Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 14:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения бюджетного финансирования образования и науки в Украине.
В дипломной работе решались следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6
1.1. Государственный бюджет как основной финансовый план государства….6
1.2. Структура государственного бюджета, его формирование и исполнение………………………………………………………………………...13
1.3. Роль бюджетного финансирования в обеспечение функционирования сферы образования и науки………………………………………………………24
Раздел 2. Система образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33
2.1. Развитие системы образования и науки Украины в современных условиях…………………………………………………………………………...33
2.2. Обеспечение бюджетного финансирования системы образования………43
2.3. Государственное финансирование научной деятельности………………..51
Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62
3.1. Формирование финансового механизма системы образования и науки……………………………………………………………………………….62
3.2. Проблемы бюджетного финансирования образования и науки и их решение……………………………………………………………………………65
3.3. Предложения по развитию финансирования образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Виталик.docx

— 822.13 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

 

Раздел 1. Теоретические основы бюджетного финансирования образования и науки…………………………………………………………………………....6

1.1. Государственный бюджет как  основной финансовый план государства….6

1.2. Структура государственного  бюджета, его формирование и  исполнение………………………………………………………………………...13

1.3. Роль бюджетного финансирования  в обеспечение функционирования  сферы образования и науки………………………………………………………24

Раздел 2. Система образования и  науки в Украине и ее финансовое обеспечение…………………………………………………………………..33

2.1. Развитие системы образования  и науки Украины в современных  условиях…………………………………………………………………………...33

2.2. Обеспечение бюджетного финансирования  системы образования………43

2.3. Государственное финансирование  научной деятельности………………..51

Раздел 3. Государственная политика финансирования сферы образования  и науки в Украине и основные направления ее совершенствования.…62

3.1. Формирование финансового механизма  системы образования и науки……………………………………………………………………………….62

3.2. Проблемы бюджетного финансирования  образования и науки и их  решение……………………………………………………………………………65

3.3. Предложения по развитию финансирования  образовательной и научной деятельности………………………………………………………………………74

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...……93

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………96

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….………….102

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, социально-экономического развития государства и регионов. Учитывая важность государственного и местных бюджетов в жизни Украины, их значимость в решении вопрос развития  национальной экономики, представляется актуальной  проблема  эффективного обеспечения  бюджетного  финансирования  таких  сфер национальной экономики как образование и наука в Украине.

Основным источником финансирования расходов на образование и науку в нашей стране является Государственный бюджет. От правильного использования государственных финансов зависит качество и результативность развития сферы образования и науки. Многие проблемы в системе образования и науки не решаются  из-за дефицита бюджетного финансирования. Поэтому представляется важным  изучение вопросов, связанных со структурой бюджетных расходов на развитие этих двух сфер экономики, принципами политики государства в области образования и науки и другими.

Система народного образования  в нашей стране является единственным комплексом последовательно соединенных  между собой звеньев воспитания и обучения:

• дошкольное воспитание;

• общее среднее образование;

• внешкольное воспитание;

• профессионально-техническое обучение;

• среднее специальное и высшее образование.

Это закреплено в Законах Украины  «Об общем среднем образовании» № 651 от 13.05.1999 и «О высшем образовании» № 1284-ИП от 17.01.2002 г. Принципы государственной  политики в области образования [1, с.94]:

    • Доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством;
    • Равенство условий каждого человека для полной реализации его способностей;
    • Гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
    • Органическая связь с мировой и национальной историей, культурой, традициями;
    • Независимость образования от политических партий, общественных и религиозных организаций.

Основную часть расходов бюджета  на образование составляют расходы, направленные на финансирование общеобразовательных  школ.

Финансово-хозяйственная деятельность общеобразовательных школ осуществляется на основе единой сметы доходов и  расходов.

Источниками формирования сметы являются:

• средства местных  бюджетов по нормативам финансирования общего образования в объеме государственных стандартов образования;

Целью дипломной работы является изучение вопросов и проблем обеспечения  бюджетного финансирования образования  и науки в Украине.

В дипломной работе решались  следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и структуру в целом бюджетного процесса;
  • определить финансовое обеспечение образования и науки в Украине;
  • охарактеризовать финансовый механизм образовательного и научного рынка и необходимость его совершенствования;
  • проанализировать проблемы бюджетного финансирования образования и науки;
  • рассмотреть пути решения проблем по развитию финансирования образовательной и научной деятельности.

Объектом исследования в  дипломной  работе  является система отношений, возникающих по поводу бюджетного финансирования сферы образования и науки  в Украине. Предметом исследования является механизм совершенствования бюджетного финансирования образования и науки в Украине.

Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, приложения.

В первом разделе дипломной работы рассматриваются общетеоретические вопросы бюджетного финансирования сферы образования и науки,  зарубежный опыт финансирования этих сфер экономики.

Во втором разделе дипломной работы рассматриваются особенности системы образования и науки в Украине и ее финансовое обеспечение.

Третий  раздел  дипломной работы посвящен государственной политики финансирования сферы образования и науки в Украине и основным направлениям ее совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

1.1. Государственный  бюджет как основной финансовый  план государства

 

Бюджетным кодексом Украины регулируются отношения, которые возникают в  процессе составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их выполнении, а также  контроля за выполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Госуда́рственный бюдже́т Украи́ны – это план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода[14, с.1].

Выполнить бюджет — это собрать  доходы, минимальная сумма которых  установлена в законах о государственном  или местном бюджете.

