Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Виталик.docx

— 822.13 Кб (Скачать)

- необходимость расходования поступающих  доходов немедленно по их получении  не позволяет накапливать средства  для решения проблем, например, ремонта; 

- доплаты за счёт внебюджетных  средств сотрудникам, зачисленным  на бюджетные ставки, можно выплачивать  только из прибыли, в противном  случае в соответствии с Налоговым кодексом учреждению будет предъявлено обвинение в нецелевом использовании теперь уже внебюджетных средств. Существует только один выход: оформлять трудовые договоры с работниками и в них указывать объём работы сотрудника во внебюджетной сфере учреждения. В этом случае считается, что оформлены трудовые отношения, и понятие нецелевого использования применено не будет.

Бюджетный кодекс, предусматривая правила  учёта остатков бюджетных средств  на лицевых счетах бюджетополучателей и изъятие их без возврата в  доход соответствующего уровня бюджета, не учитывает реального положения  дел:

- средства бюджета не всегда  могут быть использованы до  окончания финансового года по  причине невыполнения договоров  подрядчиками и исполнителями.  В этом случае бюджетные средства, предусмотренные для оплаты договоров,  должны сохраняться за бюджетным  учреждением;

- поставщиками коммунальных услуг  выставляются счета по оплате  по итогу за прошедший период, средства же на оплату планируются  на текущий период, что создаёт  проблемы по оплате услуг, предоставленных  в декабре; 

- система выплаты трансфертов  не предусматривает их получения  населением в конкретный момент  времени, что создаёт предпосылку  для накапливания неполученных  денег на счетах бюджетополучателей. Изъятие этих средств как неиспользованных  недопустимо. Аналогичное положение  складывается и со средствами  на оплату труда, фактически  начисленные, но неполученные  по объективным причинам работниками  (депоненты), и с единым социальным  налогом.

На региональном уровне при соотношении  фонда оплаты труда педагогов  и прочего персонала, доли расходов на обеспечение образовательного процесса происходит выравнивание бюджетной  обеспеченности территорий региона. С другой стороны, тут же возникает риск снижения бюджетного финансирования тех школ, у которых фактические соотношения отличались от нормированных, и влекли за собой более высокий уровень финансирования, который сложился в этих школах.

Важнейшими задачами региональных и муниципальных органов управления образования являются:

- внесение изменений в регулирование  финансирования системы общего  образования и выведение малокомплектные  школы из бюджетного финансирования;

- создание на региональном и  муниципальном уровне системы  мониторинга образовательного пространства  на основании полной статистической  и финансовой информации;

- разработка и реализация программы  реструктуризации сети образовательных  учреждений;

- создание условий для постоянного  повышения квалификации руководителей  муниципальных образовательных  учреждений и образовательных  учреждений, а также бухгалтеров  образовательных учреждений.

Также основной проблемой финансирования является недостаточная материальная обеспеченность учебных заведений, т.е. нехватка учебников, методических изданий, компьютерной аппаратуры; сложность  перехода в системе получения  научных степеней

Необходимо сформировать региональную нормативно-правовую базу, включая  методику расчета стоимости оснащения  образовательных учреждений. Методика расчета должна содержать особенности  определения величины стоимости  по типам и видам учреждений, реализующих  образовательные программы.

 

 

 

 

3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности

 

В настоящее время возникла реальная опасность превышения спроса на научно-технических  специалистов над его предложением. Сегодня дефицит современных  рабочих специальностей в нашей  стране оценивается в 150-200 тыс., управленческих в 30-40 тыс. Для его покрытия должна получить развитие система непрерывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов от высшего звена управления до рядовых сотрудников. Данная проблема обостряется и тем, что новые технологии появляются, зачастую быстрее, чем соответствующие специалисты. Растет спрос не просто на работников высокого научно-образовательного уровня, но и на специалистов совершенно новых, прежде не существовавших профессий, связанных с созданием современной продукции, новых форм занятости, организации и управления. Поэтому крайне необходимой представляется разработка национальной стратегии инновационного образования. Известно, что крупнейшие университеты страны стремятся сочетать обучение студентов с научно-исследовательской деятельностью, укреплять сотрудничество с высокотехнологичными предприятиями и НИИ. Такие учебные заведения становятся образцами инновационного образования.

Одновременно расширяются возможности  формирования коллективов, ведущих  междисциплинарные исследования, а  также реализации научных достижений, их коммерциализации. Организуются научно-образовательные  центры по подготовке специалистов для  высокотехнологических производств. Следует отметить, что в финансировании расходов на подготовку и переподготовку специалистов целесообразно использовать смешанную форму с учётом как бюджетных, так и внебюджетных средств. В данном контексте необходимо подчеркнуть, что передовые компании расходуют на обучение персонала до 10% рабочего времени, считая это не потерями, а эффективными инвестициями.

Особое внимание в перестройке  национальной системы образования  должно

уделяться вузовскому сектору. Несмотря на то, что  вузы готовят специалистов с высшим образованием по специальностям, имеющим  повышенный спрос у населения, на профессиональном рынке труда возникает  несоответствие в установлении равновесия по отдельным специальностям. Как  показывает практика, структура выпуска  специалистов с высшим образованием не в полной мере отвечает спросу на них. Система образования продолжает выпускать специалистов, которыми уже  насыщен национальный рынок труда. Поэтому целесообразно пересмотреть структуру высшего образования, которая, в подавляющем большинстве  стран мира, является многоуровневой. Подготовка кадров с высшим образованием должна проводиться в соответствии с государственными стандартами, которые предусматривают единые требования к специалисту. К сожалению, заложенный разрыв между профессионально-квалификационными и образовательными стандартами свидетельствует об отсутствии должных взаимосвязей между работодателями и образовательными учреждениями, что объясняется отсутствием научно-обоснованного прогнозирования потребностей в специалистах. Спрогнозировать структуру спроса на высококвалифицированных работников и разработать рекомендации по

изменению учебных программ становится весьма сложной задачей. Основные функции  управления высшим образованием (как государственным, так и частным), к сожалению, выполняются не на должном уровне: существующая структура специальностей не заполняет образовательные ниши. Национальная экономика испытывает дефицит руководителей и экономистов с европейским уровнем образования и мышления.

Особую потребность в высококвалифицированных  кадрах ощущает сфера развития предпринимательства и инновационного менеджмента. Очевидно, подготовка специалистов для инновационной деятельности должна начинаться с модернизации системы профессионального образования. Речь идет об обновлении структуры и повышения качества содержания учебных программ с включением проблематики инновационного менеджмента, введении усовершенствованных

образовательных программ и курсов по новым технологиям; полной компьютеризации учебного процесса; переходе на качественно новый уровень научно-исследовательской работы студентов с привязкой ее к приоритетным направлениям развития отечественной экономики.

Реализация государственной стратегии развития высшего образования должна быть направлена на преобразование этой отрасли в ключевую детерминанту устойчивого экономического и социального развития страны. При этом стратегия планирования развития высшего образования предполагает исследование структурных сдвигов и долгосрочных тенденций изменений в экономике и воспроизводстве человеческого капитала; тесную связь потребности в высококвалифицированных специалистах с прогнозами демографического развития. Систематическое отслеживание ключевых показателей подготовки и трудоустройства выпускников позволит выявить наличие критической ситуации и принять необходимые меры с целью ее ликвидации, уменьшить безработицу среди выпускников и внести коррективы в объемы подготовки специалистов по востребованным специальностям. В этой связи целесообразным является создание при высших учебных заведениях кадровых агентств, в рамках организационной структуры, деятельность которых должна быть направлена на маркетинг образовательных услуг по специальностям и вузам, а также на консалтинг и содействие трудоустройству выпускников по специальности.

