Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Виталик.docx

— 822.13 Кб (Скачать)

Рис. 2.5. Финансирование прикладных и фундаментальных исследований

Эффективность проведенных университетами научных исследований определяется объемами выполненных ими хоздоговорных  работ по заказу промышленности и  бизнеса.

Относительно поступления средств в специальный фонд за предоставление высшими учебными заведениями и научными учреждениями научных и научно-технических услуг предприятиям и организациям следует отметить, что кризисные 2009-2010 годы повлекли некоторое снижение объемов относительно предыдущих лет (рис. 2.5). Так, если в течении 2003-2008 годов объемы специального фонда постоянно росли, то в 2009 году и первой половине 2010 года имело место снижение поступлений на уровне примерно 8%. Во втором полугодии 2010 года количество договорных работ начала расти, что позволило МОНмолодьспорту в 2011 году выйти на объем договорных работ на уровне 216,4 млн. гривен, а в 2012 году - 265,0 млн. гривен. Таким образом, в 2012 году высшими учебными заведениями и научными учреждениями МОНмолодьспорта было заработано средств на 22,5 процентов больше, чем в 2011 году, и почти на 134 процента больше, чем в 2010 году.

Стоит отметить, что соотношение  между финансированием за счет всех источников фундаментальных, прикладных исследований и научно-технических  разработок постепенно выравнивается  и приближается к оптимальному, апробированному мировой практикой - 15:25:60. Учитывая реалии нашей страны, где удельный вес госбюджета в финансировании науки традиционно довольно значителен, оптимальное распределение бюджетного финансирования по видам (этапами) научного процесса (рис. 2.6) определяется соотношением 35:30:35. То есть, 35% бюджетного финансирования должны направляться на фундаментальные исследования, остальные 65% - на прикладные исследования и разработки. Так, в 2012 году для университетов МОНмолодьспорта это соотношение составляло 45:65 (по Украине в целом - 56:44), что соответствует общемировым тенденциям финансирования университетской науки в Украине (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Финансирование научного процесса

Рис. 2.7. Процент финансирования по направлениям

По совершенствованию нормативно-правовой базы.

Актуальной остается проблема повышения  эффективности фундаментальных  исследований, которые являются базисом  для дальнейшего развития прикладных исследований в университетах и, соответственно, внедрение конкурентоспособных  разработок в реальный сектор экономики[15].

В течении 2012 года внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, что позволило усовершенствовать систему проведения научных исследований и разработок в высших учебных заведениях и научных учреждениях не только МОНмолодьспорта, но и научных учреждениях Национальной академии наук Украины и национальных отраслевых академий Украины, в частности, это касается формирования государственного заказа на выполнение фундаментальных и прикладных исследований, научных и научно-технических разработок, анализа их результативности и внедрение научных результатов в различные сферы экономики и общества; целого ряда мероприятий по поддержке молодых ученых на государственном уровне и т.д. (рис. 2.7).

Основные научные направления  и наиболее важные проблемы фундаментальных  исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук на 2009-2013 годы утверждены совместным приказом Министерства образования и науки  Украины и Национальной академии наук от 26.11.2009 № 1066/609, зарегистрированного  в Министерстве юстиции Украины 19 мая 2010 года за № 337/17632.

Относительно количества научно-исследовательских  работ в 2012 году.

По итогам 2012 года в высших учебных  заведениях и научных учреждениях  выполнялось 918 научно-исследовательских  работ из фундаментальных исследований, объем бюджетного финансирования которых составил 253,7 млн. гривен, и 1692 прикладных исследований и разработок, объем финансирования которых составил 160,6 млн. гривен.

Относительно комплексных межвузовских научных проектов.

С целью эффективного использования  бюджетных средств, предотвращения дублирования тематики научных исследований и разработок, получения весомых  современных научных результатов  мирового уровня МОНмолодьспортом осуществлен ряд мероприятий по совершенствованию научной и научно-технической деятельности. В частности, в 2012 году высшими учебными заведениями были сформированы комплексные межвузовские научные проекты, за счет чего, для достижения поставленной в проектах цели, появилась возможность объединять усилия ведущих научных школ и их материальные ресурсы.

