Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Раздел 1. Теоретические основы бюджетного
финансирования образования и науки……………………………
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного
бюджета, его формирование и
исполнение……………………………………………………
1.3. Роль бюджетного
Раздел 2. Система образования и
науки в Украине и ее финансовое
обеспечение…………………………………………………
2.1. Развитие системы образования
и науки Украины в современных
условиях…………………………………………………………
2.2. Обеспечение бюджетного
2.3. Государственное
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового
3.2. Проблемы бюджетного
3.3. Предложения по развитию
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………96
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, социально-экономического развития государства и регионов. Учитывая важность государственного и местных бюджетов в жизни Украины, их значимость в решении вопрос развития национальной экономики, представляется актуальной проблема эффективного обеспечения бюджетного финансирования таких сфер национальной экономики как образование и наука в Украине.
Основным источником финансирования расходов на образование и науку в нашей стране является Государственный бюджет. От правильного использования государственных финансов зависит качество и результативность развития сферы образования и науки. Многие проблемы в системе образования и науки не решаются из-за дефицита бюджетного финансирования. Поэтому представляется важным изучение вопросов, связанных со структурой бюджетных расходов на развитие этих двух сфер экономики, принципами политики государства в области образования и науки и другими.
Система народного образования в нашей стране является единственным комплексом последовательно соединенных между собой звеньев воспитания и обучения:
• дошкольное воспитание;
• общее среднее образование;
• внешкольное воспитание;
• профессионально-техническое
• среднее специальное и высшее образование.
Это закреплено в Законах Украины «Об общем среднем образовании» № 651 от 13.05.1999 и «О высшем образовании» № 1284-ИП от 17.01.2002 г. Принципы государственной политики в области образования [1, с.94]:
Основную часть расходов бюджета на образование составляют расходы, направленные на финансирование общеобразовательных школ.
Финансово-хозяйственная
Источниками формирования сметы являются:
• средства местных бюджетов по нормативам финансирования общего образования в объеме государственных стандартов образования;
Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
Объектом исследования в дипломной работе является система отношений, возникающих по поводу бюджетного финансирования сферы образования и науки в Украине. Предметом исследования является механизм совершенствования бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, приложения.
В первом разделе дипломной работы рассматриваются общетеоретические вопросы бюджетного финансирования сферы образования и науки, зарубежный опыт финансирования этих сфер экономики.
Во втором разделе дипломной работы рассматриваются особенности системы образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение.
Третий раздел дипломной работы посвящен государственной политики финансирования сферы образования и науки в Украине и основным направлениям ее совершенствования.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
1.1. Государственный
бюджет как основной
Бюджетным кодексом Украины регулируются отношения, которые возникают в процессе составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их выполнении, а также контроля за выполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.
Госуда́рственный бюдже́т Украи́ны – это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода[14, с.1].
Выполнить бюджет — это собрать
доходы, минимальная сумма которых
установлена в законах о
Бюджетная система является одним
из атрибутов независимой
Бюджетная система состоит из государственного
бюджета и местных бюджетов, к
которым по действующему законодательству
в стране принадлежит бюджет Автономной
Республики Крым, а также областные и районные
бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты
местного самоуправления. Для прогнозирования
и анализа социально-экономического развития
государства и административно-
Бюджетная система Украины основывается на принципах, определенных Бюджетным кодексом Украины (рис. 1.1.)[1, с.8].
Начало формирования бюджетной системы на указанных принципах было положено принятым в 1990 г. Законом Украины "О бюджетной системе Украины"[23]. Через недостаточность опыта законотворчества данный закон не является совершенным, что сказалось и на качестве создаваемой бюджетной системы. Поэтому в июне 1995 г. была принята новая редакция Закона "О бюджетной системе Украины", образовано Государственное казначейство Украины как орган государственного управления, предназначенный для обеспеченности эффективного управления средствами госбюджета, оперативности в финансировании расходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов в госбюджеты, управления государственным долгом, контроля за поступлением и расходованием средств целевых внебюджетных фондовых внебюджетных фондов.
В 1996 г создана Счетная палата Украины, правовой статус которой определен Законом Украины "О Счетной палате"[45, с.75-82].
Рис. 1.1. Принципы бюджетной системы Украины
Она предназначена для организации и осуществления контроля за своевременным выполнением расходной части Госбюджета Украины, расходованием бюджетных средств по объемам, структуре и их целевому назначению, образованных и погашением внутреннего и внешнего долга Украине, за финансированием общегосударственных программ развития и других мероприятий.
Важную роль в развитии бюджетной системы сыграло принятие в 2004 г. Бюджетного кодекса Украины. Он регулирует отношения по составлению, рассмотрению, утверждения, исполнения бюджетов, составления, рассмотрения в и одобрение отчетов об их выполнении, а также контроля за выполнением Госбюджета Украины и местных бюджетов. В Украине применяется бюджетная классификация, назначение которой в создании контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, связанную с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за ним. Созданная в Украине бюджетная система имеет рыночный характер. Однако остается до конца нерешенной одна из важных проблем - распределение ресурсов между государственным и местными бюджетами.
Формирование бюджетной
Рис. 1.2. Принципы современной налоговой системы
Эффективность налоговой системы означает, что она должна выполнять стимулирующую и регулирующую функции, а не только фискальную. Справедливость предполагает равномерность налоговой нагрузки, связанную с уровнем богатства и доходов субъектов налогообложения. Полезность предусматривает возврат полученных средств в форме социальных выплат. Оптимальное соотношение между эффективностью и справедливостью предусматривает нецелесообразности чрезмерного перераспределения национального дохода через налоговый механизм.
Формирование налоговой
В основу этой системы был положен
классическую схему налогов, характерных
для стран с развитой рыночной
экономикой. Было предусмотрено разветвленную
систему налогов, присущих развитой
рыночной экономике, тогда как выполнение
их базировалось преимущественно на
административно-директивных
Применение такой классической системы в условиях трансформированой экономики привело к увеличению количества убыточных предприятий, рост безработицы, усложнение социально-экономической ситуации в стране. Это обусловлено тем, что акцент был сделан на фискальной функции, тогда как регулирующая и стимулирующая функции фактически игнорировались.
Его направления были определены новой редакции Закона Украины "О системе налогообложения", принятого в феврале 1997 г. Этим законом было определено структуру системы налогообложения Украины (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Структура системы налогообложения Украины
Законами "О налоге на добавленную стоимость" и "О налогообложении прибыли предприятий"[23] в корне была изменена подход к осуществлению этих налогов.
Происходило и формирования государственных
органов налогообложения. В 1990 г
на базе отделений государственных
доходов финансовых органов были
созданы налоговые инспекции, которые
подчинялись Министерству финансов
в Украине. Формирование налоговых
органов Украины