Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 00:12, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – на основе модельного подхода, учитывающего влияние различных факторов исследовать механизм банковского ценообразования по кредитам, отдельно выделив влияние такого фактора, как кредитные риски.
Введение 3
1 Процентная ставка по ссудам и факторы, ее определяющие 8
1.1 Процентная ставка как цена банковского кредита 8
1.2 Динамика процентной ставки по кредитам в России 18
2 Влияние кредитного риска на формирование процентной ставки по банковским ссудам 29
2.1 Кредитные риски: классификация и методы оценки 29
2.2 Оценка кредитоспособности заемщика для целей ценообразования 35
2.3 Модели банковского ценообразования с учетом кредитных рисков 45
3 Практические аспекты и проблемы реализации модельного подхода к банковскому ценообразованию 58
Заключение 67
Список использованных источников 72
Приложение А 75
Ссуды приносят самую высокую потенциальную прибыль. Если банки находят достаточное количество выгодных кредитов и адекватно их оценивают, то они могут рассчитывать на продолжающийся рост своих доходов. Проблема состоит в том, что банки встречают все более сильную конкуренцию со стороны других заимодавцев, которые, пытаясь утвердиться на рынке, проводят очень агрессивную политику в области цен на кредит.
В России кредиты, выданные реальному сектору на протяжении двух последних лет, также составляют основную часть активов российских банков. Доля кредитов нефинансовому сектору в активах банков постоянно увеличивалась и к началу четвертого квартала 2002 года достигла 44 процентов - самого высокого показателя за всю недолгую историю российской банковской системы [28] .
Именно за счет процентных доходов по кредитам российским банкам удалось добиться впечатляющих финансовых результатов. Чистая прибыль банков за 2001 год составила 69,8 млрд рублей, а за три квартала 2002-го - 80,8 млрд рублей. При этом чистые процентные доходы (разность между процентами, полученными по кредитам и выплаченными по депозитам) достигли 93,9 млрд и 106 млрд рублей соответственно [28]. Важность этого источника банковских доходов трудно переоценить.
Банковское кредитование предприятий и других организационно-правовых структур на производственные и социальные нужды должно осуществляться при строгом соблюдении принципов кредитования. Последние представляют собой основу, главный элемент системы кредитования, поскольку отражают сущность и содержание кредита, а также требования объективных экономических законов, в том числе и в области кредитных отношений. К основным принципам кредитования относятся следующие: срочность, возвратность, дифференцированность, обеспеченность и платность.
Принцип платности кредита означает, что каждое предприятие-заемщик должно внести банку определенную плату за временное заимствование у него для своих нужд денежных средств. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента - это своего рода цена кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на коммерческий расчет предприятий, побуждая их к увеличению собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств [27]. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его расходов, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата. Кроме того, платность кредита обеспечивает банку получение прибыли для увеличения ресурсных фондов (резервный, уставной фонды) и использования на другие собственные нужды.
Цены (тарифы) банка определяют стоимость услуг проводимых операций с клиентом. Зарубежные банки ставят важность продуманной ценовой политики наряду с ноу-хау по внутренним разработкам аналитических отделов.
В тарифах регламентированы все операции, которые осуществляет банк и, исходя из этих данных, можно установить тип банка – инвестиционный, расчетный, активно кредитующий. Немаловажный фактор – детализация операций, степень их расшифровки. Очень важно знать подходы к составлению тарифов. Их, по большому счету, два: первый – все операции регламентированы и равноценно отражены в своей стоимостной оценке; второй – стоимость почти всех операций близка к себестоимости, но есть (и это очень важно!) какая-либо ключевая операция или группа операций с "замаскированной" внутренней стоимостью, и именно на ней предприятие будет постоянно платить, а часто и переплачивать. Сами цены на операции и услуги могут быть двух видов: фиксированные и в виде процентов от суммы или оборота. Как правило, "замаскированные" операции (стоимость) скрывается под процентными ценами или словами "по договоренности". Но это тоже не следует понимать буквально: например, кредитная ставка определяется исходя из двух параметров – ставки Центрального Банка и уровня рыночного спроса и предложения. Естественно, тариф не может быть жестко закреплен. Показателем качества составления цены и, соответственно, конкурентоспособности, является наличие нескольких вариантов и очень персонифицированного подхода – основными критериями и аргументами в споре или договоре о ценах являются прогнозируемые (предполагаемые) обороты по счетам и остатки на расчетных счетах, а также круг предполагаемого взаимодействия. Кроме всего прочего, тарифы должны иметь четкую логику и иерархию, то есть строиться от общего к частному, они должны быть достаточно полными и соответствовать времени и уровню бизнеса и предприятия-клиента, а лучше, чтобы в них было больше, чем требуется предприятию на данный момент. Понятие логики определяет взаимосвязи разделов тарифов и показателей и определяет внутреннюю структуру работы банка.