По результатам конкурсного  отбора научных проектов, проведенного МОНмолодьспортом в 2012 году, в тематические планы научно-исследовательских работ высших учебных заведений и научных учреждений МОНмолодьспорту на 2013 год вошли лучшие проекты фундаментальных исследований и прикладных исследований и разработок, которые будут выполняться за средства государственного бюджета[60].

Относительно Государственной  программы «Наука в университетах».

Государственная целевая научно-техническая  и социальная программа «Наука в  университетах» на 2008-2017 годы утверждена постановлением Кабинета Министров  Украины от 19 сентября 2007 года № 1155 с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 № 1196.

Для обеспечения выполнения программы  МОНмолодьспорта, в ведущих университетах, в частности:

  • Киевском национальном университете имени Тараса Шевченка,
  • Харьковском национальном университете имени В. Н. Каразина,
  • Львовском национальном университете имени Ивана Франка,
  • Национальном техническом университете Украины «Киевский политехнический институт»,
  • Одесском национальном университете имени И. И. Мечникова,
  • Национальном авиационном университете,
  • Севастопольском национальном техническом университете,
  • Полтавском национальном техническом университете имени Юрия Кондратюка,
  • Мелитопольском государственном педагогическом университете имени Богдана Хмельницкого,
  • Харьковском государственном университете питания и торговли и других создано 26 научно-учебных центров (в 2010 году - 19; в 2011 году - 3; в 2012 году - 4).

Такие центры должны стать центрами науки и образования и объединять потенциал существующих известных  научных школ, одаренной студенческой молодежи, новейшие формы обучения, научной работы и инновационной деятельности. Созданные научно-учебные центры предполагается оснастить современным научным оборудованием.

На выполнение задач и мероприятий  Программы «Наука в университетах» в 2012 году расходы из государственного бюджета составили 7 474,0 тыс. гривен.

Это позволило отдельным научно-учебным  центрам высших учебных заведений, в том числе и исследовательских, завершить выполнение начатых в 2011 году научных проектов, получить запланированные научные результаты и частично обновить материально-техническую  базу новейшим наукоемким оборудованием, способствовать образованию центров  коллективного пользования таким наукоемким оборудованием.

Объем бюджетных назначений, предусмотренных  Министерству в Государственном  бюджете Украины, не удовлетворяет  потребности в финансировании научной  и научно-технической деятельности в системе высшего образования.

В свою очередь, Министерство, при  формировании бюджетных запросов, неоднократно предоставляло предложения по увеличению объема расходов на финансирование научной, научно-технической деятельности, фундаментальных  исследований и прикладных исследований и разработок в высших учебных  заведениях III-IV уровней аккредитации и научных учреждений; научно-технических разработок по Государственной целевой программе; выполнения обязательств Украины в сфере международного научно-технического сотрудничества; финансовая поддержка инфраструктуры научной деятельности и научных объектов, составляющих национальное достояние; выплата государственных премий, стипендий и грантов в области образования, науки и техники.

Если в течении предыдущих двух лет предложения по дополнительному объему финансирования были учтены частично, то в 2013 году утвержденный объем расходов уменьшен от доведенного предельного объема расходов при формировании бюджетного запроса на 61811,9 тыс. грн., Что составляет 16% и в свою очередь меньше объема расходов в 2012 году на 40906,3 тыс. грн., что составляет 11%.

Объемы бюджетных назначений на 2013 год не позволяют реализовать  важные мероприятия по эффективному вложению бюджетных средств в выполнение научных, научно-технических (экспериментальных) работ университетов, получить важные научные результаты для обеспечения потребностей модернизации и технологического развития реального сектора экономики.

Мероприятия Министерства по повышению  эффективности системы государственного управления научной сферой[50, с.13-17].

