Формирование финансовой политики муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование и совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск. В ходе работы решаются следующие задачи:
Рассмотрение понятия "государственная финансовая политика",
Анализ целей и видов финансовой политики,
Выявление особенностей реализации государственной финансовой политики, механизма ее функционирования,
Анализ специфики формирования муниципальной финансовой политики,
Исследование процесса привлечения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,
Изучение процесса размещения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сущность финансовой политики 6
1.2. Цели и виды финансовой политики 16
1.3. Механизм и инструменты реализации финансовой политики 24
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 31
2.1. Особенности финансовой политики муниципального образования 31
2.2. Политика привлечения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 43
2.2. Политика распределения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 54
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЕМО Г. НОРИЛЬСК 64
3.1. Характеристика ЕМО г. Норильск 64
3.2. Анализ финансовой политики ЕМО г. Норильск 75
3.3. Совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102

Работа содержит 1 файл

_Диплом Формирование финансовой политики МО.docx

— 317.55 Кб (Скачать)

Источниками сокращения расходов бюджета являются:

  • повышение эффективности хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и учреждений, снижение их дотационности, нормирование расходов на оказание отдельных видов муниципальных услуг, контроль за деятельностью муниципальных предприятий и учреждений;
  • регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги муниципальных предприятий и учреждений, расширение платности муниципальных услуг, устранение необоснованных льгот и привилегий;
  • привлечение частного капитала к оказанию отдельных видов муниципальных услуг, создание эффективно действующей системы муниципального заказа с использованием конкурсов;

-  поддержка, а в отдельных случаях прямое финансирование внедрения ресурсосберегающих технологий в муниципальном хозяйстве

Всякое муниципальное  образование, независимо от величины его  собственной доходной базы, обязано  обеспечить для населения определенный минимум муниципальных услуг, гарантируемых  государством. Величина этих услуг  должна определяться социальными нормами  и минимальными государственными социальными  стандартами (жилище, образование, медицина, социальное обслуживание и др.). На основании  минимальных государственных социальных стандартов и с учетом региональных цен и тарифов в каждом субъекте Российской Федерации может быть определена минимально необходимая  потребность в бюджетных средствах  в расчете на одного жителя. Эта  величина называется «минимум бюджетной  обеспеченности». Умноженная на число  жителей в муниципальном образовании, она дает величину его минимального бюджета текущих расходов.

Муниципальные заказы.

Муниципальный заказ  — это соглашение, заключенное  между заказчиком муниципального заказа и исполнителем муниципального заказа в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в составе расходов местного бюджета. Муниципальный заказ формируется на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в целях решения вопросов по предметам ведения местного самоуправления. Заказчиком выступает орган местного самоуправления, осуществляющий функции по закупке товаров, работ, услуг на основе муниципального заказа и организующий торги44.

Содержание муниципального заказа, сроки его исполнения и  способ размещения определяются заказчиком в пределах средств, выделяемых на эти цели из местного бюджета, и исходя из потребностей муниципального образования в товарах, работах и услугах. Порядок формирования муниципального заказа определяется правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном регулировании в муниципальном образовании, а также на основе положения о муниципальном заказе. В положении о муниципальном заказе в муниципальном образовании устанавливаются основания и порядок формирования муниципального заказа, порядок формирования конкурсной комиссии, способы, порядок и условия размещения муниципального заказа, источники и порядок оплаты муниципального заказа, порядок осуществления контроля за формированием, размещением и исполнением муниципального заказа, порядок и сроки опубликования сведений о муниципальном заказе, порядок и сроки проведения торгов.

Исполнительные органы местного самоуправления, ответственные за муниципальный заказ, должны вести реестр закупки, в котором указываются наименования закупаемых товаров, работ и услуг, наименования и местонахождение исполнителей, цены и даты закупки, сведения о фактическом исполнении муниципальных заказов. Контроль за исполнением реестра закупки осуществляется представительными органами местного самоуправления. Реестр закупки должен подлежать официальному опубликованию в специальном издании в порядке, предусмотренном положением о муниципальном заказе в муниципальном образовании.

Выделяются следующие  формы размещения муниципального заказа:

— проведение торгов в  форме открытого конкурса;

— проведение торгов в  форме закрытого конкурса;

— запрос котировок  цен товаров, работ и услуг;

— закупки товаров, работ  и услуг у единственного исполнителя;

— закупки товаров, работ  и услуг в условиях чрезвычайных ситуаций.

В Положении о муниципальном  заказе в муниципальном образовании целесообразно устанавливать предельный размер суммы закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, при превышении которой в обязательном порядке проводятся торги в форме открытого конкурса. В том случае, если сумма договора меньше предельно устанавливаемой величины, а время и расходы, необходимые для рассмотрения и оценки большого числа заявок на участие в торгах, значительны по сравнению с суммой заказа, заказчик может размещать муниципальный заказ путем проведения двухэтапных торгов.

Такая схема часто  применяется, если заказчик не имеет  возможности составить спецификации товаров, работ и услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупке товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, поэтому ему необходимо привлечь заявки на товары, работы и услуги и провести переговоры с претендентами. Или в том случае, если заказчик намерен заключить договор в целях проведения научных исследований, экспериментов или разработок, приобретения произведений искусства. Также схема применяется, если претенденты не представили конкурсные заявки или все указанные заявки отклонены заказчиком, и проведение новых торгов, по мнению заказчика, не приведет к заключению договора.

Инвестиционная политика.

Законодательную основу муниципальной инвестиционной политики составляет Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений"45. Закон определяет основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления. В частности, законом предусматривается46:

1. Создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем создания особых условий для инвесторов:

  • установление льгот по уплате местных налогов;
  • защита интересов инвесторов;
  • предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства, объектов социально-культурного назначения.

2. Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности путем:

  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
  • размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;
  • проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
  • выпуска муниципальных займов;
  • вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Размещение бюджетных  средств для финансирования инвестиционных проектов осуществляется на возвратной и срочной основах. Возможны два  варианта использования бюджетных  средств для инвестирования. Выделенные средства вместе с процентами за пользование бюджетными средствами (определяются нормативными правовыми актами о местных бюджетах) возвращаются в установленный срок. Или же в муниципальной собственности может закрепляться соответствующая часть акций создаваемого акционерного общества (в свою очередь акции могут быть реализованы, а средства направлены в муниципальный бюджет).

В результате распределения  финансовых ресурсов удовлетворяются  потребности муниципального образования, формируется социально-экономическое  благосостояние жителей.

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЕМО Г. НОРИЛЬСК

    1. Характеристика ЕМО г. Норильск

Единое муниципальное  образование город Норильск расположен на юге Таймырского полуострова, в 300 км к северу от Северного полярного круга, в 90 км к востоку от р. Енисей, вблизи р. Норильская и гор Путорана. Норильск – один из самых северных городов мира. Расстояние до Красноярска – 1 500 км воздушным путем и 2 000 км водным путем, до Москвы – около 3000 км (воздушным путем)47.

Население на 01.07.2007 г. составило 209 443 чел. На протяжении последних лет наблюдается сокращение численности населения муниципального образования город Норильск (в 2005 году – на 4 284 человека, в 2006 году на 3 889 человек, за 1 полугодие 2007 года население уменьшилось на 1 039 человек)48.

В административно-территориальном  отношении Норильск является городским  округом в составе Красноярского  края. В муниципальное образование  город Норильск площадью 451964 га входят (с 2004 г.) три городских района: Центральный, Талнах и Кайеркан и поселок Снежногорск, удаленный на 120 км от центра города. Норильск располагается внутри территории городского поселения Дудинка Таймырского  района Красноярского края. Конфигурация его границ представляет собой неправильный прямоугольник, простирающийся с запада на восток на 80 км, а с севера на юг – на 50 км. Вполне естественно, что жилые и промышленные зоны города не покрывают всю территорию муниципального образования (что характерно, для большинства городов страны) и лишь расположены в центре территории городского округа, тогда как периферия представляет тундровые, лесотундровые и таежные ландшафты. Норильск – есть система из 4-х отдельно расположенных жилых массивов: собственно Норильск, Оганер (10 км от Центра города), Талнах (25 км) и Кайеркан (20 км), ряда крупных промышленных площадок (металлургических заводов, обогатительных фабрик, рудников) и инфраструктурных коммуникаций между ними. Единственным поселением, с которым Норильск имеет наземную связь, является город Дудинка – центр Таймырского муниципального района.

Таблица. 1. Структура землепользования муниципального образования г. Норильск.

Вся территория (кв. км)

4519,6

100,0%

в т.ч. в черте поселений

185,9

4,1%

в т.ч. под жилой и общественно-деловой  застройкой

19,4

0,4%

под объектами промышленности

166,3

3,7%

вне черты поселений

4333,7

95,9%

в т.ч. сельскохозяйственного назначения

1,8

0,0%


Источник: Паспорт МО г. Норильск, 2005 г.

Экономика Норильска носит  ярко выраженный крупноиндустриальный моноотраслевой характер. На предприятия  Заполярного филиала ОАО «ГМК «Норильский никель» приходится 97-98% всего объема производства промышленной продукции города (на второго по величине производителя - «Норильскгазпром» - приходится всего 1,5-2%). Доля ЗФ в ВРП  муниципального образования составляла в 2005 г. около 82,5%.

Базовая отрасль ориентирована  на экспорт, поэтому экономика города напрямую зависит от объемов экспорта сырьевых ресурсов, конъюнктуры мировых и внутренних цен на цветные и драгоценные металлы, а также курса основных мировых валют. Этим обусловлены значительные колебания объема промышленного производства в стоимостном выражении (рис. 1), что в конечном итоге сказывается на экономическом состоянии города в целом49.

Рисунок 1. Объем промышленной продукции г. Норильска (в ценах 1997 года).

Так значительный рост объема промышленной продукции в 2000 г. позволил компенсировать провал 1998 г. и обеспечил  увеличение доходов населения, тогда  как стагнация 2002-2004 гг. выразилась и в стагнации уровня жизни  норильчан.

Рисунок 2. Инвестиции в основной капитал (в  ценах 1998 года).

Зависимость развития Норильска  от основного предприятия проявляется  и в инвестиционной сфере (рис. 3). В период максимальных вложений в ГМК в 2000-2001 гг. максимальными были и бюджетные инвестиции в непроизводственную сферу. В 2004-2005 гг. когда вдвое сократились инвестиции в производство, упали и инвестиции непроизводственного назначения.

Рисунок 3. Динамика инвестиций в основной капитал (1999 г. = 100%).

После значительного роста  в 2000-2001 гг., связанного с благоприятной  конъюнктурой цен на цветные металлы, наступил спад инвестиционной активности. В Красноярском крае ситуация во многом повторяла норильскую, т.к. в значительной степени зависела от нее. В 2000-2003 гг. 35-40% всех краевых инвестиций в основной капитал приходились именно на Норильск. Однако в середине 2000-х гг. в крае начали реализовывать крупные проекты, не связанные с Норильском (его  доля упала в 2005 г. до 23%), и кривая инвестиционной активности поползла вверх.

В связи с высокой значимостью  предприятия ГМК "Норильский никель" в экономике города необходимо отдельно рассмотреть эту компанию.

На Заполярный филиал ГМК «Норильский никель» приходится свыше 97% всего объема промышленного производства и свыше 82% ВРП муниципального образования. Налоговые отчисления ГМК в 2005 г. составили свыше трех четвертей собственных доходов городского бюджета. В 2006 г. произошло заметное падение поступлений от налога на прибыль ввиду снижения норматива отчислений в муниципальные бюджеты.

Из 130,2 тыс. занятых в экономике  города на конце 2005 г. 48,1 тыс. человек  работало в подразделениях ГМК «Норильский  никель» (около 37%). В 2005 г. структура  занятых (без учета малого бизнеса) выглядела следующим образом: ЗФ ГМК – 57,6%, НТЭК (на 51% принадлежит  ГМК) – 5,1%, «Норильскгазпром» (на 29,4% принадлежит  ГМК) – 2,4%, ГУП Учреждение ОИК-30 (Минюст) – 1,2%, бюджетные организации – 25,6% (в т.ч. финансируемые из местного бюджета – 18,1%).

Доходы работников ГМК составляли в 2005 г. около 39% общих денежных доходов  населения ЕМО «Город Норильск». Еще 2,3% составляли доходы работников «Норильскгазпрома», 11,6% - работников бюджетной сферы, 11,9% - социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии и т.д.). Доходы населения  от предпринимательской деятельности составляли 25,5%. Среднегодовая заработная плата работников Заполярного филиала  ГМК в 2005 г. составила 34,2 тыс. рублей, в то время как средняя по городу была 25,9 тыс. рублей, заработная плата  работников «Норильскгазпрома» - 25,5 тыс. рублей, работников учреждений, финансируемых  из местного бюджета – 10,2 тыс. рублей.

Информация о работе Формирование финансовой политики муниципального образования