Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Виталик.docx

— 822.13 Кб (Скачать)

Кч – количество часов педагогической нагрузки на неделю;

Нч – норма педагогической нагрузки учителя на неделю (1-4 классы – 20 часов, 5-11 классы – 18 часов);

Доплата за проверку тетрадей установлена  для учителей начальной школы  и старших классов по таким  предметам: язык тература, математика, иностранный язык[21, с. 124]. Сумма доплаты определяется по формуле:

От = (Нт х Кч) /Нч                            (2.3)

Где: От – оплата за проверку тетрадей по всем предметам;

Нт – норматив оплаты за проверку тетрадей по одному предмету.

Дополнительные доплаты установлены  за классное руководство, заведование  учебными кабинетами, опытными мастерскими  и участками, ведение внеклассной  физкультурной работы, заведование  библиотекой.

Расчет зарплаты учителей осуществляется в специальном документе  - тарификационном списке, в строках которого отображаются данные по каждому учителю. В графах показываются основные сведения и расчет зарплаты:

·        образование, № диплома;

·        квалификационная категория;

·        предмет;

·        учебная нагрузка на неделю в разрезе 3 групп классов (1-4, 5-9, 10-11);

·        сумма оплаты педагогической нагрузки и доплаты за проверку тетрадей по каждому классу;

·        дополнительные доплаты (по каждому виду).

В тарификационном списке итоги  подбиваются по строке (зарплата  каждого учителя) и графам (объем педагогической нагрузки, зарплата, доплаты и суммарная зарплата).

Фонд зарплаты обслуживающего персонала  планируется путем умножения  количества мест на ставку зарплаты. Количество рабочих мест определяется по установленным  нормативам (рис. 2.2). Например, количество уборщиц устанавливается по нормативам площади школы на 1 уборщицу.

Рис. 2.2. Начисление на зарплату включают отчисления

Система высшего образования в  Украине сейчас включает две группы учреждений:

·        І -ІІ уровней аккредитации – колледжи, техникумы, институты;

·        Ш-ІV уровни аккредитации – институты, университеты, академии.

Финансирование высшего образования  осуществляется за счет двух источников:

·          Бюджет;

·          Платное обучение.

Фонд заработной платы высших учебных  заведений содержит пять элементов[30]:

1.       Профессорско-преподавательский состав;

2.       Административно-управленческий состав;

3.       Учебно-вспомогательный  персонал;

4.       Обслуживающий персонал;

5.       Фонд почасовой оплаты преподавателей (совместители)

В Украине учреждения образования  лишены права не платить налоги на прибыль даже при условии направления  соответствующих средств на учебные  цели. Рынок труда свидетельствует об обратной зависимости между уровнем образования и его оплатой, в результате чего каждую неделю просторы Украины с целью материального обеспечения семьи покидает доктор наук, а Академия наук поредела более чем на 30 %. Следует решительно увеличить финансирование образования при одновременном обеспечении подотчетности и прозрачности использования средств, как это и предусматривает Доктрина. Не лишним также было бы снять ограничения с экономической деятельности не только вузов, но и школ, и особенно внешкольных учебных заведений [43, 45 с. 312].

Основной проблемой отечественного образования на сегодняшний день является отсутствие нормального финансирования.

Такое мнение выразил народный депутат Украины С. Килинкаров в комментарии корреспонденту ГолосUA [54, с.124].

Он подчеркнул, что о реформировании системы образования следует говорить тогда, когда государство начнет выделять хотя бы в половину больше, чем есть сегодня.

«И я ведь говорю не только о  финансировании какой-то технической  стороны или возможности для  студентов, учеников и т.д. Я говорю и о финансировании дополнительного образования для преподавателей и учителей», - отметил коммунист.

С. Килинкаров уточнил, что молодежь сегодня практически не поступает в педагогические вузы, считая эту профессию несовременной и малоприбыльной.

Как успешный пример финансирования образования С. Килинкаров привел Японию, где педагог — одна из самых престижны профессий.