Бюджетная система является одним  из атрибутов независимой национальной экономики. Поэтому после обретения  независимости в Украине началось создание собственной бюджетной  системы, основанная на экономических  отношениях, урегулированных правовыми  нормами, совокупность видов бюджетов, существующих на территории Украины.

Бюджетная система состоит из государственного бюджета и местных бюджетов, к  которым по действующему законодательству в стране принадлежит бюджет Автономной Республики Крым, а также областные и районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления. Для прогнозирования и анализа социально-экономического развития государства и административно-территориальных образований анализа эффективности бюджетных расходов и оснований для предоставления помощи в Украине составляется сводный (консолидированный) бюджет. Такие бюджеты не утверждается, а имеют лишь расчетный характер.

Бюджетная система Украины основывается на принципах, определенных Бюджетным  кодексом Украины (рис. 1.1.)[1, с.8].

Начало формирования бюджетной  системы на указанных принципах  было положено принятым в 1990 г. Законом Украины "О бюджетной системе Украины"[23]. Через недостаточность опыта законотворчества данный закон не является совершенным, что сказалось и на качестве создаваемой бюджетной системы. Поэтому в июне 1995 г. была принята новая редакция Закона "О бюджетной системе Украины", образовано Государственное казначейство Украины как орган государственного управления, предназначенный для обеспеченности эффективного управления средствами госбюджета, оперативности в финансировании расходов в пределах имеющихся объемов финансовых ресурсов в госбюджеты, управления государственным долгом, контроля за поступлением и расходованием средств целевых внебюджетных фондовых внебюджетных фондов.

В 1996 г создана Счетная палата Украины, правовой статус которой определен Законом Украины "О Счетной палате"[45, с.75-82].

Рис. 1.1. Принципы бюджетной системы Украины

Она предназначена для организации и осуществления контроля за своевременным выполнением расходной части Госбюджета Украины, расходованием бюджетных средств по объемам, структуре и их целевому назначению, образованных и погашением внутреннего и внешнего долга Украине, за финансированием общегосударственных программ развития и других мероприятий.

Важную роль в развитии бюджетной  системы сыграло принятие в 2004 г. Бюджетного кодекса Украины. Он регулирует отношения по составлению, рассмотрению, утверждения, исполнения бюджетов, составления, рассмотрения в и одобрение отчетов  об их выполнении, а также контроля за выполнением Госбюджета Украины и местных бюджетов. В Украине применяется бюджетная классификация, назначение которой в создании контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, связанную с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за ним. Созданная в Украине бюджетная система имеет рыночный характер. Однако остается до конца нерешенной одна из важных проблем - распределение ресурсов между государственным и местными бюджетами.

Формирование бюджетной системы  тесно связано с созданием  налоговой системы[3, с. 274]. Она является совокупностью принципов налогообложения, отдельных видов налогов, соответствующих субъектов и объектов налогообложения в их взаимодействии, подчиненных законам развития и функционирования экономической системы. Основные принципы современной налоговой системы описаны на рисунке 1.2.

Рис. 1.2. Принципы современной налоговой системы

Эффективность налоговой системы  означает, что она должна выполнять  стимулирующую и регулирующую функции, а не только фискальную. Справедливость предполагает равномерность налоговой нагрузки, связанную с уровнем богатства и доходов субъектов налогообложения. Полезность предусматривает возврат полученных средств в форме социальных выплат. Оптимальное соотношение между эффективностью и справедливостью предусматривает нецелесообразности чрезмерного перераспределения национального дохода через налоговый механизм.

Формирование налоговой системы  в Украине было начато принятым в  июне 1990 г. Законом Украины «О системе налогообложения»[23].

В основу этой системы был положен  классическую схему налогов, характерных  для стран с развитой рыночной экономикой. Было предусмотрено разветвленную  систему налогов, присущих развитой рыночной экономике, тогда как выполнение их базировалось преимущественно на административно-директивных методах.

Применение такой классической системы в условиях трансформированой экономики привело к увеличению количества убыточных предприятий, рост безработицы, усложнение социально-экономической ситуации в стране. Это обусловлено тем, что акцент был сделан на фискальной функции, тогда как регулирующая и стимулирующая функции фактически игнорировались.

Его направления были определены новой  редакции Закона Украины "О системе  налогообложения", принятого в  феврале 1997 г. Этим законом было определено структуру системы налогообложения Украины (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Структура системы налогообложения Украины

Законами "О налоге на добавленную  стоимость" и "О налогообложении  прибыли предприятий"[23] в корне была изменена подход к осуществлению этих налогов.

Происходило и формирования государственных  органов налогообложения. В 1990 г  на базе отделений государственных  доходов финансовых органов были созданы налоговые инспекции, которые  подчинялись Министерству финансов в Украине. Формирование налоговых  органов Украины активизировалось с принятием Закона Украины "О  государственной налоговой службе в Украине", согласно которому их систему образуют Государственная налоговая Украины, государственные налоговые администрации в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе и государственные налоговые инспекции в районах и городах. Центральным налоговым органом является Государственная налоговая, задачи и функции которой определяются Законом Украины "О Государственной налоговой службе в Украине" и Положением о Государственной налоговой администрации Украины, утвержденным Указом Президента Украины  от 13 июля 2000 г[24].

Информация о работе Государственная политика финансирования сферы образования и науки в Украине и основные направления ее совершенствования