Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Основные условия
По этому поводу следует отметить, что, во-первых, 1,7% ВВП государственного финансирования - это весьма значительная, даже по европейским меркам, цифра. Поставленная Лиссабонским саммитом цель - 3% ВВП на НИОКР - остается всего лишь целью. Соответственно, выполнение такой нормы в украинских реалиях маловероятно. Во-вторых, в Законе даже не упоминаются другие источники финансирования научной деятельности и меры по их стимулированию.
Результаты эмпирического
Для нашего исследования интерес представляет также распределение источников финансирования расходов на R&D в развитых странах, которое осуществляется преимущественно за счет публичных (государственных) средств. Согласно планам правительств стран ЕС и США, в ближайшей перспективе эта пропорция должна измениться - до 50% финансирования будут осуществляться из частных источников.
В Украине финансирование расходов на выполнение научных и научно-технических работ за счет средств государственного бюджета за 9 месяцев 2008 г. составило 2291,1 млн. грн., или 42,7% от общей суммы (5367,4 млн. грн.); остальные 57,3% финансировались за счет других источников (негосударственных). Следовательно, по сравнению со странами ЕС в Украине ситуация с источниками финансирования научных работ и исследований обратная. Исходя из приведенных данных официальной статистики у нас большинство расходов финансируется за счет частного сектора.
Однако такое положение дел также нельзя назвать оптимальным. Из мирового опыта известно, что до 50% расходов на НИОКР должны финансироваться за счет государственных средств, поскольку существенная доля научно-исследовательских работ носит фундаментальный характер и ее нельзя сразу коммерциализировать. Соответственно, бизнес не заинтересован в их финансировании. Без государственной поддержки эти работы будут свернуты, а именно они часто становятся основой для дальнейших исследований прикладного характера и создания инноваций. Таким образом, можно сделать вывод, что государственное финансирование НИОКР должно быть увеличено.
В структуре финансирования научной деятельности в Украине первое место занимают научные разработки, на которые в 2007 г. приходилось 49,3% всего финансирования; 22,45% - направлялись на фундаментальные исследования, 16,9% - на прикладные и 11,35% - на научные услуги. Такая структура финансирования в целом отвечает общемировым стандартам и современным потребностям развития экономики страны.
Подводя итоги эмпирического анализа,
отметим, что показатели финансирования
науки в течение последних
лет ухудшаются. Это отрицательно
сказывается на инновационной деятельности
в экономике, снижая ее конкурентоспособность.
Курс на повышение последней, реализация
которого невозможна без инновационной
деятельности, наоборот, требует системного
подхода к интеллектуализации экономики
страны и построению эффективной
цепочки финансирования научной
деятельности. Это обусловливает
первоочередное объединение усилий
государства и бизнеса с целью
развития трех основных сфер интеллектуализации
экономики страны - науки, образования
и информационных технологий. Их интеграция
и повышение эффективности
Понятно, что для улучшения финансового
обеспечения сферы науки в
Украине нужен комплекс системных
мер. Однако, применив концептуальный
подход, мы выделили те из них, которые
наиболее актуальны и весомы в
современных экономических
1) создание эффективной системы
распределения публичных
2) обеспечение благоприятной
3) создание системы
4) налаживание сотрудничества с иностранными субъектами НИОКР.
Мировая и отечественная практика
свидетельствует, что управление публичными
(государственными) ресурсами имеет
определенную специфику, обусловливающую
относительно невысокий уровень
эффективности их использования
по сравнению с частными вложениями.
В комплексе с ограниченностью
источников государственного финансирования
это обусловливает
Модель грантового финансирования более эффективна, поскольку, при условии соблюдения открытого конкурса, деньги получат только те участники, которые предложили наиболее нужный государству и наименее затратный проект. Кроме того, он должен быть привлекательным по временным рамкам для тех, кто будет осуществлять грантовое финансирование. Отдельные требования предъявляются к потенциальному получателю денежных средств, его репутации, финансовому положению, опыту разработки проектов. Приведем пример: с 2007 г. в странах ЕС за счет средств Европейской Комиссии, выделенных на основе грантового финансирования, разрабатывается проект «Система оценки уровня экономики знаний», исполнителями которого стали только известные европейские университеты, имеющие опыт подобных научных исследований.
В странах ЕС и в США чаще всего
применяется грантовая модель финансирования,
в Украине - модель прямого бюджетного
финансирования. У нас бюджетные
средства перечисляются распорядителям
- Министерству образования и науки
(МОН), Национальной академии наук (НАН)
и отраслевым академиям наук Украины.
В дальнейшем распорядители выделяют
их на финансирование научных тем
и научно-исследовательских
Последний факт уничтожает конкуренцию,
отсутствие которой, в свою очередь,
снижает конкурентоспособность
субъектов, и наоборот - высокий уровень
конкуренции стимулирует
Аналогичную позицию разделяет академик Российской академии наук Г. Георгиев (модель распределения государственных вложений в НИОКР в России очень похожа на украинскую). По его мнению, сметное (прямое) финансирование НИОКР должно гарантировать минимальный уровень социального обеспечения работников сферы науки, остальное - распределяться на конкурсных началах.
Отметим, что чисто конкурсной модели финансирования НИОКР в мире нет. Как правило, параллельно функционируют системы сметного и конкурсного финансирования. В частности, во Франции финансирование осуществляется на базовом уровне - через Министерство образования, высшей школы и исследований, а конкурсное - через специально созданные Агентство исследований по приоритетным направлениям (ANR) и Агентство по промышленным инновациям (ALL). К ним также примыкает Агентство «Osno-Anvar», призванное поддерживать инновационные проекты для малых и средних предприятий.
Следовательно, в Украине не может идти речь о полном переходе к конкурсной системе финансирования НИОКР. Нужно постепенно увеличивать долю средств, выделяемых государством на науку и исследования, которая распределяется на конкурсных началах. В частности, по мнению Г. Георгиева, доля конкурсного финансирования, выделяемая из государственного бюджета на научные исследования и разработки, должна составлять не менее 30% и с годами увеличиваться. Аналогичный подход стоит применять и в Украине.
Залогом успешного перехода к конкурсной модели государственного финансирования НИОКР служит отлаженность ее механизма. Так, очень важным его элементом является информационная работа, поскольку объявление о конкурсе должно быть доступно всем участникам рынка. В Европе для сообщения о проведении конкурса существует специальная Интернет-страница Европейской Комиссии, где представлены сведения обо всех научных конкурсах, результаты проведения предыдущих конкурсов и размещены отчеты о выполнении работ. И это правильная практика. Поскольку источником наполнения бюджета являются денежные средства людей, должен сохраняться высокий уровень прозрачности конкурсов, а их научные результаты - быть доступными любому гражданину. Это также активизирует проведение научных исследований, дает материал для их осуществления.
Однако в Украине при
Создание открытого
Для осуществления финансирования должны работать специальные фонды. В частности, в Украине создан Государственный фонд фундаментальных исследований. Однако, по мнению ученых, его деятельность не является результативной, что связано с несамостоятельностью в принятии решений и ограниченностью государственного финансирования. Государственным бюджетом на 2009 г. на его работу было выделено свыше 11 млн. грн., но этих средств, конечно, недостаточно для обеспечения инвестиционных потребностей украинской науки, ведь, например, только на научные исследования Национального университета имени Т.Г. Шевченко в нем предусмотрено 48 млн. грн.
Такие фонды должны осуществлять техническое распределение средств. Информация о конкурсах должна публиковаться на специально созданной Интернет-странице и во всеукраинской прессе. Условием успешной реализации этой модели является выделение весьма значительных для субъектов научной деятельности объемов вложений. Так, если предметом конкурса будет максимальная сумма в 10 тыс. грн., из которых половину затем нужно будет уплатить в виде налогов, то серьезные научные учреждения им не заинтересуются.
Еще одним не благоприятным для
развития научной деятельности в
Украине фактором является действующая
система ее финансового регулирования.
Система налоговых стимулов НИОКР
не эффективна, поскольку она ограничена
тем, что государственные научные
учреждения, выполняющие научные
и научно-технические работы на заказ
государства, не платят НДС. Остальные
же научные организации и