Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Виталик.docx

— 822.13 Кб (Скачать)

Кабинетом Министров Украины утверждено «Положение о многоуровневом профессионально-техническом  образовании». Это Положение определяет три уровня профессионально-технического образования. На первом уровне обеспечивается формирование соответствующего уровня квалификации профессий технологически несложных и простых по своим  производственным действиям и операциям. На втором уровне обеспечивается формирование соответствующей квалификации массовых рабочих профессий средней технологической  сложности в различных отраслях экономики. На третьем уровне формируется  высокий уровень квалификации технологически сложных наукоемких профессий и  специальностей.

Постановлением Кабинета Министров  Украины от 20.08.2012 года № 1 300 утверждена Государственная программа информатизации и компьютеризации профессионально-технических учебных заведений на 2013-2015 годы, которой предусмотрено обеспечение профессионально-технических учебных заведений современными средствами информатизации и информационными технологиями.

Президентом Украины в 2004 году был  подписан Указ о дополнительных мерах  по усовершенствованию профессионально-технического образования в Украине. В соответствии с данным Указом было обеспечено:

- создание учебно-практических  центров по внедрению инновационных  технологий на базе профессионально-технических,  высших учебных заведений, предприятий; 

- обеспечение проведения ежегодного  мониторинга состояния дел на  региональном рынке труда с  целью определения потребности  в подготовке квалифицированных  кадров;

- разработка и реализация долгосрочных  программ подготовки квалифицированных  кадров для удовлетворения потребностей  региональных рынков труда. 

Концептуальные основы реформы  были определены Государственной национальной программой «Образование. Украина ХХІ  столетие». Реализация программы предусматривала  достижение качественно нового состояния  высшего образования, его интеграцию в международное образовательное  пространство. Программой определены пути обеспечения приоритетного  развития образования Украины, привлечение  к активному участию в этом процессе всех государственных и  общественных учреждений, частных структур, трудовых коллективов, семей, каждого  гражданина.

Одна из главнейших задач - ориентация высшего образования на удовлетворение образовательных потребностей каждого  лица с учетом национально-культурных прав и запросов всех граждан страны независимо от их этнической принадлежности.

Государственная политика в области  высшего образования определяется Верховной Радой Украины и  базируется на принципах:

- доступности и конкурентоспособности  получения высшего образования  каждым гражданином Украины; 

- независимости получения высшего  образования от влияния политических  партий, общественных и религиозных  организаций; 

- интеграции системы высшего  образования Украины в мировую  систему высшего образования  при сохранении и развитии  достижений и традиций украинской  высшей школы; 

- государственной поддержки подготовки  специалистов по приоритетным  направлениям фундаментальных и  прикладных научных исследований.

Глобализация, быстрое изменение  технологий, утверждение приоритетов  постоянного развития общества предопределяют возрастание роли высшего образования, выдвигает к высшему образованию  новые требования. Это предопределяет потребность его радикальной  модернизации за счет ускоренного, опережающего инновационного развития, обеспечения  условий для развития, самоутверждения  и самореализации личности в течение  жизни.

Интеграция образования Украины  в международное образовательное  пространство базируется на принципах  приоритета национальных интересов, сохранения и развития интеллектуального потенциала нации, миротворческой направленности международного сотрудничества, ориентации на национальные, европейские и общечеловеческие фундаментальные ценности, развивающего, системного и взаимовыгодного характера  сотрудничества и толерантности  в оценке и восприятии зарубежных систем образования.

Развитие деловых контактов  с зарубежными партнерами позволило  увеличить контингент студентов, которые  учатся в Украине на контрактной  основе. Если в 2007/2008 учебном году их училось 15 тыс. (приблизительно 45 млн. долларов США поступило в бюджет), то в 2010 году их училось 28 тыс. (приблизительно 120 млн. долларов США поступает в бюджет). Это оказывает содействие утверждению Украины как высокоразвитого Европейского государства.

