Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
Кабинетом Министров Украины утверждено
«Положение о многоуровневом профессионально-техническом
образовании». Это Положение определяет
три уровня профессионально-технического
образования. На первом уровне обеспечивается
формирование соответствующего уровня
квалификации профессий технологически
несложных и простых по своим
производственным действиям и операциям.
На втором уровне обеспечивается формирование
соответствующей квалификации массовых
рабочих профессий средней
Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.08.2012 года № 1 300 утверждена Государственная программа информатизации и компьютеризации профессионально-технических учебных заведений на 2013-2015 годы, которой предусмотрено обеспечение профессионально-технических учебных заведений современными средствами информатизации и информационными технологиями.
Президентом Украины в 2004 году был подписан Указ о дополнительных мерах по усовершенствованию профессионально-технического образования в Украине. В соответствии с данным Указом было обеспечено:
- создание учебно-практических
центров по внедрению
- обеспечение проведения
- разработка и реализация
Концептуальные основы реформы
были определены Государственной национальной
программой «Образование. Украина ХХІ
столетие». Реализация программы предусматривала
достижение качественно нового состояния
высшего образования, его интеграцию
в международное
Одна из главнейших задач - ориентация высшего образования на удовлетворение образовательных потребностей каждого лица с учетом национально-культурных прав и запросов всех граждан страны независимо от их этнической принадлежности.
Государственная политика в области
высшего образования
- доступности и
- независимости получения
- интеграции системы высшего
образования Украины в мировую
систему высшего образования
при сохранении и развитии
достижений и традиций
- государственной поддержки
Глобализация, быстрое изменение
технологий, утверждение приоритетов
постоянного развития общества предопределяют
возрастание роли высшего образования,
выдвигает к высшему
Интеграция образования
Развитие деловых контактов с зарубежными партнерами позволило увеличить контингент студентов, которые учатся в Украине на контрактной основе. Если в 2007/2008 учебном году их училось 15 тыс. (приблизительно 45 млн. долларов США поступило в бюджет), то в 2010 году их училось 28 тыс. (приблизительно 120 млн. долларов США поступает в бюджет). Это оказывает содействие утверждению Украины как высокоразвитого Европейского государства.
Одним из основных системообразующих
признаков системы высшего
1) Бакалавр - образовательно-
2) Специалист - образовательно-
3) Магистр - образовательно-
Однако с внедрением Болонской системы уровень «специалиста» был отменён в соответствии с европейскими стандартами.
По уровням аккредитации сеть высших учебных заведений ІІІ-ІV уровней насчитывает 347 учреждения (рис. 2.1). Среди них функционирует 166 университетов, 62 академии, 119 институтов и 2 консерватории. Статус национального имеют 82 университета и академии. Отметим, что все эти типы высших учебных заведений по своему статусу в значительной мере отвечают статусу европейских университетов.
Рис. 2.1. Структура сети учебных заведений Украины по типам
На сегодня в Украине
Высшие учебные заведения
С целью повышения социальной защищенности
граждан в Украине сформирована
система последипломного
Содержание программ системы последипломного
образования учитывает
Открыты новые специализации
В условиях рыночных преобразований система образования должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно растущие общественные потребности, на определенные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные интересы семей, местных сообществ, предприятий и реальные потребности конкурентных групп потребителей образовательных услуг может создать основу для привлечения дополнительных материально-технических и финансовых ресурсов в системе образования. Определяя новые принципы финансирования высшего образования, необходимо исходить из того, что схема финансирования рассматривается как механизм выявления и оптимального удовлетворения потребностей каждого из потребителей образовательных услуг и их результата - подготовленного специалиста. На современном этапе развития экономики финансирования системы образовательной сферы должно обеспечить ее соответствие текущим и перспективным потребностям личности, предприятия, государства, общества.
2.2. Обеспечение
бюджетного финансирования
В финансировании дошкольных учреждений существуют определенные особенности. Планирование фонда зарплаты осуществляется по упрощенной методике: количество рабочих мест умножается на среднюю ставку зарплаты. Количество мест воспитателей и их помощников устанавливается по нормативам на одну группу. Норматив зависит от продолжительности пребывания детей в учреждении: более распространенное – 12 –часовое пребывание детей, по которому норматив включает 2 воспитателя + 2 помощника. Количество рабочих мест вспомогательного персонала устанавливается по типовым штатным расписаниям, исходя из численности детей в детском учреждении[12, с. 27].
Оплата отпускных.
Основной особенностью планирования фонда зарплаты является выделение средств на замещение работников, находящихся в отпуске. Сумма этих затрат планируется путем умножения общей численности дней отпуска данного рабочего места на среднедневную зарплату.
Частичная оплата затрат в детских дошкольных учреждениях осуществляется также за счет родителей.
Общей особенностью для школ-интернатов и детских дошкольных учреждений является установление частичного покрытия затрат за счет оплаты родителей. Эта оплата зачисляется не на счета данных учреждений, а в бюджет. Вся сумма затрат по смете финансируется из бюджета.
Основную часть расходов местного бюджета на образование составляет финансирование общеобразовательных школ. В основе определения объемов финансирования лежат два показателя:
· Исходный – количество учеников;
· Производный - количество классов.
Эти показатели отражаются на две даты: 1 января и 1 сентября планового бюджетного года.
Количество учеников на 1 января планового года принимается на уровне контингента 1 сентября текущего года. Количество учеников на 1 сентября планового года определяется с учетом полного перехода учеников из класса в класс.
Например, количество учеников 2-х классов на 1 сентября равняется количеству учеников 1-х классов на 1 января. Количество учеников 1-х классов на 1 сентября текущего года устанавливается на основе переписи детей в районе функционирования школы. Количество учеников 10-х классов определяется с учетом поступления в ПТУ и колледжи выпускников 9-х классов.
Количество классов
· 1-9 классы – 35 учеников;
· 10-11 классы – 25 учеников.
Поскольку бюджетный год не совпадает
с учебным , кроме показателей на 1 января
и 1 сентября, рассчитываются среднегодовые
показатели по такой формуле:
Система зарплаты учителей состоит из 3 составляющих:
· оплаты учебных часов;
· доплаты за проверку тетрадей;
· дополнительные доплаты.
Основным элементом выступает оплата учебных часов, которая определяется по такой формуле:
Оч = (С х Кч) / Нч (2.2)
Где: С – ставка зарплаты учителя. Устанавливается в зависимости от образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее) и квалификационных категорий (учитель, учитель-методист, заслуженный учитель, народный учитель);