Даже самый простой школьный учитель в Японии имеет возможность  посещать международные конференции, обмениваться опытом, изучать новые  подходы в преподавании. Плюс его  зарплата достаточно высока.

Все позитивное, что осталось в украинском образовании, держится на советских основах, поскольку за 20 с лишним лет ни одна власть не провела качественных изменений в системе образования.

У нас сегодня проблемы в том, что школы закрываются, в украинских селах нет качественного образования, а учиться в школах, где преподаватели, имеют возможность далеко не всё. Если бы сейчас государство вложило хотя бы маленькую часть финансов в подготовку молодых педагогов, можно было бы говорить о каком- то более серьезном реформировании.

В законе о государственном бюджете на 2012 год финансирование профильного Министерства образования и науки, молодежи и спорта заложено на уровне 26,9 млрд. грн.

Из обозначенных 26,9 млрд. грн. на финансирование государственной инспекции учебных  заведений выделено 2,9 млн. грн.; государственной  службы молодежи и спорта – 976,4 млн. грн. и государственного агентства  по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины – 287 млн. грн.

Представители Минобразования декларируют  рекордную сумму общего финансирования отрасли на 2012 год – 92,1 млрд. грн. или 6,2% ВВП. По данным ведомства, в 2011 году было заложено 79,4 млрд. грн. 92,1 млрд. грн. - это средства, которые учитывают расходы на финансирование сферы образования не только государственного, так и местных бюджетов.

Леся Оробец, народный депутат и член комитета по вопросам образования и науки, утверждает, что указанные 92,1 млрд. грн. вряд ли дойдут до учебных заведений, педагогов и их воспитанников[61].

Как свидетельствует практика, из местных бюджетов в лучшем случае финансируются, так называемые, "защищенные статьи", в том числе, оплата труда  педагогов. А остальные - распределяется в ручном режиме.

Госбюджет 2012 года предполагает несколько  увеличений минимальной заработной платы – показателя, на основании  которого высчитывается заработная плата всех бюджетников.

Предполагается рост "минималки" с 1073 грн. с 1 января до 1134 грн. с 1 декабря 2012 года.

Также в бюджете заложена 20% надбавка к должностному окладу работников дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических  и высших учебных заведений. К  примеру, оклад преподавателя вуза увеличится с 1770 грн. до 2100 грн.

Парламентский Комитет по вопросам образования и науки требует увеличить финансирование НАН Украины.

Комитет Верховной Рады по вопросам науки и образования готовит  ко второму чтению изменения к  закону о научной и научно-технической  деятельности, которые существенно  улучшают социальную защиту работников науки. Об этом сообщила глава Комитета, депутат фракции "Батькивщина" Лилия Гриневич, во время заседания профсоюза работников НАН Украины 11 апреля 2013г.

Нельзя найти аргументированного объяснения, почему расходы государственного бюджета на научно-техническую сферу  в 2012 году составляли 0,29% ВВП, тогда как в наиболее кризисный 2009 год этот показатель равнялся 0,45% ВВП. И почему в бюджете на 2013 год на науку будет потрачено на 47 млн грн. меньше, чем в 2012 году.

На наш взгляд создание для научных работников комфортной среды для жизни и деятельности, включая достойный уровень зарплат и пенсий, является необходимой предпосылкой сохранения в Украине научного сообщества.

Законопроектами предлагается при  определении размера пенсии научного работника учитывать работу по одному совместительству. В настоящий момент работа по совместительству вовсе не учитывается при начислении размера  пенсии.

Также Комитет предлагает платить  за счет Пенсионного фонда разницу  между пенсией, назначенной по основному  закону, и пенсией, назначенной по Закону "О научной и научно-технической  деятельности". Сегодня эта разница  платится из дохода научных организаций.

В конечном итоге, предлагается дополнить статью 24 Закона положением относительно обеспечения государством предоставления научным работникам льготных долгосрочных кредитов на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья.

Комитет уже обратился к премьер-министру и Комитету Верховной Рады по вопросам бюджета с требованием увеличить  финансирование НАН Украины на 304,2 млн. грн. в 2013 году.

Это даст возможность обеспечить выплату  заработной платы в Академии и  решить вопрос относительно приобретения и ремонта оборудования, научных  приборов.

 

 

 

 

2.3. Государственное  финансирование научной деятельности

 

Несмотря на все недостатки, существующая в стране система финансирования фундаментальной науки во многом способствовала сохранению исследований по широкому кругу областей. Эта  система отражает не только сложившиеся  традиции ассигнований на науку, но и  специфику самих фундаментальных  исследований, которые не нацелены на создание конкретного, тем более  коммерческого, продукта. Поэтому основным источником финансирования здесь является государственный бюджет. В последнее  время крупные компании начинают вкладывать средства в фундаментальные  исследования, которые необходимы им для получения определенных конкурентных преимуществ. Однако объемы этих ассигнований пока очень незначительны.

В газете «Зеркало недели. Украина», № 12 от 30.03.2013 года была опубликована статья о состоянии украинской науки.

Министерство образования и  науки информирует.

1. Эффективность использования  бюджетных средств (данные 2011 года)

О соотношении объемов специального и общего фонда

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 25 августа 2004 года № 1084, в 2011 году средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных  на выполнение научных исследований и научно-технических разработок, получали 34 распорядителя бюджетных  средств. Общий объем расходов, направленных на указанные цели в отчетном периоде, составил 5 155,1 млн. гривен, в том числе: по общему фонду государственного бюджета - 4 024,2 млн. гривен, по специальному фонду - 1 130,4 млн. гривен.

Наибольшую долю финансирования из общего фонда государственного бюджета  в 2011 году получили пять распорядителей бюджетных средств - 3 370,0 млн. гривен, что составляет почти 84% от общего объема средств, предусмотренного этим фондом на проведение исследований и разработок. В перечень таких распорядителей вошли:

  • Национальная академия наук Украины - 2 157,9 млн. гривен (53,6%),
  • Национальная академия аграрных наук Украины - 432,1 млн. гривен (10,7%),
  • Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины - 382,9 млн. гривен (9,5%),
  • Национальная академия медицинских наук Украины - 215,8 млн. гривен (5,4%)
  • Государственное агентство по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины - 181,3 млн. гривен (5%) (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Финансирования из общего фонда  государственного бюджета в 2011 году

Анализ специального фонда государственного бюджета по осуществлению научной  и научно-технической деятельности в 2011 году показывает, что больше всего  средств было заработано учреждениями трех распорядителей бюджетных средств: Национальной академией наук Украины - 623,7 млн. гривен (53,4%), Национальной академией аграрных наук Украины - 199,8 млн. гривен (17,1%) и Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины - 216,4 млн. гривен (18,5%) (рис. 2.4).

Таким образом, эффективность использования  бюджетных средств (на одну гривну общего фонда государственного бюджета) составила: по НАН Украины -0,29; по НААН Украины - 0,46; по МОНмолодьспорту - 0,57.

Рис. 2.4. Анализ специального фонда государственного бюджета по осуществлению научной и научно-технической деятельности в 2011 году

2. Повышение МОНмолодьспортом результативности научных и научно-технических исследований

Относительно объемов финансирования научных исследований

В 2009 году объем бюджетного финансирования фундаментальных исследований составлял 191,5 млн. гривен, в 2012 году - 253,7 млн. гривен, т.е. на 62,2 млн. гривен больше, или на 32,5 процентов.

В 2009 году объем бюджетного финансирования прикладных исследований и разработок составлял 112,5 млн. гривен, в 2012 году - 160,6 млн. гривен, т.е. на 48,1 млн. гривен больше, или на 42,8 процентов.

Общий объем финансирования научной  и научно-технической деятельности высших учебных заведений и научных учреждений, относятся к сфере управления МОНмолодьспорта, в 2012 году составил 511,1 млн. гривен.

Информация о работе Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования