Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:12, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке, на основе системного подхода, концепции механизма повышения финансовой устойчивости предприятия и методов ее реализации для достижения максимизации благосостояния собственников капитала в текущем и перспективном периоде.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- раскрыта сущность финансовой устойчивости как функции финансового менеджмента;
- выявлены особенности и проблемы управления финансовой устойчивостью предприятия;
- исследованы методологические подходы к оценке финансовой устойчивости предприятия;
Третий этап, представляет собой экспресс - и углубленный анализ финансовой устойчивости предприятия, отдельных дочерних предприятий, филиалов и «центров ответственности». Он включает определение типа финансовой устойчивости предприятия.
Четвёртый этап - определение текущих планов по повышению финансовой устойчивости, отдельных структурных подразделений и предприятия в целом. Основой такого планирования является разработанная финансовая стратегия предприятия, требующая конкретизации на каждом этапе его развития.
Пятый
этап – это разработка системы
поощрений и санкций в разрезе
руководителей и менеджеров отдельных
структурных подразделений
На шестом этапе на предприятии создается система внутреннего контроля, разделение обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров. Определяются системы контролируемых показателей и контрольных периодов. Обеспечивается оперативное реагирование на результаты осуществляемого контроля.
Заключительный седьмой этап представляет собой рейтинговую оценку эффективности хозяйственной деятельности предприятия. С целью определения степени финансовой устойчивости и оценки предприятия проводится его сравнительная рейтинговая комплексная экспресс-оценка в ходе которой:
- используемая система финансовых показателей базируется на данных публичной отчетности предприятия, что позволяет контролировать изменение финансового состояния;
- исходные показатели рейтинговой оценки объединены в четыре группы:
оценка прибыльности, оценка эффективности управления, оценка деловой активности, оценка ликвидности и рыночной устойчивости;
- базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия служат показатели условной эталонной организации, имеющей наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям, либо условно-удовлетворительной организации, которая имеет финансовые показатели, соответствующие нормативным минимальным значениям, определенным исходя из критериев эффективности хозяйственной деятельности и организации финансов, принципов достаточности, ликвидности и доходности ее капитала;
- выводы, сделанные на основе рейтинговой экспресс - оценки, несколько отличаются от выводов, сделанных по данным других видов анализа, поскольку используемая группа коэффициентов характеризует экономические тенденции развития предприятия. Другие методики используют финансовые показатели, рассчитываемые на конкретную дату, и поэтому отражают экономические процессы с определенным запаздыванием.
Коэффициенты, используемые при проведении рейтинговой оценки, должны быть максимально информативными, непротиворечивыми и давать целостную картину устойчивости финансового состояния предприятия; иметь одинаковую направленность – положительную корреляцию (то есть рост коэффициента означает улучшение финансового состояния и наоборот); для всех показателей иметь числовые нормативы минимально удовлетворительного уровня или диапазона изменений; рассчитываться только по данным публичной бухгалтерской отчетности предприятия; давать возможность проводить предприятию рейтинговую оценку, как в пространстве, так и во времени.
Глава
2. Синтез методов управления
финансовой устойчивостью
предприятия
2.1 Методы формирования финансовых ресурсов предприятия
Планирование прибыли - составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений. Объектом планирования являются элементы валовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж. После определения объема продаж разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов. Производственная программа зависит от планового объема реализации и от величины запасов готовой продукции на складе на начало и конец планируемого периода. При этом необходимо учитывать и изменения остатков незавершенного производства. В свою очередь, производственная программа является основой для расчета потребности в материалах. Потребность в закупках материалов определяется с учетом запасов на складе на начало планируемого периода, а также переходящих остатков на конец периода. Важным моментом в планировании прибыли является учет трудовых затрат. С учетом необходимых отчислений в социальные фонды планируются затраты на оплату труда. Предварительно необходимо обеспечить нормирование рабочего времени на изготовление единицы продукции и определиться со стоимостью одного человека-часа. Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость. Сумма этих затрат зависит от их состава и поведения относительно объема производства. Раздельно определяются переменные и постоянные затраты. В результате проведенных расчетов формируется производственная себестоимость реализуемой продукции с учетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
На следующем этапе составляются сметы административных и коммерческих расходов. Это затраты связанны с обслуживанием и управлением производством, а также с продвижением товаров на рынок сбыта. На основании этих расчетов формируется план по прибыли от реализации продукции. Для планирования валовой прибыли используются данные о предстоящих операционных, а также внереализационных доходах и расходах.
План по прибыли может быть представлен в качестве финансовой модели предприятия. Как только проект бюджета подготовлен, начинается его уточнение в связи с изменением внешних и внутренних условий. С помощью проекта плана осуществляется просчет эффективности различных управленческих решений. Здесь значительную помощь в снижении трудозатрат при расчетах оказывает применение компьютерной техники.
В основе метода прямого счета лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант предполагает укрупненный расчет по позициям плана. При незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции используется аналитический метод планирования прибыли. Он применим при отсутствии инфляционного роста и себестоимости. При использовании аналитического метода расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность (Ро):
где П0 - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен); Стп - полная себестоимость товарной продукции базисного периода.
Расчет ведется в определенной последовательности:
- на основе базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года от объема товарной продукции планируемого года, но по базовой себестоимости;
- рассчитывается изменение себестоимости продукции в планируемом году;
Аналитический метод имеет то преимущество, что показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.
Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности - это такой объем выручки, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка. Более наглядно это можно представить графически (прил.Д).
После
определения точки
При снижении выручки от реализации, сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.
Для разработки финансовых планов Г. О. Партин предлагает применять следующие методы: балансовый, согласно которому балансируются не только итоговые показатели доходов и расходов, но и для каждой статьи затрат определяют конкретные источники их покрытия; нормативный, в соответствии с которым потребность в финансовых ресурсах определяют на основании финансовых норм и нормативов (ставки налогов, нормы амортизации и др.); расчетно-аналитический, согласно которому плановые показатели рассчитываются на основе фактических данных за базовый период и индексов их изменения в плановом периоде; методы экономико-математического моделирования для прогнозирования значения показателей и оптимизации плановых решений.
На основании разработанного финансового плана можно определить, какой объем денежных средств может иметь предприятие в своем распоряжении, какие основные источники их поступления, достаточно ли средств для выполнения плановых задач, сколько средств необходимо перечислить в бюджет, кредиторам, страховым компаниям, как будет распределяться прибыль предприятия, сбалансированы ли доходы с расходами предприятия и др.
Важным
фактором повышения эффективности
производственно-хозяйственной
Конкретная система амортизационных отчислений отражает определенные экономические закономерности и фактически является результатом балансирования экономических интересов государства и предприятия. Обратим внимание, что в Украине существует ряд особенностей учета амортизации. Эти особенности обусловлены отличиями налогового и бухгалтерского учета (прил.Е).
По созданию эффективной амортизационной политики предприятия одним из основных показателей, который должен быть объектом мониторинга, является срок окупаемости активов. Среди совокупности показателей, которые влияют на совокупность активов, необходимо в первую очередь выделить два: цена продукции (работ, услуг); объем сбыта продукции (работ, услуг). В прил.Ж показаны результаты, которые могут быть получены предприятием вследствие изменения величины амортизационных отчислений при применении различных методов амортизации.
При ведении бухгалтерского учета предприятия широко используют следующие методы амортизации:
- прямолинейный метод, при использовании которого стоимость объекта основных средств списывают одинаковыми частями на протяжении всего периода его эксплуатации;
Информация о работе Формирование механизма повышения финансовой устойчивости предприятия