Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Виталик.docx

— 822.13 Кб (Скачать)

Следующим важным фактором, обусловливающим  активность проведения НИОКР в стране и в большинстве своем влияющим на частное финансирование, является система перераспределения финансовых рисков от инвестиций в научные разработки. Инвестор рассчитывает получить в будущем  прибыль от выполнения НИОКР путем  перепродажи или коммерциализации их результатов на рынке. Понятно, что  при этом существует риск того, что  результаты не будут отвечать первоначальным требованиям или их не удастся  коммерциализировать из-за плохого расчета инвестора или изменения рыночных обстоятельств.

Учитывая преимущественно длительный срок осуществления НИОКР, это превращает их финансирование в высокорисковую сферу бизнеса. Осознавая это, а также вероятность получения высоких потенциальных прибылей от финансирования НИОКР, правительства развитых стран и представители финансового рынка создали действенную систему перераспределения финансовых рисков для такой формы финансирования. Ее суть заключается в том, что путем эмиссии собственных ценных бумаг (секьюритизации) инвестор, вкладывающий средства в НИОКР, распределяет собственные риски. Неформальным обеспечением по ценным бумагам является реализация научного проекта. Покупающие их субъекты рынка принимают на себя его часть, но при этом прогнозируют получить за это доход, превышающий рыночный (иногда в 2-3 раза по сравнению с доходом на казначейские обязательства правительства США).

Такие схемы носят разнообразный  и часто очень сложный характер. В качестве примера приведем относительно простую их форму. Американская фирма  по информационным технологиям занимается разработкой нового программного обеспечения (научно-технической работой). Ей нужны  деньги для пополнения оборотных  ресурсов и приобретения основных средств, для чего она осуществляет эмиссию  акций. До 2007 г. ситуация была обратной. Эти акции покупали венчурные и инвестиционные компании, которые, в свою очередь, часто через небольшой промежуток времени, когда акции росли в цене, перепродавали их банкам или другим инвесторам. Те осуществляли секьюритизацию активов, то есть выпускали под пул таких высоко рисковых акций свои долговые ценные бумаги, которые характеризовались уже более низким уровнем риска, но и более низкой доходностью. Банк получал вою маржу, а его ценные бумаги покупали инвесторы, менее склонные к риску. Следовательно, довольны были все, поскольку фирма получала финансовые ресурсы, инвестиционные фонды и венчурные компании - курсовой доход, банки - маржу, осторожные инвесторы - небольшой, но стабильный доход.

Ради справедливости следует отметить, что развитие таких схем, которые  фактически не регулировались Федеральной  резервной системой, привело в 2000-2001 гг. к краху фондового рынка США. Это произошло вследствие значительной переоценки стоимости акций компаний сектора информационных технологий. Однако это сделало американский ІТ-сектор и самым мощным в мире всего за пять лет. Многие из этих фирм работают и сейчас.

Ничего подобного в Украине  не применяется. Отечественный фондовый рынок характеризуется низким по мировым меркам уровнем развития. Институциональные инвесторы занимаются элементарной перепродажей активов  (акций и облигаций). Банки не осуществляют операций секьюритизации, а домохозяйства почти не инвестируют в ценные бумаги. Следовательно, чтобы активизировать поддержку частными инвесторами научной деятельности в этой сфере, нужно:

1) способствовать развитию организационной  структуры финансового рынка,  в частности венчурных компаний, фондовых бирж, инвестиционных фондов;

2) законодательно урегулировать  вопросы банковской секьюритизации активов;

3) заинтересовать население приобретать  ценные бумаги.

Таким образом, следует признать, что  американский опыт развития сферы НИОКР, особенно сектора информационных технологий, является самым передовым в мире. Если мы хотим ускорить темпы развития НИОКР в Украине, его нужно  учитывать с поправкой на проявившие себя недостатки и украинские особенности.

Следующим фактором, существенно влияющим на активность финансирования НИОКР, являются взаимоотношения с зарубежными  инвесторами, которые можно разделить  на две группы: проведение совместных международных научных исследований и аутсорсинг научной деятельности, то есть осуществление научных исследований за пределами страны размещения центрального офиса фирмы.

