Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Виталик.docx

— 822.13 Кб (Скачать)

Откуда были взяты эти цифры, кто и каким образом их рассчитал?

Согласно статье 4 Закона Украины  «О прожиточном минимуме», прожиточный  минимум устанавливается Кабинетом  Министров Украины после проведения научно-общественной экспертизы с участием профсоюзов, работодателей и соответствующих центральных органов исполнительной власти и ежегодно утверждается Верховной Радой Украины.

Согласно действующему законодательству, на сегодня действует Перечень товаров  и услуг, на основе которых формируется  прожиточный минимум (утвержден  Постановлением КМУ № 656 от 14.04.2000 года, выдан на требование статьи 7 Закона Украины «О прожиточном минимуме»), где приведены научно обоснованные социальные гарантии, которые и приведены в Постановлении в натуральных (количественных) показателях.

Согласно Закону Украины «О государственных  социальных стандартах и ​​государственных социальных гарантиях», социальные стандарты обязательно учитываются при разработке программ экономического и социального развития. Для этого в статье 5 определен порядок формирования, установления и утверждения государственных социальных стандартов и нормативов.

А в статье 24 определен порядок  государственного мониторинга применения государственных социальных стандартов и нормативов. И указано, что основными  средствами осуществления мониторинга  является ежемесячная оценка стоимостной  величины основных государственных  социальных стандартов, и текущее  корректировки стоимостных величин  государственных социальных нормативов и нормативов затрат (финансирование) в зависимости от изменения цен  и других условий их формирования.

То есть законодательством Украины  установлено, что определение и  изменение стандартов является непрерывным  процессом и происходит путем  простого умножения текущих региональных цен на определенные натуральные  показатели согласно Постановлению КМУ № 656.

Кабинет министров Украины четко  определил минимальный объем  благ (более 400 наименований), которому должны равняться минимальная зарплата или пенсия.

При составлении местных бюджетов для обеспечения выплат по социальным гарантиям государства должны исчисляться  путем умножения местных текущих  цен на определенные законом натуральные  показатели минимально необходимого потребления (образец расчета согласно постановлению  КМУ № 656 - Расчет).

Минимальная заработная плата в  обществе должна быть не та, которую  хочет платить (устанавливать) Правительство (по каким либо причинам)[1, с.420], а та, которая позволяет гражданину удовлетворять минимально необходимые потребности, которые приняты в обществе. В Украине это положение к тому же еще и защищено действующим законодательством.

Если сделаем совсем не сложные  расчеты, мы получим, что минимально необходимый доход среднестатистической семьи, состоящей из двух дееспособных родителей и двух детей (чтобы  избежать сокращения населения страны), согласно действующих нормативов на 2012 год должен составлять не менее 6729,08 грн. (или 3364,54 грн. на каждую трудоспособного человека в семье). Почасовая минимальная заработная плата должна составлять не менее 21 грн. в час на человека.

Следует отметить, что в рыночной (инфляционной) экономике формирование бюджета должно происходит (и происходит именно так в развитых странах) «снизу вверх». Это означает, что исполнительные органы низшего уровня должны своевременно предоставлять бюджетные расчеты (бюджетные предложения) исполнительным органам высшего уровня. Уже эти  данные поступают в центральные  органы исполнительной власти где именно и формируется проект бюджета.

Так как инфляционная рыночная экономика  предполагает равномерный рост цен  и стоимости объективно ведет  к увеличению расходов на социальные стандарты, поэтому несоблюдение бюджетного законодательства приводит к тому, что уровень цен на товары и услуги растет, опережая увеличение финансирования социальных стандартов[60].

Поскольку в сельских / городских  и районных советах и ​​исполкомах, как правило, нет специалистов по формированию местного бюджета, поэтому последние 10 лет в Украине никто не обращает внимания (верхи не контролируют) на требования соответствующего законодательства, а традиционно при расчете бюджетов будущих периодов за основу берется минимальная заработная плата предыдущего периода. Далее Кабинет Министров использует эту недостоверную информацию при составлении бюджета страны. А народные избранники (депутаты) утверждают недостоверный уровень социальных гарантий, принимая закон о бюджете страны каждый год.

Кроме того, законодательством предусмотрено: персональной ответственности государственных служащих за совершенные или не совершенные действия, «Законодатель» исходил из тех соображений, что эти нарушения не будут происходить, потому заработная плата самих государственных служащих напрямую зависит от установленного уровня минимальной зарплаты в стране. К сожалению, незнание законов, служебная халатность и глупость руководителей, и персонала низового уровня местных исполнительных органов привели к тотальному несоблюдение требований бюджетного процесса. Это и стало причиной такого позорного явления, как искажение основных экономических показателей государственных социальных гарантий, повлекшее обнищание большей части населения страны[19, с.86].

С другой стороны - открытое циничное хвастовства дешевой рабочей  силой как фактором инвестиционной привлекательности является предательством Украинского народа и должно преследоваться по закону (ст. 3 и 30 Закона Украины «О государственной службе»).

В сложившихся условиях, все участники  бюджетного процесса должны прекратить порочную практику формального отношения  к своим должностным обязанностям. И начать использовать инструменты  мониторинга текущих государственных  социальных гарантий в виде соответствующих  таблиц для его расчета.

Общественные организации, действующие  на местном уровне, депутаты всех уровней  и просто неравнодушные граждане должны объединить свои усилия и взять  процесс формирования бюджетов под общественный контроль согласно действующего законодательства и народной инициативе.

Это - единственный путь решения проблемы.

 

1.3. Роль  бюджетного финансирования в  обеспечение функционирования сферы  образования и науки 

 

В глобализированном мире наука и образование стали определяющими факторами человеческого развития, они являются безальтернативным средством национального самоутверждения. Полноценным участником глобальной экономики может быть только та страна, в которой интеллектуальные профессии стали массовыми, а инвестиции в развитие человеческого потенциала - весомыми и эффективными. Страны, которые в свое время сделали ставку на науку и образование, теперь стали мировыми лидерами.

Мировой опыт свидетельствует, что  основополагающим элементом этого  процесса выступает рост значения знаний и информации - чрезвычайно важных, крайне необходимых ресурсов для развития общества, превращает всю систему общественных отношений и практику хозяйственной жизни, поскольку знания и информация имеют очень специфические, отличные от традиционных, материально-финансовых элементов свойства [7, с. 20-24]. В такой ситуации существенно меняется и роль самого человека как носителя и генератора информации, так и субъекта экономических отношений. Особое значение в этом контексте приобретает образование как сфера, предназначением которой выступает передача и распространение знаний и информации в целях осуществления глубинных социально-экономических преобразований.

Образовательные услуги, как общественный товар имеют свою потребительскую  стоимость, которая может быть выражена качеством, глубиной и характером предоставляемых  знаний[33, с.24-30]. Следовательно, образование, как специфическая сфера деятельности, представляет интерес для экономического анализа в двух аспектах. Во-первых, субъекты образовательной деятельности функционирующих на принципах покрытия своих расходов доходами, а необходимость развития и повышения качества услуг обуславливает потребность в дополнительных средствах, что не исключает получения прибыли. Поэтому возникает необходимость в совершенствовании соответствующего финансового механизма. Во-вторых, значительный интерес представляет экономический характер результатов образовательной деятельности. Расходы на образование граждан имеют производительную природу потому, что повышение образовательного уровня населения положительно влияет на рост показателей активной экономической деятельности страны на разных уровнях. Можно считать, что затраты общества на образование приобретают значение инвестиций в человеческий капитал.

Важным шагом для решения  данных проблем должны стать исследования по формированию новой модели финансового  механизма развития высшего образования  и науки в Украине.

Создание концепции и соответствующего методологического обеспечения  ценообразования на рынках образования  и науки на основе кредитно-трансфертной системы организации учебного процесса, лицензионных требований, интеграции в европейское образовательное пространство должно стать решающим вкладом в разработку новой модели финансового обеспечения высшего образования и науки Украины[26, с. 223-228].

Среди весомых исследований зарубежных ученых по вопросам теории и практики финансирования образования и науки  можно назвать работы Г. Беккера, Ч. Бексона, М. Благую, Грегори Дж.Брока, А. Вагнера, Дж.Вейзе, Е. Деннисова, П. П. Самуэльсона, Т. Шульца, А. Анчишкин, В. Афанасьев Прокофьева, В. Басова, С. Белякова, В. Ерошин, В. Жамина, Е. Жильцова, С. Костанян, С. Струмилина, Д. Чупрунова.

Ерошин В.И. в своих работах рассматривал перспективы финансирования образования, а так же финансирование учреждений просвещения в частности.

В книгах "Вложения в человеческий капитал: роль образования и научных  исследовали" (1971) и "Инвестиции в  людей: экономика качества населения" (1981) Т. Шульц начал исследовать  то, что он называл "человеческим капиталом". Шульц показал, что образовательный уровень населения предопределяет его способность использовать информацию и технологию для экономического развития. В частности, Т. Шульц подчеркивал, что при точном определении стоимости земли и оборудования почти не проводились экономические оценки труда в сельском хозяйстве. Еще в 1960 г. он провел такие оценки стоимости рабочей силы, включая расходы на образование и "потерянное" человеческое время, затраченное на учебу. Зато, по его словам, эта стоимость хорошо известна фермерам и семьям рабочих (предпочитающим нередко, чтобы их дети пополняли семейный бюджет с возможно более раннего возраста, а не "тратили" время на "излишнюю" учебу), но игнорируется экономистами. В отличие от многих своих коллег ученый считал "человеческий капитал" решающим экономическим фактором, в особенности для развивающегося мира. Наиболее важный экономический ресурс, как он пишет, это возможности народа в области образования, опыт, способности людей, а также их здоровье.

Большую роль Т. Шульц отводит повышению  уровня образования женщин и высшему  образованию молодежи. "Тремя  главными функциями высшего образования" он называет "обнаружение таланта, обучение и научную работу". Молодежь могла бы применить свои знания в  наиболее важных областях здравоохранения, воспитания и обучения подрастающего  поколения, в науке для улучшения  благосостояния и экономического процветания  новых наций "третьего мира".

Вопросам теории и практики финансового  обеспечения образования, науки  и социальной сферы уделяли внимание украинские экономисты: Стражев В.И., Величко В.Н., Михайличенко А.М. и другие. Они предлагали различные проблемы реорганизации образовательных систем, а также рассматривали необходимые пути их решения. Однако все они сходились на мысли, что развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритете общечеловеческих ценностей; национально-культурной основе; научности; ориентации на мировой уровень образования; связи с общественной практикой; экологической направленности; преемственности и непрерывности; демократизме.

Придавая должное этим публикациям, нужно обратить внимание на необходимость  постоянного развития научных взглядов на проблемы финансового обеспечения  развития высшего образования и  науки, их ориентации на изменения в  мире, и в частности в украинском обществе, ориентации на мировые тенденции  цивилизованного развития.

Чрезвычайно важной для современной  Украины является проблема формирования финансового механизма регулирования  образовательной и научной деятельности.

Образование может быть эффективным  лишь при условии его интеграции и взаимодействия с наукой [52, с. 38-45]. Развитие современного общества невозможно рассматривать отдельно от развития науки как движущей силы прогресса.

Наука это - специфическая отрасль  экономики, которая выделилась в  самостоятельную сферу деятельности в результате общественного разделения труда. Как любая другая отрасль, она основывается на экономических  взаимоотношениях между людьми по поводу выполнения определенных задач, связанных  с обслуживанием производства, торговли и других сфер производственной и  непроизводственной деятельности.

В проблематике экономики науки  исключительно важное место занимает финансирование научно-исследовательской  деятельности. Сейчас научные учреждения за счет бюджетных средств пока не достигли установленных законодательством размеров, спонсирование проводится преимущественно на отдельные приоритетные для государства проблемы. Причиной такого положения является не только нехватка средств, но и неэффективное их использование.

Расходы на науку в расчете на одного исследователя в Украине  выросли с 700 дол. в 2000 году до 3,2 тыс.долл. в 2010 году, тогда как в России они составляют 9,6 тыс.долл., т.е. в 3 раза выше. Вместе соответствующие показатели в Южной Корее и США составили соответственно 60 тыс. дол. и 180 тыс. дол. Для стран Европейского союза рекомендуемая доля расходов на науку из средств бюджета в ВВП с 2010 года составляет 3%, в Украине она составляет 1,18%[51].

Информация о работе Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования