Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Виталик.docx

— 822.13 Кб (Скачать)

Наименьшая доля финансирования приходится на науку вузов - 4,5% от общего объема, тогда как в зарубежных странах  она составляет 30,5%. Низкой остается доля академической науки - 23, 6%; заводской - 7,0%[51].

Проблемой бюджетного финансирования науки и инноваций является вопрос эффективного расходования ограниченных бюджетных ресурсов через расширение принципов конкурсного отбора проектов и совершенствование системы государственных приоритетов. Важное значение при этом приобретает установление приоритетных направлений научно-технической деятельности и разработка перечня критических технологий как инструментов оптимизации расходования ограниченных бюджетных ресурсов.

В действующей структуре финансового  обеспечения научно-технической  деятельности в Украине практически  нет бюджетных целевых капитальных  вложений в развитие научной инфраструктуры.

В мировой практике получила развитие особая форма организации процесса "образование - наука - производство - потребление" - научно-технические  парки. Научные парки являются своего рода визитной карточкой прогрессивной  экономики, основанной на инновациях. Научные парки сегодня существуют практически при всех американских университетах, большинства крупных университетов Европы.

На сегодня в Украине функционирует 8 технологических парков. В 2005 году в рамках 8 действующих технопарков  было принято 11 новых проектов, из них 9 инновационных и 2 инвестиционных. По результатам выполнения этих проектов предполагается дополнительно обеспечить поступление в Государственный  бюджет на сумму более 63 млн. грн., привлечь иностранных инвестиций на сумму более 51 млн. грн., а также создать 2700 рабочих мест.

Объем инновационной продукции, произведенной  технопарками, продолжает расти: за период 2001-2005 годов он составил 1,82 млрд. грн., Вместе с тем в государственный  бюджет и государственные целевые  фонды за этот период было перечислено 52,5 млн. грн.

Данные показатели свидетельствуют  о недостаточном контроле со стороны  государства по движению финансовых ресурсов технопарков Украины.

Отечественные научные парки в  отличие от зарубежных, недостаточно финансируются, что ставит их крайне в невыгодные условия. Так, даже в условиях развитой экономики научный парк в течение 5-6 лет нуждается в финансировании. В зарубежных странах основную часть финансирования парки получают от государства: в Великобритании - 62%, ФРГ - 78%, во Франции - 74%, в Бельгии - 90%[5, с. 46-53].

Ускорение развития наукоемких отраслей во многом зависит от эффективности  функционирования инновационного цепи: образование - научная идея - промышленная технология - производство. Важную роль в этой цепи играют учебные заведения, которые пока недостаточно участвуют  в инновационной и образовательно-просветительской деятельности. Задача последней состоит  в качественном научном обеспечении  экономики инновационного типа, формирование инновационной культуры в обществе.

Важным показателем, объективно характеризует  уровень общественных затрат на научно-техническую  инновационную деятельность в общем  балансе национального хозяйства, является наукоемкость валового внутреннего  продукта и, в частности, расходы  на исследования и разработки в процентном отношении к ВВП. Для сравнительного анализа проследим динамику этого  показателя в развитых странах и  в Украине.

В последнее десятилетие показатели общей наукоемкости ВВП развитых стран стабилизировались при  сохранении небольших ежегодных  колебаний.

В общем объеме финансирования науки  в Украине преобладают не бюджетные источники, доля которых наивысшей была в 1998 году - 72,2%, затем начала уменьшаться в 2000-м - 70,0%, в 2001-м - 69,1%, в 2006 - м - 65, 6% (по данным на 01.10.2006 года).

Среди внебюджетных источников финансирования науки основными являются средства заказчиков. Удельный вес финансирования науки за счет средств государственного бюджета в ВВП составляла: в 1998 году - 0,38%, в 1999-м - 0,34%, в 2002-м - 0,32%, в 2003-м - 0,40 %, в 2004-м - 0,42%, в 2005-м - 0,48%[32, с. 109-117].

В Украине за счет бюджетных средств преимущественно финансируются:

  • фундаментальные исследования и разработки, в частности в интересах обороны страны;
  • работы, выполняемые в рамках приоритетных направлений развития науки и техники, результаты которых имеют общегосударственное значение;
  • работы связаны с научно-техническим сотрудничеством на основе межгосударственных соглашений.

Необходимо кардинально улучшить финансирование науки, в ближайшее время увеличить привлечение внебюджетных ассигнований через системы стимулирования и различных механизмов региональной поддержки научно-технической деятельности.

Анализ современного финансового  состояния высших учебных заведений, научных учреждений, свидетельствуют  о том, что для решения проблем  высшего образования и науки  необходимо сформировать целостную  политику обеспечения их финансовыми  ресурсами.

Для успешного осуществления своей  деятельности сфера высшего образования  и науки требуют финансовых ресурсов.

Финансирование высшего образования  и научных учреждений - это система  отношений по формированию распределения  и использования различных финансовых ресурсов в сфере высшего образования. В результате налаживания этой системы  отношений создаются финансы  высшего образования и научных  учреждений - разнообразные фонды  финансовых ресурсов, обеспечивающих эффективное функционирование учреждений системы образования.

Особый характер образования и  науки, как общественного блага  смешанного типа обуславливает и  соответствующую сложность этой системы. Поскольку образование  и наука имеет чрезвычайно  важное значение для общества, ее финансирование частично обеспечивается государством.

Удельный вес расходов на образование  в структуре общих расходов сводного бюджета на образование в течение 2000-2006 годов выросло на 10%, в 2000-м  составила 32,3%, в 2001-м - 31,9%, в 2002-м - 34%, в 2003-м - 30,9%, в 2004-м 34,0%, в 2005-м - 40,1%, в 2006-м - 42,3%. В 2000-м составляла 2285,5 млн. грн., в 2006-м - 7024,5 млн. грн., что в три раза больше[60]. Это свидетельствует о возрастающей роли высшего образования в жизни общества.

Вместе обеспечения образования  финансовыми ресурсами может  происходить не только из государственного бюджета.

Проанализировав структуру пополнения бюджетов вузов системы Министерства образования и науки Украины можно сделать вывод о том, что доля внебюджетных средств возрастала до 2003 года. Так, в 1996 году удельный вес внебюджетных средств в общей сумме поступлений составила 30,5%, в 1997-м - 32,5%, 1998-м - 44,0%, 2002-м - 55,2%, с 2003 года она уменьшалась - 50,2%, 2004-м - 47,0, 2005-м - 41,2, 2006-м - 38,4%. Внебюджетные поступления в 2006 году по сравнению с 1996 годом увеличились в 18,2 раза, а бюджетные - в 11,4 раза. Это свидетельствует об усилении значимости внебюджетной деятельности в системе высшей школы в условиях недостаточности бюджетного финансирования.

Мировой опыт показывает, что для  активизации развития образования, улучшения ее качества необходимо постепенно довести объем расходов на образование  за счет бюджетных средств до уровня не менее 10% ВВП. Целесообразным является переход на нормативное финансирование на основе соответствующих государственных  социальных стандартов[5, с. 46-53].

 

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В УКРАИНЕ И ЕЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1. Развитие  системы образования и науки  Украины в современных условиях

 

Система образования является одним  из важнейших гарантов социальной стабильности, основой экономического развития общества, источником роста интеллектуального, культурного и духовно-нравственного  потенциала нации. Ее развитие является одним из важнейших приоритетов  государственной политики Украины. Она включает: дошкольное образование; общее среднее образование; профессионально-техническое  образование; высшее; последипломное образование.

Важное место в системе непрерывного образования принадлежит в Украине  дошкольному и общему среднему образованию.

Вопросы функционирования дошкольных учебных заведений и организации  учебно-воспитательного процесса урегулированы  Законом Украины «О дошкольном образовании».

Как свидетельствует статистика, в  последнее время в стране растет популярность общественного дошкольного  воспитания, интерес общественности к качеству образовательного процесса в дошкольном учебном заведении. Невзирая на неблагоприятную демографическую  ситуацию и сокращение в связи  с этим количества заведений дошкольного  образования, количество детей в  них постепенно увеличивается.

В 2012 году в Украине функционировало 15 тыс. дошкольных учебных заведений разных форм собственности. Контингент воспитанников в дошкольных заведениях за последние три года увеличился на 9 тыс., соответственно показатель охвата детей общественным дошкольным воспитанием вырос на 7% (с 41 до 48%).

В Украине развиваются дошкольные учебные заведения разных типов. На сегодня реальностью является их вариативность в зависимости  от форм собственности, контингента  детей, режима их пребывания, применения тех или иных педагогических подходов к содержанию и методам воспитания.

Согласно национальному законодательству, в Украине дети могут поступать  в школу с 6 лет. С каждым годом  количество детей шестилетнего возраста, охваченных обучением, растет: в 2007/2009 учебном году охват обучением детей этого возраста составлял 66% от общего количества детей 6-летнего возраста, а в 2011/20012 - 74,6%. Родительская общественность осознала целесообразность и эффективность раннего системного обучения детей, которым обеспечивается всестороннее развитие, ранняя социализация ребенка.

В таких заведениях создаются оптимальные  условия для организации учебно-воспитательного  процесса, оздоровительно-профилактической работы учеников начальных классов.

Основными целями внедрения нового содержания образования являются:

- повышение уровня образованности  и культуры учеников для обеспечения  экономического и социального  развития нашего государства; 

- приведение учебной нагрузки  учеников к нормам, которые отвечают  физиологическим, психологическим  особенностям школьников;

- сохранение и укрепление здоровья  детей, их физическое развитие;

- творческое и практическое  направление учебной деятельности  учеников и т. п. 

Для реализации этих заданий Кабинетом  Министров Украины были утверждены Государственные стандарты начального общего образования, на основе которых  разработаны и утверждены новые  учебные планы и программы  для учеников начальной школы.

В Украине внедрена национальная система  внешнего мониторинга и тестирования учебных достижений учащихся, главными задачами которой являются:

- создание системы мониторинга  качества образования для организации  сбора, сохранения, обработки и  распространения информации об  эффективности функционирования  национальной системы образования; 

- создание Украинского центра  оценивания для осуществления  итогового оценивания учебных  достижений выпускников общеобразовательных  учебных заведений с признанием  его результатов для поступления  в высшие учебные заведения,  а также с целью проведения  мониторинговых исследований качества  образования в Украине; 

- создание сети региональных  центров оценивания (9 центров);

- поэтапный переход к проведению  государственной итоговой аттестации  через внешнее стандартизированное  тестирование;

- поэтапный переход к проведению  вступительных испытаний в высшие  учебные заведения III-ІV уровней  аккредитации на места государственного  заказа через внешнее стандартизированное  тестирование;

- разработка программы национальных  измерений учебных достижений  учеников для обеспечения органов  государственной власти сравнительной  информацией для формирования  образовательной политики в стране.

Коренные изменения, происходящие в экономике Украины, существенно  влияют на состояние профессионально-технического образования, порождают ряд проблем, разногласий. Это требует новых  подходов к формированию и размещению трудового потенциала, содержанию профессионально-технического образования, новых методов и  средств обучения, сотрудничества учебных  заведений с работодателями.

Анализ свидетельствует, что тенденции, сложившиеся в сфере профессиональной подготовки рабочих в 2009-2012 годах, не смогут сохраняться в 2013 и последующих годах.

Увеличение инвестиций в развитие производства и социальную сферу  создают предпосылки расширения сферы профессионального обучения и масштабов подготовки рабочих.

Поэтому существующая сегодня система  подготовки рабочих кадров в Украине  должна быть приведена в соответствие с потребностями экономики страны и потребностями в рабочей  силе во всех профессиональных сферах.

По состоянию на 01.01.2010 года в Украине функционирует 940 государственных профессионально-технических учебных заведения, в том числе учебные заведения нового типа: 160 высших профессиональных училищ, 18 центров профессионально-технического образования, 441 профессиональный лицей. В них ежегодно обучается порядка 500 тыс. учащихся, в том числе около 320 тыс. - с получением общего среднего образования.

Информация о работе Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования