2012 году расходы из государственного бюджета составили 7 474,0 тыс. гривен.
Это позволило отдельным научно-
Объем бюджетных назначений, предусмотренных
Министерству в Государственном
бюджете Украины, не удовлетворяет
потребности в финансировании научной
и научно-технической
В свою очередь, Министерство, при
формировании бюджетных запросов, неоднократно
предоставляло предложения по увеличению
объема расходов на финансирование научной,
научно-технической
Если в течении предыдущих двух лет предложения по дополнительному объему финансирования были учтены частично, то в 2013 году утвержденный объем расходов уменьшен от доведенного предельного объема расходов при формировании бюджетного запроса на 61811,9 тыс. грн., Что составляет 16% и в свою очередь меньше объема расходов в 2012 году на 40906,3 тыс. грн., что составляет 11%.
Объемы бюджетных назначений на 2013 год не позволяют реализовать важные мероприятия по эффективному вложению бюджетных средств в выполнение научных, научно-технических (экспериментальных) работ университетов, получить важные научные результаты для обеспечения потребностей модернизации и технологического развития реального сектора экономики.
Мероприятия Министерства по повышению
эффективности системы
В течение трех последних лет
Министерство осуществило ряд мер
с целью обеспечения
1. Формирование тематики научных
исследований и разработок
2. Выполнение фундаментальных и
прикладных научно-
30:70 - для технических,
60:40 - для классических, педагогических, экономических, юридических и художественных университетов.
3. В 2012 году Министерством введено
выполнение комплексных
4. Основным требованием
РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В УКРАИНЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки
Анализируя стратегические ориентиры социально-экономического развития Украины и перспективные возможности их реализации, напрашивается вывод: наука и образование должны стать важнейшими приоритетами нашей страны. Это объясняется, прежде всего, относительной ограниченностью природных ресурсов (исключая ресурс плодородной земли) и таким образом невозможностью наращивать экономический потенциал, обеспечивать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг и улучшать благосостояние граждан, используя естественные вещественные факторы производства. Поэтому, как считают отечественные ученые, для Украины формирование экономики знаний является «палочкой-выручалочкой» в ее становлении как европейского государства [1, с.5].
Вместе с тем, для успешного
прорыва в формировании экономики
знаний в нашей стране все еще
отсутствуют необходимые
Украине необходима обоснованная стратегия развития науки и образования, которая бы не только очерчивала социально-экономические ориентиры, но предлагала конкретные механизмы формирования экономики знаний в стране. Это важнейшая проблема научного поиска.
Проблема стабильного и
Для сферы образования характерен
своеобразный финансовый механизм. Под
ним подразумевается