Определяя свою ценовую стратегию, коммерческие банки должны следовать экономическим законам. Они не должны предоставлять дорогие кредиты ненадежным заемщикам. Но банки не могут предоставлять и слишком дешевые кредиты, так как сами получают средства по рыночной цене. Нельзя удовлетворять любую потребность в средствах, иначе банк может нанести непоправимый ущерб как себе, так и другим. Конкурентную борьбу за рынок, за клиента нужно вести, основываясь на принципах, которыми руководствуется вся мировая банковская система.
Хотя банки предлагают своим клиентам много различных процентных ставок, можно выделить несколько основных характерных особенностей. До 70-х годов западные банки привязывали ставки большинства ссуд к "прайм-рейту", который они описывали, как самую низкую ссудную ставку, предоставляемую лучшим коммерческим заемщикам [25]. "Прайм-рейт" был административной ставкой, которую банки меняли в ответ на долгосрочные фундаментальные изменения ставок рынка денег. Таким образом, "прайм-рейт" менялся не часто, но его изменение сигнализировало о постоянных движениях в уровнях процентных ставок.
Следует сказать, что существует целая система ставок "прайм-рейт". Наибольшее значение имеет национальный "прайм-рейт", объявляемый банками финансовых центров. Эти банки конкурируют на одних и тех же национальных и международных рынках, так что когда один банк меняет свою ставку "прайм-рейт", остальные мгновенно вторят ему.
Крупные и средние региональные банки обычно предлагают свои собственные - "местные" ставки "прайм-рейт". Банки финансовых центров служат как бы лидерами в процессе установления ставок, но большинство других банков меняют свои ставки "прайм-рейт" с некоторым опозданием, в зависимости от условий местного рынка. Если клиенты будут настаивать, они могут привязать свои базовые ставки к "прайм-рейту" крупного регионального банка. Мелким банкам приходится следовать в фарватере изменений ставок, диктуемых крупными банками, но делают они это с запаздыванием. Таким образом, ставки по ссудам в мелких банках могут не меняться одновременно со стоимостью их активов.
С середины 70-х годов значение "прайм-рейта" уменьшилось и эта ставка теперь не играет главной роли. Сейчас на практике банки позволяют заемщикам выбирать свою собственную базовую ставку из предлагаемых - ставка 3-х месячных депозитных сертификатов, коммерческих бумаг, ставка федеральных фондов, лондонская межбанковская ставка (LIBOR) и другие. Эффективная банковская прибыль неизменно ниже прибыли, получаемой на основе банковской ставки "прайм-рейт". Образование цены кредита на основе "прайм-рейт" теперь используется почти исключительно только для малого бизнеса. Банки, осуществляющие ценообразование на основе этой ставки, по сути дела разделяют клиентов по их альтернативным источникам кредита. Заемщики с непосредственным доступом к рынкам денег платят ставку ниже "прайм-рейта". Заемщики же, не имеющие такого выхода на рынки денег, вынуждены платить более высокие ставки, устанавливаемые банками.