В течение трех последних лет  Министерство осуществило ряд мер  с целью обеспечения эффективного вложения бюджетных средств в выполнение научно-исследовательских работ высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации и научных учреждений, относящихся к сфере управления Министерства:

1. Формирование тематики научных  исследований и разработок университетской  науки осуществляется с учетом  профиля высших учебных заведений,  что позволяет объединять усилия  ученых университетов по соответствующим  направлениям, получать весомые  научные результаты, внедрять их  в учебный процесс, производство, социальную сферу и обеспечивать  подготовку высококвалифицированных  специалистов, развитие всех отраслей  экономики.

2. Выполнение фундаментальных и  прикладных научно-исследовательских  работ, финансирование которых  осуществляется за счет средств  государственного бюджета, обеспечивается с учетом мировой практики относительно соотношения фундаментальных исследований и прикладных исследований и разработок, а именно:

30:70 - для технических, технологических  и политехнических университетов;

60:40 - для классических, педагогических, экономических, юридических и  художественных университетов.

3. В 2012 году Министерством введено  выполнение комплексных межвузовских  проектов, позволяющих объединять  усилия ведущих научных школ, человеческие и материально-технические  ресурсы университетов для достижения  поставленных целей и задач,  получения важных научных результатов,  направленных на решение важных  фундаментальных проблем в различных  областях науки и экономики,  получения высокого экономического  эффекта.

4. Основным требованием выполнения  научно-исследовательских работ  является практическое применение  полученных научных результатов  и их коммерциализация с целью  обеспечения поступлений в специальный  фонд государственного бюджета и направляются на обновление материально-технической базы университетов, выполнение научных исследований и разработок. В частности, эффективность использования бюджетных средств (на одну гривну общего фонда государственного бюджета) в 2011 году составила 0,57. Средства специального фонда государственного бюджета могут направляться на обновление материально-технической базы университетов, выполнение научных исследований и разработок.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В УКРАИНЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1. Формирование  финансового механизма системы  образования и науки

 

Анализируя стратегические ориентиры социально-экономического развития Украины и перспективные возможности их реализации, напрашивается вывод: наука и образование должны стать важнейшими приоритетами нашей страны. Это объясняется, прежде всего, относительной ограниченностью природных ресурсов (исключая ресурс плодородной земли) и таким образом невозможностью наращивать экономический потенциал, обеспечивать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг и улучшать благосостояние граждан, используя естественные вещественные факторы производства. Поэтому, как считают отечественные ученые, для Украины формирование экономики знаний является «палочкой-выручалочкой» в ее становлении как европейского государства [1, с.5].

Вместе с тем, для успешного  прорыва в формировании экономики  знаний в нашей стране все еще  отсутствуют необходимые условия  и механизмы, что обусловливает  актуальность темы исследования.

Украине необходима обоснованная стратегия  развития науки и образования, которая  бы не только очерчивала социально-экономические  ориентиры, но предлагала конкретные механизмы  формирования экономики знаний в  стране. Это важнейшая проблема научного поиска.

 Проблема стабильного и обоснованного  финансирования учебных заведений  в наши дни является одной  из самых острых проблем функционирования  системы образования. Как подчеркивается  в российских законах об образовании,  основой государственных гарантий  получения гражданами страны  полного общего и профессионального  образования в пределах государственных образовательных стандартов выступает государственное и муниципальное финансирование образования [47, с. 136].

Для сферы образования характерен своеобразный финансовый механизм. Под  ним подразумевается совокупность условий, форм и методов создания, распределения и использования  финансовых средств учреждениями и  органами просвещения в целях  обеспечения благоприятного положения  для развития системы образования. Специфика этого механизма связана  с особенностями формирования и  использования фондов денежных средств  в образовательной сфере, в каждом ее звене и в различных учебных  заведениях. В отличие от коммерческих предприятий и организаций  образовательные учреждения, как правило, являются бюджетными организациями.

Информация о работе Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования