Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Однако осуществляемые меры ожидаемого
эффекта не дали. Остается большой
налоговое давление на каждого работающего,
подавляющее стимулы к
Одним из важных направлений устранения
имеющихся недостатков в
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение
Любой бюджет – это определенным
образом упорядоченный
Сегодня, в условиях трансформации экономики Украины, Государственный бюджет сохраняет свою важную роль: именно через него происходит централизация средств и перераспределяется около 30% валового внутреннего продукта (ВВП) и отражается экономическая и социальная политика стран.
Государственный бюджет можно рассматривать в несколько аспектах, представленных на рисунке 1.4:
Рис. 1.4. Аспекты определения бюджета
Государственный бюджет характеризуется определенными денежными отношениями, возникающими между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой.
По материальному содержанию бюджет - это централизованный фонд денежных ресурсов государства, находящихся в постоянном движении, и состоят из входных и выходных бюджетных потоков. Через Государственный бюджет осуществляется централизация средств в соответствии с действующим законодательством, что позволяет воплощать в жизнь намеченные государством меры и проводить единую экономическую и социальную политику на всей территории страны.
Бюджет, как материальная база существования государства, как общегосударственный денежный фонд характеризуется: во-первых, значительными размерами, во-вторых, маневренностью, в-третьих, наличием резервных фондов
Размер объема бюджета зависит от многих факторов, основными из которых являются:
- уровень развития и
- методы хозяйствования;
- масштабы и направленность бюджетных программ, реализуемых через бюджет;
- направления действующей
- взаимоувязкой действий всех звеньев бюджетной системы
По своей форме бюджет - это основной финансовый план, баланс доходов и расходов государства. По характеру - это документ, который утверждается ежегодно и имеет силу закона, с помощью которого достигается взаимосогласованность системы всех финансовых балансов страны и формирования сводного финансового баланса государства.
Сводный финансовый баланс государства - это система финансовых планов, характеризующих финансовые ресурсы всех секторов экономики независимо от форм собственности, обязательные и добровольные платежи населения; долгосрочные кредиты банков; доходы от внешнеэкономической деятельности.
Сводный бюджет Украины - это документ, который не утверждается, а используется для статистического обобщения плановых и фактических объемов ресурсов, перераспределяются через бюджет
По организационной структуре бюджет - это центральное звено финансовой системы государства, которая тесно связана со всеми другими звеньями. Именно бюджет, как основной денежный фонд государства, влияет на денежный размер и пропорции каждого звена финансовой системы. Через бюджет осуществляется распределение и перераспределение денежных ресурсов:
- между секторами экономики;
- между регионами;
- между производственной и
- между отдельными слоями
Как финансовый план Государственный бюджет имеет две структурные составляющие части, а именно: доходы и расходы (рис 1.5, см. прил. А).
Рис. 1.5. Структура Государственного бюджета Украины
Государственный бюджет Украины, начиная с 2000 года, состоит из общего и специального фондов. Средства общего фонда имеют общий, т.е. нецелевой характер и используются по направлениям и определяются законодательством в текущем году. Источники поступления и направления расходов из специального фонда определены заранее и осуществляются в пределах поступлений. Целесообразность такого распределения бюджета на два фонда должна обосновываться в основных направлениях бюджетной политики и определяться ежегодно законом о Государственном бюджете Украины.
В зависимости от соотношения между доходами и расходами Государственный бюджет может быть:
- сбалансированным, когда расходы равны доходам, к чему, согласно Конституции Украины, и должна стремиться государство;
- дефицитным, т.е. с отрицательным сальдо, когда расходы превышают доходы;
- профицитным, т.е. с положительным сальдо, которое наблюдается в случае превышения доходов над расходами
Сущность бюджета реализуется через его функции. В экономической литературе нет единого мнения относительно количества функций бюджета. Такие экономисты, как Ю.В. Пасичник, С.И. Юрий склоняются к существованию двух четко структурированных функций - распределительной и контрольной. И.О. Петровська и Д.В. Клиновий указывают на три функции бюджета: аккумулятивной, распределительной и контрольной. В других литературных источниках встречаются указания на четыре функции, которые выполняет бюджет: распределительную, регулирующую, контрольную, хозяйственно-социальную.
Действительно, наиболее структурированные две функции - распределительная и контрольная, но нельзя не отметить регулирующую и стимулирующую роль бюджета и обойти вопрос финансового обеспечения социальной политики за счет средств бюджета. Основные функции бюджета представлены на рисунке 1.6. Содержание функций и характер их реализации зависит от уровня развития экономических процессов в стране.
Через распределительную функцию
осуществляется процесс аккумуляции
средств государства и
Рис. 1.6. Функции бюджета
Государственный бюджет используется и как инструмент регулирования и стимулирования экономики со стороны государства. Особенно важна роль этой функции в условиях нестабильной экономики, когда государство вынуждено вмешиваться в производственные и социальные процессы.
Важное значение, особенно в странах с рыночной экономикой, относятся социальные функции бюджета. В последние годы в Украине наблюдается укрепление бюджета не только как основного рычага эффективного развития экономики, но и стремление к решению в первую очередь социальных проблем общества за счет средств бюджета. Об этом свидетельствует прежде всего объем расходов, направленных на реализацию государственной программы «Социальная защита и социальное обеспечение в Украине», увеличился соответственно Закону Украины "О Государственном бюджете на 2012 год" по сравнению с 2011 годом.
Сущность контрольной функции
заключается в содействии своевременному
и полному поступлению средств
в бюджет, их оптимальному распределению,
перераспределению и
Таким образом, Государственный бюджет (табл. 1.1):
1) концентрирует основные
2) основной источник развития экономики и социальной сферы страны;
3) материальная база для
4) инструмент перераспределения
вновь созданной стоимости
5) инструмент финансового
Таблица 1.1
Государственный бюджет Украины с 2008 по 2012 годы (в млн. грн.)
|
Доходы |
Расходы |
Кредитование |
Сальдо |
% ВВП | |||
% ВВП |
% ВВП |
% ВВП |
(дефицит бюджета) | |||||
2008 |
231686,3 |
24.44% |
241454,5 |
25.47% |
2732,5 |
0.29% |
-12500,7 |
-1.32% |
2009 |
209700,3 |
22.96% |
242437,2 |
26.54% |
2780,3 |
0.30% |
-35517,2 |
-3.89% |
2010 |
240615,2 |
22.23% |
303588,7 |
28.04% |
1292,0 |
0.12% |
-64265,5 |
-5.94% |
2011 |
314616,9 |
23.90% |
333459,5 |
25.33% |
4715,0 |
0.36% |
-23557,6 |
-1.79% |
2012 |
346025,5 |
24.56% |
395661,8 |
28.08% |
3751,1 |
0.27% |
-53387,4 |
-3.79% |
Источник: http://index.minfin.com.ua/
Сегодня, согласно действующих государственных нормативов, минимальная заработная плата в Украине должна составлять 3364,54 гривен в месяц. А минимальная пенсия - 2496,05 гривен в месяц. Это в 3,2 раза больше искаженного органами власти официального уровня.
Данные на 2013 год о формировании государственного бюджета можно подвергнуть следующей критике. Обещали нам пенсии по 500 и зарплаты по 1000 евро; как ни смешно, но мы бы сейчас имели уже половину из того - если бы наши чиновники не фальсифицировал формирования бюджета.
Основной финансовый документ страны - государственный бюджет Украины на 2013 год, как известно, был принят в спешке в последний день работы Верховной рады 6 созыва, когда Кабмин уже ушёл в отставку. На ознакомление с документом и внесение предложений и поправок у депутатов был всего один день. Отдельные депутаты ВР заявляли, что у них не было времени даже на то, чтобы хорошо ознакомиться с проектом бюджета. Очевидно, что в такой ситуации говорить о проработанности и сбалансированности основного финансового документа страны не приходится. Тем не менее принятый 6 декабря 2012 года закон был отправлен президенту Украины Виктору Януковичу и подписан им 17 декабря.
Рассмотрим основные показатели государственного бюджета Украины, их динамику и социально-экономический смысл.
Согласно статьям 1, 3, 47 Конституции Украины[27, с. 125-130], мы с вами живем в социальном государстве, в котором гарантируются социальные стандарты. А согласно статье 22, при внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
В условиях рыночной экономики и существующей кредитно-денежной системы постоянный рост цен обусловлено инфляцией и является объективным явлением. Поэтому государство вводит социальные гарантии, которые регулируются соответствующим законодательством. Поскольку рост цен нельзя спланировать, то бюджетный процесс должен происходить в «ручном режиме», путем постоянного и тщательного мониторинга текущих региональных цен и соответствующей корректировки сумм социальных гарантий.
По состоянию на 1 января 2013 установлен
следующий уровень
1. Прожиточный минимум в среднем на одного человека в месяц 1108 грн.
2. Минимальная заработная плата 1147 грн.
3. Почасовая минимальная