Сейчас большинство банков оценивают коммерческие ссуды, отталкиваясь от базовых ставок, служащих указателем стоимости банковских фондов. Другими точками отсчета, как уже было отмечено, могут быть ставки федеральных фондов, ставки по депозитным сертификатам, ставки коммерческих бумаг, Лондонская межбанковская ставка (LIBOR) и собственная взвешенная стоимость фондов банка. Ставка по ссуде устанавливается с некоторой надбавкой на базовую ставку, так что доход в виде процентов меняется прямо пропорционально уровню стоимости заимствования. Такие ссуды с колеблющейся ставкой весьма популярны среди банков, так как они повышают чувствительность ссуд к ставкам банковских активов параллельно с повышенной чувствительностью к ставкам банковских пассивов. Одновременно с этим размер надбавки отражает разницу в степени риска неплатежа, ассоциируемой с данным заемщиком. Размер надбавки увеличивается как по мере увеличения класса риска ссуды, так и по мере увеличения срока погашения, поскольку за более долгий срок финансовое положение заемщика может значительно ухудшиться. И, наконец, значительная часть коммерческих и практически все потребительские ссуды имеют фиксированную ставку.
В любом случае указываемые в договоре ссудные ставки должны отражать оценочную стоимость банковских фондов, риск неплатежа и премию за риск, связанный с изменением процентных ставок в течение срока действия соглашения.
Основной принцип, положенный в основу при определении базовой процентной ставки, - доходы по ссуде должны превышать расходы. Один из наиболее эффективных методов установления базовой процентной ставки основан на учете стоимости фондов банка. Этот метод ценообразования основан на анализе безубыточности и обеспечивает получение целевой прибыли [39].
Задача
получения целевой прибыли
расходов по привлеченным средствам (средняя ставка по привлеченным средствам). Чем выше стоимость привлеченных средств, тем выше базовая ставка. Поэтому банки стремятся минимизировать стоимость привлеченных средств. С этой целью привлекаются дешевые ресурсы от населения;
отчислений в фонд обязательного резервирования (удельный вес в сумме привлеченных средств). Суммы отчислений в этот фонд регулируются Центральным Банком России (ЦБР). За нарушение квот резервирования коммерческим банкам грозят штрафные санкции;
величины неработающих активов (удельный вес в привлеченных ресурсах). Значительная часть ресурсов банка, поступающих на корреспондентские счета, остается без движения в течение длительного времени и не приносит доходов. Учреждения банка должны стремиться держать на коррсчетах минимум средств, необходимый для удовлетворения текущих обязательств перед клиентами и кредиторами, а также на покрытие своих текущих потребностей;
затрат на административно-управленческий персонал (их удельного веса в привлеченных ресурсах);
налогов (их удельного веса в привлеченных ресурсах);
рентабельности операций (закладывается в бизнес-плане, регулируется рынком).
Относительно расходов по привлеченным средствам хотелось бы отметить следующее. Активы и пассивы любого банка тесно связаны друг с другом, в частности, кредитные (ссуды) и депозитные (депозиты) операции. Выходя на рынки кредитов, банки должны постоянно контролировать состояние своих пассивов. Банкиры следят за наличием свободных ресурсов, сроками востребования депозитов, стоимостью привлекаемых капиталов и сбережений. Если приток ресурсов в банк замедляется и не может быть обеспечен на приемлемых условиях (изменяется стоимость этих ресурсов), банк будет вынужден пересмотреть свою политику в области активных операций и, в частности, в области кредитования - изменить процентную ставку по кредитам.
Приведенный выше метод определения базовой процентной ставки характерен для крупных и средних банков, т.е. тех банков, которые "имеют вес" на кредитном рынке. Для мелких банков (и части средних) при определении базовой процентной ставки чаще всего используются метод, основанный на учете текущих рыночных ставок [42]. Этот метод предполагает ориентацию банка при установлении базовой ставки на цены, действующие на кредитном рынке, т.е. те цены, которые предлагаются "значимыми" субъектами рынка (ЦБ РФ, крупные коммерческие банки). Поэтому данный метод носит название "метод следования за лидером". Следует отметить, что определение базовой процентной ставки на основе учетной ставки ЦБ РФ оправдано: ведь назначая ту или иную величину этой ставки ЦБ РФ прежде всего руководствуется поиском оптимальной величины процентной ставки, позволяющей исключить неэффективные инвестиции. Кроме того, в состав привлеченных ресурсов могут входить не только средства, привлеченные от населения, но и межбанковские кредиты.
Информация о работе Формирование процентной ставки по банковским ссудам