Одним из основных системообразующих  признаков системы высшего образования  Украины является профессиональная квалификация как результат получения  гражданами высшего образования. Это  обусловило возникновение ступенчатого образования. В его системе установлены  такие образовательно-квалификационные уровни высшего образования:

1) Бакалавр - образовательно-квалификационный  уровень высшего образования  лица, получившего на основе полного  общего среднего образования  базовое высшее образование, фундаментальные  и специальные умения и знания  относительно обобщенного объекта  деятельности (работы), достаточные  для выполнения заданий и обязанностей (работ), предусмотренных для первичных  должностей в определенном виде  экономической деятельности, на  эксплуатационном уровне профессиональной  деятельности.

2) Специалист - образовательно-квалификационный  уровень высшего образования  лица, получившего на основе образовательно-квалификационного  уровня бакалавра полное высшее  образование, специальные умения  и знания, достаточные для выполнения  заданий и обязанностей (работ), предусмотренных  для первичных должностей в  определенном виде экономической  деятельности, на технологическом  уровне профессиональной деятельности.

3) Магистр - образовательно-квалификационный  уровень высшего образования  лица, получившего на основе образовательно-квалификационного  уровня бакалавра полное высшее  образование, специальные умения  и знания, достаточные для выполнения  профессиональных заданий и обязанностей (работ) инновационного характера,  предусмотренных для первичных  должностей в определенном виде экономической деятельности, на исследовательском уровне профессиональной деятельности.

Однако с внедрением Болонской  системы уровень «специалиста»  был отменён в соответствии с  европейскими стандартами.

По уровням аккредитации сеть высших учебных заведений ІІІ-ІV уровней  насчитывает 347 учреждения (рис. 2.1). Среди них функционирует 166 университетов, 62 академии, 119 институтов и 2 консерватории. Статус национального имеют 82 университета и академии. Отметим, что все эти типы высших учебных заведений по своему статусу в значительной мере отвечают статусу европейских университетов.

 

Рис. 2.1. Структура сети учебных  заведений Украины по типам

На сегодня в Украине подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 76 направлениям, включающим почти 600 специальностей, которые распределяются на группы гуманитарной, естественнонаучной и технической подготовки.

Высшие учебные заведения сотрудничают с Национальной академией наук Украины. Министерство образования и науки  и Национальная академия наук Украины  совместно проводят всеукраинские  и международные научные конференции  и семинары, всеукраинские и международные  студенческие конференции.

С целью повышения социальной защищенности граждан в Украине сформирована система последипломного образования, рассматривающаяся в качестве основной компоненты системы непрерывного образования взрослых в течение всей жизни. Ежегодно в 563 заведениях и подразделениях сети последипломного образования осуществляется переподготовка более чем 30 тыс. специалистов с высшим образованием и расширение профиля (повышение квалификации) более 300 тыс. специалистов.

Содержание программ системы последипломного  образования учитывает содержание программ предшествующих уровней образования, потребности заказчика и, как  правило, сориентировано на наиболее современные  актуальные сферы деятельности. В  частности, в системе формируется  инфраструктура подготовки кадров по вопросам компьютерных технологий, банкротства, конкурентоспособности, охраны интеллектуальной собственности, корпоративного управления, специалистов по работе с ценными  бумагами, аварийных комиссаров, арбитражных  управляющих, а также других актуальных направлений профессиональной деятельности. Отдельно сформирована сеть учебных  заведений профессионального обучения государственных служащих, руководителей предприятий, военнослужащих, уволенных в запас, таможенников и т.п.

Открыты новые специализации направлений  переподготовки для работы в новых  хозяйственных структурах и сфере  малого предпринимательства и бизнеса, банковской и страховой деятельности. В 2011 году на рассмотрение Верховной Рады Украины представлен проект специального Закона Украины «Об образовании взрослых (непрерывное образование)», что установило новые возможности продолжения обучения как по программам профессиональной подготовки, так и по программам, создаваемым в соответствии с образовательными интересами населения.

