Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:12, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – на основе модельного подхода, учитывающего влияние различных факторов исследовать механизм банковского ценообразования по кредитам, отдельно выделив влияние такого фактора, как кредитные риски.
Введение 3
1 Процентная ставка по ссудам и факторы, ее определяющие 8
1.1 Процентная ставка как цена банковского кредита 8
1.2 Динамика процентной ставки по кредитам в России 18
2 Влияние кредитного риска на формирование процентной ставки по банковским ссудам 29
2.1 Кредитные риски: классификация и методы оценки 29
2.2 Оценка кредитоспособности заемщика для целей ценообразования 35
2.3 Модели банковского ценообразования с учетом кредитных рисков 45
3 Практические аспекты и проблемы реализации модельного подхода к банковскому ценообразованию 58
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложение А 75
Избранный
метод определения базовой
спрос на кредит со стороны предприятий (чем меньше спрос, тем дешевле кредит). В общем случае, цена и спрос находятся в обратно пропорциональной зависимости, то есть с увеличением цены спрос падает и наоборот. Для адекватной оценки спроса необходимо принимать во внимание чувствительность спроса к изменению цены (или эластичность спроса). Степень эластичности спроса позволяет скорректировать цену на кредит. Правильная оценка эластичности может быть использована банком для повышения размера получаемого дохода (например, при высоко эластичном спросе нелишним было бы слегка понизить цену, чтобы стимулировать спрос и тем самым увеличить объем дохода);
цены, установленные конкурентами. При определении цены нужно очень аккуратно относиться к закладываемой в нее рентабельности (доходности). Слишком высокий процент может повлечь за собой реакцию рынка: конкуренты могут снизить свои процентные ставки (в допустимых пределах), в результате чего значительная доля клиентов посчитает целесообразным кредитоваться у этих банков. В такой ситуации понижение ставки по кредиту не исправит положения, а будет рассмотрено клиентами как ухудшение обслуживания и вряд ли вызовет их расположение;
влияние
других субъектов рынка. На ставку
по ссудам могут оказать давление
кроме конкурентов еще и
взаимоотношения с клиентурой. Практика ценовой дифференциации в отношении клиентов с различной привлекательностью для банка существует уже довольно давно и ведет к установлению цен на кредит, оказываемые избранным клиентам, на уровне, обеспечивающем лишь минимальную маржу. Данные "жертвы" должны компенсироваться за счет предложения потребителям дополнительных услуг (например, расчетно-кассовое обслуживание). Таким образом, в отношении клиентов, приносящих наивысший доход для банка, должна проводится политика наибольшего благоприятствования при предоставлении кредитов с таким расчетом, чтобы это в целом повышало доходность банка. Но, в любом случае, необходимым условием при установлении цены по ссудам таким заемщикам остается превышение доходов по ссуде над расходами;
стабильность денежного обращения в стране (чем выше темп инфляции, тем дороже должна быть плата за кредит, так как у банка повышается риск потерять свои ресурсы из-за обесценения денег);
географический фактор - многие банки имеют разветвленную сеть филиалов и предоставляют ссуды в различных районах, областях и даже странах. В связи с этим возникает необходимость корректировки цен с учетом особенностей региональных кредитных рынков. Иначе банк может потерпеть существенные потери, что так или иначе вынудит его пересмотреть свой подход к ценообразованию ( в частности, Сбербанк РФ до некоторого времени пользовался одними и теми же процентными ставками по всем регионам нашей необъятной страны. Реальная рыночная ситуация заставила отказаться от этого принципа и перейти к дифференцированным процентным ставкам);
степень
риска для банка при
Совокупное действие всех этих факторов позволяет коммерческому банку установить цену на кредит с учетом его реальных возможностей и влияния внешней среды. При этом в каждой конкретной ситуации при выдаче ссуды какой-то фактор оказывает большее влияние, какой-то меньшее. Кредитный риск присутствует в той или иной степени всегда, а в сложившейся экономической ситуации этот фактор вообще приобретает первостепенную важность.
Следует также учитывать, что тарифы – это "предлагаемый" вариант, а не константа, и предприятие может обсуждать его и корректировать как любую цену на товар. Неготовность банка (или персонала) к обсуждению или корректировкам говорит об отсутствии проработанного подхода, а следовательно, снижается его конкурентоспособность.
Итак,
в банках стран с развитой
рыночной экономикой ссуды являются
господствующим активом. В свою
очередь, проценты, получаемые по
этим ссудам, являются первичным
источником доходов. Фактический
размер получаемых процентов зависит
от ставки ссудного процента
и неоплаченного размера
основной задолженности.
Формирование процентной ставки по кредитам
является результатом переговорного процесса
между потенциальными кредиторами и заемщиками.
Факторы, влияющие на достижение или недостижение
договоренности, характеризуют возможности
каждой стороны и связи между ними. Главными
среди этих факторов являются рентабельность
заемщика; стоимость привлеченных средств,
а также ценовая структура пассивов банка;
наличие альтернатив, позволяющих банку
получить большую прибыль с меньшим риском;
наличие каких-либо иных отношений между
договаривающимися сторонами (отношения
собственности, ранее выданные кредиты
и т. п.); оценка кредитного риска.