Необходимо на законодательном  уровне решать проблемы, связанные с трансформацией высшего образования комплексно, что предполагает разработку и принятие «Кодекса о высшем образовании». Этот законодательный документ призван обеспечить правовые основы регулирования наиболее актуальных проблем образовательной деятельности. Таким образом, ориентация высших учебных заведений на подготовку конкурентоспособных специалистов, умеющих обслуживать новейшие технологические процессы, обеспечивать сочетание глубоких знаний с модернизацией национальной экономики, предполагает формирование современной конфигурации систем общественного разделения труда, установление новой зависимости между динамикой технологических изменений и качеством рабочих мест. Поэтому необходимой является трансформация системы планирования и прогнозирования объемов и структуры подготовки специалистов с высшим образованием, главным принципом которой должна быть четкая ориентация на то, для кого и в каких объемах готовить специалистов. Решающую роль в данных процессах будет играть государство, которое не просто должно корректировать и направлять развитие сферы образования, а в целом формировать ее содержание, структуру, определять национальную стратегию развития. В противном случае ориентация общества исключительно на рыночные ценности будет иметь деструктивный характер. В свою очередь, это обусловливает необходимость разработки концепции развития маркетинга образовательных услуг, которая представляет собой определенную образовательную стратегию, направленную на ориентацию потребностей национального рынка труда. Такая концепция должна стать основой для принятия всех других управленческих решений в высшем учебном заведении, внедрение системы тренингов и дистанционного обучения. В этой связи целесообразным является более широкое использование в перспективе программно-целевого метода развития образовательных услуг, который будет способствовать повышению уровня развития рынка образовательных услуг и организационно-экономическому совершенствованию учебного процесса. Программно-целевой метод улучшит аналитическую работу в сфере образовательных услуг и позволит оценить состояние конкурентной среды с учётом требований потребителей образовательных услуг. В подготовке специалиста XXI столетия важная роль должна отводиться формированию у студентов навыков самообразования и являться одной из главных задач в рамках подготовки специалиста, который будет востребован обществом.

Концептуальное осмысление новых тенденций развития общества предполагает неизбежность поиска нашей страной качественно новой стратегии развития образования и науки в долгосрочной перспективе. Обобщение мирового опыта показало, что усилия государств эффективны при соблюдении ряда условий.

Таковыми являются:

- оптимальное сочетание правительственных мер с действием рыночных механизмов и условий конкуренции;

- непрерывное совершенствование всех механизмов государственного регулирования, особенно финансовых;

- развитие системы программирования, предусматривающей четкое формулирование целей на основе прогнозных и экспертных оценок, создание программных фондов и соответствующей организационной структуры управления, экспертного анализа;

- совершенствование институциональных форм разработки стратегии социально-экономического и научно-технологического развития.

Прогнозы развития национальной системы  образования и науки на период до 2025 года должны предвидеть современные  тенденции их качественной трансформации  в контексте Болонского процесса. Реализация этой стратегии требует  принципиально иного методологического  подхода к определению комплекса реформационных мер, предусматривающих переосмысление логической последовательности этапов развертывания радикальных новаций в направлении смещения центра тяжести к процессу трансформации образования и науки как важнейшему стратегическому приоритету социально-экономического прорыва. Данная стратегия позволит в значительной степени сконцентрировать разнообразные источники, увеличить объемы финансирования и обеспечить повышение качества научно-образовательных услуг. Для достижения кардинального прорыва в научно-образовательном комплексе общества следует рассматривать его во всех аспектах и трансформировать таким образом, чтобы улучшалась деятельность всей национальной системы образования и науки в целом. Лишь при таком условии качество национального научно-образовательного пространства будет отвечать европейским стандартам и ускорит процесс интеграции Украины в Европейское Сообщество.

Повышение конкурентоспособности  украинской экономики и производительности труда требуют активизации инновационной  деятельности отечественных предприятий  и фирм. Это невозможно без развития научной сферы, создающей новые  специализированные знания, служащие основой дальнейших инноваций. Украинская наука, несмотря на определенные успехи, не отвечает ведущим мировым стандартам в силу ряда причин. Одной из важнейших  является неблагоприятная для ее развития система финансового обеспечения. Постоянное снижение объемов финансирования НИОКР относительно ВВП, наблюдавшееся  в Украине в течение 2004-2008 гг., обусловливает необходимость разработки путей и мер совершенствования механизма денежного обеспечения отечественной науки.

Информация о работе Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования