Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Наименьшая доля финансирования приходится на науку вузов - 4,5% от общего объема, тогда как в зарубежных странах она составляет 30,5%. Низкой остается доля академической науки - 23, 6%; заводской - 7,0%[51].
Проблемой бюджетного финансирования науки и инноваций является вопрос эффективного расходования ограниченных бюджетных ресурсов через расширение принципов конкурсного отбора проектов и совершенствование системы государственных приоритетов. Важное значение при этом приобретает установление приоритетных направлений научно-технической деятельности и разработка перечня критических технологий как инструментов оптимизации расходования ограниченных бюджетных ресурсов.
В действующей структуре
В мировой практике получила развитие особая форма организации процесса "образование - наука - производство - потребление" - научно-технические парки. Научные парки являются своего рода визитной карточкой прогрессивной экономики, основанной на инновациях. Научные парки сегодня существуют практически при всех американских университетах, большинства крупных университетов Европы.
На сегодня в Украине
Объем инновационной продукции, произведенной технопарками, продолжает расти: за период 2001-2005 годов он составил 1,82 млрд. грн., Вместе с тем в государственный бюджет и государственные целевые фонды за этот период было перечислено 52,5 млн. грн.
Данные показатели свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны государства по движению финансовых ресурсов технопарков Украины.
Отечественные научные парки в отличие от зарубежных, недостаточно финансируются, что ставит их крайне в невыгодные условия. Так, даже в условиях развитой экономики научный парк в течение 5-6 лет нуждается в финансировании. В зарубежных странах основную часть финансирования парки получают от государства: в Великобритании - 62%, ФРГ - 78%, во Франции - 74%, в Бельгии - 90%[5, с. 46-53].
Ускорение развития наукоемких отраслей
во многом зависит от эффективности
функционирования инновационного цепи:
образование - научная идея - промышленная
технология - производство. Важную роль
в этой цепи играют учебные заведения,
которые пока недостаточно участвуют
в инновационной и
Важным показателем, объективно характеризует
уровень общественных затрат на научно-техническую
инновационную деятельность в общем
балансе национального
В последнее десятилетие
В общем объеме финансирования науки в Украине преобладают не бюджетные источники, доля которых наивысшей была в 1998 году - 72,2%, затем начала уменьшаться в 2000-м - 70,0%, в 2001-м - 69,1%, в 2006 - м - 65, 6% (по данным на 01.10.2006 года).
Среди внебюджетных источников финансирования науки основными являются средства заказчиков. Удельный вес финансирования науки за счет средств государственного бюджета в ВВП составляла: в 1998 году - 0,38%, в 1999-м - 0,34%, в 2002-м - 0,32%, в 2003-м - 0,40 %, в 2004-м - 0,42%, в 2005-м - 0,48%[32, с. 109-117].
В Украине за счет бюджетных средств преимущественно финансируются:
Необходимо кардинально улучшить финансирование науки, в ближайшее время увеличить привлечение внебюджетных ассигнований через системы стимулирования и различных механизмов региональной поддержки научно-технической деятельности.
Анализ современного финансового состояния высших учебных заведений, научных учреждений, свидетельствуют о том, что для решения проблем высшего образования и науки необходимо сформировать целостную политику обеспечения их финансовыми ресурсами.
Для успешного осуществления своей деятельности сфера высшего образования и науки требуют финансовых ресурсов.
Финансирование высшего
Особый характер образования и науки, как общественного блага смешанного типа обуславливает и соответствующую сложность этой системы. Поскольку образование и наука имеет чрезвычайно важное значение для общества, ее финансирование частично обеспечивается государством.
Удельный вес расходов на образование в структуре общих расходов сводного бюджета на образование в течение 2000-2006 годов выросло на 10%, в 2000-м составила 32,3%, в 2001-м - 31,9%, в 2002-м - 34%, в 2003-м - 30,9%, в 2004-м 34,0%, в 2005-м - 40,1%, в 2006-м - 42,3%. В 2000-м составляла 2285,5 млн. грн., в 2006-м - 7024,5 млн. грн., что в три раза больше[60]. Это свидетельствует о возрастающей роли высшего образования в жизни общества.
Вместе обеспечения
Проанализировав структуру пополнения бюджетов вузов системы Министерства образования и науки Украины можно сделать вывод о том, что доля внебюджетных средств возрастала до 2003 года. Так, в 1996 году удельный вес внебюджетных средств в общей сумме поступлений составила 30,5%, в 1997-м - 32,5%, 1998-м - 44,0%, 2002-м - 55,2%, с 2003 года она уменьшалась - 50,2%, 2004-м - 47,0, 2005-м - 41,2, 2006-м - 38,4%. Внебюджетные поступления в 2006 году по сравнению с 1996 годом увеличились в 18,2 раза, а бюджетные - в 11,4 раза. Это свидетельствует об усилении значимости внебюджетной деятельности в системе высшей школы в условиях недостаточности бюджетного финансирования.
Мировой опыт показывает, что для
активизации развития образования,
улучшения ее качества необходимо постепенно
довести объем расходов на образование
за счет бюджетных средств до уровня
не менее 10% ВВП. Целесообразным является
переход на нормативное финансирование
на основе соответствующих
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В УКРАИНЕ И ЕЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях
Система образования является одним
из важнейших гарантов социальной стабильности,
основой экономического развития общества,
источником роста интеллектуального,
культурного и духовно-
Важное место в системе
Вопросы функционирования дошкольных
учебных заведений и
Как свидетельствует статистика, в
последнее время в стране растет
популярность общественного дошкольного
воспитания, интерес общественности
к качеству образовательного процесса
в дошкольном учебном заведении.
Невзирая на неблагоприятную
В 2012 году в Украине функционировало 15 тыс. дошкольных учебных заведений разных форм собственности. Контингент воспитанников в дошкольных заведениях за последние три года увеличился на 9 тыс., соответственно показатель охвата детей общественным дошкольным воспитанием вырос на 7% (с 41 до 48%).
В Украине развиваются дошкольные учебные заведения разных типов. На сегодня реальностью является их вариативность в зависимости от форм собственности, контингента детей, режима их пребывания, применения тех или иных педагогических подходов к содержанию и методам воспитания.
Согласно национальному
В таких заведениях создаются оптимальные
условия для организации
Основными целями внедрения нового содержания образования являются:
- повышение уровня
- приведение учебной нагрузки
учеников к нормам, которые отвечают
физиологическим,
- сохранение и укрепление
- творческое и практическое
направление учебной
Для реализации этих заданий Кабинетом
Министров Украины были утверждены
Государственные стандарты
В Украине внедрена национальная система внешнего мониторинга и тестирования учебных достижений учащихся, главными задачами которой являются:
- создание системы мониторинга
качества образования для
- создание Украинского центра
оценивания для осуществления
итогового оценивания учебных
достижений выпускников
- создание сети региональных центров оценивания (9 центров);
- поэтапный переход к
- поэтапный переход к
- разработка программы
Коренные изменения, происходящие
в экономике Украины, существенно
влияют на состояние профессионально-
Анализ свидетельствует, что тенденции,
сложившиеся в сфере
Увеличение инвестиций в развитие
производства и социальную сферу
создают предпосылки расширения
сферы профессионального
Поэтому существующая сегодня система
подготовки рабочих кадров в Украине
должна быть приведена в соответствие
с потребностями экономики
По состоянию на 01.01.2010 года в Украине функционирует 940 государственных профессионально-технических учебных заведения, в том числе учебные заведения нового типа: 160 высших профессиональных училищ, 18 центров профессионально-технического образования, 441 профессиональный лицей. В них ежегодно обучается порядка 500 тыс. учащихся, в том числе около 320 тыс. - с получением общего среднего образования.