Формирование механизма повышения финансовой устойчивости предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:12, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке, на основе системного подхода, концепции механизма повышения финансовой устойчивости предприятия и методов ее реализации для достижения максимизации благосостояния собственников капитала в текущем и перспективном периоде.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- раскрыта сущность финансовой устойчивости как функции финансового менеджмента;
- выявлены особенности и проблемы управления финансовой устойчивостью предприятия;
- исследованы методологические подходы к оценке финансовой устойчивости предприятия;

Работа содержит 1 файл

Касьяненко.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

- производственный метод состоит в том, что для отдельных видов основных средств начисление амортизации осуществляется на основании суммарной выработки объекта за весь период его эксплуатации в соответствующих единицах измерения.

    Ускоренная  амортизация - эффективный способ активизации инвестиционного процесса. По своему предназначению она представляет собой такую систему начисления амортизации, которая за счет опережающих темпов уменьшения остаточной стоимости основных средств, по сравнению с темпами потери ими потребительских свойств, создает финансовые препятствия для своевременного технического обновления производства [22, с.69]. С целью иллюстрации эффективного варианта ускоренной амортизации обратимся к условному примеру (прил. З).

     Предприятия привлекают кредитные ресурсы для того, чтобы пополнить оборотные средства, необходимые для финансирования своей текущей деятельности (увеличение производственных запасов, объемов незавершенного производства, затрат будущих периодов), а также для реализации инвестиционных проектов. Кредит - это заем в денежной или товарной форме, который предоставляется банком, юридическим или физическим лицом (кредитором) другому лицу (заемщику) на условиях срочности, возвратности, платности, целевого характера и обеспечения. Определяя объемы кредитования, сопоставляют потребность предприятия в финансовых ресурсах (как в целом, так и по отдельным направлениям его деятельности) с суммой реальных финансовых ресурсов предприятия. Кредиты, которые могут получать предприятия, классифицируют по кредиторам, формам и видам, целям использования, срокам предоставления, формам обеспечения, порядку предоставления (прил. И).

     Сформированная  предприятием прибыль распределяется на цели накопления (инвестирования) и потребления в соответствии с дивидендной политикой.

        Дивидендная политика представляет собой механизм формирования собственных инвестиционных ресурсов, обеспечивающий оптимизацию пропорций между потребляемой и накапливаемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Привлечение собственного капитала из внешних источников также возможно путем дополнительной эмиссии акций. Эмиссионная политика предприятия представляет собой часть общей политики формирования собственных инвестиционных ресурсов, заключающуюся в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

     Переход к рыночным отношениям в нашей  стране не вызвал активного использования в практике инвестиционной деятельности новых для нас кредитных инструментов, получивших широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. Одним из таких инструментов является финансовый лизинг. Финансовый лизинг (аренда) представляет собой хозяйственную операцию, предусматривающую приобретение арендодателем по заказу арендатора основных средств с дальнейшей передачей их в пользование арендатора на срок, не превышающей периода полной их амортизации с обязательной последующей передачей права собственности на эти основные средства арендатору.

    Одной из форм заемного капитала, используемого предприятием в своей хозяйственной    деятельности,      является      внутренняя      кредиторская задолженность которая   характеризует наиболее краткосрочный вид используемых  предприятием заемных средств, формируемых  им  за  счет  внутренних  источников.

     

    2.2 Методы оценки эффективности собственных и стоимости заемных финансовых ресурсов предприятия 

     Основу  формирования собственных финансовых ресурсов, направляемых на производственное развитие, потребление и другие цели, составляет валовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия.

     Механизм  управления прибылью предприятия строится на системе анализа, получившей название «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» («Cost-Volume-Profit Relationships»). Эта система анализа позволяет выявить роль отдельных факторов  в формировании прибыли и построить целостный механизм управления этим процессом.

     Валовая прибыль от реализации продукции  при неизменном объеме вклада формируется затем под влиянием одного фактора - суммы постоянных издержек. Этот фактор оказывает обратное влияние на формирование валовой прибыли - чем выше сумма постоянных издержек, тем ниже (при прочих равных условиях) будет сумма валовой прибыли.

     Выше  были рассмотрены основные количественные факторы, оказывающие воздействие на формирование суммы валовой прибыли предприятия. Вместе с тем, существует ряд качественных факторов, отражающих внутреннюю пропорциональность отдельных показателей и оказывающих существенное влияние на формирование валовой прибыли.

       Одним из таких факторов является соотношение суммы вклада и суммы чистого дохода предприятия. Эффект влияния этого фактора на   сумму  валовой   прибыли   измеряется   показателем «коэффициент вклада» (KB), который рассчитывается по следующей формуле:

                                                    КВ=В/ЧД                                                                (2.2.1)

       Этот показатель позволяет определить, на какую сумму увеличится валовая прибыль от реализации продукции при определенном увеличении суммы чистого дохода. Для этого сумму прироста чистого дохода необходимо умножить на коэффициент вклада.

        Вторым качественным фактором, оказывающим существенное влияние на формирование валовой прибыли от реализации продукции, является соотношение доли постоянных и переменных издержек в общей их сумме. Это соотношение характеризуется термином «операционный леверидж». Эффект влияния этого фактора на сумму валовой прибыли измеряется показателем «коэффициент операционного левериджа»(КОЛ), который рассчитывается по формулам:

                      КОЛ=В/БП=ΔБП/ΔЧД=В/(В-Ипост)                                (2.2.2)

     Он  показывает, на сколько процентов увеличится сумма валовой прибыли при увеличении суммы чистого дохода на 1%

     Механизм  управления прибылью предприятия от реализации продукции, построенный на базе системы «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», представляет собой комплексную систему воздействия на следующие основные показатели: цену реализации единицы продукции; количество реализуемой продукции; сумму налоговых платежей, входящих в цену продукции; сумму переменных издержек; сумму постоянных издержек; соотношение суммы вклада и чистого дохода; соотношение доли постоянных и переменных издержек в общей их сумме.

     В системе перечисленных показателей главенствующая роль принадлежит количеству реализуемой продукции (при неизменной цене реализации он может быть выражен также объемом реализуемой продукции).

     Графические методы анализа взаимосвязи рассматриваемых  показателей позволяют графически выразить размер достигнутой (или намечаемой к достижению) валовой прибыли (ВПд) в зависимости от объема реализации продукции, чистого дохода, размера и соотношения постоянных и переменных издержек.

     С помощью этих методов можно также  графически определить точку безубыточности (ТБ) предприятия, т.е. необходимый объем реализации продукции, при котором сумма чистого дохода сравняется с суммой издержек.

     Можно определить так называемый «предел безопасности» (или «запас финансовой прочности») предприятия, т.е. объем возможного снижения реализации продукции при неблагоприятной хозяйственной конъюнктуре, который позволяет предприятию продолжать осуществлять рентабельную деятельность.

Предел  безопасности (ПБ) рассчитывается по следующей формуле:

                                 ПБ = Kg — Кб,                                                     (2.2.3)

где   Kg - достигнутый объем реализации продукции; Кб - объем реализации продукции в точке безубыточности.

     Этот  показатель может быть выражен и  относительной величиной -коэффициентом безопасности (коэффициентом запаса финансовой прочности). Его расчет осуществляется по формуле:

                                                             КБ = ПБ/ОР,                                                      (2.2.4)

где  КБ  -  коэффициент безопасности;   ОР  -  общий достигнутый (или намечаемый к достижению) объем реализации продукции.

     Факторный и графический методы управления формированием прибыли от реализации продукции позволяют выявить  и реализовать основные резервы ее роста в плановом периоде.

     Налоговая политика представляет собой составную  часть политики формирования собственных  финансовых ресурсов предприятия, которая  состоит  в выборе наиболее эффективного варианта уплаты налоговых платежей при альтернативных направлениях его  хозяйственной деятельности.

     Оценка  эффективности разработанной налоговой  политики предприятия. Разработанная  предприятием налоговая политика требует  оценки ее эффективности. Такая оценка осуществляется с помощью системы  соответствующих показателей, основными  из которых являются:

     а) коэффициент эффективности  налогообложения. Он позволяет  получить наиболее обобщенную  характеристику эффективности избранной  налоговой политики, показывая как  соотносятся между собой показатели  чистой прибыли и общей суммы  налоговых платежей. Расчет этого показателя осуществляется по формуле:

                                                         Эн=ЧП/Но,                                                           (2.2.5)

где Эн - коэффициент эффективности налогообложения; ЧП - планируемая (или целевая) сумма чистой прибыли; Но - общая сумма планируемых налоговых платежей;

б) налогоемкость  реализации продукции. Этот показатель позволяет определить сумму налоговых платежей, приходящихся на единицу объема реализованной продукции. Расчет этого показателя осуществляется по формуле: 

                                                       НЕр = Но/ОР,                                                         (2.2.6)

   где НЕр - планируемая налогоемкость реализации продукции;  Но - общая сумма планируемых налоговых платежей;  ОР - планируемый объем реализации продукции;

в) коэффициент льготного налогообложения. Этот показатель позволяет определить, насколько эффективно предприятие использует предоставленные законодательством льготы по налоговым платежам в целом (или по отдельным видам налогов). При расчете этот показателя используется следующая формула: 

                                                  Клн = ∑НЛ/(∑НЛ + Но),                                             (2.2.7)

где  Клн   - коэффициент льготного налогообложения; ∑ НЛ - общая сумма налоговых льгот, используемая предприятием; Но - общая сумма планируемых налоговых платежей.

     Эта система показателей может быть дополнена системой частных показателей, характеризующих долю отдельных групп налоговых платежей в себестоимости продукции, в цене продукции, в валовой прибыли. С помощью вышеприведенных показателей оцениваются альтернативные варианты налоговой политики предприятия, сравнение которых позволяет избрать для реализации наиболее эффективный ее вариант.

     Дивидендная политика играет большую роль в реализации финансовой стратегии предприятия. Она влияет на уровень благосостояния инвесторов (вкладчиков капитала) в текущем периоде; определяет размеры формирования собственных финансовых ресурсов, а соответственно и темпы производственного развития предприятия  на    основе    самофинансирования;     оказывает регулирущее    воздействие    на    финансовую    устойчивость предприятия; существенным образом влияет на стоимость используемого капитала и рыночную стоимость предприятия (акций). В то же время формирование дивидендной политики представляет собой одну из наиболее сложных задач финансового менеджмента. Оно призвано отражать требования финансовой стратегии по повышению рыночной стоимости предприятия, инвестиционной политики, политики формирования собственных финансовых ресурсов и некоторых других аспектов финансовой деятельности. Кроме того, в процессе формирования дивидендной политики предприятия необходимо учитывать две прямо противоположные экономические мотивации инвесторов (акционеров, вкладчиков) - получение высоких текущих доходов или значительное увеличение их доходов в перспективном периоде.

Информация о работе Формирование механизма повышения финансовой устойчивости предприятия