1.2 Динамика процентной ставки по кредитам в России
Проводившаяся Госбанком Советского Союза вплоть до 1988 года кредитная политика имела целый ряд серьезных недостатков [15]. Во-первых, процентные ставки по всем видам банковского кредита и по отраслям хозяйства устанавливались в централизованном порядке на правительственном уровне. Во-вторых, при их установлении объективно не учитывались сроки кредитования, в результате чего проценты по долгосрочным ссудам были ниже, чем по краткосрочным. Это шло вразрез с мировым банковским опытом. В-третьих, процентные ставки за банковский кредит были неоправданно заниженными. Поэтому в сочетании с существовавшей системой распределения прибыли процент не оказывал должного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий-заемщиков банковского кредита. Кроме того, дешевизна кредита по сравнению с другими источниками финансовых ресурсов порождала в хозяйстве необоснованный спрос на него. Кредитование становилось с годами все более активным, к нему стали "подтягивать" ресурсы, в связи с чем эмиссионная деятельность Госбанка CCCР не имела экономических ограничений.
С 1988 года банковская процентная ставка претерпела существенные изменения. Прежде всего ставка по долгосрочным кредитам стала устанавливаться на более высоком уровне, чем по краткосрочным. Коммерциализация банков потребовала пересмотра и общего уровня процентных ставок по банковским кредитам в сторону их повышения. Формирование партнерских отношений банков с хозяйствующими субъектами как равноправными сторонами кредитных отношений потребовало распространения принципа платности и на депозитные операции банков, в которых они уже сами выступают в качестве заемщиков ресурсов по отношению к предприятиям и другим организациям. Равноправие хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики заставило банки отказаться от политики благоприятствования в области определения процентных ставок за кредит по отраслевому признаку заемщиков и, следовательно, по уровню рентабельности их производства.
В период рыночной трансформации российской экономики появилось большое количество банков, а следовательно и конкуренция между ними. Динамика процентных ставок, а также сумма выданных кредитов за период с 1990 по 2003 г.г. представлены в Приложении. Расчеты выполнены автором работы по статистическим данным. [30]
За последнее время конкуренция между коммерческими банками заметно усилилась. Причиной этому послужило развитие реального сектора экономики и нежелание банков участвовать в финансовых спекуляциях со слишком высокими долями риска. Традиционной формой конкурентной борьбы является "ценовая (тарифная) конкуренция, используемая, как правило, с целью "расчистки" рынка от более слабых соперников (то есть для переключения на себя покупателей или клиентов конкурентов) или проникновения на новый для себя рынок, уже освоенный другими. Инструментом ценовой конкуренции в банковской сфере выступает ценовая политика банка. А главным орудием в этой борьбе служит предоставление кредитов по ставкам ниже, чем у других конкурентов. Для крупных, устойчиво работающих предприятий, постоянно использующих кредиты в своей деятельности, вопрос о снижении ставки кредитования, хотя бы, на 2-3 процента, оказывается решающим при принятии решения о переводе счетов или части финансовых потоков в тот банк, который предложит более низкие ставки.
Рассмотрим факторы, влияющие на величину процентной ставки по кредитам последовательно, чтобы оценить их влияние в посткризисный период российской экономики и выявить возможности компромисса между кредитором и заемщиком по каждому из них. При этом ограничимся ставкой по кредитам в рублях, так как, во-первых, валюта кредита определяется не процентной ставкой, а целевым характером кредита, а во-вторых, в течение последних двух лет значение процентной ставки по кредитам в валюте практически эквивалентно процентной ставке по кредитам в рублях с учетом роста курса.
Для промышленных предприятий процентная ставка является, пожалуй, основным фактором, определяющим доступность кредитов, то есть возможность пользоваться кредитными ресурсами банков. Это видно из простого сопоставления динамики заимствований и стоимости кредитов. Рост заимствований промышленности (в реальном выражении) начался именно тогда, когда процентная ставка по кредитным ресурсам оказалась ниже той, что могли себе позволить предприятия.
В январе 1999-го - мае 2000 года ставки предложения кредитов банковским сектором были стабильно выше, чем ставки, по которым промышленные предприятия могли привлекать кредитные ресурсы. В то же время обе ставки - и спроса, и предложения - снижались, поэтому, согласно опросам предприятий, условия кредитования улучшались. По всей видимости, в этот период повышалась дискретность кредитования: об этом свидетельствуют сокращение заимствований промышленности и рост количества кредитуемых предприятий (с 45 процентов в январе 1999 года до 51процента в мае 2000-го). Действительно, растущая рентабельность, а следовательно, и ликвидность несколько ослабили зависимость предприятий от заимствований. Поэтому кредитные ресурсы привлекались в меньших объемах.
С
ноября 2000 года, когда процентные ставки
стали приемлемы для
Справедливости ради необходимо отметить, что объективно допустимые (с точки зрения рентабельности) ставки по привлекаемым кредитам не всегда согласуются с теми ставками, по которым промышленные предприятия готовы привлекать кредитные ресурсы, и ставками, по которым банковский сектор кредитует экономику (см. таблицу 1).
Таблица 1 - Предельные ставки привлечения и ставки предложения кредитных ресурсов (процентов годовых)
|
В период начала роста кредитования (2000 год) промышленность потенциально была готова и к более высоким ставкам: об этом свидетельствует превышение допустимой ставки по кредитам над ставкой предложения. При этом относительно низкий уровень запрашиваемых предприятиями ставок на кредитные ресурсы (23,8 процентов годовых), по всей видимости, обусловлен меньшим спросом на кредиты со стороны высокорентабельной нефтяной промышленности и готовностью остальных отраслей привлекать кредитные ресурсы по ставке не выше 24 процентов годовых.
Рис.
1 - Динамика процентных ставок по рублевым
и валютным кредитам
Положительная
разница между ставкой
Информация о работе Формирование процентной ставки по банковским ссудам