Формирование финансовой политики муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является исследование и совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск. В ходе работы решаются следующие задачи:
Рассмотрение понятия "государственная финансовая политика",
Анализ целей и видов финансовой политики,
Выявление особенностей реализации государственной финансовой политики, механизма ее функционирования,
Анализ специфики формирования муниципальной финансовой политики,
Исследование процесса привлечения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,
Изучение процесса размещения финансовых ресурсов на муниципальном уровне,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1. Сущность финансовой политики 6
1.2. Цели и виды финансовой политики 16
1.3. Механизм и инструменты реализации финансовой политики 24
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 31
2.1. Особенности финансовой политики муниципального образования 31
2.2. Политика привлечения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 43
2.2. Политика распределения финансовых ресурсов на уровне муниципального образования 54
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЕМО Г. НОРИЛЬСК 64
3.1. Характеристика ЕМО г. Норильск 64
3.2. Анализ финансовой политики ЕМО г. Норильск 75
3.3. Совершенствование финансовой политики ЕМО г. Норильск 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102

Работа содержит 1 файл

_Диплом Формирование финансовой политики МО.docx

— 317.55 Кб (Скачать)

Во втором случае превышение расходов над доходами вызвано негативными причинами, при этом государственных резервов для покрытия вынужденных расходов может оказаться недостаточно.

Дефицит государственного бюджета  может также отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры и ответствующие политические решения.

Вообще в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит в количественно допустимых пределах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, то есть сумма финансовых ресурсов, полученных государством в долг, должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных грамм. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не более 2 – 3%.

Сокращение разрыва между расходами  и доходами можно также достичь с помощью увеличения доходов и сокращения расходов.

Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами18:

1) финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов;

2) обеспечение условий  для привлечения финансовых ресурсов  российских и иностранных инвесторов  к созданию эксплуатации предприятий  в слаборазвитых районах, к  развитию производств, в продукции  которых заинтересована российская  экономика;

3)   привлечение  инвестиций регионов РФ и   иностранных государств в развитие  общероссийской  инфраструктуры  и ее включения в систему  мировых коммуникаций;

4) обеспечение государственного  регулирования цен на продукцию  естественных монополий, выравнивающего  условия предпринимательской деятельности  в различных районах.

Важнейшими исходными  пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных и муниципальных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.

Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами  развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием являются:

•    участие  финансовых ресурсов государства в  наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;

• размещение федеральных  заказов на поставку продукции для  общегосударственных нужд;

•  финансовая поддержка  наукоемких производств и развитие высоких технологий;

• создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

• финансовое содействие малому и среднему бизнесу. Совершенствование   финансовых   и   налоговых  отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной  власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.

Для реализации задач  региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:

1)   бездефицитность  бюджетов большинства субъектов  РФ и муниципальных образований;

2) законодательное разграничение  полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

3) возможность при  формировании бюджетов определять  и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;

4)   сбалансированность  бюджетов всех уровней;

5) право — в пределах  собственных финансовых ресурсов  — самостоятельного принятия  каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

6) контроль за целевым  расходованием средств, выделяемых  из федерального бюджета на  социально-экономическое развитие  регионов.

Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста  заработной платы, пенсий, пособий и  других денежных доходов граждан  РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения  во всех регионах РФ.

Субъектам РФ, которые  не имеют достаточных средств  для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

Для минимизации отрицательных  последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:

• совершенствование  налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

• введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей  выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем  социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства,  дотации   на   выплату  минимальной   заработной платы.

Региональная экономика  строится из финансовой политики муниципальных  образований, входящих в состав субъекта федерации. Поэтому немаловажным является формирование и управление финансовой политикой на уровне каждого муниципального образования Российской Федерации.

В главе проанализированы теоретические основы формирования государственной финансовой политики, которые включат в себя понятие  термина "финансовой политики", цели и задачи, механизм формирования политики, средства достижения.

Далее перейдем к рассмотрению финансовой политики на уровне муниципального образования, проанализируем специфику  формирования финансовой политики на уровне г. Норильска и предложим  основные пути совершенствования управления и формирования финансовой политики на уровне города.

 

 

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

2.1. Особенности финансовой политики муниципального образования

Финансовая политика государства  представлена на 3-х уровнях: федеральном, уровне субъекта федерации и муниципальном. Предметом нашего исследования являются финансы и финансовая политика муниципального образования. Поэтому далее определимся  с терминами, используемыми в  работе.

Под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных обшей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы19.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения20.

Эти отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Муниципальные финансы включают:

• средства местного бюджета;

•  муниципальные  внебюджетные фонды;

•  государственные  и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

• другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Муниципальные финансы  основываются на принципах:

•   самостоятельности;

•    государственной  финансовой поддержки;

•    гласности.

Формирование и использование  местных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «Бюджетным кодексом Российской Федерации», а также другими федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.

В процессе управления муниципальными финансами выделяется несколько функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа проводится финансовое планирование. Одновременно в соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета. Также для эффективного управления финансами необходимы контрольно-ревизионные органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность и точность данных, предоставляемых органами финансового планирования21.

Финансовое планирование является одной из важнейших функций  управления финансами. Подготовку и  согласование финансовых планов осуществляют исполнительные органы местного самоуправления, на основе приоритетов, установленных законодательным органом местного самоуправления. Приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния и перспектив развития муниципального образования. Разработку финансового плана целесообразно проводить параллельно с бюджетом, так как это позволяет своевременно учитывать и согласовывать возникающие корректировки. Непосредственно утверждение бюджета муниципального образования должен осуществлять законодательный орган местного самоуправления, представляющий интересы населения. Финансовый план представительным органом власти обычно не утверждается, а используется, как документ, обосновывающий предлагаемый проект бюджета.

Финансовое планирование подразделяется на перспективное и  текущее. На стадии перспективного планирования определяются основные стратегические направления и приоритеты развития. При этом перспективные планы  должны ежегодно корректироваться в соответствии с произошедшими изменениями.

Важнейшим элементом финансового  управления органов государственной власти является бюджет.

Государственный бюджет22 — это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный  бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3)   местные бюджеты.

Федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В целях обеспечения  единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней  в Российской Федерации введена  единая бюджетная классификация  доходов и расходов23.

Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно24.

Необходимость составления местных бюджетов обусловлена наличием собственных предметов ведения, требующих осуществления хозяйственной деятельности. Если бы местные органы власти являлись просто представителями вышестоящих органов власти, составление самостоятельного бюджета было бы не нужным. Такие органы власти работали бы в рамках утверждаемой вышестоящим органом власти сметы расходов на определенные нужды, однако при таком подходе местные власти, скорее всего, не были бы заинтересованы в оптимизации расходов.

Информация о работе Формирование финансовой политики муниципального образования