Первый вид больше присущ научным  исследованиям, финансируемым за счет публичных средств стран, заинтересованных в его результатах. Преимущественно это фундаментальные и прикладные научные исследования, связанные с сотрудничеством двух или больше стран в разных отраслях науки. В качестве примера можно привести научное исследование по развитию трансграничного сотрудничества между Украиной и Польшей за средства Европейской Комиссии. Результаты такого исследования не были бы настолько весомыми без участия самих стран. Европейская Комиссия, в свою очередь, заинтересована в финансировании такого проекта, поскольку надеется на повышение прозрачности и формализацию сотрудничества между жителями приграничных территорий.

Второй вид международной научной  деятельности предполагает наличие  заказчика из одной страны, а исполнителя - из другой. В данном случае инвестору  экономически выгоднее заказать исследование (научно-техническую разработку) исполнителю  из другой страны, так как оно  будет проведено эффективнее  или его стоимость будет ниже аналогичной работы, выполненной  научным учреждением в стране размещения инвестора. Это может  быть вызвано рядом факторов:

- более высоким уровнем развития условий осуществления НИОКР;

- более низкой стоимостью человеческого труда;

- лучшими условиями государственного регулирования (в частности, его финансовой составляющей);

- особенностями организационной структуры заказчика (размещением его научных подразделений в других странах).

Последний фактор в долгосрочном периоде  будет зависеть от предыдущих. Так, если исходить из того, что фирма будет руководствоваться собственной выгодой, она должна будет перенести свои научные подразделения в ту страну, где НИОКР осуществлять выгоднее. Это также обусловливается тем, что транспортировка их результатов не будет стоить почти ничего благодаря современным коммуникационным и информационным технологиям. Такой вид международного научного сотрудничества носит преимущественно технологически-прикладной характер и финансируется за счет частных источников (ресурсов фирм). Широкое распространение он получил в странах Юго-Восточной Азии, где относительно недорогая рабочая сила, но уже существует известная научная база для проведения исследований и разработок.

В целом улучшению ситуации в  сфере международной научной  деятельности в Украине должна способствовать реализация ряда следующих мер:

1) разработка и принятие государственной  программы развития международного  научного сотрудничества;

2) урегулирование вопросов, связанных  с созданием научно-интеллектуальных  комплексов при вузах и научных  учреждениях;

3) обеспечение благоприятной системы  государственного регулирования  международных научных исследований, особенно технологического характера,  по заказу иностранных фирм;

4) разработка системы содействия  участию отечественных ученых  в международных грантах;

5) создание предпосылок для интеграции  в мировое пространство отечественной  науки и образования путем  активизации научных исследований  в вузах, организации исследовательских  университетов, научная школа  которых будет известна заграницей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Формирование экономики знаний является необходимым условием становления  Украины как европейского государства. Без развития национальной системы образования и науки обеспечить конкурентоспособность страны во всех формах ее проявления нельзя.

Решая любую задачу оптимизации  больших систем, к которым относится  и реформирование систем образования  Украины, необходимо:

- четко сформулировать цель  оптимизации;

- указать ресурсы, которыми следует  оперировать в процессе оптимизации;

- определить полезность, которая  может быть получена в результате  внедрения этой задачи.

Главной целью оптимизации системы  образования является максимальное удовлетворение требований народного  хозяйства в квалифицированных  кадрах.

Ограничениями служат количество располагаемых  ресурсов и требования народного  хозяйства в различных отраслях экономики, науки, культуры, управления и интересов обучающихся.

Критерием оптимальности является максимизация экономической эффективности  использования затраченных ресурсов. Чтобы влиять на этот критерий, необходимо выделить управляющие параметры.

Сложность постановки проблемы заключается  в необходимости согласования противоречивых тенденций ее решения. Действительно, современные проблемы развития экономики  требуют с одной стороны четкой формулировки общих государственных  интересов, с другой - решение этой проблемы, в настоящее время, осложняется  необходимостью удовлетворения условиям рыночной экономики.

Однако, при всех своих положительных чертах такая постановка решения проблемы имела существенный недостаток, вызванный большой инерцией многоступенчатой иерархической системы управления.

Общая система образования формируется  государством, которое вкладывает значительные средства в ее развитие, параллельно  направляя деятельность частных  учебных заведений путем управления качеством подготовки специалистов в различных учебных заведениях, где роль государства в управлении сводится к сертификации их продукции - умений и знаний специалистов, а  в некоторых случаях и в  поощрении деятельности тех учебных  заведений, которые подготавливают специалистов новой техники.