В условиях рыночных преобразований система образования должна быть ориентирована не только на заказ  со стороны государства, но и на постоянно  растущие общественные потребности, на определенные интересы семей, местных  сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные интересы семей, местных  сообществ, предприятий и реальные потребности конкурентных групп  потребителей образовательных услуг  может создать основу для привлечения  дополнительных материально-технических  и финансовых ресурсов в системе  образования. Определяя новые принципы финансирования высшего образования, необходимо исходить из того, что схема  финансирования рассматривается как  механизм выявления и оптимального удовлетворения потребностей каждого  из потребителей образовательных услуг  и их результата - подготовленного  специалиста. На современном этапе  развития экономики финансирования системы образовательной сферы должно обеспечить ее соответствие текущим и перспективным потребностям личности, предприятия, государства, общества.

 

 

 

2.2. Обеспечение  бюджетного финансирования системы  образования

 

В финансировании дошкольных учреждений существуют определенные особенности. Планирование фонда зарплаты осуществляется по упрощенной методике: количество рабочих  мест умножается  на среднюю ставку зарплаты. Количество мест воспитателей и их помощников  устанавливается по нормативам на одну группу. Норматив зависит от продолжительности пребывания детей в учреждении: более распространенное – 12 –часовое пребывание детей, по которому норматив включает 2 воспитателя + 2 помощника. Количество рабочих мест вспомогательного персонала устанавливается по типовым штатным расписаниям, исходя из численности детей в детском учреждении[12, с. 27].

Оплата отпускных.

Основной особенностью планирования фонда зарплаты является выделение  средств на замещение работников, находящихся в отпуске. Сумма  этих затрат планируется путем умножения  общей численности дней отпуска  данного рабочего места на среднедневную зарплату.

Частичная оплата затрат в детских  дошкольных учреждениях осуществляется также за счет родителей.

Общей особенностью для школ-интернатов и детских дошкольных учреждений является установление частичного покрытия затрат за счет оплаты родителей. Эта  оплата  зачисляется не на счета данных учреждений, а в бюджет. Вся  сумма затрат по смете финансируется из бюджета.

Основную часть расходов местного бюджета на образование составляет финансирование общеобразовательных  школ. В основе определения объемов  финансирования лежат два показателя:

· Исходный – количество  учеников;

· Производный -  количество классов.

Эти показатели отражаются на две  даты: 1 января и 1 сентября планового бюджетного года.

Количество учеников на 1 января планового  года принимается на уровне контингента 1 сентября текущего года. Количество учеников на 1 сентября планового года определяется с учетом полного перехода учеников из класса в класс.

Например, количество учеников 2-х  классов на 1 сентября равняется  количеству учеников 1-х классов  на 1 января. Количество учеников 1-х  классов на 1 сентября текущего года устанавливается на основе переписи детей в районе функционирования школы. Количество учеников 10-х классов  определяется с учетом поступления  в ПТУ и колледжи выпускников 9-х классов.

Количество классов определяется на каждое число, исходя из нормативов наполнения одного класса. Они установлены на таком уровне:

·  1-9 классы – 35 учеников;

· 10-11 классы – 25 учеников.

Поскольку бюджетный год не совпадает  с учебным , кроме показателей на 1 января и 1 сентября, рассчитываются среднегодовые показатели по такой формуле: 
                                               К =  ((К01 х 8) / 12) +((К08 х 4) / 12)          (2.1)

Система зарплаты учителей состоит из 3 составляющих:

· оплаты учебных часов;

· доплаты за проверку тетрадей;

· дополнительные доплаты.

Основным элементом  выступает оплата учебных часов, которая определяется по такой формуле:

Оч = (С  х   Кч) / Нч                    (2.2)

Где: С – ставка зарплаты учителя. Устанавливается в зависимости от образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее) и квалификационных категорий (учитель, учитель-методист, заслуженный учитель, народный учитель);

Информация о работе Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования