Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Следующим важным фактором, обусловливающим
активность проведения НИОКР в стране
и в большинстве своем влияющим
на частное финансирование, является
система перераспределения
Учитывая преимущественно
Такие схемы носят разнообразный
и часто очень сложный
Ради справедливости следует отметить, что развитие таких схем, которые фактически не регулировались Федеральной резервной системой, привело в 2000-2001 гг. к краху фондового рынка США. Это произошло вследствие значительной переоценки стоимости акций компаний сектора информационных технологий. Однако это сделало американский ІТ-сектор и самым мощным в мире всего за пять лет. Многие из этих фирм работают и сейчас.
Ничего подобного в Украине
не применяется. Отечественный фондовый
рынок характеризуется низким по
мировым меркам уровнем развития.
Институциональные инвесторы
1) способствовать развитию
2) законодательно урегулировать вопросы банковской секьюритизации активов;
3) заинтересовать население
Таким образом, следует признать, что американский опыт развития сферы НИОКР, особенно сектора информационных технологий, является самым передовым в мире. Если мы хотим ускорить темпы развития НИОКР в Украине, его нужно учитывать с поправкой на проявившие себя недостатки и украинские особенности.
Следующим фактором, существенно влияющим
на активность финансирования НИОКР, являются
взаимоотношения с зарубежными
инвесторами, которые можно разделить
на две группы: проведение совместных
международных научных
Первый вид больше присущ научным исследованиям, финансируемым за счет публичных средств стран, заинтересованных в его результатах. Преимущественно это фундаментальные и прикладные научные исследования, связанные с сотрудничеством двух или больше стран в разных отраслях науки. В качестве примера можно привести научное исследование по развитию трансграничного сотрудничества между Украиной и Польшей за средства Европейской Комиссии. Результаты такого исследования не были бы настолько весомыми без участия самих стран. Европейская Комиссия, в свою очередь, заинтересована в финансировании такого проекта, поскольку надеется на повышение прозрачности и формализацию сотрудничества между жителями приграничных территорий.
Второй вид международной
- более высоким уровнем развития условий осуществления НИОКР;
- более низкой стоимостью человеческого труда;
- лучшими условиями государственного регулирования (в частности, его финансовой составляющей);
- особенностями организационной структуры заказчика (размещением его научных подразделений в других странах).
Последний фактор в долгосрочном периоде будет зависеть от предыдущих. Так, если исходить из того, что фирма будет руководствоваться собственной выгодой, она должна будет перенести свои научные подразделения в ту страну, где НИОКР осуществлять выгоднее. Это также обусловливается тем, что транспортировка их результатов не будет стоить почти ничего благодаря современным коммуникационным и информационным технологиям. Такой вид международного научного сотрудничества носит преимущественно технологически-прикладной характер и финансируется за счет частных источников (ресурсов фирм). Широкое распространение он получил в странах Юго-Восточной Азии, где относительно недорогая рабочая сила, но уже существует известная научная база для проведения исследований и разработок.
В целом улучшению ситуации в сфере международной научной деятельности в Украине должна способствовать реализация ряда следующих мер:
1) разработка и принятие
2) урегулирование вопросов, связанных
с созданием научно-
3) обеспечение благоприятной
4) разработка системы содействия участию отечественных ученых в международных грантах;
5) создание предпосылок для
ВЫВОДЫ
Формирование экономики знаний является необходимым условием становления Украины как европейского государства. Без развития национальной системы образования и науки обеспечить конкурентоспособность страны во всех формах ее проявления нельзя.
Решая любую задачу оптимизации больших систем, к которым относится и реформирование систем образования Украины, необходимо:
- четко сформулировать цель оптимизации;
- указать ресурсы, которыми
- определить полезность, которая
может быть получена в
Главной целью оптимизации системы образования является максимальное удовлетворение требований народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
Ограничениями служат количество располагаемых ресурсов и требования народного хозяйства в различных отраслях экономики, науки, культуры, управления и интересов обучающихся.
Критерием оптимальности является
максимизация экономической эффективности
использования затраченных
Сложность постановки проблемы заключается в необходимости согласования противоречивых тенденций ее решения. Действительно, современные проблемы развития экономики требуют с одной стороны четкой формулировки общих государственных интересов, с другой - решение этой проблемы, в настоящее время, осложняется необходимостью удовлетворения условиям рыночной экономики.
Однако, при всех своих положительных чертах такая постановка решения проблемы имела существенный недостаток, вызванный большой инерцией многоступенчатой иерархической системы управления.
Общая система образования
Таким образом, можно сказать, что реформация системы образования в Украине согласно европейским стандартам очень сложный и трудоемкий процесс, требующий проведения многочисленных мероприятий на всех этапах образовательного процесса от начальной школы и до докторантуры, включая принципы пожизненного образования.
В последние годы реформированию современного образования стало уделяться гораздо больше внимания, но этого, к сожалению, пока все равно недостаточно для выхода на хороший международный уровень.
Для совершенствования
Зарегистрированный в
В частности, финансирование системы образования, по сравнению с 2013 годом, будет увеличено на 12,7 млрд грн - до 92,1 млрд грн (в 2013 году - 79,4 млрд грн).
Эта сумма включает 20% надбавки к должностному окладу работников дошкольных, внешкольных, общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений, а также повышение студенческих стипендий.
По мнению первого заместителя председателя парламентского комитета по вопросам образования и науки Максима Луцкого, увеличение зарплат и стипендий является первоочередной задачей Министерства образования в 2013 году
"Минимальный учительский
Размер стипендий в 2013 году для учеников ПТУ составит 297 грн в месяц (сейчас - 276 грн), для студентов вузов I-II уровней аккредитации - 594 грн (сейчас - 553 грн), для студентов вузов III-IV уровней аккредитации - 787 грн (сейчас -732 грн).
"Финансирование
Премьер-министр Украины Николай Азаров, заявил о том, что в 2013 году среднегодовой размер должностного оклада работника I тарифного разряда ЕТС увеличится на четверть (на 25,5%).
В проекте госбюджета - 2013 Минфин определил предельный объем расходов НАНУ за счет общего фонда (без капитальных расходов) в проекте в сумме 2540,3 млн. грн., что составляет лишь 65,2% от бюджетного запроса.
Наука в Украине влачит жалкое существование. Причем ситуация ухудшается, несмотря на все лозунги власти о необходимости модернизации, инновационном развитии и т.п.
В 2011 г. на нее было выделено всего 0,7% ВВП в то время, как законодательство предусматривает 1,7%. Удельные расходы на научные исследования в расчете на одного научного работника в Украине почти втрое меньше, чем в России, в 34 раза – нежели в Южной Корее и более чем в 70 раз - чем в США.
Заложенное в проекте бюджета
- 2013 недостаточное финансирование
науки прямо противоречит программе
экономических реформ Президента Украины
на 2010 – 2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная
экономика, эффективное государство»,
где есть раздел «Развитие научно-технической
и инновационной сферы». В нем
зафиксирована необходимость «