Таким образом, можно сказать, что  реформация системы образования  в Украине согласно европейским  стандартам очень сложный и трудоемкий процесс, требующий проведения многочисленных мероприятий на всех этапах образовательного процесса от начальной школы и  до докторантуры, включая принципы пожизненного образования.

В последние годы реформированию современного образования стало уделяться  гораздо больше внимания, но этого, к сожалению, пока все равно недостаточно для выхода на хороший международный  уровень.

 Для совершенствования системы  финансового обеспечения украинской науки целесообразно усилить конкуренцию в сфере бюджетного финансирования НИОКР путем увеличения доли, распределяемой на конкурсных началах. Это позволит повысить эффективность использования выделенных государством средств и улучшит научные результаты; снизить налоговую нагрузку на выполнение НИОКР путем отмены НДС для исследований и работ, осуществляемых на хоздоговорных началах, что повысит заинтересованность в научной деятельности в Украине; содействовать созданию системы перераспределения рисков от проведения НИОКР путем законодательного урегулирования секьюритизации активов финансовых учреждений, вложенных в ценные бумаги научных и высокотехнологичных компаний; активизировать международное научное сотрудничество путем предоставления государственной поддержки и расширения информационно-консультативной деятельности.

Зарегистрированный в Верховной  Раде проект закона о госбюджете предусматривает  увеличение финансирования образования  по сравнению с 2013 годом.

В частности, финансирование системы  образования, по сравнению с 2013 годом, будет увеличено на 12,7 млрд грн - до 92,1 млрд грн (в 2013 году - 79,4 млрд грн).

Эта сумма включает 20% надбавки к  должностному окладу работников дошкольных, внешкольных, общеобразовательных, профессионально-технических  и высших учебных заведений, а  также повышение студенческих стипендий.

По мнению первого заместителя  председателя парламентского комитета по вопросам образования и науки  Максима Луцкого, увеличение зарплат  и стипендий является первоочередной задачей Министерства образования в 2013 году

"Минимальный учительский оклад  сегодня составляет 636 грн. На  эти деньги прожить невозможно, поэтому много кому приходится брать деньги в долг. Мы планируем разработать новую тарифную сетку, отталкиваясь от экономических реалий", - пояснил Луцкий.

Размер стипендий в 2013 году для  учеников ПТУ составит 297 грн в месяц (сейчас - 276 грн), для студентов вузов I-II уровней аккредитации - 594 грн (сейчас - 553 грн), для студентов вузов III-IV уровней аккредитации - 787 грн (сейчас -732 грн).

"Финансирование образовательной  отрасли в нашей стране увеличивалось  ежегодно, но при этом качество  образования становилось все  хуже и хуже", - отметил активист  студенческого профсоюза "Пряма  дя" Андрей Мовчан, посоветовав власти "активнее бороться с коррупцией и контролировать расходы чиновников".

Премьер-министр Украины Николай Азаров, заявил о том, что в 2013 году среднегодовой размер должностного оклада работника I тарифного разряда ЕТС увеличится на четверть (на 25,5%).

В проекте госбюджета - 2013 Минфин определил  предельный объем расходов НАНУ за счет общего фонда (без капитальных  расходов) в проекте в сумме 2540,3 млн. грн., что составляет лишь 65,2% от бюджетного запроса.

Наука в Украине влачит жалкое существование. Причем ситуация ухудшается, несмотря на все лозунги власти о необходимости  модернизации, инновационном развитии и т.п.

В 2011 г. на нее было выделено всего 0,7% ВВП в то время, как законодательство предусматривает 1,7%. Удельные расходы на научные исследования в расчете на одного научного работника в Украине почти втрое меньше, чем в России, в 34 раза – нежели в Южной Корее и более чем в 70 раз - чем в США.

Заложенное в проекте бюджета - 2013 недостаточное финансирование науки прямо противоречит программе  экономических реформ Президента Украины  на 2010 – 2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная  экономика, эффективное государство», где есть раздел «Развитие научно-технической  и инновационной сферы». В нем  зафиксирована необходимость «стабильно наращивать долю бюджетных средств, направляемых на финансирование фундаментальной  науки и прикладных научных и  технических разработок, обновление материально-технической базы науки».

Информация о работе Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования